Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическое содержание собственности

Предположим теперь, что потребитель располагает некоторым доходом; цены на товары A, B, ..., Z не зависят от его поведения и равны соответственно PA, PB, ┘,PZ товарного дефицита нет; все товары являются бесконечно делимыми (как, например, колбаса, сливочное масло и т.д.).

При этих предположениях потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

1) для всех реально покупаемых им товаров А, В, С,... имеет место

где MUA, MUB, MUC - предельные полезности товаров А, В, С; - некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег;

2) для всех непокупаемых им товаров Y, Z,... имеет место

Докажем первую часть утверждения.

Предположим обратное: товары А и В реально покупаются потребителем, но MUA/PA > MUB/PB. Для определенности предположим, что МUA = 40 ютилов в расчете на килограмм, PA = 2 руб. за килограмм, МUB = 20 ютилов в расчете на килограмм, PB = 4 руб. за килограмм. В результате

(МUA/PA = 40 ютилов/2 рубля) > (20 ютилов/4 рубля = МUB/PB

Очевидно, что покупатель при этом не достигает максимума удовлетворения. Он может сократить потребление товара В на 1 кг, при этом он потеряет 20 ютилов. Но за счет сэкономленных 4 руб. он может купить дополнительно 2 кг товара А и получить дополнительно примерно 80 ютилов. (Слово "примерно" здесь использовано потому, что 2-й дополнительный килограмм товара А может принести меньшую полезность, чем 1-й, скажем, только 39 ютилов, а не 40). Чистый выигрыш составит примерно 80 - 20 = 60 ютилов. С уменьшением потребления товара В его предельная полезность уменьшается. Поэтому разница между МUA/PA и МUB/PB будет сокращаться. Перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого реально покупаемого товара не станет одинаковым.

Равенство (3.4) можно интерпретировать следующим образом. Отношение МUA/PA представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар A на 1 руб. Очевидно, что в состоянии оптимума потребителя все подобные отношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу. И любое из них может рассматриваться как предельная полезность денег (точнее, 1 руб.). Величина А показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 руб.

Вторую часть утверждения можно доказать совершенно аналогичным образом, от противного. Смысл формулы заключается в том, что если уже 1-й рубль, израсходованный на покупку товара Z, приносит потребителю недостаточно высокую полезность, то он вообще отказывается от потребления этого товара.

Таким образом, равенство показывает, что в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение получило название второго закона Госсена. Конечно, потребитель может раскаяться в покупке, даже удовлетворяющей равенству. Это будет означать, что "за время от покупки до раскаяния в ней" знак в для данного товара изменился на противоположный.

Попытаемся показать теперь на основе количественного подхода, что объем спроса и цена связаны обратной зависимостью. Снова рассмотрим равенство.

Допустим, что цена на покупаемый потребителем товар А повысилась. В результате первое отношение в равенстве уменьшилось. Чтобы восстановить равенство и максимизировать общую полезность, потребитель начнет сокращать потребление товара А. Аналогичным образом будут поступать и другие потребители. Таким образом, с повышением цены товара объем спроса на него сокращается.


2.3. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса.


В рыночной экономике потребитель свободен в своем выборе товаров и услуг, но ограничен доходом и рыночными ценами. Он стремится к потреблению разнообразных благ, его потребности не насыщены. Потребитель ведет себя рационально, т.е. стремится приобрести такие товары и услуги, которые принесут ему максимальную полезность.

Согласно порядковой теории полезности:

- потребитель сравнивает и оценивает не отдельные товары, а наборы, состоящие из n товаров;

- выбор потребителем одного набора из мнлжества других наборов показывает его предпочтения;

- поведение рационального потребителя подчиняется определенным аксиомам, с которыми согласуются его предпочтения.

Порядковый подход опирается на следующие аксиомы:

1.                 Аксиома полной упорядоченности. Эта аксиома исходит из того, что потребитель в результате сравнения одного набора благ с другим всегда может сказать, какой из них для него является предпочтительным или они оба равноценны. В порядковом подходе вместо слова «равноценность» обычно употребляется слово «безразличность».

