Экономическое макропланирование
смотреть на рефераты похожие на "Экономическое макропланирование" ПЛАН 1.ПРИМЕНЕНИЕ МАКРОМОДЕЛЕЙ В ИСЛЕДОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 2 2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАМИРОВАНИЕ И НДЕКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 3.ИЗ ПРАКТИКИ ФРАНЦУЗКОГО ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 17 4.ЛИТЕРАТУРА 21 Тема 1 С.Ф. Миксюк Применение макромоделей в исследовании и прогнозировании экономики Белорусский экономический журнал. №2, 1998 Переживаемый Республикой Беларусь кризис требует принятия
комплексных мер, направленных на его преодоление и системное
реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей
экономической политики может служить макроэкономическая модель. В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных
макроэкономических моделей базируется на регрессионных методах, которые
по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики
технологических факторов, результатов институциональной деятельности и
экономического поведения в сравнении с базовым периодом. Представляется
очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования
экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью
экономических процессов. Более того, применение стохастических моделей в
переходной экономике затруднено переводом статистики Беларуси на
принятую в международной практике систему национальных счетов и в этой
связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает
объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо также
иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы
положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив.
Применительно к модели это касается, прежде всего, выбора факторов,
объясняющих поведение экономических показателей. Указанные выше причины привели нас к мысли о том, что для
переходной экономики следует разработать не стохастическую, а
детерминированную модель. В неприемлемости стохастической модели для
наших условий убеждает также имеющийся у автора отрицательный опыт
разработки регрессионных зависимостей показателей внешней торговли. Что
касается детерминированных моделей, то основным их недостатком является
жесткий характер. Однако он может быть устранен с помощью аппарата
имитации с различными сценариями, отражающими альтернативные варианты
правительственной политики. Изложенное выше позволяет заключить, что в условиях переходного
периода использование разработанного в странах с развитой рыночной
экономикой модельного аппарата является невозможным. То же относится и к
моделям централизованной экономики, разработанным в странах бывшего
СССР. Все это предопределило необходимость собственных модельных
разработок. Следует отметить, что в республике имеются стандартные
модельные разработки Всемирного банка и МВФ, выполненные для стран с
переходной экономикой, однако попытки их практического освоения
оказались неудачными. Во-первых, потому, что информационное обеспечение
этих моделей не учитывает особенностей статистической отчетности
Беларуси. Во-вторых, модели ориентированы на решение внешних для нашей
экономики специфических задач. В этой связи с 1994 г. в НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь
началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели.
Основная цель первого этапа работы — создание комплексной макромодели,
позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-
вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По
аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положен
методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому
доходы одного сектора служат расходами другого. При этом в модели
выделены четыре внутренних сектора экономики - домашние хозяйства,
нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский
сектор, а также внешний сектор. В 1996 г. первая версия комплексной
модели среднесрочного прогнозирования (на период до 3 лет) прошла
практическую апробацию (Миксюк С.Ф. Разработка и использование
комплексной макромодели прогнозирования экономики Беларуси в условиях ее
рыночной переориентации // Вопросы прогнозирования развития отраслей и
сфер народного хозяйства. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. — Ред.).
Модель состояла из трех взаимоувязанных блоков: совокупного спроса и
предложения, платежного баланса, кредитно-денежного. Она включала 80
уравнений и по своему характеру являлась высокоагрегированной.
Результаты практической апробации модели дают основание сделать
следующие выводы. Модель позволяет осуществлять прогноз не противоречащих друг другу
счетов как в разрезе секторов экономики, так и по экономике в целом.
Малая размерность модели, с одной стороны, обеспечивает аналитическую
наглядность получаемых результатов, что позволяет оперативно работать с
моделью и проводить многовариантные расчеты в ограниченные временные
сроки. С другой стороны, высокоагрегированность модели сопряжена с
большим количеством допущений, что делает прогноз в значительной степени
условным. С учетом этого в 1996 г. модель получила дальнейшее развитие в
направлении детализации показателей налогово-бюджетного сектора. Это
потребовало переклассификации статей бюджета и внебюджетных фондов в
соответствии с классификацией СНС, отслеживания взаимосвязей
государственного, местных бюджетов, внебюджетных фондов, представления
доходной части бюджета и внебюджетных фондов в требуемой классификации. Концепция общей структуры модели Конечной целью построения модели является разработка инструмента,
который позволил бы в зависимости от проводимой экономической политики и
развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не
противоречащих друг другу счетов основных секторов экономики. Создание модели, способствующей решению данной задачи, требует, с
одной стороны, адекватного воспроизведения взаимосвязей
макропоказателей; с другой стороны, — введения в модель группы
государственных регуляторов (налоги, бюджетные статьи расходов, ставка
процента, индекс реальной денежной массы) и адекватного отражения их
влияния на макропоказатели. Первое требование в модели удовлетворяется
посредством реализации методологии потока финансовых средств (там же).
