p> Часто спрашивают: как удалось Японии быстро вырваться после войны в
первую тройку индустриальных держав, несмотря на огромные разрушенная от
американских бомбардировок; несмотря на то, что страна подверглась
оккупации; несмотря на то, что колонии были отобраны, а своих природных
ресурсов на островах, практически нет. Каждый из этих вопросов превращается в ответ, если слово "несмотря"
заменить на "благодаря". -Из-за того, что Англию бомбили немецкие "юнкерсы-88", а
Японию—американские сверхкрепости Б-29, англичанам после войны пришлось
заниматься восстановлением устаревших предприятий, а мы сразу же взялись
строить новые, делая к тому же упор на самые перспективные отрасли
промышленности,— говорят японские дельцы. Заново построить завод на пустом месте легче, чем восстанавливать
старый. Если, конечно, располагать деньгами. Но прежде чем пояснить, откуда
взялись эти деньги в разрушенной" поверженной стране хочется отметить еще
одно обстоятельство. Когда японцы говорят, что, разрушив старое, война расчистила место для
нового, эту фразу можно понимать и в широком смысле. С разгромом, японского
милитаризма были разбиты многие оковы, сдерживавшие развитие
производительных сил. После капитуляции в стране была проведена аграрная реформа, которая
практически ликвидировала помещичье землевладение. Вступило в действие
новое трудовое законодательство, было узаконено существование профсоюзов. Особый вопрос—почему американские оккупационные власти пошли на подобные
меры. Они хотели, во-первых, уничтожить социальную опору милитаристских
кругов в лице помещичьего класса; а во-вторых, лишить японских
промышленников такого важного козыря, как дешевизна рабочей силы.
Воссоздавая в Японии профсоюзы, американцы радели о своих интересах в
конкурентной борьбе. Тем не менее реформы первых послевоенных лет изменили социально-
экономическую и политическую обстановку в стране, привели к некоторому
росту доходов трудящихся, оживила внутренний рынок. Но вот оккупированная Япония, на которую американцы поначалу смотрели как
на поверженного тихоокеанского соперника, стала играть в политике США
совеем иную роль: она оказалась ближней тыловой базой в тех войнах, которые
американский империализм развязал в Азии — сначала в Корее, а затем во
Вьетнаме. Через пять лет после капитуляции еще лежавшая в руинах Япония вдруг стала
прифронтовой полосой корейской войны. Американцам надо было срочно
организовать снабжение войск, ремонт боевой техники. Тут-то и пролился на
Японию золотой дождь интендантских заказов. Три миллиарда долларов было
впрыснуто в организм частного предпринимательства. По тем временам — деньги
немалые. Такая инъекция послужила изначальным толчком послевоенной деловой
активности. Без нее потребовалось бы, наверное, целое десятилетие, чтобы
сдвинуть с места парализованную разрухой японскую экономику. Как известно, вооруженные силы США остались в Японии и после
формального прекращения оккупационного режима—на основании "договора
безопасности". Причем японский монополистический капитал сумел использовать
к своей выгоде положение, в котором оказалась страна. Именно благодаря
американскому военному присутствию Япония смогла тратить на вооружение
значительно меньше средств, чем другие развитые страны Запада. Военные расходы Японии, которые в 30—40-х годах поглощали примерно 9
процентов ее валового национального продукта, в течение всех послевоенных
десятилетий, вплоть до 80-х годов, не превышали 1 процента ВНП. (Англия все
это время тратила в 5—6 раз больше.) Разумеется, после того как валовый национальный продукт Японии перевалил
за 1000 миллиардов долларов, даже 1 процент его составляет гигантскую
сумму. Этих 10—15 миллиардов долларов достаточно для создания более мощного
военного потенциала, чем имела в свое время милитаристская Япония.
