p> В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и
указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер
поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах
органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого
предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с
налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и
преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д.
В свою очередь первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным
законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства,
находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на
прибыль). Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в
законодательстве нескольких определений понятия "малое предприятие". Их
можно разделить на три вида. Во-первых, это определение, содержащееся в п.3 ст.3 Закона № 88-
ФЗ[28]. Оно определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе
претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным
законодательством. Во-вторых, это определения малого предпринимательства, содержащиеся в
законодательных актах субъектов федерации. На примере Москвы и Московской
области можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе
может несколько отличаться от того, что содержится в Законе № 88-ФЗ.
Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты,
которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные
субъектам малого предпринимательства региональным законодательством. В-третьих, это определение субъектов малого предпринимательства,
которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также
определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на
льготы по налогу на прибыль. Хотя как в первом, так и во втором случае под
малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в
соответствии со ст.3 Закона № 88-ФЗ, круг лиц, которые вправе
воспользоваться упрощенной системой или могут использовать льготы по налогу
на прибыль, значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены
в Законе N 88-ФЗ. Согласно п.1 ст.3 Закона № 88-ФЗ[29] субъектами малого
предпринимательства могут быть только коммерческие организации и
индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия не
могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения,
потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды
и др. При этом коммерческие организации должны отвечать двум
требованиям.[30] Первое требование. Должен быть соблюден определенный Законом № 88-ФЗ
размер участия в уставном капитале малого предприятия некоторых субъектов. Так, малым предприятием может быть только такая коммерческая
организация, в уставном капитале которой не превышает 25% доля следующих
субъектов: - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом
Закон не устанавливает размер (долю) участия в уставном капитале малого
предприятия муниципальных образований; - общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов; - одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами
малого предпринимательства. Это требование полностью поглощает предыдущие,
поскольку общественные и религиозные организации и фонды являются
некоммерческими организациями. Второе требование. Для того чтобы предприятие имело статус малого,
средняя численность работников за отчетный период не должна превышать
следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в
строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском
хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой
торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании
населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других
видов деятельности - 50 человек. При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо
руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства"
(ОКОНХ). Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности,
доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом
объеме прибыли. Значит, в случае, когда наибольшей долей в годовом объеме оборота
обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом
объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается
малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к
предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно
определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или
объем прибыли. Однако в региональном законодательстве возможны случаи, когда власти
субъекта федерации сами определяют, какую деятельность принимать для
расчета многопрофильными предприятиями. Средняя за отчетный период численность работников определяется с
учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по
совместительству с учетом реально отработанного времени. Порядок расчета средней численности работников представлен в
Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и
использовании рабочего времени в формах федерального государственного
статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата от
07.12.98 № 121, и Инструкции по заполнению формы федерального
государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных
показателях деятельности малого предприятия", утвержденной Постановлением
Госкомстата РФ от 29.02.2000 № 17. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются
субъектами малого предпринимательства независимо от каких-либо условий, в
том числе и от количества наемных работников. В случае превышения малым предприятием предельной численности
работников указанное предприятие лишается предусмотренных законодательством
льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на
последующие три месяца. Неналоговые меры государственной поддержки малого предпринимательства: За реализацию поддержки малого предпринимательства ответственны
следующие государственные органы и организации: - Министерство по антимонопольной политике и развитию
предпринимательства и его территориальные органы; - департаменты (комитеты, комиссии и т.п.) по поддержке малого
предпринимательства, которые входят в структуру органов исполнительной
власти субъектов РФ и в структуру органов местного самоуправления; - федеральный, региональные и местные фонды поддержки малого
предпринимательства. Фонды осуществляют ряд функций, в том числе: поддержку
инновационной деятельности малых предприятий, льготное кредитование, а
также компенсируют кредитным организациям соответствующую разницу при
предоставлении ими льготных кредитов субъектам малого предпринимательства;
осуществляют функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам
малых предприятий; организуют консультирование по вопросам налогообложения
и применение норм законодательства; - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его
региональные отделения. Оно осуществляет обучение и консультирование
предпринимателей, проводит экспертизы предпринимательских программ и
проектов, осуществляет информационное обеспечение малого
предпринимательства, оказывает помощь субъектам малого предпринимательства
в подготовке и регистрации их учредительных документов, а также иные
функции; Следует назвать также многочисленные негосударственные некоммерческие
организации, союзы, ассоциации по поддержке малого предпринимательства,
могущие оказать помощь в различных вопросах, с которыми сталкивается
предприниматель. Основные направления государственной поддержки обозначены в Законе №
88-ФЗ. Обычно по этим же направлениям за отдельными исключениями и
дополнениями осуществляется поддержка и на региональном и местном уровнях.
