Меню
Поиск



рефераты скачать Эволюция отношений собственности в XX веке в России и мире


ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

       В соответствии с гражданским законодательством РФ (ст.213 ГК РФ) в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в  собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключение случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации, её имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в её учредительных документах.


II.II. СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ.

       Нынешний период характеризуется сложным переплетением самых различных способов приобретения и прекращения права собственности. Бурно протекает процесс приватизации, в результате которого государственные и муниципальные предприятия, объекты социально-культурного назначения становятся собственностью юридических и физических лиц. С другой стороны наблюдается и обратное – в государственную и муниципальную собственность переходит имущество, ранее принадлежащее гражданам, общественным организациям.

       Способы приобретения и прекращения права собственности выделены в особые главы ГК – 14 и 15. Способы приобретения права собственности систематизированы независимо от того, сопровождаются они прекращением права собственности у другого лица или нет, в принудительном порядке или по собственной воле. К первоначальным способам приобретения права собственности относятся: приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь (ст.218 ГК), переработка (ст.220 ГК), обращение в собственность общедоступных вещей (ст.221 ГК), приобретение права собственности на бесхозное имущество (ст.218, 225-226, 235-236), находку (ст.227-229), клад (ст.223), приобретательная давность (ст.234), право собственности на самовольную постройку (ст.222).

       К производным способам приобретения права собственности относятся: национализация (ч.3 п.2 ст.235, ст.306), приватизация (ст.217, ч.2 ст.235), приобретение права собственности на имущество юридического лица при реорганизации и ликвидации (п.7 ст.63, п.2 ст.218), обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (п.2 ст.235, ст.238), обращение имущества в собственность государства в интересах общества (реквизиция) или в виде санкции (конфискация) (ст.242-243), выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст.239), выкуп бесхозяйственно содержимого имущества (ст.240, 293). Есть такие способы приобретения права собственности, которые в одних случаях выступают как первоначальные, а в других как производные, например приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы (ст.136, п.1, ст.218).

       Производные способы приобретения права собственности характеризуются тем, что приобретение опирается на правопреемство, то есть зависит от прав предшественника. Национализация является производным способом приобретения собственности. Время доказало, что результаты повальной национализации – непосильное бремя для государства, не дающее экономически эффективных результатов. В настоящее время принудительное изъятие частного имущества юридических и физических лиц в государственную собственность производится только на основании закона, прежде всего ст.35 Конституции, с возмещением всяческих убытков (ст.235 и 306). Обратным процессом является приватизация, в результате которой имущество государства и муниципальных образований и возмездно и безвозмездно переходит в собственность юридических и физических лиц, причем приватизации подлежат самые разнообразные виды имущества: предприятия, объекты жилищного фонда, земельные участки, храмы, монастыри и т.д. Во многих случаях входят в силу права правопреемства (п.5 ст.58). Определяющую роль в процессе приватизации играет Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Важнейшие положения этого Закона:

·  продажа имущества, в том числе акций предприятий, созданных в процессе приватизации;

·  продажа имущества на коммерческом конкурсе;

·  продажа акций работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

·  выкуп арендованного имущества;

·  преобразование унитарных предприятий со 1000%-ной государственной собственностью в открытые акционерные общества;

·  внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

·  отчуждение государственных или муниципальных акций открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право их приобретения.

Других способов осуществления приватизации закон не знает.


I.III. ДРУГИЕ СПОСОБЫ ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ


       Возможен переход имущества одного государства в собственность другого. Пример можно наблюдать при разделе имущества Российской Федерации и входящей в ее состав республики, причем имущество остается в государственной собственности.

       Следующий способ приобретения права собственности – реорганизация или ликвидация юридического лица, имущество которого приобретается правопреемниками на основании  передаточного акта или разделительного баланса (ст.218, 58 – 59), также распределение оставшегося при ликвидации предприятия имущества между участниками (п.7, ст.63), причем даже в том случае, когда участникам принадлежали обязательственные права, происходит трансформация обязательственных прав в вещные.

       К числу производных способов приобретения права собственности относится и принудительное обращение взыскания на имущество собственника  по его обязательствам (ст.237). Такой способ становится возможным лишь по решению суда и по определенным правилам. Также можно рассмотреть такие способы, как реквизиция и конфискация (ст.242 – 243), причем эти способы возникают в случае особых обстоятельств – стихийных бедствий, эпидемий, в условиях войны, и важнейшим условием осуществления этих прав является их возмездный для собственника характер.

       Закон предусматривает безвозмездное изъятие имущества собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или правонарушение (ст.173) и как дополнительное наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, зафиксированные в УК, тоже только по решению суда и с определенными ограничениями. Гражданско–правовая конфискация может применяться в виде санкции за совершение недействительной сделки (ст.169, 179).

