Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая сущность рынков

p> В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

-Функция санирующая. Рыночный механизм — это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым7С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Глава 2. Рынки ресурсов

2.1. Понятие рынка ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

— естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы);

— трудовые ресурсы (люди с их способностью производить продукцию или услуги);

— средства производства (производственный здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы и другие основные и оборотные фонды), которые называют также инвестиционными ресурсами или производственным капиталом;

— предпринимательские способности людей к организации производства.

Иногда в этот перечень включают финансовые ресурсы. Подобный подход может быть справедлив для краткосрочного периода, но в долгосрочном периоде финансовые ресурсы обычно превращаются в другие виды ресурсов (путем покупки, например, естественных ресурсов, средств производства) или опосредуют их деятельность (в виде доходов от использования ресурсов). В микроэкономическом анализе вместо термина «экономические ресурсы» обычно используется термин «факторы производства» (производственные факторы).

Каждый из ресурсных рынков может быть представлен как множество рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынка рабочих разных специальностей, экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Поскольку потребителями ресурсов являются производящие товары и услуги предприятия, а «производителями» — собственники ресурсов, то цена ресурса, которую готовы заплатить потребители за его использование, будет являться доходом его владельца:

— цена естественных ресурсов — рента;

— цена труда — заработная плата;

— цена производственного капитала, или инвестиционных ресурсов,—процент;

— цена предпринимательских способностей — предпринимательский доход.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения аналогично ценам готовой продукции.

2.2. Использование и распределение ресурсов фирмой

Чем определяется спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы? Он зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов, поэтому чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для ее выпуска, с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых странах спрос на энергоресурсы растет очень медленно. Другим обстоятельством, влияющим на спрос, являются цены ресурсов. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производственные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получить максимальную прибыль.

Количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи.
Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки.

Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использования какого-либо ресурса приводит к увеличению выпуска продукции, а это означает увеличение дохода фирмы.

Предположим, что фирма использует только один переменный ресурс. Им может оказаться труд, от ресурса дельный вид оборудования и т.п.
Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу, мы назвали предельным продуктом.
Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью ресурса или доходом от предельного продукта MRP (англ. marginal revenue product). Вспомним, что предельный продукт сначала растет, а затем начинает снижаться в соответствии с законом убывающей отдачи. Поскольку рост предельного продукта происходит на очень коротком участке, мы можем им пренебречь и предположить, что с самого начала он будет сокращаться.

Рассмотрим предельную доходность ресурса фирмы Х. Вели фирма действует в условиях совершенной конкуренции, цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска. Если та же фирма является' несовершенным конкурентом, то она вынуждена снижать цену при расширении объема сбыта.
Соответственно предельная доходность ресурса фирмы — несовершенного конкурента и конкурентной фирмы не совпадают.

Предельная доходность ресурса фирмы Х в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукции
|Коли | | |Совершенная |Несовершенная конкуренция|
| | | |конкуренция | |
|Чество|Выпуск|Предел|цена |доход,|Предел|Цена |ДОХОД, |предель|
|ресурс|продук|ьный |продук|руб. |ьная |продукц|руб. |наядо-х|
|а» шт.|ции, |продук|ции, | |доходн|ии, | |одность|
| |шт. |т, шт |руб. | |ость |Руб. | |ресурса|
| | | | | |ресурс| | |, |
| | | | | |а, | | |руб. |
| | | | | |руб. | | | |
|1 |20 |20 |100 |2000 |2000 |100 |2000 |2000 |
|2 |38 |18 |100 |3800 |1800 |99 |3762 |1762 |
|3 |54 |16 |100 |5400 |1600 |98 |5292 |1530 |
|4 |68 |14 |100 |6800 |1400 |97 |6596 |1304 |
|5 |80 |12 |100 |8000 |1200 |96 |7680 |1084 |
|6 |90 |10 |100 |9000 |1000 |95 |8550 |870 |
|7 |98 |8 |100 |9800 |800 |94 |9212 |662 |
|8 |104 |6 |100 |10400 |600 |93 |9672 |460 |
|9 |108 |4 |100 |10800 |400 |92 |9936 |264 |
|10 |110 |2 |100 |11000 |200 |91 |10010 |74 |