Что касается второго требования, то его достижение обеспечивается за
счет отражения взаимосвязей показателей в методологии СНС, а также за
счет отражения прямого влияния регуляторов на поведение экономических
субъектов на основе коэффициентов эластичности. Использование в модели принципа методологии потока финансовых
средств автоматически предполагает прогнозирование в разрезе секторов
экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждый сектор
имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовых
потоков: сектор госуправления - государственная финансовая статистика;
домашние хозяйства - баланс доходов и расходов населения; банковский
сектор - денежно-кредитный обзор; внешний сектор - платежный баланс; в
целом по экономике - счет национального дохода и продукта. Исключение
составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования
показателей которого информационная база отсутствует. Поэтому в рамках
модели доходы и расходы данного сектора определяются как балансирующие
элементы между соответствующими показателями национального дохода и
показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств. На рис.1 представлена блок-схема макромодели среднесрочного
прогнозирования.
|Блок |Эндогенные переменные |
|производства и |Материальные затраты |
|издержек в |Налогооблагаемые базы: выручка от реализации, |
|текущих ценах |прибыль, затраты на производство продукции, |
| |амортизация основных фондов |
| |Рентабельность |
| |Капвложения за счет собственных средств предприятия| |Блок |Эндогенные переменные |
|доходов и |Доходы бюджета и внебюджетных фондов |
|расходов |Дефицит бюджета |
|государства |Сбережения и валовые накопления сектора |
| |государственного управления |
| |Социальные выплаты: среднемесячная стипендия одного|
| |студента, среднемесячная пенсия одного пенсионера, |
| |среднемесячное пособие одного безработного | |Блок |Эндогенные переменные |
|доходов и |Доходы населения |
|расходов |Текущие потребительские расходы |
|населения |Сбережения населения |
| |Валовое накопление населения |
| |Капвложения за счет средств населения |
| |Среднемесячная зарплата одного занятого | |Блок |Эндогенные переменные |
|национального |Валовой выпуск и валовой внутренний продукт в |
|дохода и |рыночных ценах |
|продукта |Сбережения и валовое накопление сектора |
| |нефинансовых предприятий |
| |Воспроизводственная структура ВВП в разрезе |
| |секторов |
| |Финансовая структура ВВП | |Блок |Эндогенные переменные |
|платежного |Показатели текущего счета: сальдо торгового |
|баланса |баланса, сальдо нефакторных услуг, сальдо дохода, |
| |сальдо текущих трансфертов |
| |Внешний заем |
| |Внешний долг на конец периода | |Блок |Эндогенные переменные |
|кредитно-денежн|Чистые внутренние активы в разрезе секторов |
|ого сектора |Широкие деньги в разрезе секторов |
Рис. 1 Блок-схема модели среднесрочного прогнозирования
Блок производства и издержек. В данном блоке рассчитываются со стороны
предложения номинальный и реальный ВВП, валовой выпуск по факторной
стоимости на основе экспертно заданных темпов роста производства
отраслей и индексов цен на продукцию этих отраслей. Работа блока
представлена следующими отраслями: промышленность, сельское хозяйство,
прочие отрасли материального производства, нематериальные услуги. В
данном блоке рассчитываются все налогооблагаемые базы, необходимые для
работы очередного блока: выручка от реализации, оплата труда,
материальные затраты, амортизация, прибыль от реализации, балансовая
прибыль. В блоке отражается влияние динамики ставки косвенных налогов на
динамику объема продаж и, как следствие, на величину выручки от
реализации.
Налогово-бюджетный блок. Поступления в бюджет и внебюджетные фонды рассчитываются путем умножения величины налогооблагаемых баз на экзогенно задаваемую ставку фактического изъятия. При выборе условно расчетных баз налогообложения мы исходили из следующих соображений: а) условно расчетная база, принятая в модельных расчетах, должна быть
максимально приближена к базе, устанавливаемой в законодательном
порядке; б) при невозможности установления подобного соответствия приоритет
отдается базе, которая в наибольшей степени отражает сферу производства; в) в методологии модельных расчетов не должно быть противоречия при
определении налогооблагаемой базы: если показатель является
результирующим, он не может выступать в качестве налогооблагаемой базы,
поскольку рассчитывается в первом блоке модели. В модели воспроизводится взаимосвязь бюджета и внебюджетных фондов
посредством включения позиции "поступления из бюджета" в статьи
внебюджетных фондов. Следует отметить, что в модельных расчетах данная
позиция является балансирующей между расходной и доходной частями
внебюджетных фондов. Такая методика расчетов предполагает
бездефицитность внебюджетных фондов. В отличие от доходов, возможности прогнозирования государственных
расходов на основе обычных экономических соотношений гораздо более
ограниченны. Это является следствием политической природы принятия
решения по поводу государственных расходов. Методика прогнозирования
бюджетных расходов в рамках модели предполагала решение следующих
вопросов: классификация расходов, обеспечивающая связь финансовых
потоков между бюджетом и остальными секторами, методика прогноза этих
расходов. Требуемая для модельных расчетов классификация бюджетных расходов
представлена как сумма текущих и капитальных расходов (рис.2). В свою
очередь текущие расходы складываются из текущего государственного
потребления (заработная плата, товары и услуги), субсидий, трансфертов,
расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. К капитальным
расходам бюджета относятся капитальные трансферты сектору нефинансовых
предприятий, инвестиции госсектора. В силу политической природы бюджетных расходов их прогнозирование
осуществляется на основе экзогенно заданных реальных темпов роста.
