Электронные архивы российских предприятий
1. Электронный архив ЦБ РФ
Решение о создании Центрального электронного
архива ЦБ РФ было принято в 2000 году. Сотрудники Главного Центра
Информатизации (ГЦИ) ЦБ РФ разработали концепцию Центрального электронного
архива и в качестве основы для его создания рассмотрели ряд программ российских
и западных производителей. Летом 2000 года была выбрана система LanDocs,
разработанная компанией ЛАНИТ.
Специалисты Банка России и ЛАНИТ начали работы с
подготовки технического задания на адаптацию системы LanDocs в соответствии со
спецификой деятельности архивных служб банка. На первом этапе сотрудники
холдинга разработали специализированные компоненты, обеспечивающие
автоматизацию базовых функций архива, и внедрил технологию поточного
(массового) сканирования и распознавания текстов документов.
В декабре 2000 года система Центрального
электронного архива была принята в промышленную эксплуатацию. База данных
электронного архива функционирует под управлением СУБД Oracle. В течение 2001
года в соответствии с планом ЛАНИТ производил работы по расширению
функциональности ПО, завершившиеся к декабрю 2001 года. В 2002 году компания ведет
работы по созданию подсистемы автоматизированной передачи дел из системы
автоматизации делопроизводства Центрального аппарата в электронный архив.
Долгосрочным планом было предусмотрено не
только внедрение системы в Центральном архиве Банка России, но и ее
тиражирование в территориальных учреждениях банка. Для этого специалисты ЛАНИТ
обеспечили поддержку СУБД Microsoft SQL Server.
В связи с большим количеством территориальных
учреждений тиражирование системы рассчитано на несколько лет. В сентябре 2002
года ГЦИ закупил первые лицензии. По словам начальника Управления
систематизации документов Административного департамента ЦБ РФ Анатолия
Викторовича Дуванова, «в результате осуществления проекта было улучшено
информационное обслуживание руководства и работников подразделений Банка
России, а также значительно снижен риск утраты бумажных документов архива
благодаря использованию их электронных копий».
Система LanDocs, на базе которой создан
электронный архив ЦБ РФ, предназначена для комплексной автоматизации процессов
делопроизводства и ведения архива электронных документов в организациях
различного масштаба и специализации. Продукты семейства LanDocs позволили
включить в контур делопроизводственной деятельности ЦБ не только пользователей
архива, объединенных в локальной вычислительной сети, но и территориально
удаленных – обеспечивая доступ через INTERNET и через системы электронной
почты.
В состав системы, обеспечивающей
функционирование электронного архива ЦБ РФ, вошли следующие компоненты:
« Делопроизводство»
Базовая система автоматизации процессов
делопроизводства и ведения архива электронных документов. Реализована в
архитектуре “клиент-сервер” на базе промышленной СУБД и функционирует в локальной
вычислительной сети персональных компьютеров с ОС Windows 95 / 98 / NT / 2000.
Поставляется для работы с СУБД Oracle или Microsoft SQL Server. Снабжена
документированным OLE-интерфейсом для встраивания сервиса управления
документами LanDocs в Windows-приложения сторонних разработчиков;
«Сервер документов»
Серверное программное обеспечение для
централизованного управления хранением документов (файлов документов) в
электронном архиве. Взаимодействует с системой «LanDocs:
Делопроизводство» и осуществляет поддержку операций чтения, поиска, записи,
удаления, передачи файлов документов на долговременное хранение на
специализированном сервере под управлением ОС Windows NT 4.0/2000;
«Сервер документов» обеспечивает возможность поиска слов и
фраз в текстах документов с учетом правил морфологии русского языка;
«Сканирование и визуализация изображений»
Система сканирования бумажных документов и
визуализации их электронных образов.Позволяет комфортно работать с электронными
копиями бумажных документов, перемещаться на нужную страницу, выводить
изображение в разных масштабах, рассматривать детали в режиме «увеличительного
стекла», панорамировать, удалять с изображения пятна и многое другое.
«Интернет-доступ»
Специализированный WEB-сервер, обеспечивающий
пользователям возможность доступа к информации системы автоматизации
делопроизводства и корпоративному архиву электронных документов через сеть
Internet, используя в качестве платформенно- независимого клиента стандартный
Internet Browser (Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator);
«Почтовый сервер»
Специализированное серверное программное обеспечение, выполняющее роль шлюза к
MAPI-совместимой системе электронной почты. Обеспечивает возможность рассылки
сообщений, заданий и документов из системы LanDocs исполнителям, на рабочих
местах которых не установлено клиентское ПО «Делопроизводство».
«Почтовый клиент»
Клиентское программное обеспечение, работающее в среде MS Exchange, MS
Outlook, Lotus Notes. Обеспечивает пользователю возможность получать задания и
документы из базы данных LanDocs и отчитываться об исполнении заданий, находясь
в почтовом ящике MS Exchange, MS Outlook, Lotus Notes.
