Ведение документации
Ведение
документации
Документация –
письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее
юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают
бух.учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности
организации.
Классификация
документов:
1. По
назначению – а) распорядительные – они содержат распоряжения (задания) на
совершение определенных действий (чек на получение наличных денег с расчетного
счета; доверенность на получение товарно-материальных ценностей; наряд на
сдельную работу; платежное поручение на перечисление денежных средств с
расчетного счета).
б)
оправдательные (исполнительные) – ими оформляют уже произведенные
(осуществленные) операции, т.е. они подтверждают факт свершения хозяйственных
операций (акт приемки материалов; акт приемки-передачи материальных средств;
квитанция к приходно-кассовому ордеру).
в)
комбинированные – они сочетают в себе признаки и распорядительных, и оправдательных
документов (расходно-кассовый ордер; авансовый отчет; требование на отпуск
материалов со склада).
Также к
комбинированным документам относятся документы бухгалтерского оформления ( не
типовые, а создаются аппаратами бухгалтера). Сами по себе комбинированные
документы самостоятельного значения не имеют.
2. По способу
отражения операции – а) первичные – непосредственно оформляют хозяйственные
операции в момент их совершения или сразу после их совершения (акт
приемки-передачи основных средств; акт по ликвидации основных средств;
приходные, кассовые, расходные ордера).
б) сводные –
отражают операции уже зафиксированные в первичных документах, и составляются
они на основе обобщения информации первичных документов (различные ведомости).
3. По степени охвата
хоз.операций – а) разовые – ими оформляют одну или несколько хоз.операций,
записыв. в документ одновременно. Сразу же после их составления делаются
бухгалтерские записи (кассовые ордера; различные акты).
б)
накопительные – они составляются постепенно на протяжение определенного периода
(дня, месяца и т.д.) для отражения однородных, систематически повторяющихся
операций. Накопительные документы окончательно оформляются по истечение
установленного периода и передаются в бухгалтерию для отражения бухгалтерских
записей (лимитная карта).
4. По
количеству учетных записей – а) однострочные. б) многострочные.
Для придания
юридической силы первичным документам они должны иметь следующие обязательные
реквизиты:
а) наименование
организации; б) наименование документа, его номер; в) дата составления; г)
содержание хозяйственной операции д) измерители хозяйственной операции (в
количественном и стоимостном выражении); е) наименование должностных лиц,
ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее
оформления, личные подписи и их расшифровки.
В необходимых
случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты:
номер документа, название и адрес предприятия, учреждения, основание для
совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом, другие
дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных
операций.
Записи в
первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом,
пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими
средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени,
установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей
простой карандаш.
Свободные
строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.
Документы,
оформляющие прием материальных и денежных средств, должны подписываться лицами:
получившие, выдавшие, руководителем, главным бухгалтером.
Исправление
ошибок в первичных документах и учетных регистрах:
В тексте и
цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и не
оговоренные исправления не допускаются. Ошибки в первичных документах,
созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются
следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается
над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной
чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в
первичном документе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено
подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.
Порядок
проверки и обработки документов в бухгалтерии:
Визуальная
проверка;
Арифметическая
проверка;
Проверка по
существу – предполагает целесообразность и законность операции, оформленной данным
документом.
Проверенные
документы подвергаются бухгалтерией учетной обработке:
1. Таксировке;
2. Группировке; 3. Бухгалтерской проверки.
Порядок
хранения документов:
Первичные
документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной
передаче в архив. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и
балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в
бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под
ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой
отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных
помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.
Обработанные
вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному
регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для
архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним
документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены.
Порядок хранения
первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в
соответствующих нормативных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского
учета в условиях его механизации (автоматизации).
Срок хранения
первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в
архиве предприятия, учреждения определяется соответствующими нормативными
документами (5 лет). Выдача первичных документов, учетных регистров,
бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения
работникам других структурных подразделений предприятия, учреждения, как
правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по
распоряжению главного бухгалтера.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all. narod.ru/
|