Главные
инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие
теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства
вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства
его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит
денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе
балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют
действия правительства.
Согласно общим
рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать
государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного
сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать
государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный
сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или
ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Размещение ресурсов
Наряду с
макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства
является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной
системы является способность эффективно распределять ресурсы.
Но в определенных
ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство
конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов,
и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой
проблемы.
Перераспределение
ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В
каждом конкретном случае используются определенные разновидности
государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться
налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Так, через
систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство
общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное
налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки,
образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство
общественных благ.
В случае
побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках
производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды,
которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся
непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции
неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное
производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.
Правительственный
запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов
безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и
токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на
оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к
сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате
уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на
производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые
налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с
экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить
источник загрязнения, характер ущерба.
Внешние эффекты
могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным
издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в
государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.
Перераспределение
доходов
Не менее важной
является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение,
которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и
бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных
ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое
перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например,
выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице
и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность
получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание
цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Деятельность
государства, как субъекта имущественных отношений
Традиционным
объектом государственной собственности является национальное достояние, не
являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.).
Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли
инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
В основном это
отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования
рыночной экономики.
Значительный вес
в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где
государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять
менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль над деятельностью
компании.
Источником
формирования государственной собственности выступают национализация и
собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий
за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных
отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
Казалось бы,
государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться
еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным
условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная
собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится
мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического
хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки.
Нынешнее состояние
информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструктуры
и на частнохозяйственном уровне.
Государственное
предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций
неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников.
Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных
подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого.
Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется
применительно к ситуации.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
Мероприятия
государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и
использованию на основе финансового законодательства страны называются
финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического
состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую
политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на
стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот
производителям),
на мобилизацию
финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли
экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение
расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое
состояние меняются направления финансовой политики.
Правильность
выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки
складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого
правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций
оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой,
какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией
развития является усиление роли правительства в регулировании национальной
экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы
по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на
здравоохранение, образование и т.д.
Между возникновением
опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их
эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие
вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между
возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные
структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к
результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют
ситуацию.
Финансовая политика
складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в
области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с
целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования
бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика
Фискальная
политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и
расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой
активности и решения различных социальных задач.
Основным рычагом
фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в
соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики -
прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они
контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная
политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и
автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное
регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью
воздействовать на реальный объем национального производства, занятость,
инфляцию и экономический рост.
Рассмотрим
вкратце дискреционную фискальную политику.
В период спада
стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
·
увеличения
государственных расходов;
·
снижения
налогов;
·
сочетания
роста государственных расходов со снижением налогов.
Такая фискальная
политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает
сокращение падения производства.
В условиях
инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая
дискреционная фискальная политика складывается из:
·
уменьшения
государственных расходов;
·
увеличения
налогов;
·
сочетания
сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Такая фискальная
политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей
фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная
политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под
автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический
механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения
без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным
встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых
поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период
экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период
спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая
система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной
покупательной способности, а в период замедления экономического роста она
обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
К встроенным
стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных
социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения,
препятствующие резкому
сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период
подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается,
или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Налоги и их функции
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании
экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда
сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо
финансовой функции налоговый механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса.
Налоги возникли
вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением
государства. “В налогах воплощено экономически выраженное существование
государства”, - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития
капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Изъятие
государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют
основные участники производства валового внутреннего продукта:
·
работники,
своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие
определенный доход;
·
хозяйствующие
субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
А. Смит в своем
“Исследовании о природе и причинах богатства народов” считал основными
принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и
удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения
достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в
соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора
надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
По методу
установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых
относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на
имущество,
владение и
пользование, которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги
вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная
пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).
Функция налога -
это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения
доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая
их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента
распределительных отношений.
Посредством
фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов -
формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной
системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных
функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе
стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в
крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция
налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность
количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с
потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за
движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в
налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых
отношений проявляется в условиях действия распределительной функции.
Таким образом, обе
функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых
отношений и бюджетной политики.
Регулирующая
функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия
налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых
ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических
проблем.
Перераспределительная
функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство
перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу
тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных
ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан,
нуждающихся в социальной защите.
Основные налоговые
теории и их современные
интерпретации
Эволюция
различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных
направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем
менялись в зависимости от экономической политики государства.
Страницы: 1, 2, 3
|