Меню
Поиск



рефераты скачать ЮЖНАЯ КОРЕЯ - ресурсы, экономика, география

p> Сдерживающим фактором экономического развития остается сельское хозяйство. После проведения аграрной реформы и ликвидации феодальных пережитков оно осталось мелкотоварным, сохранилась система парцельного землевладения и землепользования. Законом о земельной реформе 1948 г. был установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа земли, аренда, которые потом были возрождены.

Хозяйства с земельной площадью в 2—3 га сосредоточивают только 17% обрабатываемой площади. В этих условиях сельское хозяйство объективно может опереться только на государственную поддержку и стимулирование. В конце 80- х годов страна на 39% обеспечивала себя зерном, но на 65% — продовольственным.

(Радионова И. Н, Экономическая география отдельных зарубежных стран,
М, Московский лицей, 1997)

Источники экономического роста. Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50—60-е годы не способствовали этому.
Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали 5%
ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.

В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений.

(В.И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства", Мир, Москва, 1994; В.К. Ломакин "Мировая экономика", Финансы,
М, 1998).

Таблица 1.

Сбережения и капиталовложения, % к ВВП

| |1976 |1980 |1985 |1990 |1995 |
|Сбережения |24, 0 |25, 6 |32, 2 |35, 0 3 |36, 2 |
|Накопления |27, 1 |32, 8 |30, 3 |6, 2 |37, 5 |

Источник: Balassa В., Wlliamson J. Adjusting to Success: Balance of
Payments Policy in the East Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of
Korean Economy. 1996, 9.

Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в
1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2 - в 1976 -1980,
15,2% - в 1981-1984 гг.

В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям
НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.

В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной
Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.

По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1980гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы.

В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.

В 1987г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства.
В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная
Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.

Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада.

Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности.

Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале
60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения.
Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.

Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.

При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.

В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.

(Радионова И. Н, Экономическая география отдельных зарубежных стран,
М, Московский лицей, 1997.)

2. Экономика

Экономика Республики Корея - двенадцатая экономика в мире по величине
ВВП.

С 1979 г. Корея проводит политику экономической открытости для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и западноевропейским инвестициям. У концу 1980-х годов собственные корейские компании-конгломераты уже всерьез стали конкурировать с западными транснациональными компаниями. Страна, начав, как и Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу, производящую наукоемкую продукцию и запускающую спутники. Научно-технический потенциал страны находится под особым патронажем правительства. В 1999 - 2003 гг.
Сеул планирует инвестировать в индустрию знаний и технологий и развитие наукоемких промышленных центров около 110 млрд. дол.

Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, и ВНП на душу населения в 1998 и 1999 гг.


| |1998 |2000 |
|ВНП (в млн. дол. США). |398 825 |397 910 |
|ВВП (в млн. дол. США). |320 748 |406 940 |
|ВНП на душу населения (в дол. США) |8 600 |8 490 |

Несмотря на определенные успехи в развитии, экономика Республики
Корея переживает в настоящее время серьезные проблемы. Предприятия- конгломераты, так называемые чеболи, чрезвычайно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса.
Эффект экономии на масштабах производства, которыми пользовались чеболи, перестал действовать в результате появления большого числа национальных и зарубежных конкурентов и затоваривания на международных рынках. Чеболи, теряя прежние прибыли, стали разваливаться и превращаться в банкротов.
Заработная плата в наукоемкой корейской промышленности стала превышать европейский уровень, сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда. Стабильный курс национальной валюты отрицательно сказался на дальнейшем наращивании корейского экспорта.

Дополнительный удар по Республике Корея нанес валютно-финансовый кризис 1997 г., который привел к накоплению у предприятий значительных внешних долгов в результате девальвации вона. Растущий дефицит платежного и торгового балансов снизил конкурентоспособность корейского экспорта при одновременной необходимости импорта зарубежных технологий и инвестиционных товаров. Безработица, которой не существовало за период бурного развития
Республики Корея, достигла почти 3% работоспособного населения. Снизились темпы экономического роста.

Причины кризиса кроются, в ранее проводимой политике форсирования экономических показателей. Практически все силы были брошены на подержание высоких темпов роста. Экспортоориентированная модель экономики не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействую исключительно внешние факторы. Корея нуждается в разукрупнении монополий, их специализации на конкретных сегментах рынка. МВФ, оказывая Республике
Корея помощь, поставил именно такие задачи.

