Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая теория А. Смита

Экономическая теория А. Смита

смотреть на рефераты похожие на "Экономическая теория А. Смита"


«Ни в чем я не красавец(

кроме как в своих книгах».

А.Смит.

План.

1.Адам Смит-величайший английский ученый – экономист. а)страницы биографии.

2.»Богатство народов»- именно эта книга принесла

Смиту славу «отца экономической науки»( а)центральным мотивом и душой этой книги является действие «невидимой руки».

3.Особенности теоритетических разработок. а) теория разделения труда. б) теория стоимости. в)теория производительности труда, доходов.

. г) У А. Смита деньги выступали в качестве средства обмена

("великого колеса обращения").

4.“ Теперь( через двести лет( удивляет не то( как ошибался Смит( а то( как глубоко и ясно он видел”(

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама
Смита — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта
"человеческая слабость" будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний в этой области, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. Среди них Адам Смит является, несомненно центральной фигурой.

«Ни в чем я не красавец( кроме как в своих книгах»( - так однажды сказал о себе Адам Смит( И действительно( красавцем он не был. К тому же у
Смита была смешанная спотыкающаяся походка( он был необычайно рассеян и однажды упал в яму( где дубились кожи(

Не считая этого случая( особых приключений в довольно замкнутой жизни ученого было немного( Главное( вероятно( произошло( когда ему было четыре года и его украли цыгане( проходившие через Керколди( его родной хутор в
Шотландии( близ Эдинбурга( Впрочем, похитители продержали его всего несколько часов(

Адам Смит (1723 - 1790) был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника( который скончался за несколько месяцев до рождения сына( Воспитанный матерью( которая посвятила ему всю свою жизнь( Адам в 14 лет поступил в университет Глазго( начав свою дорогу к постижению мира(

Он довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд( Но Оксфорд в те времена не был центром обучения( как является теперь( Систематического преподавания там почти не было( студентам предоставлялась возможность самообучения( только бы они не читали опасных книг( Смита однажды чуть не исключили за то( что у него было сочинение Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе»( которое теперь считается одним из шедевров 18-столетия(

Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни( этот молодой человек постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени( Признанием этого стало назначение его профессором философии этики
Университета в Глазго( после того( как он вернулся из Оксфорда в родную
Шотландию( Остались записи его лекций( в которых он говорит об юриспруденции( военной организации( налогообложении и «полиции» - последнее слово означает управление внутренними делами( которое мы бы назвали
«экономической политикой»( Считается также( что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом
Смитом его представлений о проблемах экономики( Поработав руководителем на кафедре нравственной философии( Смит заслуженно занимает должность ректора
Университета Глазго(

В 1759 году Адам Смит опубликовал «Теорию моральных чувств»( очень интересное исследование в области морали и психологии( Книга обратила на себя внимание и принесла Смиту знакомство с лордом Таунсендом( ответственным за знаменитый «чайный налог»( вызвавший американскую революцию( Таунсенд пригласил Смита в воспитатели к своему пасынку( и Смит( отказавшись от профессорского места( поехал в путешествие со своим воспитанником( Во Франции он встречался с Вольтером( Руссо и с Франсуа
Кенэ( блистательным врачом( которому принадлежит идея физиократии - первая попытка объяснения того( как работает экономическая система(

В 1766 году Смит возвратился в Шотландию( где и прожил остаток своей жизни( Тогда-то и была тщательно и медленно( написана его книга «Богатство народов»( Смит послал экземпляр Юму( который стал его близким другом( Юм отвечал: «Здорово! Красота! Дорогой мистер Смит( Ваше произведение доставило мне большое удовольствие»( Юм понял( как и все остальные( прочитавшие книгу( что Смит создал произведение( которое навсегда изменит представление общества о самом себе(

Адам Смит - это преподобный патрон нашей науки( Интеллект его возвышается над всеми его современниками( как башня( В историю экономической мысли он прочно и навсегда вошел своей книгой( о которой все слышали( но почти никто не читал(- «Богатство народов»(- стоящая ему девяти лет отшельничества и опубликованная в тот же год( что и Декларация
Независимости США – 1776.Трудно сказать( который из этих документов имеет большее историческое значение( Декларация звучала( как призыв к созданию общества( основанного на «жизни( свободе и стремлении к счастью»(
«Богатство народов» объясняло( как именно такое общество должно работать( И ведь именно эта книга принесла Смиту славу «отца экономической науки»(

Еще задолго до написания книги своей жизни Смит просто и четко сформулировал ее главную идею: «Для того( чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния( нужен лишь мир( легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей»(

Смит начинает свое повествование в «Богатстве народов» с поразительного вопроса( Все участники рынка( как мы знаем( подгоняемы стремлением «сделать деньги» для себя - «улучшить свое положение»( как выражается Смит(
Напрашивается вопрос: каким образом рыночное общество не развязывает руки заинтересованным только в себе( жадным только до наживы людям грабить своих сограждан? Как на такой опасной антисоциальной основе( как стремление улучшить лишь собственное положение( может выработаться нормальное социальное устройство?