«Подсистема безопасности»
Подсистема безопасности LanDocs предназначена для защиты информации
посредством электронной цифровой подписи и шифрования. Подсистема включает
Сервер безопасности и клиентские части пользовательских приложений LanDocs. Сервер безопасности реализует функции Центра сертификации, который
обеспечивает выпуск сертификатов открытых ключей на основе запросов
пользователей и организацию оперативного доступа пользователей к базе данных
сертификатов (формат сертификатов соответствует рекомендациям ITU-T X.509).
Клиентская часть подсистемы позволяет пользователю подписывать своим личным
ключом документы, сообщения и другие информационные объекты LanDocs,
производить проверку подписей других пользователей. Конфиденциальные документы
шифруются на индивидуальных ключах. События, связанные с использованием
электронной цифровой подписи, шифрованием, генерацией ключей и выпуском
сертификатов фиксируются в протоколах работы
подсистемы.
«Маршрутизация»
Программное обеспечение, расширяющее
возможности «Делопроизводства» по управлению процессами обработки документов.
Моделирование процессов движения документа производится удобным и наглядным
образом - посредством построения графических карт. Карта определяет маршрут
движения сообщения и документа и определяет условия перехода от одного этапа
обработки к другому. Созданный таким образом маршрут используется для
инициирования движения документа и последующего управления маршрутом его
движения. Функции анализа позволяют получать статистические данные по
фактическим параметрам деловых процессов.
Справочные подсистемы
Включают в себя корпоративные справочники типов
файлов, типов документов, способов доставки, номенклатуры дел, корреспондентов,
типов сообщений, типов делопроизводственных операций и другие.
Основываясь на приведенной информации об
электронной системе LanDocs, использованной для создания
электронного архива ЦБ РФ, и о некоторых особенностях этого архива, можно
выделить следующие достоинства рассматриваемого электронного архива:
|
Соответствие нормам отечественного
делопроизводства: архив базируется на
отечественных стандартах и нормах делопроизводства, практике организации учета
документов и контроля действий исполнителей в государственных и
негосударственных структурах;
Универсальность и функциональность: функциональность архива
обеспечивает комплексную поддержку офисных деловых процессов, максимально
используя накопленные навыки делопроизводственного персонала и сложившуюся
инфраструктуру;
Прогрессивная
архитектура: система архива может строиться в любой
из трех давно и хорошо зарекомендовавших себя архитектур:
в двухзвенной архитектуре «клиент-сервер» на базе основных
промышленных СУБД;
в трехзвенной архитектуре со специализированным
WEB-сервером приложений, обеспечивающим возможность удаленного доступа к данным
системы через сеть Internet или в
среде корпоративной Intranet сети,
используя в качестве универсального платформенно - независимого клиента
стандартный Internet Browser;
на базе стандартного клиента электронной почты Microsoft
Exchange или Lotus Notes.
На практике разумное комбинирование методов доступа к
данным LanDocs дает возможность гибкого и экономичного конфигурирования лицензий в соответствии со
спецификой делопроизводственной нагрузки на конкретных рабочих местах
организации-заказчика;
Открытость: система архива предоставляет пользователям:
документированный OLE-интерфейс, который обеспечивает
возможность встраивания сервисов управления документами в Windows-приложения,
проектируемые внешними разработчиками;
поддержку промышленных стандартов,
за счет которых она может быть интегрирована с внешними программными системами
и специализированным оборудованием - системами электронной почты (интерфейс
MAPI), системами электронной торговли (с использованием XML), сканерным
оборудованием (интерфейс TWAIN), системой FineReader (для распознавания текстов
сканированных документов).
Защищенность данных: реализованный в системе механизм
управления разграничением полномочий пользователей реализован на трех уровнях
(ОС, СУБД, программное обеспечение) и дает возможность:
обеспечить идентификацию/аутентификацию пользователя;
определить для каждого пользователя функциональные права -
права на выполнение тех или иных функций системы (в частности на доступ к тем
или иным журналам регистрации документов);
определить для каждого документа уровень
конфиденциальности, а для каждого пользователя - права доступа к документам
различного уровня конфиденциальности;
подтвердить правомочность действий пользователя с помощью
механизма электронной подписи;
обеспечить необходимый уровень информационной защиты
конфиденциальных документов путем их шифрования, а также шифрования всей
информации, передающейся по открытым каналам связи, например, по электронной
почте; шифрование производится с использованием сертифицированных
криптографических средств;
протоколировать все действия пользователей в журналах
аудита (в журнале регистрации входа и выхода из системы, журнале
совершенных операций).
К недостаткам архива ЦБ РФ, созданного на базе
системы LanDocs, можно отнести его относительно
ограниченную целевую направленность (не предусмотрена возможность
взаимодействия на международном уровне и, как следствие, работа с зарубежными
партнерами/клиентами, что представляется весьма важным для
банка уровня ЦБ) и чрезмерную насыщенность архивной системы многочисленными
приложениями, некоторые из которых вполне могли бы быть унифицированы, что
существенно облегчило бы процесс освоения и использования электронного архива.