Свои суждения по поводу конкретных наборов благ потребитель фиксирует с помощью определенных символов, выражающих либо предпочтение (>), либо безразличие (-). Так, если потребитель считает, что набор А для него является более предпочтительным, нежели набор В, то он выразит это следующей записью: А>В. Если же оба набора для него равноценны, то запись будет иметь следующий вид А-В.

2.                 Аксиома транзитивности. С помощью этой аксиомы осуществляется упорядочение (с точки зрения предпочтения и безразличия) уже не двух, а большего числа наборов благ. Так, если потребитель в результате изучения трех наборов благ А, В, С расставил их следующим образом A>И и В>C, то можно сказать, что набор А в данном случае для него предпочтительнее набора С (A>C). Если же, по мнению потребителя, А-В и В-С, то отсюда можно сделать вывод, что для него наборы А и С являются также равноценными (А-С).

3.                 Аксиома ненасыщения. Если два набора благ отличаются друг от друга лишь количеством единиц одного какого-то блага, то потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.

4.                 Аксиома независимости потребителя. Степень удовлетворения потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями. Это значит, что в данном случае не принимаются в расчет чувства зависти и сострадания.

Содержание аксиом свидетельствует, что порядковая теория полезности действительно не ориентирована на непосредственное, прямое измерение уровня полезности наборов благ. Потребитель не в состоянии объективно оценить и не занимается количественной оценкой полезности, приносимой ему тем или иным набором благ. Оценка их полезности здесь осуществляется косвенным путем, на основе выявления предпочтения. Потребитель способен лишь сравнить наборы благ и оценить, какой из них приносит ему наибольшую полезность. Поэтому, если потребитель считает, что набор А для него более предпочтителен, чем набор В, то отсюда можно сделать вывод, что, с точки зрения потребителя, набор А обладает большей полезностью, нежели набор В. Вопрос о соотношении уровней полезности наборов (на сколько или во сколько раз набор А полезнее набора В) при этом не ставится.

Поэтому и задачу максимизации полезности порядковая теория трактует как задачу выбора потребителем такого набора благ, который бы, с одной стороны, был наиболее предпочтительным, а с другой – по своей стоимости не превосходил бюджета потребителя.

Дальнейшее рассмотрение будет вестись только применительно к наборам, состоящим из двух благ – X и Y, поскольку такие наборы легко вписываются в систему плоскостных ординат. Полученные выводы могут быть распространены и не любые другие наборы.


2.3.1. Кривые безразличия.


Основную сложность в порядковом походе представляет построение кривых безразличия.

Каждая кривая безразличия объединяет множество равнополезных (равноценных), разумеется с точки зрения конкретного потребителя, наборов благ. Следовательно, прежде чем строить такие кривые, необходимо образовать группы равнополезных наборов. Кривая безразличия есть изображение на плоскости множества наборов продуктов, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребитель не отдает предпочтения ни одному из них, ему «безразлично», какой из них взять.

Если нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, получим карту кривых безразличия.

На рисунке 2.1 показаны 3 кривые безразличия. На первой и второй кривой безразличия показаны по 2 товарных набора. Набор А содержит Ха единиц товара Х и Yа единиц товара Y. Набор В включает Хb единиц товара Х и Yb единиц товара Y.


Рис. 2.2. Кривые безразличия

Поскольку точки А и В находятся на одной и той же кривой безразличия I, то наборы А и В следует рассматривать как равноценные (равнополезные) для того потребителя, для которого построены эти кривые безразличия.

Обращает на себя внимание набор С. Он содержит наибольшее количество единиц товара Y (Yc) и столько же, сколько набор В единиц товара Х (Хс). В соответствии с 3 аксиомой товарный набор с предпочтительнее набора В, а следовательно и набора А. Поскольку точки С и D лежат на одной и той же кривой безразличия II, то это значит, что наборы С и D для данного потребителя являются равноценными.