Из данных таблицы видно, что скорость снижения доходности ресурса для монополиста выше, чем для чисто конкурентной фирмы, и график предельной доходности ресурса для монополиста будет иметь более крутой наклон. Это обстоятельство важно для фирмы, так как предельная доходность является одним из факторов, определяющих количество данного ресурса, которое будет использовать фирма.

Но чтобы принимать решение о расширении использования в производстве данного ресурса, фирме недостаточно знать, как повлияет дополнительный ресурс на увеличение ее дохода. Она всегда сравнивает доход с издержками и оценивает прибыль. Поэтому она должна определить, как покупка и использование дополнительного ресурса повлияют на увеличение издержек.

Прирост издержек за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса. Когда фирма сталкивается с условиями совершенной конкуренции на ресурсном рынке, ее предельные издержки на ресурс будут равны цене этого ресурса.

Например, если небольшая фирма хочет нанять бухгалтера, то ему заплатят согласно рыночной ставке заработной платы. Поскольку спрос фирмы является лишь малой долей спроса на бухгалтеров, она не сможет повлиять на уровень их заработной платы. Предельные издержки на оплату труда для фирмы будут иметь вид горизонтальной линии.

Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса аналогичен принципу определения оптимального объема выпуска. Для фирмы будет прибыльным увеличивать количество используемого ресурса до точки, где его предельная доходность будет равна его предельным издержкам. В нашем примере при цене ресурса 1000 руб. фирма в условиях совершенной конкуренции на рынке готовой продукции будет использовать шесть единиц данного ресурса, а в условиях несовершенной конкуренции — только пять.

Мы определили, какое количество переменного ресурса будет использовать фирма при условии, что все остальные ресурсы постоянны. Однако на практике перед фирмой стоит вопрос, каким образом скомбинировать применяемые ресурсы, чтобы получить максимальную прибыль. Иными словами, она сталкивается с ситуацией, когда несколько ресурсов являются переменными и надо выбрать, в каком сочетании их использовать.

Выбор производителем варианта сочетания ресурсов, обеспечивающего минимальные издержки, напоминает выбор потребителя. Из различных наборов предлагаемых товаров, приносящих ему одинаковое удовлетворение, потребитель выбирает один, соответствующий его ограниченному бюджету.

Производитель из всех вариантов сочетания используемых ресурсов, с помощью которых можно произвести заданное количество готовой продукции, делает выбор, принимая во внимание цены ресурсов.

Допустим, что используются два взаимозаменяемых ресурса. Например, фирма взяла на себя очистку городских улиц от снега. Для этой цели ей нужны дворники и снегоуборочная техника. Сколько техники и сколько дворников ей нужно, чтобы выполнить фиксированный объем работ с наименьшими затратами?

Построим график, показывающий все возможные сочетания числа машин и числа дворников. Мы можем использовать 4 машины и 20 человек, 2 машины и 40 человек, 1 машину и 80 человек, а также любое другое сочетание, отмеченное любой точкой на этой кривой. Суммарный доход во всех точках будет одинаков и равен объему убранной территории, умноженному на стоимость уборки единицы площади территории (1 км2).

Для того чтобы принять решение о том, сколько закупить машин и нанять рабочих, недостаточно знать, сколько тех и других необходимо для уборки улиц. Следует учитывать издержки фирмы, которые она понесет в результате применения разного количества ручного труда и машин, и выбрать минимальные.
Издержки зависят от цены снегоуборочной техники и заработной платы рабочих.

