Меню
Поиск



рефераты скачать Эволюция взглядов на семью в экономической теории

Эволюция взглядов на семью в экономической теории

смотреть на рефераты похожие на "Эволюция взглядов на семью в экономической теории"

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет институт туризма и гостеприимства

кафедра социального менеджмента

эволюция взглядов на семью в экономической теории

студентки гр.1532 ф-т менеджмента и бизнеса

Крикса Анны Викторовны

Научный рук-ль к. э. н; доцент

Черная И. П.

Владивосток

2000

Содержание

Введение

3
Глава I Эволюция взглядов в доклассический период
4
1.1 Семья в социальной философии Сократа 4
1.2«Домострой Ксенофонта 5
1.3 Истоки русской экономической мысли 8
Глава II Эволюция взглядов на семью в классический период 11
2.1 Английский экономист и священник 11
2.2 Ф.Энгельс 13
Глава III Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях 18
3.1 Теория Г.Беккера 18
3.2 Теория Дж. Колдуэлла 21
Глава IV Аспекты анализа домохозяйства 23
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение I 30

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СЕМЬЮ

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ВВЕДЕНИЕ

Древнегреческий философ Ксенофонт придумал слово -экономия

(эйкос-дом, номос-правило). Когда-то оно означало "искусство управлять домашним хозяйством".

Во многих книгах в домашнем окружении главных героев фигурирует персонаж, который на Руси назывался ключницей (она держала при себе ключи от всех помещений и шкафов).В Европе её называли экономкой. Она руководила всем хозяйством дома, распоряжалась прислугой, ведала покупками, вела учёт доходов и расходов. Экономка была мереджером, плановиком, бухгалтером домашнего хозяйства, т.е. домоправительницей.

Дом означал целое поместье со всеми, кто трудился в нём.

Аристотель, философ Древней Греции, образовал слово "политика". это наука о государственном устройстве. Антуан де Мон-тескье придумал название "политическая экономия". Страна представлялась большим общим домом, государь-хозяином, население- прислугой. Экономкой был министр финансов.

В средине 18 века великий шотландец Адам Смит размышлял о том, что никакое правительство не сможет сделать народ богатым, если смотреть на жителей страны как на служащих, действующих по указке. Он понял, что каждому человеку нужно позволить себе свободно выбирать занятие и место жительства. Чтобы всякий мог изготовлять то, что он желает и с кем хочет, сам мог договариваться о цене и товаре.

Смит говорил, что в самой природе всё устроено так , чтобы люди могли жить в материальном достатке. Если каждый будет трудиться сам для себя (только честно, без обмана и воровства, без насилия), тогда весь народ будет становиться богаче. Смит был против того, чтобы государство держало в своих руках всю хозяйственную деятельность населения. Он назвал свою книгу

" политической экономией". Учение Смит озаглавил: "Исследование о природе и причинах богатства народов."

1 Глава

Эволюция взглядов в доклассический период.

1. Семья в социальной философии Сократа.

Интерес к семье как объекту философского осмысления возник давно. Над этим вопросом размышляли в далёкой древности египтяне и китайцы, римляне и греки.

То, что мы сейчас называем античным мировоззрением, зарождалось в период господства общинно -родового строя, основанного на труде всей общины, которая в свою очередь состояла из ближайших родственников.

Распределение и потребление продуктов труда тоже было коллективным.

Соответственно и окружающий мир объяснялся исходя из семейных и родовых отношений. Главную роль как в частной, так и в личной жизни человека играли брачно-семейные отношения богов.

Небесная жизнь проецировала общинность жизни человека и одновременно была ориентиром его личной и семейной жизни.

Для гражданина Греции v. века до нашей эры основой жизни были уже не небесные идеалы, а законы своего государства. В связи с этим возрастает роль отдельного человека, деятельного, предприимчивого и образованного.