Следует отметить одно важное обстоятельство. Поскольку функция полезности используется как способ приписывания чисел по определенному правилу кривым безразличия, то монотонное преобразование (monotonic transformation) функции полезности (умножение на положительное число, прибавление положительного числа, возведение в нечетную степень и т.п.) изменит сами числа, но не повлияет на соотношение между числами. По-прежнему более высокой кривой безразличия будет соответствовать большее число, более низкой кривой безразличия - меньшее. Следовательно, определить предпочтения потребителя можно лишь с точностью до монотонного преобразования.

Свойства кривых безразличия:

А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Справедливость такого утверждения была показана при рассмотрении рис. 2.1.

Б. Кривые безразличия никогда не пересекаются. В противном случае это противоречило бы свойству А.

В. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это также вытекает из свойства А.


2.3.2. Предельная норма замены.


Поскольку все товарные наборы, расположенные на одной и той же кривой безразличия, являются для данного потребителя равноценными, а следовательно, взаимозаменяемыми, то и те два товара, которые образуют эти наборы, также должны быть для потребителя в определенной степени взаимозаменяемыми.

Количественным показателем такой взаимозаменяемости является предельная норма замены.

Предельная норма замены MRS (marginal rate of substitution) блага Y благом Х показывает, каким количеством блага Y следует поступиться ради увеличения в наборе блага Хна единицу при условии сохранения полезности набора на прежнем уровне:


MRSxy= _ ΔY; U=const (2.1)

ΔX


Поскольку изменения объемов благ при неизменной полезности обычно имеют разные знаки, «минус» в формуле делает предельную норму замещения положительной в большинстве случаев (рис. 2.2).

Предельная норма замещения благом Х блага Y может быть определена симметричным образом как количество блага Y, которое получит потребитель «в награду» за отказ от потребления единицы продукта Х при неизменной полезности набора.

Рис. 2.3. Предельная норма замещения


 Рассмотрим свойства предельной нормы замещения.

1.                 Предельная норма замещения рана модулю производной функции у(х), задающей соответствующую кривую безразличия. Это следует из формулы (2.1): при бесконечно малых приращениях объема потребления продукта Х отношение приростов продуктов равно производной функции. Отсюда следует, что предельная норма замещения равна модулю тангенса угла наклона касательной к кривой безразличия.

2.                 Предельная норма замещения уменьшается с увеличением потребления продукта Х. Это следует из свойства выпуклости кривой безразличия: касательная к ней становится все более пологой (рис. 2.2). Таким образом, чем больше потребляется продукта Х, тем меньшую ценность он имеет, поскольку потребитель согласен получать все меньшие объемы продукта Y в обмен на одну единицу продукта Х.

3.                 Предельная норма замещения равна отношению предельных полезностей продуктов:

MRS= MUx                        (2.2)

  MUy

    Данное равенство следует из формулы прироста полезности при изменении объемов потребления продуктов, которая является, по сути, формулой дифференциала функции полезности:

ΔU=MuxΔx + MuyΔy                   (2.3)

Поскольку на кривой безразличия полезность неизменна (ее прирост равен нулю), данная формула и определение (2.1) позволяют доказать равенство (2.2).

4.                 Предельная норма замещения характеризует вкусы потребителей, т.е.  относительную ценность продуктов для них. Чем больше предельная норма замещения, тое больший объем продукта Y требует потребитель за отказ от единицы продукта Х, тем ценнее для него продукт Х.

Если благо Х ценнее блага Y, то кривые безразличия крутые (кривая а на рис.2.4). Если благо Y совсем лишено ценности (нейтральное), то, согласно формуле (2.2), предельная норма замещения равна бесконечности, а кривые безразличия вертикальны.

Рис. 2.4. Вкусы потребителей


Если благо Y ценнее для потребителя, чем благо Х, то кривые безразличия пологие (кривая b на рис. 2.4). Если Х – нейтральное благо, то предельная норма замещения равна нулю, а кривые безразличия горизонтальны.


2.3.3. Бюджетные ограничения.


