Государственное регулирование инфляции и безработицы
РЕФЕРАТ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
ИНФЛЯЦИЯ
В той или иной форме инфляция существовала всегда. И все же , несмотря на то , что об
инфляции написано уже очень много , по этому вопросу по-прежнему нет единства мнений - ни в том , что
касается ее причин , ни по поводу средств борьбы с нею.
Существует несколько определений инфляции , одни экономисты
считают , что наиболее точным определением будет следующее -инфляция
- это такая ситуация в экономике , при которой " слишком высокий спрос сталкивается с слишком
небольшим предложением товаров " , другие считают , что
можно дать более короткое , но вместе с тем более полное , по их мнению ,
определение , из которому следует , что " инфляция -
это процесс длительного повышения цен " или " инфляция
- это процесс продолжительного обесценения денег ". С определённой долей уверенности можно сказать , что
все перечисленные определения достаточно точно отражают суть этого явления.
До недавнего времени существовало два глобальных подхода ,
связанных с двумя мировыми системами. Социализм предполагал прямое
государственное регулирование , а капитализм- использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования.
Но было бы неправильно думать , что капитализм исключает прямое государственное регулирование. Так , например , в 1971 году по инициативе администрации Никсона в США впервые в послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами.
Принято считать , что президент Р.Никсон был против установления
прямого контроля над ценами и заработной платой. Однако непростое экономическое
положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры.
Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики , Никсон вынужден был пойти на замораживание цен
и заработной платы.
Следует отметить , что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики США. Однако уже в ближайшие годы выявились
отрицательные последствия централизованной модели регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов
, тормозило инвестиционную политику , снижало уровень де-
ловой активности , сдерживало рост
доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от
прямого контроля над ценами.
Прямое государственное регулирование цен осуществляется в настоящее время
лишь в высоко монополизированных отраслях , подпадающих под юрисдикцию антитрестовского
регулирования.
Нынешняя американская администрация , ограничивая
прямое государственное вмешательство , делает упор на активное использование рыночных
рычагов. Надо признать , что в целом подобный подход оказывал в последние годы стабилизирующее
воздействие на развитие инфляционных процессов.
Теоретически инфляция может быть вызвана или изменениями спроса ,
или изменениями издержек.
В первом случае , когда происходит увеличение спроса (денег) , в начале наблюдается лишь расширение производства ,
а затем - по достижении его предела - изменение уровня цен. Между двумя этими точками находится область , где одновременно возможны изменения и первого , и
второго рода.
Во втором случае толчок развитию инфляционного процесса может быть получен со стороны издержек. Способность
повышать цены независимо от колебаний спроса основывается на обладании определённой монополией. Например ,
используя свои возможности , профсоюзы могут повышать цену на рабочую силу , промышленность - уровень прибылей (повысив
цены без увеличения заработной платы) , а правительство - налоги.
После первого толчка , полученного со стороны спроса , в результате воздействия спроса на издержки происходит увеличение последних
и они в свою очередь дают толчок инфляции. Начинается инфляция издержек.
Однако инфляция - это процесс , на который можно воздействовать , используя различные инструменты экономической политики.
Полностью отказаться от инфляции нельзя , т.к. избавление от инфляции потребовало бы
отказа от краткосрочного регулирования экономики , в частности , отказа от использования инструментов денежной политики в целях воздействия на
процентные ставки , курс акций , инвестиции и производство , без которого не
обходится ни одно современное рыночное хозяйство. В передовых странах продолжают проводить
краткосрочную денежную политику , а следовательно остаются ее инфляционные эффекты.
Основной целью антиинфляционной политики является цель сделать инфляцию управляемой ,
а ее уровень достаточно умеренным.
Проблема контроля над инфляцией сводится к использованию
механизмов , способных ослабить и в конечном итоге прекратить действие силы , способствующей дальнейшему
развитию инфляции.
