|
Индексы цен производителей базируются на рыночной корзине оптовых продаж. Валовой внутренний продукт (ВВП) учитывает всю продукцию, произведенную на территории страны без учета заграничных отделений и филиалов фирм. ВВП – это показатель производства в стране. В систему национальных счетов входят и такие показатели как: валовой национальный доход (ВВП + сальдо первичных доходов из-за границы); чистый национальный доход (ВНД за вычетом амортизационных отчислений). Национальная экономика служит также для обеспечения населения страны доходами. Личный доход представляет собой доход, фактически полученный, и исчисляется путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и прибавления суммы трансфертных платежей. Лично располагаемый доход исчисляется как личный доход за вычетом индивидуальных налогов граждан. Лично располагаемый доход используется на потребление и сбережения. Валовой располагаемый доход (ВНД + чистые трансферты из-за границы). Основные терминыМакроэкономика, агрегирование, модель кругооборота продуктов и дохода, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, чистый национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход, валовой располагаемый доход, валовые внутренние инвестиции, амортизация, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт, расчет ВВП по доходам, расчет ВВП по расходам; расчет ВВП через производство (по добавленной стоимости), основное макроэкономическое тождество; номинальный ВВП, реальный ВВП, дефлятор ВВП; конечная продукция, добавленная стоимость. Литература1. Долан Э. Макроэкономика./ Э.Долан, Д.Линдсей.— СПб.: Наука, 1994. — Гл. 2, 3. 2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ К.Макконнелл, С.Брю. — М.: Республика, 1992. — Т.1, гл. 9. 3. Фишер С. Экономика./С.Фишер, Р.Дорнбуш , Р.Шмалензи. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 24. 4. Общая экономическая теория (Политэкономия): Учебник /Ред. акад. В.И. Видяпин, акад. Г.П. Журавлева. — М.: Промо-Медиа, 1999. — Гл. 24 — 26. 5. Бункина М. К. Национальная экономика. — М.: Высш. шк.,1997. — Гл. 4. 6. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.— М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 2. Тема 2 Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложениеОсновные вопросы темы1. Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения. 2. Макроэкономическое равновесие в модели AD=AS. 1. Совокупный спрос представляет собой общий спрос на товары и услуги, который представляют потребители, фирмы и правительства при заданном уровне цен. Низкий уровень цен стимулирует реализацию объемов производства и, наоборот, чем выше уровень цен, тем ниже покупательная способность экономических агентов. Кривая совокупного спроса AD показывает, какое количество товаров и услуг готовы приобрести потребители при каждом возможном уровне цен. (См. рис. 2). Нисходящий наклон кривой AD объясняется эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Рост цен увеличивает спрос на деньги, что ведет к увеличению процентной ставки и снижает объем совокупного спроса на реальный объем национального продукта. Эффект богатства также оказывает влияние на траекторию кривой совокупного спроса. С ростом цен реальная стоимость финансовых активов домохозяйств будет падать, что приведет к снижению покупательной способности потребителя. Рис. 2. Кривая совокупного спроса Высокие цены в стране приводят к уменьшению экспорта и увеличению импорта товаров, что также снижает совокупный спрос на отечественные товары и услуги. К неценовым факторам, влияющим на AD, относят изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, а также чистый экспорт. Неценовые факторы влияют на совокупный спрос и могут перемещать кривую AD вправо и влево. Например, уменьшение ставок подоходного налога приводит к увеличению чистого дохода и, следовательно, смещает кривую AD вправо. Совокупное предложение представляет собой общий объем производства и услуг, произведенных в экономике при каждом возможном уровне цен. (См. рис. 3). Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем продукции предлагается производителями при различных уровнях цен в экономике. Ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения – перемещение вдоль кривой. Неценовые факторы (изменения в технологии, объеме применяемых ресурсов, ценах ресурсов, налогообложении фирм, структуре рынка и т.д.) приводят к сдвигу самой кривой. Кривая AS приближается к вертикали при полной занятости факторов производства в экономике. Этот отрезок называют «классическим отрезком», поскольку он соответствует представлениям классиков: при полной занятости объем производства приближается к потенциальному, и если движение сопровождается ростом совокупного спроса, то кривая становится почти вертикальной. Классики рассматривали экономику в долгосрочном периоде. Долгосрочный период – это период, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, что в экономике поддерживается полная занятость. Долгосрочная (вертикальная) кривая строится исходя из следующих условий: - объем производства обусловлен только количеством факторов производства и не обусловлен уровнем цен; - изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно; |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.