Миролюбивая общественность правомерно бьет тревогу по поводу ежегодного
увеличения военных ассигнований. Однако даже при том, что в абсолютном
исчислении военные расходы растут, они не служат для японской экономики
столь непосильным бременем, как, скажем, для английской. (В три с лишним
раза уступая Японии по объему ВНП, Англия тратит на военные цели вдвое
больше средств.) Потерпев военное поражение, Япония лишилась своих колоний, возможности
эксплуатировать недра захваченных земель, рабский труд корейских и
китайских рабочих. Кое-кто считал, что экономика бывшей метрополии окажется
нежизнеспособной. Но подобные прогнозы не сбылись. Когда деньги, нажитые на корейской войне, воскресили деловую активность,
за умелыми рабочими руками дело не стало. Многие отрасли, работавшие на
военные нужды, например металлургия, судостроение, оптика, сохранили костяк
опытных специалистов. Наряду с высоким общеобразовательным уровнем молодежи
в целом все это обеспечило промышленности достаточный приток
квалифицированных кадров. Что же касается отсутствия собственного сырья,
то, по мнению японских предпринимателей, на каком-то этапе это даже помогло
стране совершить стремительный рывок вперед. Япония, считают они, смогла
сосредоточить все силы на создании самых новых и перспективных отраслей
индустрии именно потому, что у нее не висели гирями на ногах добывающие
отрасли—наименее рентабельные, наиболее трудоемкие и капиталоемкие. Избавив себя от обременительных расходов на модернизацию рудников, шахт,
железнодорожных перевозок, японские монополии сделали ставку на морской
транспорт, на те новые возможности, что открылись с созданием судов-
гигантов и механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Бедная полезными ископаемыми, Япония богата... побережьем. Это оказалось
огромным преимуществом для страны в условиях удешевления морских перевозок.
На каждый квадратный километр японский территории приходится 72 метра
побережья, вдвое больше, чем в другой островной стране — Англии, и в
двенадцать раз больше, чем в США, Извилистая береговая линия Японских островов благоприятствует тому, чтобы
почти каждое промышленное предприятие, перерабатывающее импортное сырье в
экспортную продукцию, имело собственный порт. Старые металлургические заводы строились вблизи угольных шахт Кюсю или
Хоккайдо. После войны их стали создавать "на воде". С одной стороны
насыпного участка оборудуется приемный порт, где руда, уголь и другое сырье
прямо с судов поступают в обработку. А на противоположной стороне
отвоеванной у моря территории создается отгрузочный порт, куда поступает
готовая продукция. Именно так были задуманы и построены 15 новых
металлургических комбинатов, благодаря которым Япония обеспечила
потребности своей индустрии и стала поставщиком стального листа и труб на
мировой рынок. Став продолжением цехов, порты сократили до минимума нужду в
железнодорожных перевозках. Япония сейчас почти не знает товарных поездов.
Подсчитано, что доставить тонну коксующегося угля морем из Австралии в
Японию дешевле, чем по железной дороге из Рура в Лотарингию. Словом, пользуясь преимуществами морских перевозок, японские фирмы
предпочитали покупать сырье в наименее обработанном виде, чтобы максимально
обогащать его человеческим трудом, то есть тем видом ресурсов, которым
страна наделена в достатке. На каком-то этапе отсутствие собственной добывающей промышленности
облегчило Японии задачу сравняться с западными соперниками и даже перегнать
их. Однако обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, особенно в
области энергетических ресурсов, все чаще напоминает об уязвимости японской
экономики, ее зависимости от зарубежных источников сырья и энергии. Тем не менее разгон был взят. В гонку со своими западными соперниками
Япония вступила "налегке". Первой отраслью, в которой Япония завоевала мировое первенство, стало
судостроение. Можно напомнить, что еще в годы второй мировой войны под
японским флагом ходили два крупнейших в мире линкора—"Ямато" и "Мусаси". В 1955 году, то есть как раз в ту пору, когда Япония вышла на
первое место в мире по судостроению, в США появился первый приемник на
транзисторах. Однако перспективность этого события в радиотехнике прежде
американцев оценили японцы. Буквально несколько месяцев спустя фирма "Сони"
выпустила в широкую продажу карманный радиоприемник. Он положил начало
"буму транзисторов"—массированному прорыву на мировой рынок совершенно
нового вида продукции с маркой "Сделано в Японии". ''Не столько нашей изобретательностью, сколько умением распознавать
неиспользованные возможности чужих изобретений, нам удается опережать
зарубежных конкурентов'',—отмечает г-н Масару Ибука,президент фирмы
