Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве
смотреть на рефераты похожие на "Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве"
Министерство образования РФ Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия Сыктывкарский лесной институт Кафедра гуманитарной дисциплины КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Экономическая роль государства в рыночном хозяйстве Выполнила: студентка 2 курса
Попова Н.Ф. факультета инженерно-экономического специальность ЭиУАП
форма обучения заочная
зачетка № 000565 Проверил: доцент Коновалова Л.А.
Сыктывкар 2002
Содержание Содержание 2
Введение 3
1.Рынок и условия его возникновения 4
2.Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование
рыночной структуры. 6
3.Типы государственного регулирования 8
4.Теоретические взгляды на государственное регулирование 10
5.Фиаско рынка и государственное вмешательство 11
6.Функции государства в экономике. 12
7.Распределение государственных функций между тремя ступенями власти:
федеральным правительством, краевым (областным) управлением) и городским
(районным). 15
8.Основные инструменты государственного регулирования 17
9.Роль налогов в рыночной экономике 19
10. Проблемы и ограничения государственного вмешательства. 21
10.1.Дерегулирование и приватизация. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27 Введение Экономический порядок характеризуется разделением в определённой
форме между государством и отдельными личностями прав принятия
экономических решений – особенно прав принятия решения относительно
удовлетворения потребности. В экономике России большой упор делается на централизованное
планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой
преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции
правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней
существенную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко.
Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике,
служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта
обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под
эгидой правительства. Статистика показывает, что налоги и общий объём правительственных
расходов – на покупку товаров и на социальные программы – составляет
приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно
поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для
защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты
потребителей от опасных продуктов, вовлекает правительство практически во
все сферы экономической деятельности. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы
модифицируется самыми разными способами государственным сектором. 1.Рынок и условия его возникновения В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок.
Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой
важнейшей экономической категории, можно сказать что рынок – это способ
взаимодействия производителей и потребителей, основанный на
децентрализации, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства, рыночные отношения охватывают
всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят
и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные
потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и
т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на 3 группы: 1) домашние хозяйства; 2) бизнес (предпринимательство); 3) правительство. Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в
потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и более
человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты, сферы
материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются
собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для
удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли). [2,c.23] Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения
дохода (прибыли). Оно предполагает вложение дело собственного или заёмного
капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а
для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком
товаров и услуг в рыночном хозяйстве. Правительство предоставлено главным образом различными бюджетными
организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют
функции государственного регулирования экономики. Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и
домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например,
по найму государственным служащим, вы являетесь представителем
правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо
корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного
потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно
современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг,
труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное
разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в
любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников
хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения всеми
производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы
производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это
и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.
Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного
преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно
меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из
центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными
навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип
сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках
отдельного предприятия, так и в международных масштабах. Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая
обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами,
созданными на основе общественного разделения труда и специализации,
полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений
производители. Экономическая обособленность означает, что только сам
производитель решает, что производить, как производить, кому и где
продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию
экономической обособленности является режим частной собственности. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина
трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и
границы рыночной деятельности. И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный
обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен
могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и
что производить, кому и с кем обмениваться ресурсами и произведённой
продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных)
коридорах, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут
подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их
деятельности.[4,c.45] 2.Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры. В 1992 г. экономическая реформа в России стала делать первые шаги:
1) тотальное огосударствление экономической сферы;
2) сверхмонополизация и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации;
3) подавленная инфляция;
4) скрытая безработица;
5) тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;
6) отсутствие экономических мотивов с трудовой деятельности. Каковы основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период?
Это приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение
предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно
– социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами. Как
известно, рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков:
товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими целями в
переходный период являются: 1. Развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарах
производственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рынок
товаров – не просто место продажи и купли, - это свободное ценообразование,
когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе. 2. Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций,
облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться
на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни
общества. Финансовый рынок – это вершина рыночной структуры. Переходный
период необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций,
облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима. 3. создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения
закончился период гарантированной занятости, когда руководитель предприятия
был лишён возможности уволить непроизводительного работника, если только с
его стороны не было зафиксировано антиобщественного поведения. Рабочие
места были гарантированы для выпускников высших и средних учебных
заведений, других категорий населения. Теперь же вводится контрастная
система найма работников, которая призвана повысить ответственность сторон
в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на
рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением – вещь
довольно болезненная. Итак, рыночная экономика – это экономика, в которой взаимодействуют рынки
товаров и услуг, ценных бумаг, труда.
3.Типы государственного регулирования Необходимость выполнения государством определённых функций в сфере
экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно
сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и
направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий
спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов –
от полного государственного монополизма в управлении национальным
хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что
эффективной может быть экономика только в условиях ничем не ограниченного
частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд
промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и
государственных регуляторов, так называемое социально-ориентированное
рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, щведская модель смешанной экономики и т.
д. [2,c.65] Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень
государственного монополизма, была построена в нашей стране централизованно
управляемая экономика. В её основе лежало всеобъемлющее директивное
планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком
количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы
ресурсы, в каком объёме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата
труда и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем
статьям плана, практически неразрешима уже в силу своей колоссальной
размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае проявления сбалансированного плана система,
где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперёд,
оказываются малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. Одна из
причин – из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все
экономические агенты действовали на основе спускаемых плановых заданий,
приказов и распоряжений. Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и
обратных связей. Такие связи лежат в основе рыночного механизма
саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается
при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к
производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен. В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи,
но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей при
неподвижных и искажённых ценах, делало систему нечувствительной к динамике
потребительского спроса. Одно из следствий этого – перепроизводство в одних
отраслях и дефицит в других. Дефицит был отличительным признаком плановой
экономики. В любой экономической системе, в том числе и в рыночной экономике,
государство выступает в известном смысле, как экономический агент,
обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой
политики, государственного законодательства. Принуждения, если оно
расширительно используется государством, сводит на нет все преимущества
свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном
ценообразовании.
4.Теоретические взгляды на государственное регулирование Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было
различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования
рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина
– меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости
государственного регулирования, для развития в стране торговли и
промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал
рассматривать государственное вмешательство и связанные с эти ограничения
как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие в конце
XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые
негативно оценивали государственное вмешательство, сразу нашли огромное
число горячих поклонников. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин, никто и никогда
не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое
положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка
должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом
осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем
выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе
“кейнсианской революции” , совершили переворот в классических воззрениях на
рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического
спада, необходимость государственной политики как средства, способного
устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику
из кризисного состояния.[3,c.62]
5.Фиаско рынка и государственное вмешательство Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством
традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне
пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего,
касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые
потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя
заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой
продукции. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо
продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило,
требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая
повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться.
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой
контроль государства. Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что
существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная
координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Следует отметить, что “слёг” к проблемам справедливости и равенства. Ничем
не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов
рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищённости.
Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это
заканчивается чрезвычайно серьёзными социальными конфликтами.
Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно
государство. Вмешательство государство требует и другая рыночная проблема –
безработица. Необходимы условия по её сокращению или смягчению её
последствий, если она всё же неизбежна.[5,c.46]
6.Функции государства в экономике. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и
никогда не снимал с национальных правительств ответственности за
экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в
понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой
рукой» государства. Государство призвано корректировать те
«несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно
берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для
взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной
конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству
требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение
коллективных потребностей людей, создавать производство общественных
товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем,
что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.
Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих.
Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук,
ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными
затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку
рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства
ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных
курсов.[3,c.67]
Страницы: 1, 2
|