       Существует и такой способ приобретения права собственности, как выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст.239), причем собственник должен быть уведомлен о предстоящем выкупе не позднее чем за 1 год, а в выкупную цену включаются стоимость  участка, непосредственно имущества, расположенного на нем, сумма всех причиненных убытков и даже упущенная выгода.

       Выкуп бесхозяйственно содержимого имущества предусмотрен ст.240 и 239 ГК. Если имущество не представляет значительной ценности  и обращение с ним не нарушает интересов третьих лиц, право не реагирует на действия собственника. В обратной ситуации государство может совершить принудительный выкуп имущества по иску соответствующей государственной организации, причем собственнику (как физическому, так и юридическому лицу) выплачивается его стоимость.

       К числу производных способов относится возникновение права собственности у приобретателя имущества по договору, причем совершенному в требуемой законом форме. Право собственности всегда индивидуализирует определенную вещь, то есть выделяет ее из массы подобных. Момент индивидуализации приурочен к моменту заключения договора или к моменту выполнения его условий, таким образом возникает и право собственности у приобретателя (п.1 ст223). Если переход права собственности подлежит государственной регистрации, то само право и возникает с момента  таковой (п.2 ст.223 ГК, ст.7 «Закона РФ о приватизации жилищного фонда»). Пункт 2 ст.224, ст.143 ГК предусматривает такой способ перехода права собственности, как передача, к которой также относится вручение распорядительных документов на товары (коносамент). В этих случаях право собственности начинается с вручения  договора или торговых документов противоположной стороне.

       Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск его повреждения или гибели (ст.210-211 ГК).

       Стоит остановиться на праве собственности, которое в одних случаях выступает как первоначальное, а в других как производное, - это приобретение  права собственности на плоды, продукцию и доходы (ст.136, п.1 ст.218 ГК). Согласно ч.2 ст.606 ГК плоды, продукция и доходы, полученные арендатором  или нанимателем в результате использования имущества в соответствии с договором, являются его собственностью, но только с момента отделения их от плодоносящей вещи.

       Право собственности является очень гибкой категорией. В условиях рыночной экономики резко возрастает и оборот вещей, что влечет прекращение прав у одних собственников и возникновение у других. Но прекращение права собственности может возникать и в одностороннем порядке. Собственник может уничтожить вещь, безвозвратно утерять ее в силу определенных обстоятельств, вещь может утратить свои качества в силу времени своего существования.

       Указанные способы прекращения права собственности законом не нормируются, если только не нарушают ничьих прав.


ГЛАВА III. ПЕРЕСТРОЙКА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ХХ СТОЛЕТИИ.


III.I. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ


       Преобразование отношений собственности  - магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран. В п е р в о й   и  в т о р о й   группах  стран (к ним относятся бывшие советские республики  и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющие более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.

       Различают  м а л у ю  и  б о л ь ш у ю  приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором – акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.

       В странах т р е т ь е й  г р у п п ы  (КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход к рыночному хозяйству через «социалистическое смешанное хозяйство» при сохранении политической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений  собственности идет главным образом по пути создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования.


ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ


       В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой появились примерно одинаковые важнейшие тенденции, проблемы и противоречия.

       1. Приватизация в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание. При этом использовались схожие  методы  приватизации. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавались коллективам предприятий, а оставшаяся часть приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу. Вместе с тем в конкретных формах и методах приватизации было и много различий.

       2. В большинстве стран первой и второй группы новые правящие элиты в начале 90-х гг., на старте рыночной трансформации, полагали, что путем быстрой ликвидации госсобственности и передачи в частные руки можно быстро решить важнейшие экономические и социальные проблемы. Однако в середине 90-х гг. стало очевидным, что такой подход оказался ошибочным. Все эти страны оказались в состоянии кризиса. До сих пор только Польше и Словении удалось достичь и превзойти уровень производства ВВП 1989г., а Чехия, Словакия и Венгрия лишь приблизились к этому уровню.

       Вследствие таких обстоятельств во всех указанных странах стали исходить из того, что дальнейшая приватизация должна быть проведена поэтапно, в течение 5-10 лет и более. При этом должны быть решены те проблемы, которые не удалось решить на начальном этапе приватизации и которые обусловили ее  неэффективность: привлечение «эффективных инвесторов» и реальное накопление капитала, коренное улучшение менеджмента, формирование конкурентной среды и благоприятных для частных фирм общих условий хозяйствования.

