ВВП и система взаимосвязанных показателей. Динамика ВВП в Украине в 90-е годы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ВЕРНАДСКОГО М.В. КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: Общественный продукт стран: его формы,
методы исчисления. Динамика общественного продукта Украины в 90-е годы. Максимюк Максим Николаевич Экономический факультет, группа 102-ф. Научный руководитель кандидат экономических наук профессор Потеев А.Т. Симферополь 2000 СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................................
............................................……3 1. Общественный продукт: сущность и структура..............................................….5 1.1. Структура общественного
продукта.........................................................……5 1.2. Валовой внутренний продукт и система взаимосвязанных показателей….9
2.Национальное богатство: содержание и
структура.........................................…..22 2.1. Определения национального
богатства................................................…….22 2.2. Структура национального
богатства........................................................…..23
3. Динамика общественного продукта Украины в 90-е годы............................….27
Выводы......................................................................
...........................................…….30
Приложения..................................................................
....................................…….…32
Список использованной
литературы..................................................................
.…...33 ВВЕДЕНИЕ Макроэкономика – это раздел экономической теории, или
политической экономии, призванный выяснить, как функционирует экономическая
система в целом. Макроэкономика изучает условия, факторы и результаты развития
национальной экономики в целом. В числе ее объектов находятся: богатство и
доход нации, темпы и факторы экономического роста, структура и пропорции
общественного производства, общественного продукта, его измерение и другое. Моя работа посвящена общественному продукту, его формам и методам его исчисления. Для того, чтобы охарактеризовать деятельность компании в текущем
году, необходимо измерить доходы и расходы фирмы. Только обладая такой
информацией, руководитель может оценить экономическое здоровье компании.
Если дела компании идут хорошо, бухгалтерская информация может быть
использована для того, чтобы объяснить причины успеха: либо снизились
издержки, либо выросли объем продаж или цены на продукцию, что привело к
увеличению прибылей. Если дела идут плохо, то бухгалтерские показатели
могут быть использованы для установления непосредственных причин болезни.
Таким образом, анализируя отчеты за определенный период времени,
руководитель может обнаружить увеличение или уменьшение прибылей фирмы и
признаки, свидетельствующие о прямых причинах этих явлений. Вся эта
информация очень важна для принятия правильных управленческих решений на
уровне компаний. Исчисление общественного продукта при помощи ВВП и системы
взаимосвязанных показателей делает то же самое для экономики в целом:
позволяет держать руку на экономическом пульсе страны. Различные показатели
позволяют нам измерять объем производства в конкретный момент времени и
раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование
экономики. Далее, сравнивая уровни национального дохода за определенный
отрезок времени, мы можем построить кривую, характеризующую
функционирование экономики в долгосрочной перспективе: ее подъем или спад
отразится на объемах ВВП и системы взаимосвязанных показателей. Наконец
информация, которую нам дают ВВП и система взаимосвязанных показателей,
является основой для формирования проведения в жизнь государственной
политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без таких
расчетов экономическая политика базировалась бы на интуиции. Короче говоря,
знание объемов общественного продукта позволяют на составить таблицу
экономического здоровья общества и разумно определять политику, которая бы
способствовала улучшению этого здоровья. 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 1.1Структура общественного продукта Общественный продукт - это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года. Говоря об общественном продукте, мы имеем ввиду такую комбинацию
имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение
одного года получать возможно большую массу товаров. Поэтому в нем
отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа. Экономисты, оставившие сколько-нибудь заметный след в теории
воспроизводства, стремились раскрыть структуру общественного продукта по
натурально-вещественному содержанию, функциональному значению и стоимости
(ценности). Так, Ф. Кенэ, создавая экономическую таблицу, выделяет из
общественного продукта продукцию сельского хозяйства и промышленности, в
пределах которых он разграничивает средства производства и предметы
потребления. А. Смит выделяет две группы рабочих, одна из которых занята
производством средств производства, а другая - предметов потребления. К. Маркс на основе такой структуры общественного продукта
обосновывает деление общественного производства на два соответствующих
подразделения. Такого же подхода к анализу общественного воспроизводства
придерживался и Дж. Кейнс, однако применительно лишь к сфере обращения. Он
не мог не заметить, что весь общественный продукт делится на две группы
товаров: средства производства и предметы потребления. Но особенность его
подхода состоит в том, что при определении величины потребления Дж. Кейнс
вычитает из всей совокупности продаж средства производства (по определению
Кейнса , это то, что предприниматели покупают друг у друга) и получает
объем продаж предметов потребления, справедливо утверждая, что в своем
движении они подчиняются несколько отличающимся закономерностям. Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей
проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя
выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-
вещественной форме и по стоимости. Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре
общественного продукта мы находим у К. Маркса, показавшего, что структура
стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из
частей , соответствующих участвующим в самом процессе производства двум
факторам (материально-вещественному и личному), а именно из материальных
затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый
(необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт
(необходимый для расширения производства, а также удовлетворения
обшественных потребностей). Стоимостную структуру общественного продута рассматривал и Дж. Кейнс.