В порядковой теории в качестве выражения системы предпочтений потребителя выступает карта безразличия. При этом потребитель знает, что самые предпочтительные наборы находятся на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но «дотянуться» до такой кривой безразличия потребитель, как правило, не может. Этому мешает недостаточность его бюджета.

Все доступные конкретному потребителю товарные наборы могут быть выражены с помощью его бюджетной линии, если ее поместить в ту же систему координат, в которой находятся кривые безразличия. Для построения бюджетной линии необходимо иметь уравнение этой линии.

Обозначим месячный доход потребителя через I (руб.). Предположим далее, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение только двух товаров Х и Y.

Его бюджетное ограничение в этом случае может быть представлено в виде следующего равенства:

pxx+pyy=I                       (2.4)


Смысл бюджетного ограничения сводится к тому, что расходы потребителя на приобретение товаров Х и Y не могут превышать его дохода. Уравнение бюджетной линии имеет следующий вид:

Y=I - Px × X                       (2.5)

Py Py


На рис. 2.5 бюджетная линия изображена в виде отрезка АВ. Поскольку бюджетная линия всегда представляет собой прямую, пересекающую оси координат, то для ее построения может быть применен более простой метод. Достаточно найти лишь точки пересечения бюджетной линии с осями координат (т.е. точки А и В) и соединить их прямой линией. Полученная прямая является как раз бюджетной линией.


Рис. 2.5. Бюджетная линия


 Положение точки А определяется длиной отрезков 0А, а положение точки В – длиной отрезка 0В. Каждый из этих отрезков соответствует количеству единиц товара Y или товара Х, которое может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только на этот товар. В связи с этим длина отрезка 0А соответствует I/Py, а длина отрезка OB – I/Px. В свою очередь, наклон бюджетной линии равен коэффициенту при Х в уравнении (2.5), то есть Px/ Py. Все наборы из товаров Х и Y, расположенные на бюджетной линии, по своей стоимости четко соответствуют доходу потребителя I, а значит, являются доступными для него. К числу доступных относятся также все товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии. Стоимость каждого из них ниже I. Зато все наборы, находящиеся выше бюджетной линии, стоят больше I и потому являются недоступными для данного потребителя.

Анализируя уравнение бюджетной линии (2.5), можно сделать вывод, что ее положение зависит как от дохода потребителя, так и от цен товаров. Если бы доход потребителя оказался меньше, а цены прежними, то в этом случае бюджетная линия сместилась бы вниз (A’B’). При этом она была бы параллельна линии АВ, так как коэффициент Px/ Py остался бы прежним. Если бы доход потребителя и цена товара Х оставались неизменными, а цена товара Y снизилась, то бюджетная линия в этом случае заняла бы положение A”B. Перемещение левого конца бюджетной линии из точки А в точку A” произошло бы потому, что отношение I/Py в данной ситуации стало больше.

2.3.4. Равновесие потребителя.

На рисунке 2.6 карта безразличия совмещена с его бюджетной линией.

Рис. 2.6. Оптимум потребителя.


Спрашивается, какой товарный набор выберет потребитель? Разумеется тот, который расположен на наиболее удаленной кривой безразличия. Среди всех доступных ему товарных наборов, расположенных в границах треугольника 0АВ, указанному требованию отвечает набор Е, находящийся в точке, где бюджетная линия АВ лишь касается кривой безразличия U2.

Конечно, для потребителя более привлекательными являются товарные наборы, расположенные на кривой безразличия U3. Однако ограниченные размеры бюджета не позволяют ему «дотянуться» до этой кривой безразличия.

Товарный набор Е для данного потребителя является оптимальным, поскольку он наиболее предпочтителен среди всех наборов, находящихся в границах треугольника 0АВ, представляющего реально доступную для данного потребителя область.

Набор Е содержит, как видно на рис. 2.5, ХE единиц товара Х и YE единиц товара Y. В точке Е наклоны бюджетной линии АВ и кривой безразличия U2 совпадают.

