Электроэнергетика: проблематика и роль тарифов
Электроэнергетика: проблематика и роль тарифов
В.К. Поспелов, директор Института международных и
экономических отношений
Реформирование
экономики России, начатое с переходом к рыночным принципам хозяйствования,
предполагает более глубокое изучение мирового опыта преобразования национальной
экономики. Как показывает практика, одной из наиболее трудных проблем является
проведение реформ в сфере инфраструктуры. Электроэнергетика, будучи в
значительной степени естественной монополией и сохраняя монополистические черты
даже после осуществления программ дерегулирования и приватизации, представляет
собой сложный объект для реформирования.
Специфика
этой сферы заключается, в частности, в том, что производство осуществляется на
электростанциях различного типа (паро- и газотурбинных, атомных,
гидравлических, геотермальных, ветровых и т.п.), а произведенная продукция -
электроэнергия - является одинаковой с точки зрения качества в том смысле, что
не может стать более "развитой", а может лишь поддерживаться в
установленных, технически вполне определенных границах.
Поэтому
то, что может оказаться выгодным для компаний при переходе с угля на природный
газ, может не быть таковым для владельцев атомных электростанций.
Об
этом со всей очевидностью свидетельствует, например, опыт Великобритании, где
после начала дерегулирования существенно ослабли позиции
компаний-производителей электроэнергии на атомных электростанциях. Снижение в
90-х годах оптовых цен на электроэнергию примерно на 40% обернулось для них
почти неразрешимой проблемой. Им даже пришлось обращаться за помощью к
правительству, что вызвало резкое недовольство владельцев электростанций других
типов [1]. Здесь и далее цифра указывает на источник или примечание в конце
материала.
Для
потребителей ситуация в электроэнергетике проявляется по меньшей мере с двух
сторон. Первой, важнейшей, является величина цен на электроэнергию, т.е.
тарифов. С другой стороны, электроэнергетика оказывает неблагоприятное
воздействие на экологию, что вызывает негативную реакцию со стороны населения.
В рамках данной статьи ограничимся в основном вопросами тарифов.
В
государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) электроэнергия обходится населению гораздо дороже, чем промышленным
предприятиям. В конце 90-х годов 1 кВт·ч стоил населению примерно 0,11 долл.
США, в то время как промышленным предприятиям - только около 0,07 долл. В
отдельных странах, например в Дании, бытовой тариф превысил промышленный в 3
раза [2].
Поэтому
в странах с развитой рыночной экономикой, где тарифы для потребителей всех
категорий в целом превышают уровень издержек производства, дерегулирование и
приватизация были призваны обеспечить более высокий уровень эффективности
электроэнергетического производства и, как следствие, привести к снижению
тарифов. В ряде случаев это действительно имело место, хотя уменьшение
продажных цен для конечных потребителей не всегда в полной мере отражало
действительное сокращение издержек производства.
Однако
в развивающихся странах и странах с переходной экономикой ситуация в целом
обстоит иначе. Характерная особенность заключается в том, что тарифы в ряде случаев
устанавливаются ниже затрат на производство, передачу и распределение
электроэнергии, и феномен субсидирования потребления явился одной из важнейших
составных черт отраслевой и народно-хозяйственной эффективности
электроэнергетики.
Уровень
тарифов непосредственно влияет на ход инвестиционного процесса. В развивающихся
странах, по данным исследований специалистов Всемирного банка, в начале 90-х
годов тарифы составили в среднем 0,038 долл. за 1 кВт·ч. Тем самым они
оказались ниже уровня, необходимого для обеспечения эффективности работы
электроэнергетических предприятий. В целом они были примерно в два раза меньше,
чем в странах ОЭСР, и могли обеспечить только половину инвестиционных затрат,
требующихся для ввода новых электроэнергетических мощностей [3].
В
этой связи вполне объяснима точка зрения специалистов Всемирного
энергетического совета, полагающих, что имеется существенная разница в
содержании проблемы тарифов в странах с развитой рыночной экономикой и
развивающихся странах. В первой группе основной задачей обычно является
снижение тарифов до уровня наиболее конкурентоспособных производителей.
Развивающиеся же государства, как правило, сталкиваются с необходимостью
повышения тарифов для того, чтобы полностью покрыть затраты на доставку
электроэнергии потребителям, а кроме того должны принять меры, чтобы обеспечить
своевременный сбор платежей за пользование электроэнергией [4].
В
развивающихся странах подход к установлению тарифов для домохозяйств и
промышленных предприятий неоднозначен. Однако в большинстве случаев тарифы для
населения устанавливаются на более низком уровне, чем для промышленности.
Разница
в тарифах для населения даже в пределах одной группы стран весьма значительна.
