Государственное регулирование цен
НОУ
«Институт управления и экономики»
г. Санкт – Петербурга
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и финансов
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по курсу «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ»
На тему №
12 «Государственное регулирование цен»
Студентки: 1-го курса
Поповой
Е.А.
Специальности:
Менеджмент
и управление
Группа:
М-11
Научный
руководитель:
к.э.н.,
доцент Чирихин С.Н.
Новосибирск
- 2005
Ведение
Какие же
цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде
всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного
воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда.
Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического
развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями
государственной экономической политики могут быть:
1)
поддержание сбалансированного общественного производства;
2)
стимулирование роста производства
3) обеспечение
полной занятости;
4)
повышение эффективности общественного производства;
5)
справедливое распределение дохода;
6)
стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;
7)
сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Но эти цели
могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста
производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве
цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между
целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности
производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то и возникает ещё одна
цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями
экономической политики, снятие конфликтов между ними.
Государство
может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно
располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка,
которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь
возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много.
Такими средствами нажима являются
- государственный
бюджет
-государственная
собственность
-законодательное
творчество
- информация
-внешняя торговля
- силовые структуры
И наконец,
государство вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной
практике сложились следующие методы государственного регулирования:
- управление
государственной собственностью
- государственное
потребление
- социальные
программы
- бюджетная
политика
- налогообложение
На заре
рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития
экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности
ценообразования. Так возникли особые цены – тарифы, таксы.
Во всех
странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их.
Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов
на цены.
Регулирование
цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства
регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля
регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран
регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию
машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор
регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Тема
актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их
неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических
условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.
Регулирование
цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при
любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
Задачи
данной курсовой работы - ознакомление с историческими представлениями о роли
государства в экономике, дать определение цены, перечислить её виды и функции,
рассмотреть государственное регулирование цен.
I история
эволюции представлений
о роли
государства в экономике
Меркантилисты
История
государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время
основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала
активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что
главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они
призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая
теория
Следующей
ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита”
Исследование о природе и причинах богатства народов”,в которой он утверждал,
что “ свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство” (Варга В.
Роль государства в рыночном хозяйстве МЭ и МО N11,1992г..стр.131)
В
соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать
безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными
словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить сам, либо
делает это неэффективно. В своем описании рыночной экономики Адам Смит
доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных
интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в
конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное
заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны
быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора
сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская
теория
В 30-е годы
нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою
теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию
Кейнса можно назвать “кризисной “так как он рассматривает экономику в состоянии
депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по
причине отсутствия у свободного рынка механизмов. Которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономки из кризиса. Кейнс считал, что государство должно
воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина
капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько
инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая
политика и др. Гибкая кредитно-денежная позволяет перешагнуть через один из
серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается,
считал Кейнс путем изменения количества денег в обращении. При увеличении
денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать
инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики
Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих
средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит
безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными
чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля
национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание
обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования
государственных и смешанных предприятий;
-широкое
использование бюджетно-финансовых и кредитно- финансовых регуляторов для
стабилизации экономической коньюктуры, сглаживания циклических колебаний,
поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель
государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить
циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако
примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями
государственного регулирования и объективными экономическими условиями.
Кейнсанская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов
роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения
без ущерба накоплению капитала. Однако в70-е года условия воспроизводства резко
ухудшились. Был опровергнут закон Филипса, согласно которому безработица и
инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса
только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса
произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и
сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.
Неоклассическая
теория
Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции
неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на
воспроизводство через опрос, а вместо этого – использование косвенных мер на
предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать
классический механизм накопления и возродить свободу частного
предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от
накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет
собственных средств (т.е. капитализации части прибыли) и за счет заемных
средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией, государство должно
обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения
производительности производства.
Главные
преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают
рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет
использование заемных средств для накопления. Поэтому не консерваторы предложили
осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и
предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение
налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что
осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение
государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса
и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и
политику приватизации государственной собственности.
Следующий
комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию
регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение)
антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом,
в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику.
Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным
силам.
II Цена . Её
виды и функции
Цена – денежное
выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и
одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода –
это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена.
Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена
проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому
что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая –
найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма
ценообразования: рыночный и производственный затратный.
Рыночный
механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом
понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на
конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при
условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная
рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена
называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна
от законов рынка.
Функции цен:
1) Измерительная –
благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а
продавец получить за товар.
2) Соизмерительная
– заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно
отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности.
3) Учетная – цена
становится вспомогательным инструментом учета.
4) Инструментом
анализа, прогнозирования, планирования.
5) Социальная
функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления,
уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
6)
Внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей,
взаимных расчетов между странами.
7) стимулирующая функция
– влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
В зависимости от
сфер торговли различают несколько видов цен:
1) Оптовые – цены,
по которым продукция реализуется крупными партиями.
2) Розничные –
цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.
3) Закупочные –
цены государственных закупок продукции у предприятий.
4) Цены на услуги.
Виды цен,
различаются по степени и способам регулирования.
1)
Жестко фиксированные, твердые цены – назначаются
государственными органами ценообразования.
2)
Регулируемые цены – регулируются государственными органами –
утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.
3)
Договорные цены – определяются документальным соглашением
между продавцом и покупателем.
4)
Свободные рыночные цены.
Мировые цены – цены
мирового рынка подразделяются "на":
Сопоставимые
или неизменные цены – для определения индекса цен.
Проектные
(сезонные) – изменяются в определённые периоды года , типичны для
сельскохозяйственной продукции.
А так же
биржевые, аукционные, комиссионные.
III
Государственное регулирование цен
Государственное
регулирование чаще всего проявляется в установлении максимального уровня цен,
что вызывает увеличение спроса (потребители хотят покупать больше по
установленной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Те потребители,
которые могут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить
меньше. Но производители при подобных методах государственного регулирования
терпят потери от недополучения прибыли.
Для потерь,
вызванных воздействием государственного регулирования , используются понятия
излишков потребителя, то есть совокупная чистая выгода, которую получают все
потребители (производители) от приобретения (производства) товара.
Так же
потребительский излишек и излишек производителя используются для того, чтобы
продемонстрировать эффективность конкурентного рынка (ситуация, при которой
ресурсы размещаются оптимальным способом) и показать, почему равновесная цена и
равновесное количество продукции на конкурентном рынке максимизируют
совокупное экономическое благосостояние производителей и потребителей.
Вопросы
регулирования ценообразования в условиях рыночной экономики постоянно являются
предметом научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что
государство должно регулировать процесс ценообразования и естественно тем самым
и сами цены. В соответствии со сложившейся терминологией те, кто считает
допустимым лишь минимальное вмешательство в этот процесс государства,
называются “либералами”. Те же, кто настаивает на необходимости более широкого
участия государства в формировании цен, обычно называются “консерваторами”.
Страницы: 1, 2
|