Сократ ( 469 - 399 гг. до н. э.) первым попытался выдвинуть антропологическое объяснение сложности внутренней жизни человека. Не боги, а человеческая личность становится мерой всех вещей и венцом природы. В центре сократовской философии

-проблемы добра и зла, жизни и смерти, свободы и ответственности, личности и общества. Это философия морали. Отношения между мужчиной и женщиной, разными членами семьи Сократ также рассматривает с позиций морали. Правовые отношения между супругами не являлись предметом обсуждения. Положение женщины и жены определялось законами древнегреческого полиса. С момента рождения и на протяжении всей жизни она была собственностью: сначала - отца, затем - мужа. В случае смерти мужа женщина становилась собственностью его брата. Основные занятия замужней женщины - дом и дети. С одной стороны, темой бесед Сократа были морально-этические принципы отношений супругов, а с другой - взаимоотношения личности и семьи с государством.

Основой воспитания в древней Греции был принцип калокагатии - своеобразный союз физической красоты и внутренней "хорошести". Так, личная и семейная жизнь гражданина полиса была полностью подчинёна интересам государства. В семье должно быть благо, но такое, которое являлось бы таковым не только для семьи, но и для общества. Подобное благо достигается в том случае, если каждый из супругов научится разумно управлять делами, поэтому регулятором и критерием человеческого поведения выступает знание. Ведя беседы на улицах и площадях Афин,

Сократ пытался научить людей жить добродетельно. В основе каждого такого диалога лежат доброжелательность и участие, которые также должны стать основами брака. Но в любой ситуации мудрец выступал за миролюбивое разрешение семейных конфликтов.

Взаимопонимание между супругами возможно только в том случае, если основную роль в их взаимоотношениях играет любовь - чувство, которому

Сократ придавал очень большое значение. Отношения даже в самой добродетельной семье строго регламентированы: как между подчинённым и господином, так и между мужем и женой, отцом и детьми. Для того чтобы была благополучна социальная атмосфера, каждая семья должна подчинить свои межличностные отношения и сугубо семейные привязанности чувству ответственности перед государством. Гражданские права афинские жители получали в восемнадцать лет.

Интересы семьи находились в зависимости от интересов полиса. Права и обязанности супругов были различны и строились на принципах любви и добродетели. Жизнь любого человека и семьи в целом - продвижение на пути постижения мудрости и знания о прекрасном.

2. "Домострой" Ксенофонта.

Воспоминания о Сократе.

Древнегреческий историк, писатель, полководец, ученик Сократа

Ксенофонт (430-354) в своих литературных трудах размышлял о воспитании, устройстве государства, давал советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Домоводство он определял, как науку, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство- есть всё без исключения имущество, что полезно ему в жизни и всё, чем человек умеет пользоваться.

В книге "Воспоминания о Сократе " есть первый опыт обработки

Ксенофонтом теории домоводства, которая называется "Домостроем". Он повторил мысль Сократа о том, что домашнее хозяйство, как и управление государством должны входить в программу философского образования.

В "Домострое" автор высказывал мысли, которые актуальны и по сей день.

Экономика. Дело хорошего хозяина состоит в хорошем управлении хозяйством. Всё, что человек имеет, составляет часть хозяйства. Хорошие хозяева на небольшие деньги строят хорошие дома, в которых есть всё, что нужно.

Если женщина хорошая участница в хозяйстве, то она имеет одинаковое значение с мужем для хорошего домоводства. Средства входят в дом благодаря деятельности мужа, а расходуется большая часть их по распоряжению жены. Если её распоряжения хороши, состояние умножается, если дурны-уменьшается.

Обустройство дома. Значение хозяйки. Нет на свете ничего столь полезного и прекрасного, как порядок. Если хочешь хозяйничать аккуратно, брать без затруднения вещи, нужные для употребления, то отыщи место, подходящее для каждого рода предметов.

Жена должна считать себя блюстительницей законов над всем находящимся в доме. Как царица хвалила бы и награждала достойных, бранила бы и наказывала, кто этого заслуживает. Так видно устроено, что заботится о детях порядочной женщине легче, чем не заботится, так и об имуществе, которое радует уже тем, что оно своё, заботится порядочной женщине приятнее, чем не заботится.

