· Регулирующая;
· Санирующая (очистка рынка от
неконкурентоспособных производителей).
Самуэльсон: "Ни одно
правительство не может быть мудрее рынка".
Рынок - это есть совокупность
экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Начало учения о рыночной системе
хозяйствования положил Адам Смит в работе “О природе и причине богатства
народа” в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка
является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок невидимой
рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса “Капитал”,
Ленина “По поводу так называемого вопроса о рынке” и австрийца Ф.Хайека,
который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в
основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике рынок стоит
непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на
языке цен и решать три главных экономических вопроса:
что производить;
как производить;
для кого производить.
В командной системе хозяйства между
производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно
дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются
решать эти три вопроса.
В смешанной экономике между
производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных
отношений.
Товарное производство
функционирует в результате действия объективных экономических законов:
закон стоимости;
спроса и предложения;
закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы
обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда,
затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это
объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и
покупателями.
Закон денежного обращения
регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший
исторический период.
Все эти законы способствуют
созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм
формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и
покупателей товара.
15. Классификация
рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и
платных услуг.
Рынок - это есть совокупность
экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Р - обмен товарами и услугами,
организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм
взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов
купли-продажи товаров и услуг
Классификация Р:
Рынки можно разделить по
признакам: степень монополизированности(формы конкуренции), меры гос.
регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная
принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный,
(идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта,
олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).
По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади,
зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций;
денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного,
интеллектуального продукта.
по территориальному
признаку(местные, национальные, региональные, мировой);
функциональный признак(оптовый,
неорганизованный);
по потребительским
товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).
Совокупность рынков одной страны
наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной
экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории: 1.
Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.
Есть организованный,
неорганизованный легальный - теневой
Бывают: - потребительский -
дефицитный - перенасыщенный
Виды рынков: Рынок товаров и услуг
Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств
производства Рынок “ноу-хау” и другой информации Рынок труда Финансовый рынок
или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи
Различаются характером
конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного)
монополистическая конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть
немногих)
Национальные рынки различаются
валютой, налогами, национальными стандартами.
Рынок потребительских товаров -
это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих
мер:
1.путем развития предпринимательства в сфере
производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
2.путем поддержания малых и средних предприятий.
3.налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого
потребления.
4.переход к свободному ценообразованию на большинство
товаров.
5.постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.
6.радикальный пересмотр льготного перераспределения
товаров широкого потребления.
Формирование этого рынка
осуществляется на основе 2-х законов России: “О защите потребительского рынка”
от 20.12.91г. “О защите потребителей” от 26.06.91г.
Инфраструктурой потребительского
рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает
производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные,
лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских товаров
предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая
одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, , лекарства,
отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного
пользования и др. товаров аналогичного назначения.
Рынок бытовых, коммунальных,
информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию
населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги
связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение
жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального
функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры
и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации,
консультирование, нотариат и т.д.) и др.
16.Рынок капитала.
Промышленный капитал - капитал,
занятый в сфере материального производства. В процессе функционирования
промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал.
Торговый капитал - это
обособившаяся часть промышленного капитала, которая функционирует в сфере
товарного обращения. Историческим предшественником торгового капитала был
купеческий капитал. Ссудный капитал это обособившаяся часть промышленного
капитала, назначение которого - аккумуляция собственных денежных средств и
предоставление их тем, кто в них нуждается.
Рынок инвестиций, денежного
капитала, есть особая форма денежного рынка, на котором покупаются средства,
вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения. Предприниматели не
имеющие достаточных средств для создания своего дела, развития производства,
желают приобрести такие средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки,
имущество или на других условиях. Полем действия рынка инвестиций являются
прежде всего инвестиционные банки, но рыночные отношения на почве купли-продажи
инвестиций могут возникать между предпринимателями, желающими продать и купить
капитал.