Существует два возможных пути : использование жесткой политики или проведение определённой политики
в области доходов. Если избран путь жесткой политики , то нет
особой разницы в том , что именно будет предприниматься , как будут называться конкретные мероприятия : ограничение спроса или денежный контроль. Практически это
означает одно и то же.
Одно из этих направлений политики не исключает другого : если речь
идёт о контроле над инфляцией , то нет никаких причин препятствующих их совместному
использованию.
Питер Браунинг в своей книге "ECONOMIC IMAGES"
пишет : "Рациональность жесткой политики заключается в том , что вызванная
сдвигами в величине издержек инфляция не будет развиваться слишком далеко , если политика правительства в области спроса не будет этому попустительствовать
, а количество денег в обращении будет разумно регулироваться".
Политика в области доходов нацелена на то , чтобы
объяснить работникам (профсоюзам) , определяющим инфляционный спрос, что традиционная линия поведения в отношении заработной платы способствует развитию
инфляции и , как следствие , негативно сказывается на их положении.
Сотрудничество профсоюзов могло бы свести трудности к минимуму. Чем
скорее профсоюзы осознают , что жесткий контроль над денежным
обращением - это "всерьёз и надолго" и что чрезмерные требования о повышении заработной платы могут
лишь вызвать безработицу , тем легче будет решить эту проблему.
Рассматривая эти направления надо заметить , что не обязательно их раздельное использование , напротив , быть может их совместное
применение даст наибольший эффект.
Выбрав антиинфляционную политику необходимо выбрать методы ,
через которые она будет реализована и ее долгосрочную и краткосрочную перcпективу.
Антиинфляционная стратегия - соединяет цели и методы долговременного характера ,
антиинфляционная тактика - на относительно небольшой период времени.
Одним из основных факторов , влияющих на инфляционные процессы являются инфляционные ожидания. Таким образом одной из важнейших задач будет задача переломить
инфляционные ожидания . Эта задача выполнима при соблюдении следующих условий :
1. Укрепление механизмов рыночной системы (рациональная налоговая политика , ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импортной продукции , поощрение малого бизнеса , диверсификации производства и т. д. )
2. Существование правительства ,
исповедующего твердый курс на переход к управляемой инфляции и пользующегося поддержкой большинства населения.
Кроме того может проводиться долгосрочная денежная политика. Она предполагает введение жестких лимитов на
ежегодный прирост денежной массы.
Чтобы политика была действительно антиинфляционной необходимо удерживать эти лимиты
в течении продолжительного периода времени. Даже при временном отходе от антиинфляционного курса - происходит усиление инфляционных ожиданий и ее
эффект резко снижается.
Ещё одной задачей является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной
ликвидации. Эта задача решается двумя основными путями :
увеличение доходов или сокращение расходов государства ,
однако предпочтительнее второе. Дело в том , что усиление налогового пресса может лишь
усилить инфляцию , хотя и принесет сиюминутный антидефицитный результат.
Без устранения дефицита бюджета любые попытки установить контроль над инфляцией нереальны , поскольку , как в большинстве стран , сталкивающихся с проблемой инфляции , так и в нашей стране одним из наиболее существенных факторов
развития инфляции является дефицит бюджета.
Кроме того , одним из наиболее важных элементов антиинфляционной
стратегии является совершенствование налоговой
системы. Так как чрезмерный налоговый пресс не только способствует
постоянному повышению цен , но и снижает деловую активность , что влияет на сокращение предложения и в итоге влечёт ещё больший рост цен.
Разрабатывая стратегию необходимо уделить внимание и тактике , позволяющей
проводить регулирование в краткосрочной перспективе. К методам краткосрочного регулирования
относятся :
- регулирование учётной ставки Центрального Банка ;
- регулирование нормы федеральных резервов ;
- проведение приватизации - появление на рынке большого числа акций отвлечёт часть инфляционного спроса , приватизация кроме того облегчит напряжение в расходной части бюджета ;
- выпуск государственных займов и т.д.