       3. Практически все страны считали, что к приватизации удастся быстро привлечь большие объемы иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Именно иностранному капиталу отводилась роль «мотора» приватизации. Однако и эти расчеты потерпели провал. Поэтому к середине 90-х гг. большинство стран перешло к разработке стратегических долговременных программ по привлечению иностранных прямых инвестиций.

       4. Малая приватизация оказалась в институциональном и организационном аспектах не слишком сложной проблемой и прошла в большинстве стран довольно быстро. Пожалуй, единственной проблемой, значительно ее осложнившей, была  р е с т и т у ц и я, т.е. возвращение хозяйственных объектов лицам, которые ими владели ранее (до социалистической революции), или их наследникам. К «счастью» для России и других стран – членов СНГ они не были серьезно обременены этой проблемой, ибо Октябрьская революция, экспроприировавшая частную собственность, произошла еще в 1917 г. В других же странах эта проблема стояла достаточно остро и породила сложные общественные коллизии. Так, в сельском хозяйстве Болгарии многолетнее «перетягивание каната» между отдельными крестьянами за возвращение им только их прежних (а не других, равноценных) участков нанесло тяжелый удар по аграрному производству – важнейшему сектору национальной экономики этой страны. Напротив, в тех странах, например, в Венгрии, где власти придерживались принципа приоритета равноценной компенсации перед собственно реституцией, эта проблема была решена более или менее безболезненно.

       5. Гораздо более сложной и медленной, как и следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью.


III. II. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ: ЭТАПЫ И  ИТОГИ

ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

       В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый из них пришелся на 1992г. – первую половину 1994г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

       Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс.руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую – за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994г. ими стали 15тыс.

       С середины 1994г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6-7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

       Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели – создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.

       При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.

       Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.





БОЛЬШАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

       Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн. из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

       Поскольку ваучеры не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, - способствовало быстрой криминализации российской экономики.

       На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы, посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало 13 млрд. долл.).

       Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватизации находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно противоречат основному принципу демократии – равноправию граждан.

       Поскольку сотрудники предприятия имели право (наряду с бесплатным получение акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.


ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ

       Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

       По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

       Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.


III.III. ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ.


       В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг.

       Бывшие советские совхозы, как правило, пошли по пути преобразования в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Каждому их члену, бывшему колхознику, формально выделен земельный надел и доля в производственном имуществе ООО. Однако фактически земля и производственное имущество по-прежнему используются коллективно. Подавляющее большинство бывших колхозников остаются в ООО, считая это в условиях глубокого экономического кризиса единственно возможным способом выживания. Необходимо также отметить, что в отличие от подчиненных плановому диктату государства советских колхозов ООО являются самостоятельными товаропроизводителями, от которых целиком зависит благосостояние ее членов.

       Фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе неиспользовавшихся  ранее или брошенных сельскохозяйственных угодий. Их число в последние годы колеблется вокруг отметки 240 тыс. Они дают около 2% сельскохозяйственной продукции. Росту этого показателя противодействуют многочисленные факторы, прежде всего утрата российским крестьянством традиций частного хозяйствования в результате насильственной коллективизации 1929-1933гг., объективные трудности выживания в одиночку вследствие необычайной дороговизны в нынешних кризисных условиях кредитов и аграрных средств производства, нехватка (или отсутствие) малой техники для фермеров, неурегулированность поземельных отношений. Так, нынешний Земельный кодекс запрещает куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Объективно сельское хозяйство РФ в обозримой перспективе должно развиваться как смешанное. Его принудительная фермеризация может стать не менее контрпродуктивной, чем бывшая коллективизация.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

       На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

       В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

       Как отмечалось выше, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.

       Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

       Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более ½ ВВП КНР.

       К сожалению, в России вновь созданных в послереформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского  назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

       Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

       Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

       Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности  создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований на границе двух смежных наук – экономики и юриспруденции, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

      Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.

      Демократизация политического режима в России, трансформация отношений собственности, создание многообразия её форм – вот залог экономического процветания Российской Федерации.


                                                                                           30.10.2005г.

                                                                                           Конева Т.В.


Список использованной литературы

 

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.  В редакции          Федерального закона от 30.12.2004 N 217 – Ф3

2.   Экономика./ Под ред. А.С.Булатова. М.: Экономистъ, 2005.-894с.

3.   Алексеев В.В. Собственность в ХХ столетии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.-960с.

4.   Гошуляк В.В. Институт собственности в конституционном праве России. М.: РГНФ, 2003.-166с.

5.   Кузнецова Н.В. Гражданское право: учебное пособие в схемах. М.: Право и закон ХХI, 2004.-128с.

6.   Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. Третье издание. М.: Дело, 2002.-512с.


[1] Собственность в 20 столетии.-М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) 2001.-960. Г.Ю.Ивлева с.47-50


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.