Ответ вводит нас в самый центральный механизм рыночной системы - в механизм конкуренции( Каждому( помышляющему лишь об улучшении своего положения( а вовсе не о других людях( противостоит на рынке толпа людей с такой же мотивацией( В результате каждое действующее лицо на сцене рынка вынужденно принять цены( предложенные конкурентами(

При такой конкуренции( говорит Смит( производитель( который попытается запросить больше( чем другие аналогичные производители( не сможет найти покупателя( Не сумеет найти работы тот( кто запрашивает больше установленной на рынке труда платы( А хозяин( которому хотелось бы заплатить меньше( чем его конкуренты( не сможет найти работников( Таким образом( рыночный механизм дисциплинирует участников: покупатели сами набавляют цену( конкурируя с другими покупателями( и поэтому не могут объединиться против продавцов( Продавцы должны соперничать с другими продавцами и поэтому не могут навязать покупателям свою волю(

У рынка есть еще одна важная функция( Рынок выдает товары( которые хочет получить общество( и в том количестве( которое нужно обществу( без всяких приказаний( Давление рынка словно бы Невидимой Рукой (пользуясь великолепным выражением Смита) направляет эгоистические действия людей на общественно полезную тропу( Так система конкуренции переводит эгоистическое поведение к общественно полезному результату( Невидимая Рука - эти слова характеризуют весь процесс - удерживает общество на верном пути( обеспечивая его производством нужных обществу товаров и услуг(

Эта иллюстрация Смита интересна и сегодня( Многие экономисты заняты тщательным изучением того( как работает Невидимая Рука( Не то( чтобы она работала всегда: есть в экономике области( где Невидимая Рука вовсе не использует своего влияния( В каждой рыночной системе( например( продолжает играть свою роль традиция( использующая и нерыночные способы вознаграждения
- например( чаевые( И в бизнесе продолжает существовать командная система( да и государственная власть себя проявляет( - например в налогообложении(
Кроме того( рыночная система не в силах предоставить обществу того( что не может быть закуплено в частном порядке - национальную оборону, закон, порядок и т.п( Смит это знал и подтвердил( что эти услуги должны предоставляться государством( Кроме того( рынок не всегда отвечает этическим и эстетическим критериям общества( он может поставлять товары( выгодные для производства( но вредные для потребления(

Кроме того, рынок саморегулируется, он сам себе сторож( Если чьи- нибудь цены( заработные платы или прибыли выходят за установленные для всех пределы( сила конкуренции их оттеснит(

Существует забавный парадокс( Рынок( высшая точка экономической свободы( является и строжайшим экономическим надсмотрщиком( К королю всегда можно обратиться с апелляцией - к рынку же апеллировать невозможно(

Поскольку рынок саморегулируется( Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности( Поэтому «лессэ фэр» стало фундаментом его философии( каким оно и сегодня является у консервативных экономистов( Однако преданность Невидимой руке не сделала Смита стандартным консерватором( Он осторожен( он не готов лечь костьми( чтобы не допустить государственного вмешательства( Более того( в «Богатстве народов» есть множество едких замечаний по поводу «низких и хищнических методов»( которыми пользуется класс предпринимателей( и выражается искреннее сочувствие к судьбе рабочего человека - не слишком популярная позиция в ту эпоху! Консерватором Смита делает - и в этом он совпадает с современными мыслителями - убеждение( что система «естественной свободы»( основанная на свободе экономической( в конце концов пойдет на пользу всему обществу(

А кроме последовательной рыночной системы( Смит сумел по-новому увидеть еще и то( что система «национальной свободы» - рыночная система( предоставленная самой себе( - будет расти и что богатство нации( у которой есть эта система( будет постоянно увеличиваться В смитовской концепции возрастающего богатства народов разделение труда играет центральную роль( как явствует из незабываемого описания булавочной фабрики:

«Один человек выдергивает проволоку( другой ее выпрямляет( третий режет( четвертый заостряет( пятый размалывает верхушку( чтобы можно было надеть на нее головку; приготовление головки требует двух или трех разных операций; отдельно - надевание; отдельно - побелка; и даже завернуть ее в бумагу - тоже особая специальность(((