Надо заметить , что в нашей стране инфляция усиливается
некоторыми специфичными факторами , среди которых , кроме дефицита бюджета , который характерен практически для любой
страны , высокий уровень неплатежей.
Кризис неплатежей сужает предъявляемый спрос , что вынуждает
производителей замедлять рост цен на свою продукцию , однако несмотря на это он не может являться положительным фактором , т. к. усиливает
промышленный спад , который в свою очередь создаёт дефицит и поощряет
рост цен.
Одним из методов борьбы с этим фактором может быть введение ,
развитие и совершенствование системы взаимозачёта и вексельной оплаты платёжных обязательств , а также совершенствование банковской системы , введение
жестких санкций по отношению к банкам , задерживающим переводы платежей. Что касается предприятий
не имеющих необходимых денежных средств (если отсутствие таковых не
является причиной неплатежей) , то в отношении их необходимо применять меры предусмотренные законодательством.
Кроме того одним из специфических факторов является задолженность
государства перед отдельными отраслями , что напрягает
бюджет и создает неблагоприятную социальную атмосферу.
Решить эту и другие проблемы не просто ,
практически невозможно без оздоровления экономики , без создания условий для нормального функционирования рынка.
БЕЗРАБОТИЦА
В современном рыночном хозяйстве обязательно должен существовать
определенный оптимальный резерв работников , поддерживаться естественная норма безработицы.
При этом исключаются как арифметически полная занятость , так и чрезмерно высокий
уровень безработицы , имеющие отрицательные последствия.
В первом случае экономике грозит инфляция спроса , низкая эффективность производства , стагфляция и т.д. Во втором - явное недоиспользование трудового фактора производства , нарушение социально-экономических прав человека , негативное влияние на финансы государства , связанное с необходимостью содержания большого количества безработных , что в значительной мере напрягает бюджет и т.п.
Для того , чтобы верно оценить ситуацию в сфере
занятости необходимо знать не только уровень безработицы , т. е. долю официально
зарегистрированных полностью безработных в численности работоспособного населения , но и то , сколько времени они пребывают в таком состоянии.
Поэтому и исследования проблем занятости , и разработка соответствующей государственной
политики ведутся на основе анализа уровня и продолжительности безработицы.
Но нередки ситуации , когда текущая безработица ниже
естественной нормы или наоборот превышает естественную отметку.
Искусственно низкая безработица как правило является следствием ошибочной политики государства , его стремления любой ценой добиться полной
занятости. Но цена эта может оказаться слишком высокой. Применяя средства макроэкономического
регулирования , государство действует вопреки естественному ходу событий на
рынке труда. Конечно в его обязанности входит помогать каждому , кто хочет и может работать , реализовать свое право на труд. А это совершенно не означает
наделение чуть ли не любого человека гарантированным рабочим местом. В современном рыночном хозяйстве занятость становится по-настоящему полной и
эффективной лишь тогда , когда текущий уровень безработицы близок к естественной норме , которая
никогда не может быть равной нулю. И пытаться сделать обратное - значит нанести экономике ущерб.
Как пример неверной политики государства можно рассмотреть краткосрочное денежное
регулирование , когда государство , не считаясь с тяжелыми
инфляционными последствиями , систематически оказывает понижающее давление на
процентные ставки , намереваясь таким образом стимулировать расширение производства и занятости.
Богата такими примерами и наша экономика.
Можно выделить массированные государственные капиталовложения , дотации и субсидии , приводящие к росту дефицита бюджета , вызывающему дополнительную денежную эмиссию (декабрьский эмиссионный выброс был купирован январским
изъятием денег из наличного обращения , но уже в феврале объем наличной эмиссии вновь составил весьма приличную сумму - 1,6 трлн. рублей) , что провоцирует новый виток инфляции. Все эти действия носят сугубо инфляционный
характер , ведут к сохранению в сущности излишних
рабочих мест , поддержанию неестественно низкой безработицы.
Если государство поступает
именно так , степень использования ресурсов становится слишком высокой.