''Сони'' Президент "Сони" любит повторять, что теряет интерес к продукции, как
только она перестает быть новинкой. Едва выпуск миниатюрных радиоприемников
на транзисторах освоили другие японские компании, "Сони" сделала ставку на
цветные телевизоры. Благодаря их высокому качеству и надежности, она сумела
победить в конкурентной борьбе даже американские фирмы, которые
специализировались на телевизионной технике еще с довоенных лет. Чтобы не терять времени иа научные исследования и на внедрение новых
открытий в производство, японские предприниматели сделали ставку на импорт
зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой
техники и технологии. Ставка на импорт зарубежной технической мысли в целом оправдала себя,
хотя имела и отрицательные последствия. Она привела к отставанию
фундаментальных наук. Японские ученые сосредоточили внимание на прикладных
исследованиях, видели свою задачу лишь в том, чтобы приспосабливать
заимствованную технологию для массового производства. Вплоть до 70-х годов американские и западноевропейские фирмы продавали
свои лицензии в патенты сравнительно дешево. Им казалось, что эта
технология все равно скоро устареет или будет скопирована японцами вовсе
без всякого вознаграждения. Но потом они поняли, что проявили близорукость,
недооценив угрозу японской конкуренции в дальней перспективе. …Япония усвоила себе все наши новейшие изобретения и открытия, испытала
все системы, какие она нашла в Европе, и применила их у себя не точно в
таком виде, нет,—она применила их настолько, насколько это нужно было для
укрепления ее сил. Она воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам
которой взобралась на вершину Дальнего Востока.
Эрнст фон Гессе-Вартег (Германия), Япония и японцы. 1904 ПОТРЕБЛЕНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ Японцы усердны как труженики и воздержаны как потребители... За соотношением потребления и накопления действительно кроется одна из
пружин совершенного Японией рывка. С середины 50-х годов доля накопления в валовом национальном продукте
Японии держится на уровне 30-—35 процентов (в то время как в других
развитых капиталистических странах она составляет 17—20 процентов). Каковы же источники ускоренного накопления капитала в Японии? Как, за
счет чего японским предпринимателям, удается из года в год выделять
примерно вдвое больше средств на обновление оборудования и расширение
производства, чем их американским и западноевропейским конкурентам? Вот
ключ, к пониманию динамичности японской экономики. Важнейший фактор —более низкий, чем в других капиталистических странах,
уровень личного потребления. (Причем это в немалой степени касается и
обеспеченных слоев.) Японский монополистический капитал сумел добиться максимальной
мобилизации внутренних ресурсов, занижая долю потребления и завышая долю
накопления. Он опирался при этом на многие местные особенности. Тут и
двойственность экономической структуры — своеобразное соседство "утесов" и
"песчинок"; тут и система пожизненного найма; тут, наконец, и устои
традиционной морали, возводящей в добродетель усердие в труде и умеренность
в быту. Японским монополиям бесспорно помогла набрать темпы для рывка более
высокая степень эксплуатации наемного труда, чем в других странах капитала.
Еще в середине 60-х годов зарплата рабочих в обрабатывающей промышленности
страны была в семь раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем в Англии.
Лишь в последующем она постепенно приблизилась к западноевропейскому уровню
и в 80-х годах превзошла его. Однако производительность труда в Японии все
это время росла быстрее, чем зарплата, и более высокими темпами, чем у ее
конкурентов. В Токио любят доказывать, что разговоры о дешевизне рабочей силы в Японии
давно устарели. И всё-таки труд в этой стране доныне дешев—дешев в
сопоставлении с его качеством: квалифицированностью, добросовестностью,
эффективностью. Японии присуща еще одна весьма своеобразная черта: низкому уровню личного
потребления в этой стране сопутствует, весьма высокий уровень личных
сбережений. Японцев отнюдь не назовешь людьми скаредными, прижимистыми, мелочно
расчетливыми. На взгляд американцев, они даже легкомысленно относятся к
деньгам. Тем не менее японская семья откладывает, в виде сбережений около
20 процентов доходов — примерно втрое больше, чем английская или
американская. Быть столь рачительными японцев вынуждает сама жизнь. Деньги прежде всего
необходимо откладывать на старость из-за японской системы социального
обеспечения, вернее сказать, из-за отсутствия таковой. Ведь уходя в
отставку в 55 лет, японский, труженик обычно получает не пенсию, а
единовременное пособие—по месячному окладу за каждый проработанный год.