Цель брака. Пара соединяется для рождения детей, чтобы не прекратился род живых существ. С помощью этой пары люди приобретают себе кормильцев на старость. Оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны.

По этой причине они тем более нуждаются друг в друге. Эта пара бывает тем полезнее для себя, что один силен в том, в чем слаб другой. Женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах. Ценность человека для практической жизни увеличивается не от красоты, а от его внутренних достоинств.

О необходимости знаний для практической жизни. Сократ учил, в каком объёме истинно образованный человек должен знать тот или иной предмет.

Геометрию изучать лишь в том объеме, чтобы в случае надобности разделить участок земли, проделать отчёт о работе. Астрономию- чтобы уметь определять время дня и ночи, чтобы уметь пользоваться признаками времён года и т. д. Советовал заботиться о здоровье, учиться у специалистов и самому следить за собой: какая пища, какой труд полезен и как употреблять всё это, чтобы оставаться всегда возможно более здоровым.

О необходимости образования и необходимости учиться. Сократ считал признаком хороших способностей быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал, запоминание выученного и интерес ко всем знаниям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь пользоваться людьми и действиями людей. Кто получил такое образование, считал Сократ, будет не только счастлив сам, но и сделает других людей и целые государства счастливыми.

Даровитым натурам больше всего нужно образование. Могучие духом, они научатся тому, в чём заключается долг человека, становятся в высшей степени полезными деятелями. Только дурак может вообразить, что будто бы он, ничего не зная, а лишь благодаря богатству заслуживает репутацию на что-то годного человека и приобретёт славу.

Познать себя- дело первостепенной важности. Кто знает себя, тот знает, что для него полно и ясно понимает, что он может и чего не может. Занимаясь тем, что он знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо. Благодаря этому он может определить ценности других людей и, пользуясь также ими, извлекать пользу и оберегает себя от несчастий.

Кто не знает, что делает, не умеет выбрать себе занятия, терпит неудачу во всём, за что бы он ни брался. Не только за самоё предприятие подвергается штрафу и личному наказанию, но и получает дурную репутацию и попадает в смешное положение. Лучше заниматься таким делом, которое и на старости лет обеспечит тебя. Не очень легко найти работу, за которую не получишь упрёков. Трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чём ни ошибиться. Надо стараться быть подальше от придирчивых людей искать судей справедливых. Всякое дело исполнять с большой тщательностью и охотой.

В таком случае меньше всего подвергнешься упрёкам, скорее найдешь помощь в нужде и проживёшь всего легче, безопаснее, не терпя никакого недостатка в старости.

О признательности к родителям. Кто же и от кого получает большие благодеяния, как не дети от родителей ? Они дали им бытие. Мать днём и ночью несёт труды, заботясь о ребенке. Родители сообщают детям сведения, полезные в жизни. Если другой более способен научить детей, посылают к нему, не щадя расходов и всячески заботясь о том, чтобы из них вышли как можно лучшие люди. Когда мать говорит что-нибудь ребёнку, она желает ему добра. Если ребёнок не может выносить такой матери, он не может выносить счастья. Если люди сочтут ребенка неблагодарным к родителям, то никто не будет рассчитывать на благодарность от него за своё добро.

3. История русской экономической мысли.

"Домострой" (xvi век)

"Домострой" -один из древнейших литературных памятников

Древней Руси. Он включает в себя массу кропотливых, бытийных наставлений и правил, охватывающих почти все стороны русской жизни, и по нему, как по учебнику, учились выстраивать жизнь наши предки. По нему можно и теперь изучать нашу историю.

Непреходяще заложены в него нравственные ценности: твёрдая вера и чувство долга, честность и искренность, деловитость и доброделание. Многие десятилетия формировали эти ценности характер русского человека.