В этом случае в соответствии с кривой Филлипса весьма вероятна инфляция спроса.
Стремление работников сохранить свои реальные доходы приводит к увеличению заработной платы , но это повышение носит сугубо инфляционный характер так как становится фактором не потому , что, например , увеличился спрос
на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда , а потому , что
произошел очередной скачёк цен. Возрастут издержки и , следовательно , не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдёт рост безработицы.
Таким образом , пытаясь установить полную занятость , государство в состоянии добиться лишь кратковременного снижения
уровня безработицы , за которым обязательно следует его рост. При этом продолжается раскрутка инфляционных процессов.
В целом можно сказать , что в каких бы формах не выступала государственная политика , направленная
на поддержание искусственно низкой безработицы , достижение полной занятости , она в конце концов оканчивается стагфляцией.
Если же уровень безработицы слишком велик , то это
значит , что правительство уделяет слишком много
внимания снижению темпов инфляции и стремится к ее минимизации , что также носит отрицательный характер и
плохо сказывается на экономике.
Стандартные подходы к решению проблемы безработицы , такие как
создание или стимулирование создания рабочих мест , массовая
переподготовка кадров не теряют своей актуальности нельзя забывать также и о социальной защите населения , иначе может последовать социальный взрыв непредсказуемых масштабов , но вместе с тем необходимо искать
новые пути , использовать опыт , накопленный странами с развитой экономикой. Такими путями могут быть :
Перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный
рабочий день , неполную рабочую неделю и т.п. Предприятия , сделавшие
шаги такого рода , должны поощряться налоговыми льготами : им следует снижать
ставки налога на прибыль - хотя бы в той мере , чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа
работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях.
Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия , расширяющие занятость по отношению к ее уровню в предшествующем году ,
могут получить льготный кредит , соразмерный
зарплате , уплаченной дополнительно занятым на производстве.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста ; этой же цели послужит и как можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
Предоставление временных рабочих мест , которые не ориентированы на получение прибыли , а связаны с работами , выполняемыми в интересах общества , например санация бывших промышленных территорий , работы в области охраны окружающей среды и т.д.
Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению уровня заработной
платы. Имеется в виду создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели -профсоюзы - государство) , имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы.
Использование зарубежного опыта ,несмотря на прокламирование отдельными политиками и
экономистами "своего пути" необходимо , при этом анализируя и адаптируя его к безусловно специфическим
российским условиям.
К примеру , упомянутое выше кредитование государством дополнительно нанятых рабочих
с первого взгляда носит расточительный
характер , так как это должно увеличить дефицит бюджета и сказаться на увеличении темпов
инфляции. Однако такая схема применялась в США в 1977 - 1978 и результаты были положительны. Кредитовалась заработная плата не более , чем 2 % прироста численности
работников , причем абсолютная
величина кредита не могла превышать $ 100 тыс. И при этом многим корпорациям столь
скромное вспомоществование дало возможность создать до 50 новых рабочих мест.
Нельзя упускать из виду , что и сама безработица , и борьба с ней вещи очень дорогие. В США в 1980-х годах "цена" одного
процентного пункта роста безработицы составляла , по данным комиссии Конгресса , примерно $ 75 млрд. недополученного ВНП и
$ 25 млрд. дополнительного бюджетного дефицита. Аналогичных данных по нашей стране пока нет , зато уже примерно известно чего стоит борьба с безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики , возвращение одного безработного в
ряды работающих обходится в нынешней России в 1,5 млн. рублей , а в Москве
- в 2 млн.
Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим
причинам. По крайней мере потому , что , как
показывает мировая практика , предотвратить её
разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших , чем она потребует потом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Современные экономические теории - буржуазные
концепции (ECONOMIC IMAGES)" Питер Браунинг , Москва "Экономика" 1987
2. "США : государство и рынок" , Москва "Наука" 1991
3. Журнал "КоммерсантЪ" N 4,13,15 1994
4. "Введение в рыночную экономику" Лившиц А. Я.
|