Этого, конечно, недостаточно, чтобы прожить остаток лет. Приходится также откладывать деньги на образование детей, поскольку оно,
во-первых, очень дорого, а во-вторых, имеет решающее значение для их
карьеры. Традиция заботиться о сбережениях порождена и многими другими причинами:
это дороговизна медицинской помощи; быстрый рост квартирной платы, а также
цен на землю; это обычай тратить непомерные суммы на свадьбы и похороны,
постоянная угроза стихийных бедствий. С, другой стороны, иметь сбережения японцам помогают некоторые местные
особенности оплаты труда. По существующей традиции, наниматели занижают
ежемесячные выплаты с таким расчетом, чтобы труженик в течение года получал
не 12, а, к примеру,15 окладов. Два из них выдаются в форме наградных перед
Новым годом, а еще один — в середине лета. Часть этих денег семьи
используют для каких-то сезонных покупок, но от половины до двух третей
обычно откладывают в форме сбережений. В отличие от американцев, которые предпочитают приобретать акции, японцы
обычно держат свои сбережения в форме вкладов. Средства эти широко
используются для кредитования японской экономики. Причем частные
коммерческие банки, куда, стекается основная масса личных сбережений, могут
значительно дальновиднее, чем мелкие акционеры, учитывать общую
конъюнктуру, а стало быть, использовать эти средства с наибольшей
эффективностью. Итак, японские труженики подталкивают машину частного
предпринимательства, во-первых, тем, что в сравнении со своей
производительностью мало получают, а во-вторых, тем, что не тратят, а
оставляют в банковском обороте значительную часть своих и без того
заниженных доходов. А японские предприниматели? Проявляют ли они такую же склонность
ограничивать себя, откладывать на завтрашний день деньги, которые
пригодились бы и сегодня? Совсем наоборот. Им присуща диаметрально
противоположная черта: готовность постоянно быть по уши в долгах. Впрочем, сказать "по уши", пожалуй, даже недостаточно. Долги японских
фирм в несколько раз превышают размер их капитала. Причем речь идет не о
каких-то мелких предприятиях, находящихся на грани банкротства. Подобная
степень задолженности присуща как "песчинкам", так и "утесам". Средства, которыми располагает японская компания, обычно на 80 процентов
состоят из банковских кредитов и лишь да 20 процентов из акционерного
капитала, Но ведь в Соединенных Штатах и Западной Европе нормальной,
считается как раз обратная пропорция. Может ли японская корпорация
сохранять устойчивость, если ее финансовая структура подобна перевернутой
пирамиде? — Может,—отвечают японские дельцы,—если ее, как велосипед, хорошенько
разогнать. Действительно, такая финансовая акробатика предполагает высокие скорости
— без них она просто немыслима. Получая банковские ссуды под весьма большие
проценты (обычно из расчета 9—10 процентов в год), японский предприниматель
вынужден делать ставку на стремительные темпы роста производства, искать
самые радикальные пути повышения производительности труда, вновь и вновь
переоснащать цехи, даже если ради этого приходится еще глубже залезать в
долги. Но, больше завися от банковских кредитов, чем от акционерного
капитала, японская компания может уделять больше внимания долгосрочным
перспективам, чем текущим прибылям. Поскольку требования владельцев акций о
ежегодных дивидендах звучат в этом случае куда менее весомо, управляющие
смелее жертвуют накоплениями ради будущего успеха. Они готовы идти на
большие затраты, которые окупятся лишь впоследствии, обучать рабочую силу
профессиям, которые могут потребоваться лишь через несколько лет. У промышленных корпораций вошло в практику ежегодно обновлять
значительную часть оборудования. Средний возраст станков в обрабатывающей
промышленности Японии не превышает пяти лет. Во-первых, благодаря этому на