Поэтому применительно к точке оптимума потребителя можно записать:

Px= MRSxy                                (2.6)

  Py

Равенство следует понимать как свидетельство достижения потребителем наиболее предпочтительного, а следовательно, наиболее полезного товарного набора при заданном бюджете. В связи с этим можно сказать, что равенство, выражающее условие, при котором потребитель достигает своего оптимума.


2.4. Реакция потребителя на изменение цен.


2.4.1. Кривая «цена-потребление».


Реакция потребителя на изменение дохода и цен обычно рассматривается под углом зрения изменения его спроса. Что касается системы предпочтений потребителя, а значит, и его карты безразличия, то они находятся, как правило, вне сферы влияния данных факторов. Остановимся вначале на анализе реакции потребителя на изменение цен. Его доход при этом остается неизменным.

На рис.2.7, а показано смещение оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2 в результате снижения цены товара Х с Px’ до Px”. Снижение Рх предопределило поворот бюджетной линии АВ против часовой стрелки вокруг точки А. В результате этого бюджетная линия заняла новое положение AB’ и стала касаться в точке Е2 более удаленной кривой безразличия U2. В связи с этим товарный набор Е2 стал доступен данному потребителю.

Рис. 2.7. Линия «цена-потребление» и линия индивидуального спроса


Если соединить одной линией все точки оптимума потребителя, получаемые в результате как снижения, так и повышения Рх’, то получим кривую «цена-потребление» (линия Е). Она выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров Х и Y, которые возникают при изменении цены товара Х.

С помощью кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя. Здесь важно заметить, что определение линии индивидуального спроса в этом случае осуществляется исключительно на основе принципа заданности рыночных цен.

Поэтому построить линию спрос анна новое благо, цена которого на данном этапе ещё не известна, с помощью метода невозможно. На рис. 2.7, б представлена линия индивидуального спроса d на товар Х. Она построена с помощью двух точек L и М, каждая из которых определена исходя из заданной цены объема и спроса, определенного с учетом оптимума потребителя (Е1 и Е2). Линия, проведенная через эти точки (L и М), рассматривается в качестве кривой индивидуального спроса на товар Х. Здесь важно также обратить внимание на следующее обстоятельство. Поскольку цена спроса имеет отношение не к предельной, а к средней полезности, то и рыночные цены, используемые при построении кривой индивидуального спроса, не могут отличаться по своей природе от цен спроса.


2.4.2. Эффект замены и эффект дохода.


Изменение цены какого-либо товара оказывает влияние на объем спроса на него двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, что приводит к смещению спроса c одних товаров на другие (с относительно дорогих на относительно дешевые) и, во-вторых, посредством изменения покупательной способности или реального дохода потребителя, когда рост или снижение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар, впрочем, как и на другие товары.

Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, называется эффектом замены, а с помощью второго способа – эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого. Существует две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены (в качестве которого выступает изменение спроса) на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит английскому экономисту Дж. Хиксу, а другая – русскому математику и экономисту Е. Слуцкому.

Хикс полагал, что для выполнения этой процедуры необходимо воспользоваться вспомогательной бюджетной линией A’B’’ (рис. 2.8). Ее следует провести таким образом, чтобы она, во-первых, была параллельна бюджетной линии AB’ и, во-вторых, являлась касательной к исходной кривой безразличия U1.

Это означает, что с помощью такой вспомогательной бюджетной линии обеспечивается сохранение, с одной стороны, нового соотношения цен, а с другой – первоначального уровня удовлетворения индивидуума.

Полученная точка вспомогательного индивидуума Е3 позволяет разделить общий прирост спроса на товар Х, вызванный снижением его цены, на эффект замены и эффект дохода. Общий прирост спроса соответствует отрезку Х1Х2. Точка Х3 делит его на эффект замены (отрезок Х1Х3) и эффект дохода (Х3 Х2). Формирование эффекта замены происходит при сдвиге оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е3 вдоль кривой безразличия U1. Это позволяет сделать вывод, что на данном участке доход индивидуума остается неизменным, поскольку здесь сокращение спроса на товар Y (ввиду того, что он относительно товара Х стал дороже) компенсируется увеличением спроса на товар Х.