2.3. Рыночный спрос на ресурсы

Если фирма работает на чисто конкурентном рынке ресурсов, или, иными словами, имеет незначительную долю в общем объеме потребления данного ресурса и не может поэтому оказать воздействие на его рыночную цену, то кривая ее спроса на ресурс совпадает с кривой предельной доходности ресурса. Не имеет значения, является ли рынок готовой продукции, производимой из данного ресурса, монопольным или конкурентным. Последнее влияет лишь на эластичность спроса на ресурс со стороны фирмы (спрос монополиста менее эластичен).

Рыночный спрос на ресурс представляет собой сумму спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующими данный ресурс в производственном процессе. Рассмотрим процесс формирования с проса на ресурс в отрасли. Учитывая, что в отрасли существует множество потребителей данного ресурса, а также что спрос на него зависит от спроса на готовую продукцию, кривая отраслевого спроса на ресурс будет зависеть от того, приведет или не приведет изменение цены ресурса к изменению цены готовой продукции.

1. Если цена готовой продукции останется без изменения, кривая отраслевого спроса может быть определена как сумма спроса всех входящих в отрасль фирм.

2. Если в результате снижения цены ресурса цена готовой продукции снизится, то отраслевой спрос будет меньше суммы спроса всех входящих в отрасль фирм. Почему так происходит? Снижение издержек приведет к увеличению отраслевого предложения, что, в свою очередь, снизит равновесную цену. Если бы цена осталась на прежнем уровне, расширение производства было бы более значительным и для его обеспечения потребовалось бы больше ресурсов. Поэтому спрос отрасли на ресурс менее эластичен, чем спрос отдельной фирмы. Спрос на ресурс в экономике можно получить, суммируя спрос на данный ресурс со стороны всех отраслей, его использующих.

Отметим основные факторы, влияющие на эластичность спроса на ресурс.

1. Изменение предельной доходности ресурса. Если предельная доходность снижается медленно, то спрос на ресурс относительно эластичен. И наоборот, если скорость падения доходности высока, спрос имеет тенденцию относительной неэластичности.

2. Взаимозаменяемость ресурсов. Если данный ресурс может быть легко заменен другим, спрос на него будет относительно эластичным.

3. Доля ресурса в издержках фирмы. Эластичность спроса на ресурс в условиях рыночной экономики будет тем выше, чем большую долю данный ресурс занимает в структуре затрат предприятия. Например, повышение цен на энергоресурсы заставило производителей сократить их потребление, использовать энергосберегающее оборудование. С другой стороны, затраты на канцелярские принадлежности занимают лишь малую долю в издержках фирмы, и их подорожание вряд ли отразится на объеме их использования.

4. Эластичность спроса на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса. Спрос на продукты питания, такие как молоко, мясо, хлеб, относительно неэластичен, поэтому спрос на сырье для их производства также будет иметь тенденцию к неэластичности.

5. Эластичность спроса на ресурс со стороны отдельной фирмы зависит также от структуры рынка готовой продукции. Если рынок готовой продукции является чисто конкурентным, то эластичность спроса фирмы на ресурс будет выше, чем в условиях несовершенной конкуренции.

Глава 3. Рынок труда

Рынок труда (рабочей силы) — важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. -На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах
(отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

3.1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу

В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь один из прочих производственных ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (Дж.
Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.).
Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата).
Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно модели ценового равновесия, индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие
«несовершенства» рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.п.

Выдвигается также тезис о якобы добровольном характере безработицы.
Однако если безработица носит добровольный характер, то почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла? Выдвигается и тезис о «поиске» рабочего места как явлении, вызывающем нестабильность рынка.
Суть его заключается в том, что •наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе. Однако и в этом случае не ясно, почему таких работников бывает то Л—5%, то все 15%? Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода, заключается в том, почему все наемные работники в случае превышения их предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене?

Кейнсианский Иного подхода к объяснению функционирования подход рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М. Кейнс, позже Р.
Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы
(заработная плата) жестко фиксирована и практически не меняется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата), поданной концепции, не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе — объемом производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.