1 2.1. Структура экономики


2.1.1. Сельское хозяйство и рыболовство

В начале экономического бума в 1963 г. большинство южных корейцев были фермерами. Шестьдесят три процента населения жили в сельских районах. За следующие двадцать пять лет Южная Корея превратилась из сельскохозяйственной нации в городскую, почти промышленную страну и сельскохозяйственная рабочая сила в 1989 г. сократилась до 21%.
Государственные чиновники ожидали, что в дальнейшем урбанизация и индустриализация уменьшат число сельскохозяйственных рабочих до 20% к 2000 г.

Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная
Корея - гористая страна, 22% которой приходится на пахотную землю, и здесь выпадает гораздо меньшее количество дождевых осадков, чем в большинстве других соседних странах, занимающихся выращиванием риса. Главная земельная реформа в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. заключалась в передаче земли в собственность крестьянам. Участки земли, однако, были слишком малы
(составляя в среднем один гектар, что делало культивирование неэффективным и препятствующим механизации) или слишком разбросаны, чтобы у семьи была возможность произвести достаточное количество продовольствия. Огромный рост городских областей привел к тому, что в сельскохозяйственных областях почти некому было работать, в то время как из-за увеличения населения спрос на продовольственные продукты возрос. Результатом этих событий было то, что к концу 1980-х гг. приблизительно половину продовольствия, необходимого Южной
Кореи, главным образом пшеницу и корм для скота, пришлось закупать за границей.

По сравнению с промышленным сектором и сектором обслуживания, сельское хозяйство осталось самым вялым сектором экономики. В 1988 г. вклад сельского хозяйства в ВНП составлял только около 10.8%, что на 12.3% ниже, чем в предыдущий год. Большинство экономистов пришло к выводу, что сельские районы страны получили больше, чем вложили в индустриализацию. Однако, рост сельскохозяйственной продукции, которая составляла в среднем 3,4% в год в период между 1945 и 1974 гг., 6,8% в период между 1974 и 1979 гг., и 5.6% в период между 1980 и 1986 гг., был очевиден. С другой стороны, общий рост сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства в 1987 г. составлял только
0,6% по сравнению с промышленным сектором, который возрос на 16% в течение
1986 и 1987 гг. За первую половину 1989 г. сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство выросло до 5,9%.

Сельское хозяйство составляет небольшой процент ВВП. В нем занято
1/7 часть работоспособного населения. После земельной реформы 1948 г. значительная часть крупных хозяйств была реструктурирована, в настоящее время в стране преобладают небольшие семейные фермы. Основная культура - рис, составляет 2/5 стоимости всей производимой продукции. Правительство закупает большую часть урожая по стабильным ценам. Кроме риса выращиваются ячмень, пшеница, соя, картофель, овощи. Свиньи и рогатый скот - основа семейных ферм. При правительственной поддержке в последнее время выдвинулось на первые роли рыболовство. Эта отрасль полностью обеспечивает потребности населения, а излишки рыбы и морепродуктов экспортируются.
Республика Корея выдвигается на лидирующие места в мире, как страна, ведущая глубоководный лов рыбы.

Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели:

Основные сельскохозяйственные показатели республики Корея в 1995 -
2000 гг. (в тыс. тонн):

|Радиостанции | | |
|Длинноволновые |79 |106 |
|Коротковолновые |0 |6 |
|FM-диапазон |46 |97 |
|Телевизионные станции |256 |121 |

Число интернет-провайдеров - 11.

Длина железных дорог в 1995 - 1998 гг. (в км.)
| |1995 |1996 |1999 |
|Всего |6 763 |3 101 |6 240 |
|Со стандартной колеей |6 716 |3 081 |6 240 |
|С узкой колеей |47 |20 |... |

Длина автомобильных дорог в 1990-х гг. (в км.).
| |1993 |1995 |1996 |1999 |
|Всего |61 296 |74 235 |83 400 |86 990 |
|Из них с твердым |51 918 |56 419 |63 467 |64 808 |
|покрытием | | | | |
|Из них хайвэев |1 550 |1 824 |1 920 |1 996 |

2.2. Влияние государственного сектора в экономике Кореи

Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность.

Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70- е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорториентированной экономики.

Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали
10% ВВП.

Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963г. в стране действовало
Управление экономического планирования, функции которого в 1994г. были переданы министерству промышленности.

Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием
Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли.

Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными.

Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.

При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались «коллективы совместной обработки земли».

Организация коллективных хозяйств под контролем государства проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.