Так, в 1999 г. в 26 государствах Латинской Америки тариф для населения составил
в среднем около 0,09 долл. США. В то же время в Венесуэле и Эквадоре он
равнялся примерно 0,01-0,025 долл., а в Уругвае - 0,15 долл. Таким образом,
разница превысила 10 раз [5].
В
ряде развивающихся стран Азии тарифы для населения были существенно ниже затрат
на производство, передачу и распределение электроэнергии. Так, в Индонезии
выработка 1 кВт·ч обходилась примерно в 340 рупий, в то время как тариф
составлял в среднем только 220 рупий [6]. В Индии часть электроэнергии
потребляется крестьянами бесплатно [7].
В
арабских государствах Персидского залива в течение длительного времени
осуществлялась политика удешевления электроэнергии для потребителей. Имея
огромные запасы сравнительно дешевых энергоресурсов (в виде нефти и природного
газа) и получая от их реализации на мировом рынке значительные финансовые
поступления, они могли удерживать тарифы на электроэнергию на низком уровне.
Так, в начале 90-х годов в Кувейте средняя цена производства 1 кВт·ч была 20
филсов (0,02 кувейтских динара, или 0,068 долл. США), в то время как
потребители оплачивали примерно 2 филса, то есть одну десятую часть [8].
Поэтому неудивительно, что в конце минувшего столетия удельный вес сектора
электро- и водоснабжения в ВВП Кувейта имел отрицательные значения. Дело,
разумеется, не в том, что в этом секторе не создавалась новая стоимость, а в
искажении реальной структуры ВВП вследствие определенной политики цен.
В
другом нефтеэкспортирующем государстве, Катаре, граждане коренной
национальности вообще не платили за электричество и воду. Это правило не
распространялось на иностранцев, однако правительственные субсидии в продажной
цене составляли, по данным министерства финансов, экономики и торговли Катара,
около 40% [9]. Длительное время электроэнергия и пресная вода были бесплатны
для жителей Омана. В июле 1999 г. произошло примечательное событие: потребители
впервые получили счета за пользование водой и электроэнергией [10].
Вообще
же в богатых нефтедобывающих государствах потребление дешевой электроэнергии
считалось чем-то само собой разумеющимся. В этом духе было воспитано не одно
поколение, поэтому повышение тарифов на электроэнергию вызывает примерно такие
же настроения, как и повышение оплаты коммунальных услуг в России.
Низкие
тарифы на электроэнергию длительное время существовали в арабских государствах
по социальным причинам. Так называемые "социальные тарифы" выполняли
важные функции. Во-первых, они обеспечивали поддержку правящему режиму со
стороны населения; во-вторых, давали возможность приобщиться к новому, удобному
виду энергии слоям общества с низкими доходами. Несомненно, на ранних стадиях
электрификации последствия данной политики еще не столь очевидны, однако в
дальнейшем они становятся все более отчетливыми.
Поскольку
основная часть оборудования для электростанций производится в странах с
развитой рыночной экономикой, то обеспечение новых генерирующих мощностей
требует все больших затрат на импорт оборудования. Это не может не сказываться
определенным образом на государственном бюджете. Как следствие, естественным
шагом в данной ситуации становится повышение тарифов, а также привлечение в
электроэнергетику частных капиталов.
Однако
повышение тарифов чревато осложнением внутриполитической ситуации, и эта
опасность не может не учитываться правящим режимом.
Вопрос
тарифов становится центральным, когда к строительству и эксплуатации
электростанций привлекается иностранный капитал на условиях ВООТ или ВОО (или
других подобных схем). Если оплата кредитов осуществляется в иностранной
валюте, а тарифы устанавливаются в национальной, то при снижении курса
национальной валюты возникают дополнительные проблемы при погашении
задолженности по кредитам. Это имело место, в частности, в Египте.
Рост
курса доллара США по отношению к египетскому фунту поставил местных
электроэнергетиков перед сложной проблемой: как обеспечить экономически
обоснованное соотношение между издержками производства и тарифами на
электроэнергию, поскольку в издержках существенную долю составляют расходы,
связанные с покрытием иностранных кредитов [11].
В
связи с этим уместно задать вопрос: что вообще должно отражаться в тарифах на
электроэнергию? Имеется точка зрения, что цены на энергию должны отражать
полные затраты, включая удаление отходов, контроль над загрязнением и
страхование от (возможных) аварий [12]. Полные затраты на производство
электроэнергии должны, очевидно, предусматривать и затраты, которые необходимо
осуществить при завершении эксплуатации оборудования. Это особенно важно
учитывать при строительстве атомных электростанций. А в связи с тем, что в
последнее время наметился интерес к возобновлению строительства атомных
электростанций, было бы, очевидно, правильным принимать во внимание и эту
сторону проблемы.