Следует отметить, что основная сложность прогнозирования расходов
бюджета состоит в формировании его отчетной информационной базы в
требуемой классификации. Это потребовало обращения не к агрегированному
бюджету, а к его детализированному виду. Дефицит бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов
бюджета. Финансирование дефицита бюджета определяется на основе
экзогенно задаваемой структуры: внешние источники, внутреннее банковское
финансирование, внутреннее небанковское финансирование. Влияние статей
бюджета на основные макропоказатели отражено в модели посредством
расчета располагаемого секторами дохода и его взаимосвязей. |Статьи бюджета | |1. Текущие расходы | |1.1. Текущее |
|государственное |
|потребление | |1.1.1. Заработная |
|плата | |1.1.2. Товары и |
|услуги | |1.2. Субсидии |
|предприятиям | |1.3. Рублевое покрытие|
|за перечисление |
|средств в валютные |
|фонды | |1.4. Трансфертные |
|платежи населению | |1.4.1. Стипендии | |1.4.2. Средства в фонд|
|социальной защиты | |1.4.3. Социальные |
|пособия в натуре | |1.4.4. Прочие | |1.5. Расходы по |
|обслуживанию |
|внутреннего долга | |1.6. Выплаты процентов |
|по внешнему долгу | Доходы и расходы населения. Данный блок является в целом производным
от показателей предыдущих блоков. В нем отражается влияние налогов с
населения на располагаемый доход и далее — на конечное потребление
домашних хозяйств и инвестиции населения. В блоке национального дохода и продукта рассчитывается материально-
вещественная структура ВВП, финансовая структура, а также сбережения как
в целом по экономике Беларуси, так и в разрезе секторов. В блоке
реализуются основные балансовые соотношения макроэкономики. Очевидно,
что основная часть показателей балансовых соотношений рассчитывается в
предыдущих блоках, в этом же определяются лишь балансирующие элементы,
по динамике которых можно судить о реалистичности полученных ранее
прогнозных показателей. В блоке также отражается влияние прямых налогов
с юридических лиц на величину чистой балансовой прибыли и, как
следствие, на инвестиции за счет средств предприятий. В блоке платежного баланса реализовано балансовое соотношение:
сальдо счета внешних текущих операций должно компенсироваться за счет
либо притока капитала, либо снижения уровня резервов. В качестве
балансирующего элемента в соотношении выступает показатель внешних
займов. Все остальные показатели указанного балансового соотношения
рассчитываются автономно на основе экзогенно задаваемых темпов роста,
описывающих динамику внешней конъюнктуры. Исключение составляют экспорт
и импорт товаров. Физический индекс роста импорта товаров прогнозируется
на основе коэффициента эластичности от ВВП. Импорт товаров в долларовом
выражении определяется на основе физического индекса роста импорта и
индекса цен на импорт. Экспорт товаров является производным от
рассчитанных ранее внешнеторгового сальдо и импорта товаров. Назначение
блока заключается не только в том, чтобы отразить взаимодействие
секторов экономики, но и в том, чтобы оценить реалистичность прогноза на
основе балансирующего показателя "внешние займы". Блок кредитно-денежного сектора. Реализация данного блока решает,
каковы должны быть кредиты секторам, чтобы последние находились в рамках
своих бюджетных ограничений. Решение данной задачи требует
прогнозирования спроса на денежные активы со стороны секторов. В модели
эта задача решается с использованием коэффициентов эластичности:
депозиты населения - от реальной ставки процента; депозиты предприятий -
от ВВП. Потоки кредитов секторам определяются как балансирующие элементы
соотношении, отражающих бюджетные ограничения секторов. Следует
отметить, что в этих балансовых соотношениях используются показатели,
рассчитанные в предыдущих блоках. В блоке реализуется также соотношение,
отражающее баланс банковской системы: изменение совокупной денежной
массы совпадает с изменением чистых иностранных активов и чистых
внутренних кредитов. Программное и информационное обеспечение модели Программное обеспечение модели реализовано средствами ЕХСЕL в
диалоговом режиме. Этот выбор обусловлен возможностью обеспечения
обработки информации в табличной форме, а также оперативной
корректировки формул в случае изменения постановки задач.
Страницы: 1, 2, 3
|