        Рис.2.8. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара Х снижается


Эффект дохода формируется в процессе сдвига оптимума из точки Е3 в точку Е2. Особенность этого участка состоит в том, что здесь осуществляется переход с одной кривой безразличия на другую (с U1 на U2). А такой скачок потребитель может совершить лишь в условиях роста его реального дохода, что, естественно, и обеспечивает дополнительное увеличение спроса на товар Х, как, впрочем, и на товар Y.

Если, напротив, цена товара Х не снижается, а повышается, то определение эффекта замены и эффекта дохода осуществляется в обратной последовательности (рис. 2.9). Здесь вспомогательная бюджетная линия A’B’’ касается в точке Е3 кривой безразличия U2, а не U1, как это было в предыдущем примере (рис.2.8).

Рис.2.9. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена товара Х повышается


На рис. 2.9. эффект замены представлен отрезком Х3Х1, а эффект дохода – отрезком Х2Х3.

Подход Б. Слуцкого к разделению общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода существенно отличается от подхода Хикса. Слуцкий предложил проводить вспомогательную бюджетную линию A’B’’ (рис. 2.10) не как касательную к первоначальной кривой безразличия U2, а как линию проходящую через первоначальную точку оптимума потребителя Е1 и в то же время параллельную бюджетной линии АВ’. В результате такого построения вспомогательной бюджетной линии A’B’’ она окажется касательной для более высокой кривой безразличия U3. Точка касания Е3 характеризует некий вспомогательный оптимум потребителя, которому соответствует новое соотношение цен, сложившееся в результате повышения цены на товар Х.

  Рис. 2.10. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. Цена товара Х повышается

Поскольку все три оптимума (Е1, Е2, Е3) лежат на разных кривых безразличия (соответственно на U1, U2, U3), то, естественно, ни о каком эффекте замены в данной ситуации не может быть и речи. Этот эффект, как известно, возникает лишь при перемещении потребителя в рамках одной и той же кривой безразличия. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что на рис. 2.10 мы по существу имеем дело лишь с двумя эффектами дохода. Так что подход Слуцкого не позволяет решить поставленную задачу.

До сих пор рассмотрение как общего эффекта изменения цены, так и составляющих его эффектов (замены и дохода) велось применительно к ситуации, когда оба блага качественные. В таком случае, как мы видели, эффект дохода (положительный – при снижении цены и отрицательный – при росте цены) всегда дополняет эффект замены. Если же, скажем, благо Х оказывается некачественным, то в этом случае эффект дохода (положительный – при росте цены и отрицательный – при снижении цены) становится антиподом эффекта замены (рис. 2.11).

 Рис. 2.11. Эффект замены и эффект дохода, когда благо Х некачественное (а – цена повышается; б – цена снижается)  


Общий эффект изменения цены блага Х измеряется отрезком Х1Х2, эффект замены – отрезком Х1Х3, а эффект дохода – отрезком Х3 Х2. При превышении эффектом дохода эффекта замены произойдёт нарушение закона спроса. Это значит, что с повышением цены блага спрос на него будет расти, а с понижением – падать. Такое отступление от закона называется «парадоксом Гиффена».

2.5. Заключение.


Каждый потребитель, выбирая товары, ставит перед собой определённую цель: исходя из своей покупательной способности, приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования.

Кардиналистский подход к анализу равновесия потребителя заключается в сравнении соотношений между предельными полезностями и ценами.

Суть порядковой измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (как в количественном подходе), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ, и не ставится вопрос о том, на сколько один набор предпочтительнее другого.

В ординалистской теории утверждается, что удовлетворение потребителя зависит только от количества благ им потребляемых и не зависит от потребления других потребителей.

Однако выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода.

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

Следует заметить, что теория потребительского выбора используется для решения ряда теоретических и практических проблем в сфере экономической и социальной политики. Среди них объяснение нестандартного поведения потребителя, динамика предложения труда, влияние налогов, субсидий, рационирование на благосостояние потребителя.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.