Поскольку
электроэнергетика является инерционной сферой в том смысле, что создание новых
мощностей требует достаточно продолжительного времени, а также значительных
финансовых ресурсов, то при установлении тарифов принимается во внимание и
необходимость ограничить потребление электроэнергии. И весьма распространенным
способом ограничения является установление различных тарифов для различных
уровней потребления. Превышение некоторого минимального среднего уровня
предполагает оплату по более высоким ставкам.
Однако
средний уровень потребления в различных странах неодинаков и потому может быть
принят лишь как условная величина. При этом, несомненно, будут довольно
значительные различия для жилищ с газоснабжением и для жилищ, в которых
приготовление пищи осуществляется с помощью электроплит. В странах с жарким
климатом этот уровень будет зависеть от того, включается наличие кондиционеров
в этот показатель или нет.
Стремление
ограничить потребление электроэнергии, под каким бы видом оно ни выступало,
имеет некоторые отличия при различных формах собственности предприятий. Так, в СССР,
где электроэнергетические предприятия находились в собственности государства, в
течение многих лет проводился курс на повышение эффективности использования
электроэнергии путем установления соответствующего надзора и контроля. Это было
по-своему вполне логично. Относительно низкие тарифы, с одной стороны, и
необходимость крупных инвестиций в капиталоемкую сферу, с другой, заставляли
государство прибегать к административным мерам воздействия на потребителей. Это
лишний раз свидетельствовало о том, что тарифы не выполняли регулирующую
функцию.
Одной
из причин недостаточного внимания к финансовым проблемам отечественной
электроэнергетики, по мнению ряда российских деятелей науки, стал так
называемый "тарифный популизм", возникший в период шоковой терапии и
продолжающийся до настоящего времени. По их расчетам, при сложившихся ценах на
энергетическое топливо средний тариф на электроэнергию для населения России
занижен в 2-2,5 раза и должен составлять (без учета льгот) около 0,03 долл. за
1 кВт·ч [13].
В
связи с ценовыми диспропорциями оказалось нереальным намерение довести в
1997-2000 гг. уровень тарифов на электрическую энергию для населения до
фактической стоимости ее производства, передачи и распределения, как это было
определено постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.
В
Федеральном законе "Об электроэнергетике" (март 2003 г.) в качестве
одного из основных принципов государственного регулирования тарифов
зафиксирована необходимость достижения баланса экономических интересов
поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, который позволял
бы обеспечивать как доступность этих видов энергии, так и достижение
экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала. При
этом указанный уровень доходности инвестированного капитала должен быть
сопоставим с уровнем доходности капитала, используемого в других отраслях
промышленности со сравнимыми показателями предпринимательских рисков.
Однако
доведение тарифов до уровня, при котором российские электроэнергетики смогут не
только покрывать свои затраты на поставку электроэнергии потребителям, но и
обеспечивать нормальный инвестиционный процесс, совсем не означает, что тем
самым с повестки дня снимается задача более экономичного использования
энергетических ресурсов.
Представляется,
что назрела необходимость в более широком исследовании роли тарифов:
а)как
источника доходов электроэнергетических предприятий (и государственного
бюджета);
б)фактора,
стимулирующего энергосбережение;
в)фактора,
инициирующего наличие соответствующего персонала, степень подготовленности
которого была бы адекватна императивам "экономики знаний".
Список литературы
The Financial Times. 2002. 12
September.
По
данным Energy Information Administration (http://www.eia.doe.gov).
Review
of Electricity Tariffs in Developing Countries during the 1980s. Wash. World
Bank, 1990 (http://www-wds.worldbank.org.).
Pricing
Energy in Developing Countries. L.: World Energy Council, 2001. P. 3.
The
Importance of Energy Efficiency for Latin America and the Caribbean // 1st
CTI/Industry Joint Seminar on Technology Diffusion in Latin America and the
Caribbean. San Salvador.
27-28.03.2000.
The Financial Times. 1999. 16
September. P. 4.
http://www.businessweek.com/magazine/content/01_49/b3760126.htm.
2001. 3 December.
Kuwait. Supplement // The Financial
Times. 26.02.1992.
Modern Power Systems. 1998. No. 4. P.
9.
Исаев
В.А., Филоник А.О. Султанат Оман. (Очерк общественно-политического и
социально-экономического развития)//Институт изучения Израиля и Ближнего
Востока. М., 2001. С. 169.
http://weekly.ahram.org.eg/2002/584/ec1.htm.
(Al-Ahram Weekly Online 2-8 May 2002. Issue No. 584).
Sivard R.L. World Energy Survey.
Virginia: World Priorities, 1979. P.5.
Дьяков
А.Ф., Платонов В.В. Занижение тарифов на электроэнергию - популистское насилие,
разрушающее экономику России//Энергетик. 2002. № 6.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/
|