Акционерный капитал - это капитал
акционерного общества.
Акционерное общество - это такое
предприятие, в капитал которого вкладывают свою долю многие участники покупая
его акции.
Любой капитал начинает свое
движение с денег и последовательно проходит три стадии движения. На каждой из
этих стадий он принимает соответствующую форму.
Формула движения капитала:
СП
/
Д - Т ... П ... Т' - Д'
\
РС
L---------+----------+--------
1 2 3
На первой стадии капитал выступает
в форме денежного капитала.
На второй - в форме
производительного (промышленного) капитала. Эта стадия является главной в
кругообороте капитала, т.к. здесь происходит создание новой потребительской
стоимости, новой стоимости прибавочного продукта (прибавочной стоимости).
На третьей - в форме товарного или
торгового капитала:
Д' = Д - Д~
Прибавочный продукт после
реализации товара возвращается к производителю в форме прибыли (Р).
Прибыль бывает: индивидуальная,
отраслевая и средняя (общая).
Индивидуальная прибыль - это
прибыль, которую получает каждый отдельный предприниматель.
Отраслевая - это прибыль,
образованная внутри отраслевой конкуренции за более выгодные условия
производства и сбыта товаров за получение дополнительной прибыли.
Общая прибыль образуется в
результате межотраслевой конкуренции.
Средняя прибыль - это есть равная
прибыль на равновеликий капитал.
Цена производства равна
авансированному капиталу + средняя прибыль.
Торговый капитал - это есть
обособившаяся часть промышленного капитала, которая обслуживает процесс
реализации товара.
Он имеет свою формулу
кругооборота: Д - Т - Д'
На авансированном торговом
капитале предприниматели получают прибыль, называемую торговой.
Торговый капитал вместе с
промышленным участвуют в обращении средней прибыли.
Торговая прибыль - это часть
прибыли, которую промышленные предприятия уступают торговле.
17.Товарные биржи,
их функции и механизьм функционирования.
Биржа - это торговый посредник,
способствующий заключению оптовых сделок между продавцами и покупателями
товаров, валюты, ценных бумаг.
ТБ - самостоятельные
специализированные негосударственные учреждения для проведения торговых
операций по заключению сделок о крупномасштабной продаже и купле
материально-вещественных товаров, продающихся по стандартам и образцам. Это
регулярно функционирующий, организованный, действующий по определенным правилам
и в определенном месте оптовый товарный рынок. Основной предмет сделок на
товарной бирже - представленные на ней товары и контракты на куплю-продажу
товаров. ТБ призваны: упорядочивать торговлю товарами, оказывать посреднические
услуги при заключении сделок, регулировать процесс торга между продавцами и
покупателями товара, собирать и публиковать информацию о ценах на биржевые
товары.
Брокерские конторы и фирмы
наполняют фирму товарными предложениями и способствуют их продвижению к
источникам спроса, т.е. к заключению сделок. Брокеры - посредники между
продавцом и покупателем товара, соединяют их интересы, .и одновременно
выступают в роли доверенных лиц как владельцев товара, так и его покупателей.
Брокер имеет своё стационарное место на бирже. Лиц, занимающихся биржевым
посредничеством за свой счет и от своего имени наз. дилерами или джобберами.
Это человек или дилерская фирма, проводящие биржевые операции в роли участников
сделок.
Механизм функционирования.
Клиент, желающий купить или
продать товар через биржу, должен обратиться в брокерскую контору. Заявитель
заполняет бланк-приказ и передаёт его полномочному брокеру. Эти стартовые
операции могут производиться вдали о самой биржи - в периферийных органах.
Затем полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру-исполнителю
счетов, после чего она поступает в центральные органы биржи. В начальной фазе
клиент платит гарантийный взнос - маржу(10% от предмета сделки), это залог,
который затем возвращается. Принятый заказ на продажу(куплю), поступает в
торговую секцию операционного зала, проходя через приемный пульт и
регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо, где и разворачиваются
главные события. Наряду с брокерами в торге принимают участие в качестве
ведущих и фиксирующих сделки биржевые маклеры.