внутреннем рынке страны постоянно поддерживается производственный спрос. А
во-вторых, при столь активном обновлении технической базы заметно
повышается эффективность производства. Японцы иронически прозвали такую
экономику "велосипедной": чтобы сохранять равновесие, нужно мчаться вперед. В сравнении со сложившимися на Западе нормами тактика японских
промышленников выглядит смелой, дерзкой, рискованной. Причем подобные же
качества можно в полной мере отнести и к японским банкирам. Они без
колебаний предоставляют новые ссуды, не дожидаясь полного возмещения
старых. Передача взаймы до 95 процентов вкладов—нередкое явление для
японских коммерческих банков. А ведь в других странах такую, практику сочли
бы авантюристической. Долги, вчетверо превышающие капитал фирмы, обрекли бы западного
промышленника—да и его банкира—на бессонные ночи. В Японии же именно такая
задолженность и перезадолженность, на которую соглашаются обе стороны,
помогает индустрии быстро расти и модернизироваться. Чем же объяснить такую смелую, даже рискованную практику финансирования
японских предприятий? В действительности смелость эта выглядит вовсе уж не
такой безрассудной, если учесть, что финансовую акробатику частного бизнеса
в Японии страхует, поддерживает и направляет государство. Именно зависимость японских предпринимателей от банков помогает
правительственным органам регулировать направления и темпы развития
экономики. Огромная и постоянная задолженность японских фирм—это как раз те
вожжи, с помощью которых правительство способно управлять частным бизнесом. Поскольку капиталы фирм на четыре пятых состоят из банковских кредитов,
уровень деловой активности легче поддается регулированию. Понижая или
повышая размер ссудного процента, то есть делая кредиты то доступнее, то
недоступнее. Центральный банк Японии (принадлежащий государству) как бы
нажимает на разные педали экономической машины страны, то ускоряя, то
тормозя ее движение. Своей финансовой политикой правительство направляет поток средств из
менее перспективных звеньев хозяйства в более перспективные, содействует
тому, чтобы выпуск новой продукции быстрее сосредоточивался в руках фирм,
имеющих наименьшие издержки Новые отрасли индустрии рождаются под
покровительством государства, которое представляет им, кредитные льготы,
налоговые скидки, пока они не окрепнут. Взаимное доверие, основанное на системе многолетних личных связей,
помогает правительственным чиновникам и частным предпринимателям
действовать в тесном контакте. В результате государственно-
монополистическое регулирование экономики осуществляется в Японии, пожалуй,
более эффективно, разносторонне и, с точки зрения интересов монополий,
более рационально, чем в каком-либо другом капиталистическом государстве.
Именно в этом смысле некоторые исследователи уподобляют Страну восходящего
солнца гигантской компания — акционерному обществу "Япония инкорпорейтед". Перечисляя источники ускоренного накопления капитала в Японии, мы
отмечали, во-первых, низкий уровень личного потребления при высокой доле
личных сбережений. (Добавим, что в силу ряда особенностей японского образа
жизни размеры паразитического потребления в верхушке общества заметно
скромнее, чем в США и Западной Европе.) Мы говорили также о высокой доле
заемного капитала, о готовности японских предпринимателей глубоко залезать
в долги ради повышения уровня производства; об активной роли государственно-
монополистического регулирования. Но есть еще одно обстоятельство:
сравнительно низкий уровень правительственных расходов. Благодаря этому
государственные и местные налоги составляют в Японии 16 процентов валового
национального продукта, тогда как в США—24, а в Англии—39 процентов. Здесь конечно, сказывается то обстоятельство, что в течение всех
послевоенных лет Япония тратит на военные нужды примерно один процент ВНП.