Я видел маленькую фабрику такого типа( на которой работало только десять человек; некоторые из них производили по две-три разные операции( Но хотя они были бедны и поэтому не слишком хорошо обеспечены нужными машинами( они могли( при старании( производить около 12 фунтов булавок в день( Фунт - это четыре тысячи среднего размера булавок( Следовательно( десять человек могли сделать до 48 тысяч булавок в день((( Если бы все они работали по отдельности и независимо друг от друга((( они бы не сделали и двадцати( а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной»(

Как сделать( чтобы разделение труда широко распространилось? Смит считает наиболее важным метод( описанный им в рассказе о фабрике булавок(
Ключ ко всему - машины( Разделение труда - и( следовательно( его производительность - увеличивается( когда в работе участвует машина( Таким образом( каждая расширяющаяся фирма( естественно( должна вводить все больше машин( чтобы улучшить производительность своих рабочих( Тем самым рыночная система становится огромной силой для накопления капитала( в основном в виде машинного парка и оборудования(

Разделение труда занимает ключевое место в экономической системе А.
Смита. Основополагающее значение этого элемента А. Смит мотивировал тем, что разделение труда является причиной, стимулирующей производительность.
Он считал, что разделение труда повышает производительность тремя способами: увеличением ловкости каждого отдельного рабочего; сбережением времени при переходе от одного вида деятельности к другому; стимулированием изобретения и производства машин, облегчающих и сокращающих человеческий труд.

Развитие же производства определяет все благосостояние страны.

Во-вторых, он видел общую совокупность индивидов, эгоистичных по своей сущности, и единственным звеном, которое соединяет их в систему, считал разделение труда, возникшее из-за природной склонности человека к обмену.

В теории разделения труда А. Смит отобразил тенденцию к развитию машинного производства. Он утверждал, что объем производства и потребления продуктов определяется двумя главными факторами: долей населения, занятого производительным трудом, и уровнем производительности труда.

Тема денег органически связана с темой разделения труда, т.к. у А.
Смита деньги выступали в качестве средства обмена ("великого колеса обращения").

А. Смит подчеркивал стихийное возникновение денег как специфического товара. Он выводил деньги и кредит из нужд производства и обращения, видел их подчиненную роль. Но А. Смит недооценивал обратное влияние денежно- кредитных факторов на производство. Слабым местом в концепции денег было и занижение других их функций. Кредит же А. Смит рассматривал лишь как средство активизации капитала.

Подводя итог, можно сказать, что многое у А. Смита, как в теории разделения труда, так и в теории денег, верно и сейчас. Однако главной ошибкой А. Смита стало предположение, что разделение труда возникло из-за обмена, а не наоборот. Концепция же денег, его трактовка их возникновения в результате действия стихийных сил обмена, понимание денег как товара представляет собой серьезное достижение экономической науки рассматриваемого периода.

В основу своего исследования А. Смит положил трудовую теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным трудом и обмен товаров, соответственно, - заключенным в них количеством труда. Им была предпринята попытка анализа реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции.

А. Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара. "Слово "стоимость", - писал он, - имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительской стоимостью, вторую - меновой стоимостью".

При этом для А. Смита характерно определение стоимости только количеством труда, но в анализе цены товара он колеблется между различными определениями меновой стоимости:

Стоимостью товара является затраченный на его производство труд.

Стоимостью является труд, на который может быть куплен товар.

Такое положение верно только в условиях простого товарного производства. При капитализме же имеет место противоположное явление: количество труда, овеществленное в товаре, в результате операции купли- продажи получает в свое распоряжение большее количество труда. А. Смит обнаруживает, что в обмене при капиталистических формах хозяйства общий закон эквивалентности товаров теряет свою силу. Он приходит к выводу, что в условиях капитализма рабочее время перестает быть постоянной мерой, регулирующей стоимость товара. Поэтому для условий капитализма ему пришлось сконструировать другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Но эта теория не учитывала постоянный капитал.

Рациональным зерном в концепции стоимости А. Смита стало понимание того, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. В теории заработной платы А. Смит правильно указывал, что из созданного трудом и определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему в виде платы за усилия достается лишь некоторая часть. Остальная часть добавленной трудом стоимости представляет собой прибыль предпринимателя. Некоторую сумму из этой прибыли он должен в ряде случаев отдать в качестве земельной ренты или созданного процента, если был использован заемный капитал.

А. Смит называл прибылью всю разницу между добавленной трудом стоимостью и заработной платой и в этом варианте подразумевал прибавочную стоимость. В другой же трактовке он понимал под прибылью остаток после уплаты ренты, а также процента, и тогда прибылью называл, в сущности, предпринимательский доход.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.