Но
и здесь, как и в исследовании натурально-вещественного состава
общественного продукта, Кейнс исходил не только из процесса производства,
но и из процесса обращения, где стоимостная структура получала свой
завершенный вид. Согласно западной экономической мысли, в стоимостной структуре
общественного продукта выделяются четыре элемента: 1. Издержки использования (U). 2. Факториальные издержки (F). 3. Добавочные издержки (V). 4. Совокупный доход предпринимателей (D). Издержки использования (U) определяются следующей формулой: U = (K1 -B1 ) = (K - A1),
где K1 - первоначальная стоимость данных основных средств плюс затраты
на их содержание и улучшение; B1 - затраты на содержание и улучшение основных средств
производства. Поскольку средства производства использовались для
производства продукции, то издержки (B1) не были израсходованы на их
содержание и улучшение, поэтому они
и вычитаются из K1, т.е. остается только первоначальная стоимость основных
средств; K - текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу
периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после
завершения производства, а также остаток незавершенного производства и
готовой продукции; то A1 - стоимость законченной продукции, купленной предпринимателями друг
у друга и использованной для производства данной продукции. Таким образом,
если [(K1-B1)-K] есть в основном стоимость изношенных в данном процессе
средств производства (сырье, материалы, энергия, комплектующие детали и
т.д.), покупаемых предпринимателем у других производителей и используемых
целиком для производства данной продукции, то A1- это стоимость оборотного
капитала, израсходованного на производство данной продукции. Использование
данного элемента иногда ведет к повторному счету. Второй элемент - факториальные издержки (F), которые представляют
собой суммы, уплачиваемые предпринимателем другим «факторам производства»
за их текущие услуги и выступающие как доход этих факторов, исключая других
предпринимателей. Итак, факториальные издержки F- это: 1) заработная плата;
2) процент на ссудный капитал; 3) земельная рента, т.е. доходы
нефункционирующих собственников: F = V + (m - p). Сумма издержек использования и факториальных издержек называется
непосредственными издержками, которые предприниматели стремятся довести до
минимума, чтобы получить максимальный доход. Третий элемент стоимостной структуры общественного продукта - это
добавочные издержки, под которыми следует понимать обесценивание
оборудования или превышение фактических издержек использования над
предполагаемым обесценением. Речь идет о моральном износе оборудования V. В целом издержки производства можно представить в следующем виде: U + F + V. Четвертый элемент стоимостной структуры - это доход (D)
предпринимателя в отличие от совокупного дохода общества. Под доходом
предпринимателя имеется ввиду прибыль, которая достается функционирующему
собственнику (предпринимателю) и определяется как превышение стоимости
товара (W) над издержками (U + F + V): D = W - (U + F +V). В целом стоимостная структура общественного продукта имеет формулу: W = U + F +V +D. Такое представление стоимостной структуры является более конкретным и
в большей степени соответствует современной экономике. При оценке общественного продукта возникает ряд трудностей. Такие
весьма различные товары, как жилые дома, одежда, мотоциклы, пища, которые
произведены в течение одного года, нельзя просто суммировать и сравнивать,
если им не придать денежное выражение. Поэтому общественный продукт
определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для
рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее
обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены.
Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование)
расчитываются по стоимости издержек, которые фактически сложились в момент
оказания этих услуг. Собственное производство на предприятиях (фирмах),
непример изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд,
оценивается по сопоставивым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые
самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен,
поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются. В экономической литературе и хозяйственной практике имеют место
два подхода к определению величины общественного продукта. Согласно одному
подходу, основанному на марксистской теории, совокупный общественный
продукт -
это результат материального производства, а поэтому услуги не включаются в стоимость данного продукта. Такой подход многие годы использовался в
нашей стране. Мировая хозяйственная практика (при подсчете общественного
продукта) исходит из того, что масса производственных товаров включает не
только материальные блага, но и услуги врача, налогового инспектора, банков
или государства и других, а поэтому общественный продукт есть результат
двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг.
Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является
валовой внутренний продукт (ВВП). 2. Валовой внутренний продукт и система взаимосвязанных показателей Валовой внутренний продукт является обобщающим экономическим
показателем, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров
и услуг, созданных внутри страны, и только с использованием факторов
производства данной страны в течение данного времени. Валовой внутренний продукт — один из важнейших
макроэкономических показателей , характеризующий конечный результат
производственной деятельности экономических единиц — резидентов и широко
используемый в макроэкономическом анализе и международных сопоставлениях.
Отметим,
во-первых, что ВВП измеряет рыночную стоимость производства за определенный
период. В самом деле, он должен быть таковым, если нам необходимо
сравнивать разнородные по составу наборы товаров и услуг, произведенные в
разные годы, и иметь полное представление об их относительной стоимости.
Представим экономическую систему, в которой в одном году было выпущено 3
апельсина и 2 яблока, и 2 апельсина и 3 яблока во втором году. В каком году
объем производства больше? На этот вопрос нельзя ответить до тех пор, пока
на различные продукты не будут прикреплены ярлыки с указанием общественной
оценки их относительной стоимости. Решение проблемы представлено в таблице
1. Предположим, что цена (в денежном выражении) апельсина --2 гр., а цена
яблока – 3 гр. Можно сделать вывод, что объем производства во втором году
больше, чем в первом. Почему? Потому, что общество оценивает объем
производства во втором году выше; общество готово заплатить за набор
товаров, произведенных во втором году, больше, чем за товары,
произведенные в первом году.
Таблица 1. Сравнение разнородных объемов производства с использованием цен
в денежном выражении (гипотетические данные).
|Год |Годовые объемы производства |Рыночная стоимость |
| 1 |3 апельсина и 2 яблока |3 по 2 гр. + 2 по 3 гр. = 12 гр. |
| 2 |2 апельсина и 3 яблока |2 по 2 гр. + 3 по 3 гр. = 13 гр. | Во-вторых, ВВП -- это стоимость произведенных конечных товаров и
услуг, поэтому стоимость промежуточных товаров и услуг не входит в ВВП
(потому что в стоимость конечных продуктов уже входят все имевшие место
промежуточные сделки), ибо в противном случае показатель содержал бы
повторный счет. Конечными товарами и услугами являются те из них, которые
приобретаются в течение данного времени для конечного потребления и не
используется в целях промежуточного потребления, перепродажи и т.д. Мы избежим двойного счета, тщательно учитывая стоимость, которая
добавляется каждой фирмой1. Добавленная стоимость — это стоимость,
созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая
реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е.
заработную плату, прибыль, амортизацию, процент за кредит и т.д. , Стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретены у
поставщиков, в создании которых конкретное предприятие не принимало
участия, в добавленную стоимость не включается. Иначе говоря, добавленная
стоимость — это валовая продукция предприятия или рыночная цена выпущенной
продукции за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее
отчислений на амортизацию, ибо основные фонды предприятия принимают участие
в создании новой стоимости производимой продукции. В советской практике
этот показатель носил название условно чистой продукции. Поясним утверждение (1) на примере. Предположим, что процесс
производства шерстяного костюма, до того как он попадет в руки конечного
потребителя, включает пять стадий. Как показано в таблице 2, фирма А,
овцеводческая ферма, поставляет предприятию по переработке шерсти, фирме Б,
шерсть на сумму 60 гр. Заработанные фирмой А 60 гр. распределяются в виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли ( условно будем
считать, что все 60 гр., заработанные фирмой А - ее добавленная стоимость
). Фирма Б обрабатывает шерсть и продает ее фирме В, производителю
костюма, за 100 гр. Что фирма Б делает с этими 100 гр.? Как отмечалось, 60
гр. идет фирме А, а оставшиеся 40 гр. используются фирмой Б для выплаты
заработной платы, рентных платежей, процента, прибыли и для покупки
ресурсов, необходимых для переработки шерсти. По такой же схеме
осуществляются и все последующие сделки. Производитель продает костюм фирме
Г, оптовому продавцу одежды, который в свою очередь продает его фирме Д,
розничному торговцу, а затем, наконец, потребитель, являющийся конечным
пользователем продукта, покупает костюм за 250 гр. На каждой стадии разница
между тем, что фирма заплатила за продукт, и тем, что она получает от его
продажи, выплачивается в виде заработной платы, рентных платежей, процента
и прибылей в обмен за ресурсы, используемые данной фирмой в процессе
производства и обращения костюма.
Страницы: 1, 2, 3
|