"Вот когда я умру, он закроет мне глаза," -говорит отец при рож- дении первого сына. Это и есть "Домострой", великая идея которого, замечательно, ни разу не пробудилась в русской литературе 19, да и 18 века, но которая была в Москве, и дал эту идею поп Селивёрст, друг

Грозного, друг и наставник. Великий, прекрасный наставник. Одна идея "Домостроя", Домо- строя, есть уже великая, священная.

"Благословляю и наставляю жить с чистой совестью и в правде, себя утверждая в праведном житии, и жену поучал и домочадцев, чтобы были успокоены, сыты и одеты, всегда в порядке. И отдаю вам это писание на память и на вразумление".

Поп Сильвестр

"Дом вести - не бородой трясти"

Кто родителей почитает, вовек не погибает. Тем, кто старше тебя, дань воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных утешь любовью, а младших как детей возлюби, никакому созданию Божью не будь лиходеем. Дети, любите отца и мать, и слушайте их и чтите их старость, и немощь их на себе понесите. Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не укоряйте их, и тогда почтут вас и дети ваши. Угождайте родителям во всяком добром замысле.

Жена мужу- пластырь, муж жене- пастырь. Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного: такая всегда устоит хорошую жизнь мужу. Как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи. Даст пищу дома, увеличит достояние намного, не угаснет светильник её всю ночь.

Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая- венец мужу. Как муку сеять, как хлебы печь, как еду всякую готовить, все бы хозяйка умела. Если будет все это знать, то всё будет споро и всего будет вволю.

У доброго батьки добры и дитятки. Заботиться о чадах своих и воспитать в добром поучении, учить вежливости и всякому порядку, а затем учить их рукоделию- мать дочерей и мастерству- отец сыновей. Любить их и беречь но и страхом спасать, наказывая и поучая. Наказывай детей в юности - успокоят тебя в старости. Если дети, лишённые поучений, в чем согрешат, то отцам и матерям грех, от людей- укоризна, дому- убыток.

Продай хоть ржи, а долга не держи. Пошлины и всякий оброк и разные государственные подати не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда ты и независим , и за просрочку денег не платишь, и взяток не носишь. А кто в срок не платит, в судах и в долгах обнищают. Кто же расплачивается и управляется в срок, тот человек свободно живет и в жизни ловко, и после смерти детям оставит двор с припасом или лавку с товаром, и никаких кабал, ни порук.

Всякому человеку всё рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу. По тому же рассчёту и есть и пить, и одежду носить, и с людьми сходиться нужными. Если же кто-то начнёт жить не по средствам, занимая или беря незаконным путём, то честь его обернётся великим бесчестьем, и в лихое время никто ему не поможет, надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить на прибыль от законных средств.

Кто непорядком живет в дому- горе тому. Везде во дворе присматривали бы, все бы было ветхое починено, а порченое поправлено, а всё было бы и крепко, и цело. А для всякого рукоделия всякое бы орудие в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, а у жены бы порядок свой был, и держалось бы всё то бережно; и что себе не сделал- в чужой двор не идёшь.

Глава 2

Эволюция взглядов на семью в классический период.

1. Английский экономист и священник

Мальтус Томас Роберт (1766-1834).

Население имеет свойство увеличиваться по закону сложных процентов (геометрическая прогрессия),но продовольствие может расти только по закону арифметической прогрессии. Если всё национальное богатство разделить равномерно, говорит Мальтус, то бедность исчезнет, но только на момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размножения. Это вызовет неограниченный рост населения, далеко выходящий за пределы возможностей его прокормить. Возникает такой голод, какого ещё не было. Воцарится беспросветная нужда со всеми социальными бедствиями. Мальтус считал, что предотвратить массовую бедность можно только нравственным воспитанием населения. Вступать и брак следует лишь тогда, когда есть уверенность. что данная пара твёрдо стоит на ногах и можно прокормить детей. Каждому нужно понять, что рассчитывать он может только на себя. Каждый должен целиком нести ответственность за своё неблагоразумие. Всякие попытки, даже частной благотворительности, тем более государственных субсидий, только ослабляют вышеуказанные ограничения роста населения.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.