2. Электронный архив Газпромбанка
Около года назад компания Cognitive
Technologies объявила о завершении внедрения электронного архива
финансовых и организационно-распорядительных документов в филиалах КБ
«Газпромбанк» по России.
Поставленная руководством
«Газпромбанка» перед компанией Cognitive
Technologies задача выглядела
следующим образом: создание автоматизированной системы, предназначенной для
обработки и архивирования банковских документов операционного дня и закрытых
договоров, организации безбумажного архива документов, повышения надежности
хранения документов и создания эффективной технологии оперативной работы с
архивом документов.
Следует заметить, что КБ «Газпромбанк» — один из
крупнейших коммерческих банков России, занимающий 3-е место по размеру чистых
активов и 5-е место по размеру собственного капитала.
По мере увеличения объемов обрабатываемой информации
в филиалах и отделениях Газпромбанка возникла потребность в применении новейших
информационных технологий ввода, хранения и обработки документов, а также в
обеспечении информационной безопасности при работе с конфиденциальными
документами. Учитывая положительный опыт и высокий эффект, полученный от
реализации данных технологий в центральном офисе, а также с целью унификации
ПО, применяемого для ведения электронного архива в филиалах, руководством КБ
«Газпромбанк» было принято решение распространить методику создания электронных
архивов, разработанную компанией Cognitive Technologies, на все филиалы и
отделения банка.
Компанией Cognitive Technologies было предложено
решение: создание электронного архива на основе технологий архивации, поиска и
извлечения документов (Евфрат/400 для AS/400), оптического распознавания CuneiForm, обработки изображений документов, потокового ввода документов и ввода
стандартных форм документов Cognitive Forms.
В первую очередь была выполнена унификация ПО банковских электронных систем. Целями унификации
ПО в центральном офисе и филиалах банка являлись:
минимизация средств на поддержку ПО;
объединение электронных архивов в одну распределенную
систему;
использование новейших информационных технологий на базе
Интернет/интранет-технологий (удаленное администрирование).
Аппаратное обеспечение разрабатываемой архивной
системы включало в себя:
Сканер:
базовая конфигурация, односторонний, устройство подачи и позиционирования
оригиналов: Kodak ImageLink 500s (A4/A3, ADF 500 листов, разрешение до 300 dpi,
скорость сканирования /A4, 200 dpi/-70 dpm);
Сервер: IBM AS/400 (ОС OS400, СУБД DB2/400);
ПЭВМ на рабочих местах конечных пользователей: Pentium*100/16-32MB RAM3.
В качестве программного обеспечения были выбраны следующие программы:
ПО
сканера: Kodak HV Capture 2.04;
ЭА Евфрат/400 для IBM AS/400;
Евфрат/400 – Сервер;
Евфрат/400 – Клиент;
Евфрат/400 - Администратор Системы;
Евфрат/400 - Администратор Безопасности;
Система распознавания: CuneiForm;
Система ввода стандартных форм документов: Cognitive Forms;
Сетевая ОС: NetWare, Windows NT;
Автоматизированная Банковская Система: Диасофт – Банк.
Компанией Cognitive Technologies была проделана
большая работа по адаптации существовавшей версии центрального электронного
архива «Газпромбанка» под цели данного проекта. Были выполнены:
создание инсталлятора архива для тиражирования в филиалах;
адаптация под сканеры компаний Kodak и Fujitsu;
добавление элемента удаленного администрирования из
центрального офиса архивов в филиалах;
адаптация системы обеспечения информационной безопасности
для хранения и обработки информации разной степени конфиденциальности;
добавление модуля для потенциальной связи архивов в единый
архив.
Электронный архив финансовых и
организационно-распорядительных документов «Газпромбанка» предназначен для
сокращения затрат труда и времени при работе в системе документооборота. Он
позволяет вести учет документов, хранить их представления (графические образы)
в компьютерной форме, осуществлять быстрый поиск документов по реквизитам,
показывать графические образы найденных документов и облегчать поиск
оригинальных бумажных документов.
В случае «Газпромбанка» электронный архив органично
дополняет архив оригинальных бумажных документов, поскольку эта организация,
согласно своей стратегии, не отказывается от ведения полноценного «бумажного»
варианта архива. В случае необходимости получить информацию о конкретном
документе электронный архив помогает быстро увидеть его графический образ и
указывает его реальное местонахождение.
Программное обеспечение электронного архива реализовано в
клиент-серверной архитектуре: рабочие места пользователей являются клиентскими
приложениями, которые обращаются с запросами к серверным приложениям,
выполняющимся на AS/400. Сервер AS/400 выступает в качестве файл-сервера
(обслуживание массива образов документов) и в качестве сервера базы данных
(обслуживание таблиц и индексов поисковой информации). Клиентское ПО
выполняется в операционной системе Windows 9x/NT, серверное ПО — в операционной
системе OS/400.
На каждом рабочем месте пользователя электронного
архива «Газпромбанка» установлено программное обеспечение, соответствующее
функциям данного пользователя:
Страницы: 1, 2, 3
|