Назовем эти направления. 1. Льготное кредитование. По этому вопросу следует обращаться в фонды
поддержки малого предпринимательства. Существует специализированный Фонд
содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
который оказывает финансовую поддержку высокоэффективным наукоемким
проектам, разрабатываемым малыми предприятиями на льготных условиях, а
также иную поддержку по своей специализации. 2. Льготное страхование. За разъяснением условий льготного страхования
следует также обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства. 3. Преимущественное право на получение заказов по производству
продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. За информацией можно
обращаться в органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. 4. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства. Реализация мер поддержки в данной области возложена на
федеральные и региональные органы исполнительной власти. За дополнительной
информацией следует обращаться в эти органы. 6. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого
предпринимательства. За разъяснением условий содействия в обеспечении
субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и
технологиями следует обращаться в федеральные и региональные органы
исполнительной власти, а также в органы местного самоуправления.[31] 7. Поддержка субъектов малого предпринимательства в области
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Кроме того, субъектам малого предпринимательства оказывается
содействие в информационной сфере, может быть предусмотрен упрощенный
порядок их регистрации, лицензирования и сертификации. На региональном и местном уровнях осуществляются и иные меры
поддержки. Например, в Москве создан целевой фонд нежилых помещений для
предоставления субъектам малого предпринимательства, упорядочено проведение
проверок, установлены льготы по аренде и т.д. Обобщим вышесказанное. Деятельность субъекта малого
предпринимательства должна осуществляться в тесном контакте с органами и
организациями, реализующими меры государственной поддержки малого бизнеса.
Следует помнить, что в бюджетах всех уровней на поддержку малого
предпринимательства выделяются определенные финансовые средства, на
получение которых малые предприятия имеют право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существующая правовая система России все еще не может обеспечить
защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось
оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической
жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе
предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум
права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные
социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому
нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот
“вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными
методами ведения деятельности и разрешения споров. Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания
государства к предпринимательству следует обратиться к принципам
предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить
следующие направления приоритетного приложения усилий:
1. стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
2. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
3. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);
4. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;
5. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических) Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на
непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях
привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия
бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не
извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно,
привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на
условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной
конкуренции. И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие
которых позволит государству наиболее эффективно регулировать
предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в
России.
1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
2. Нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;
3. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
4. Научно - методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
5. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок новых технологий ;
6. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
7. Международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. // http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml 2. Безопасность личности и бизнеса. // Справочник информационного агентства AT. СПб.. 1998. 3. Ионова Ж. А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в России // http://www.duma.gov.ru/csecure/public/2.html - 33К - 09.02.2001 4. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11). 5. Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 1994. № 6. 6. Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998. 7. Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? // Деньги 2002 № 5. 8. Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. // http://docs.rcsme.ru/rus/Federal-Laws/FederalProg/ - 13К - 03.04.2002 9. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года // http://www.icss.ac.ru/m_page.php?section=main&sub=am_091002&PHPSESSID =ffb48201d7 .. - 32К 10. http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml 11. Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант 12. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002 13. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. О. Н. Антипова и др.; Под общ. ред. А.А. Пороховского. - Т.2.-Таллинн: АО “Реферто”, 1998 14. Миклина О. Официальные новости // Экономика и жизнь. - 1997. - май (№20). 15. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000 16. http://business.zakon.kz/inostr/Amon1.shtml 17. www.trasei.narod.rudipl4.htm 18. Валентин Завадников председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике. Банкротные киллеры лишатся работы? // http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/127-fz-comm.shtm 19. Архив новостей // www.lin.ru // 17.04.2002 20. http://www.lin.ru/emitent.nsf/ 21.
-----------------------
[1] Безопасность личности и бизнеса. Справочник // Информационное агенство
AT. СПб.. 1998.
[2] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности
предпринимательства // СПб., 1998. [3] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности
предпринимательства // СПб., 1998. [4] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //
http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml. [5] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //
http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml. [6] Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //
http://www.gazeta.ru/2001/06/14/prezidentvpo.shtml [7] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В
2 т.: Пер. с англ. О. Н. Антипова и др.; Под общ. ред. А.А. Пороховского.
- Т.2.-Таллинн: АО “Реферто”, 1998, стр. 67
[8] Миклина О. Официальные новости // Экономика и жизнь. - 1997. - май
(№20), стр. 95
[9] Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн.
Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000 [10] Валентин Завадников председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике. Банкротные киллеры лишатся работы? // http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/127-fz-comm.shtm [11] Валентин Завадников председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике. Банкротные киллеры лишатся работы? // http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/127-fz-comm.shtm
[12] Архив новостей // www.lin.ru // 17.04.2002
[13] http://www.lin.ru/emitent.nsf/
[14] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[15] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем
форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002, стр. 21 [16] http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml
[17] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем
форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002 ,стр. 22
[18] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем
форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002 ,стр. 23 [19] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5. [20] Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем
форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002 ,стр. 23,24 [21] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант [22] http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml
[23] Трубицина Н. Почему возросло налоговое бремя на малый бизнес? //
Деньги 2002 № 5.
[24] Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития
предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11). [25] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 гг. // http://docs.rcsme.ru/rus/Federal-
Laws/FederalProg/ - 13К - 03.04.2002. [26] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001гг. // http://docs.rcsme.ru/rus/Federal-
Laws/FederalProg/ - 13К - 03.04.2002. [27] http://business.zakon.kz/inostr/Amon1.shtml
[28] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант [29] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант [30] http://business.zakon.kz/inostr/Amon1.shtml [31] Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
Страницы: 1, 2, 3, 4
|