Участники торгов имеют карточки
разного цвета: брокеры - синие или красные, помощники брокеров - желтые,
маклеры - зеленые. Путем поднятия карточек или языком жестов брокеры и маклеры
общаются в ходе торгов. Торг начинает ведущий маклер с сообщения о товарах,
выставленных на продажу. Если сообщение вызвало интерес у брокера-покупателя, он
поднимает карточку. После оглашения всего списка и небольшого перерыва
начинается обсуждение брокеров-продавцов. Если брокер-покупатель берет всю
партию товара, то сразу же фиксируется сделка. Если такого покупателя нет, то
обсуждаются встречные предложения брокеров-покупателей об условиях, на которых
они согласны приобрести товар или его часть. В случае повторной неудачной
попытки заключить сделку она откладывается и рассматривается следующее
предложение. При достижении договоренности между Б-продавцом и Б-покупателем -
в виде их устного согласия о взаимоприемлемости условий - маклер фиксирует
сделку записью в регистрационной карте. Такая регистрация свидетельствует о
том, что сделка заключена.
18. Рынок ссудного
капитала.
Историческим предшественником ссудного
капитала был ростовщический капитал. Формами функционирования СК явл.
Коммерческий и банковский кредит. Кредитный капитал - кредит предоставляемый
функционирующими предприятиями при купле-продаже товаров(услуг). Инструментом
КК является вексель(долговое обязательство). Простой вексель - разовое
обращение. Переводной вексель - много оборотов. Его может выписывать продавец,
чтобы его должник оплатил Вам. Существует до 15 видов векселей. Векселя стали
учитывать банки. И вместо учтенных(принятых векселей) банки стали выпускать
свои векселя. Вексель на банкира называется банкноты. Эти банкноты стали
выполнять роль кредитных денег.
Ссудный капитал - это есть
обособившаяся часть промышленного капитала, которая выступает в форме денежного
капитала, приносящего процент.
Источником ссудного капитала
являются временно свободные денежные средства всего класса предпринимателей.
Денежный капитал имеет свою
формулу кругооборота: Д - Д'
Ссудные предприниматели или
банкиры получают свою долю прибыли в виде ссудного процента.
Движение ссудного капитала
осуществляется посредством кредита.
Землевладельцы получают свой
прибавочный продукт в форме земельной ренты.
Земельная рента - это часть
прибавочной стоимости сверх средней прибыли, которую получает собственник
земли.
Земельная рента бывает двух видов:
дифференциальная и абсолютная.
Причиной существования
дифференциальной ренты является монополия на землю, как на объект хозяйства и
дополнительных вложений капитала в землю.
Причиной абсолютной ренты является
частная собственность на землю.
Условием существующей
дифференциальной ренты является различие в плодородии и местоположении земли, а
так же дополнительного вложения капитала в землю.
Условием абсолютной ренты является
более низкое ограничение строения производства (капитала) в сельском хозяйстве
по сравнению с промышленностью.
Источником ренты является
прибавочный продукт.
Основу ренты составляет разница
между общественной стоимостью продукта, определяемой условиями производства на
худшем по плодородию и местоположению участке, и индивидуальной стоимостью.
19. Рынок ценных
бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
РЦБ является составной частью
финансового рынка, который делится на денежный рынок(все инструменты фин.,
связанные с краткосрочным обращением) и рынок капиталов(средне и долгосрочные
кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т.д.)
На рынке ценных бумаг или фондовом
рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций,
векселей, лотерейных билетов и т.д. Различают первичный рынок продажи новых
выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся
бумаг.
Фондовый рынок исторически
начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг
означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен
выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для
привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более
дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.
Как и любой другой рынок, РЦБ
складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается
компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных
доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ
чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором
является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход
превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные
активы (главным образом жилье).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|