Во-вторых, что уже отнюдь нельзя назвать положительным фактором, в
государственном бюджете Японии очень низка доля расходов на социальные
нужды. (Этот показатель в два-три раза ниже, чем в Англии и других
Западноевропейских странах.) За последние четверть века главной заботой
правительства было помочь монополиям ускоренно наращивать производственные
мощности, пренебрегая благосостоянием народа. Ниже подробнее поговорим о том, сколь дорогой ценой пришлось
расплачиваться стране за лозунг: "ВНП—превыше всего". Еще одна примечательная черта экономики Страны восходящего солнца.
Широкий импорт зарубежной технической мысли, на которую сделали ставку
японские предприниматели, не сопровождали столь же широким притоком прямых
иностранных капиталовложений. Японцы охотно занимали за рубежом деньги, они
не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились
появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы. К началу 80-х годов Япония стала одним из ведущих экспортеров мира.
Однако считать, что ее экономическое развитие целиком опирается на внешнюю
торговлю, было бы неверно. Американский публицист Уильям Форбис так рисует несколько упрощенную, но
наглядную схему японской экономики. Страна восходящего солнца ввозит из-за
рубежа почти все сырье и топливо, необходимое для ее гигантской
индустриальной машины. Обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы
повышают его стоимость примерно в десять раз. Япония сохраняет девять
десятых готовой продукции для собственных нужд, а оставшуюся десятую часть
экспортирует, чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива. Доля японского экспорта в валовом национальном продукте составляет лишь
примерно 10 процентов. Более низкую экспортную квоту среди развитых
капиталистических стран имеют только Соединенные Штаты, в то время как в
Англии она составляет 17, в ФРГ—25, в Голландии—34 процента. Как ни
парадоксально, в 80-х годах Япония зависит от экспорта меньше, чем в 30-х,
когда дешевый текстиль, который она сбывала в Азии, составлял 30 процентов
ее ВНП. Большая часть современных японских автомашин и цветных телевизоров
предназначается для японских дорог и японских жилищ. ПРОГРЕСС ЗА СЧЕТ ГАРМОНИИ Японские предприниматели радели лишь о расширении производственных
мощностей, гипнотизировали себя цифрами роста валового национального
продукта. Но чем гуще становился лес заводских труб, тем болезненнее
сказывалось отставание социальных тылов, давали о себе знать нездоровая
концентрация индустрии и населения в отдельных районах, загрязнение
природной среды промышленными отходами. Японские дельцы куда щедрее, чем их западные соперники, вкладывали
средства в обновление техники и технологии. Зато они были до неразумности
скупы в затратах на все то, что обслуживает производство и самого
труженика. Рывок индустрии к переднему краю научно-технического прогресса
был совершен на фоне и за счет отставания транспортной сети, коммунального
хозяйства, жилищного строительства. Уже говорилось, что на социальные нужды
в японском бюджете выделяется в два-три раза меньше средств, чем в других
развитых капиталистических странах. Поселок Амагасаки. Здесь воочию видишь отрицательные последствия
перекосов, навязанных стране монополистическим капиталом. Амагасаки—это
чудовищная теснота. Именно здесь, в Тихоокеанском промышленном поясе, на
пяти тысячах квадратных километров вынуждены жить и трудиться 50 миллионов
человек. Это место, где земля оседает, потому что для промышленных нужд из
почвы выкачано слишком много грунтовых вод. Наконец, это воздух,
отравленный дымами тысяч труб, родивший новую болезнь-''астму Амагасаки''. К числу стихийных бедствий, издавна угрожающих Японии, добавилось
еще одно, порожденное стихией капиталистического хозяйства. Новоиспеченное
слово "когай" (его употребляют вместо громоздкого , термина "загрязнение
природной среды промышленными отходами") стало в Японии 80-х годов таким же
ходовым, как в 50-х и 60-х годах было слово "ВНП". Последствия нездоровой концентрации промышленности, бесконтрольного роста
городов стали в наш век общемировым явлением. Но, чтобы представить себе,
насколько страдает от этого Япония, недостаточно лишь сопоставить с
ведущими индустриальными странами объем ее валового национального продукта
как основного показателя экономической активности. Чтобы понять остроту проблемы "когай" для японцев, считает шведский
экономист Хакан Хедберг нужно, посмотреть, сколько ВНП приходится на каждый
квадратный километр за вычетом непригодных к освоению горных склонов и
возделанных полей. По расчетам Хедберга, такое "пространство для работы и
жизни" составляет в Японии.46 тысяч квадратных километров. Это почти
столько же, сколько в Англии, и в сорок раз меньше, чем в Соединенных
Штатах. А поскольку японский ВНП составил к началу 80-х годов почти
половину американского, на единицу территории японских равнин производится,
стало быть, примерно в двадцать раз больше продукции, чем в США. К 80-м годам наращивание производственных мощностей дошло до критического
рубежа, когда обозначилась нехватка земли, воды и даже воздуха. Такие
выражения, как "охрана окружающей среды", "качество жизни", перестали быть
уделом узкого круга специалистов. Даже газеты и телекомпании, которые пели
хвалебные гимны божеству по имени "ВНП", принялись предавать анафеме
побочное детище этого божества — "когай". На рубеже 80-х годов стало очевидным, что Япония в основном исчерпала те
преимущества, на которые она опиралась в течение первых послевоенных
десятилетий: дешевая и образованная рабочая сила; дешевое привозное сырье и
топливо; доступная по сходной цене зарубежная технология; ставка на новые
виды продукции для прорыва на мировые рынки. Обострение социальных проблем, которыми в угоду росту производства
слишком долго пренебрегали; повышение зарплаты до уровня западноевропейских
стран и трудности с омолаживанием рабочей силы; вздорожание нефти, руды—все
это тормозит развитие экономики и внешней торговли Японии. Все это ставит
нелегкий вопрос: как поведет себя "велосипедная экономика" на иных,
сниженных скоростях? И вот как раз на этом драматическом рубеже, именно в ту пору, когда
разительно выявились несуразицы и перекосы однобокого развития, когда
разрыв между возросшими потребностями и реальностями обострил социальную
напряженность внутри страны—именно в этот период Япония с небывалой силой
ощутила внешнюю уязвимость своей экономики. Зависимость от привозных ресурсов и прежде являла собой слабое место
Страны восходящего солнца. Но никогда еще уязвимость эта не напоминала о
себе столь тревожно. Можно ли надеяться на стабильность поставок сырья, и
прежде всего нефти, поступающей из такого взрывоопасного района, как
Ближний Восток? В начале 40-х годов, когда 80 процентов необходимой Японии нефти шло из
Соединенных Штатов, Токио, ответил на американское нефтяное эмбарго ударом
по Пирл-Харбору. Но, даже обладая военно-морским флотом, который считался
одним из самых сильных в мире. Страна восходящего солнца оказалась не в
состояний обеспечить поставку трех миллионов тонн нефти в год. Где уж
уповать на военную силу, когда японская экономика поглощает почти по
миллиону тонн нефти в день! Во-вторых, к чему приведет растущее сопротивление японской внешнеторговой
экспансии со стороны развитых государств? Не окажутся ли рынки Северной
Америки и Западной Европы закрыты протекционистскими мерами из-за
хронического перекоса торгового баланса в пользу Японии, которая умудряется
неизменно ввозить в эти страны больше товаров, чем вывозить оттуда? Наконец, в-третьих, как защитить отвоеванные за четверть века позиции от
нажима азиатских конкурентов, прозванных "бандой четырех"? Ведь Южная
Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур используют сочетание новой, закупленной
за рубежом технологии с дешевой рабочей силой—то есть те самые
преимущества, на которые в 50-х и 60-х годах опиралась Япония. Словом, как внутренние, так и внешние факторы поставили на рубеже 80-х
годов правящие круги Токио перед необходимостью пересмотреть экономическую
стратегию послевоенных десятилетий и вновь радикально видоизменить
промышленную структуру Японии. В середине 50-х годов японский производственный потенциал, основой
которого с довоенных лет служила легкая промышленность, был
переориентирован на тяжелую и химическую индустрию. Это соответствовало
росту мирового спроса на сталь, суда, продукты нефтехимии. В 80-х годах взят курс на преимущественное развитие наукоемких
производств при сдерживании энергоемких и материалоемких отраслей, особенно
тех, которые наиболее пострадали от вздорожания нефти, а также от возросшей
конкуренции со стороны "банды четырех". В ходе такой перестройка предстоит
постепенно свернуть, то есть принести в жертву даже многие отрасли, которые
прославили послевоенную Японию, например металлургию, судостроение, бытовую
электротехнику. Новая экономическая стратегия предусматривает также перенос
производственных, мощностей—особенно если они занимают много земли,
потребляют много энергии и сильно загрязняют окружающую среду—за пределы
Японии. Курс, попросту говоря, взят на то, чтобы по возможности
экспортировать "когай" в другие страны. Проектируются, например, танкеры,
которые станут плавучими нефтеперегонными заводами. Они сделают свое дело
на долгом пути от Персидского залива, оставляя дым и копоть на океанских
просторах, вместо того чтобы окуривать японское небо. Другой, более распространенный путь — приобретать рудники и строить
заводы за рубежом. Японские предприниматели стали все чаще вкладывать
капиталы в других странах, чтобы более надежно обеспечить потребности в
сырье, использовать дешевизну рабочей силы, а нередко и чтобы обходить
таможенные барьеры. (Если, скажем, телевизор фирмы "Сони" сошел с конвейера
в Ирландии, в странах "Общего рынка" его можно продавать беспошлинно.) Выше говорилось, что из-за отсутствия собственных природных ресурсов
Япония вынуждена быть гигантским перерабатывающим заводом и одновременно —
экспортно-импортной фирмой. Теперь ставка делается на то, чтобы Япония все
больше становилась конструкторским бюро и главным сборочным цехом, куда
поступали бы полуфабрикаты и детали из цехов-филиалов, расположенных в
других государствах. Нетрудно видеть, что монополии хотели бы
распространить выгодное им сочетание "утесов" и "песчинок" за пределы
японских рубежей. — Промышленная слава послевоенной Японии родилась в области
электрификации быта, — говорит президент фирмы "Ниппон дэнки" господин
Кобая-си. — Но это направление уже себя исчерпало. Не только потому, что
отечественный рынок в основном насыщен бытовой электротехникой — почти
каждая семья имеет электрическую рисоварку, холодильник, стиральную машину.
Дело, прежде всего в том, что новинки, благодаря которым Япония совершила
успешный прорыв на мировые рынки в 50-х и 60-х годах, перестали быть ее
монополией. Гонконгу потребовалось десять-пятнадцать лет, чтобы освоить
выпуск портативных транзисторных приемников, и примерно такой же срок,
чтобы начать производство цветных телевизоров. Будущее Японии—наукоемкие
производства. Сочетание компьютеров с телекоммуникационным оборудованием
открывает новые возможности для накопления и распространения информации для
передачи на расстояние как текстов, так и изображений. Это позволяет
сделать реальностью электронную почту, электронную газету, даже электронную
справочную библиотеку. Словом, если прежде мы экспортировали овеществленный
труд, то впредь основой японского экспорта должен стать овеществленный
разум... ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении можно рассмотреть небольшой план, который в полной мере
раскрывает истоки экономического "чуда” в Японии: I 1945 год. Хиросима. Разруха II 60-е годы. Вьетнам. США Япония военная база ( 3 млрд.$ ) III Малочисленность армиии IV Просвещение,наем, продвижение, потребление и накопление V Отсутствие добывающих отраслей: закупка дешевого сырья + дешевый труд ( молодежь, женщины) VI Размещение производства в портах СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Портер М. Международная конкуренция, М., 1993 2. Мировая экономика и международные отношения,М: ''Наука''.,6-1998 3. Российский экономический журнал ЭКО 9-1998 4. Мировая экономика и международные отношения, М., МАИК ''Наука/ интерпериодика''.,1999 5. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций. Под общей редакцией В.И. Голубовича, Минск ''Экоперспектива''.,1997
Страницы: 1, 2, 3
|