Меню
Поиск



рефераты скачать Экономические реформы современной России

p> Откуда взялось странное убеждение, что подобная модель возникает путем интеграции плановой экономики в мировое капиталистическое хозяйство, остается загадкой. На самом деле сама эта модель имеет другое происхождение и другую историю. Но поскольку реформаторы и их заказчики институциональной историей экономики не интересовались, то и приняли вышеназванное убеждение за аксиому. В действительности история успешных модернизаций показывает, что никогда на этапе догоняющего развития полной интеграции в мировую экономику не допускалось. Типичны примеры Германии в конце прошлого века,
Японии в середине нынешнего, сегодняшней Кореи и Тайваня.

Например, Япония в годы "японского чуда" проводила последовательно протекционистскую политику, каждый факт перевода капитала за границу требовал лицензии, каждый факт покупки иностранцами японского предприятия означал преодоление множества препон. Только к концу 70-х Япония пошла на постепенную либерализацию финансового рынка, так и не завершенную до сих пор, на постепенную отмену протекционистских пошлин, тоже еще далеко не завершенную. Корея же подступилась к этим процессам только в середине 90-х.

Совершенно очевидно, что если бы в России хотели построить современную экономику, следовало идти по этому пути. Прежде всего, надо было защитить рынок, осуществить структурную перестройку экономики, и только потом идти на постепенную либерализацию торговли и финансовых рынков. Пообещав своим западным партнерам быстрый и абсолютный успех своей политики, реформаторы получили кредиты и вместо структурной перестройки экономики осуществили ее простую и почти полную либерализацию. То есть вписали в мировой рынок и сделали его неотъемлемой частью. А дальше произошло то, что и должно было произойти. Усилиями команды постоянно меняющихся правительств российская экономика пришла к глубокому развалу. А поскольку она уже была частью мирового капиталистического хозяйства, то это хозяйство неожиданно получило в качестве своей части некую раковую опухоль, периодически испускающую метастазы.

С каждым очередным этапом кризиса режима экономика совершает очередной обвальный скачок. Каждый раз этот обвал все больнее сказывается на мировых рынках. А реформаторы всё на эти мировые рынки и валят. Оказывается, кризис
- не их рук дело, а плата за интеграцию в мировой рынок, который кризисам подвержен.

На самом деле, конечно, Россия сегодня является детонатором кризисных процессов на всех мировых рынках. Конечно, больнее всего каждый очередной обвал бьет по Германии, да и остальной Европе тоже. Но США и Япония тоже чувствуют на себе эти сейсмические толчки.

Тот грандиозный обвал мировых рынков, который может последовать за скорым коллапсом российской экономики, будет вполне естественной расплатой за все происходившее в последнее десятилетие.

В случае если правительство России окажется в ситуации невыплаты внешнего долга, вполне неизбежно возникновение ситуации конфронтации. Далее возможны два варианта, выбор которых будет на стороне Запада.

Во-первых, Запад может избрать позицию непримиримой конфронтации, начать давление на Россию санкциями, экономической и политической изоляцией. Это очень больно ударит по тем слоям населения, которые ориентированы на сотрудничество с Западом и усилит позиции антизападных сил. Правительство окажется перед неизбежностью проведения политики протекционизма и жесткого регулирования по японскому образцу. Для запада в этих условиях возвращение кредитов невозможно в принципе. Следовательно, неизбежен обвал финансовых рынков и общий структурный кризис финансовой системы и экономики.
Одновременное усиление России и подъем ее экономики снимет с повестки дня вопрос о долгах и Запад вынужден будет открыть новой мощной России возможность для постепенной интеграции в мировые рынки. Теперь эта интеграция станет ресурсом стабилизации всего мирового хозяйства.

Во-вторых, Запад может избрать позицию конструктивного сотрудничества и начать поиски компромисса. В этих условиях все будет зависеть от позиции нового правительства, которое пришло на смену ельцинскому. Россия может занять конструктивную позицию в отношении долгов Западу. Здесь просматривается очевидный компромисс.


Культурно-ландшафтные особенности российской экономики

Одной из важнейших причин неспособности нынешней российской элиты сформировать эффективную экономику является недооценка ей этнокультурной и ландшафтной обусловленности, соприродности хозяйствования. В то же время ландшафтная обусловленность культуры и форм экономики давно является предметом исследования историков.

Не касаясь общетеоретической стороны вопроса, имеет смысл указать на определенные особенности любой экономической модели в России, обусловленные природными условиями. Прежде всего, важнейшую роль играет климат. Холодный континентальный климат практически на всей территории диктует принципиально иную структуру энергопотребления, чем в Европе (даже северной), США или
Японии. Энергозатратность производства и быта была, есть и будет в России значительно выше, чем в других странах.

В этих условиях влияние структуры издержек производства порождает совершенно иную структуру цен при любом механизме формирования - будь это рыночное равновесие или затратный механизм. Цены на энергоносители на внутреннем рынке должны быть неизбежно ниже относительно продуктов обрабатывающей промышленности и услуг, чем в любой другой стране.

Огромные пространства России и низкая плотность населения приводят к относительной дороговизне транспорта и собственно труда (аналогичная ситуация была в экономике США конца XIX - начала XX века). В этих условиях относительная цена сырья ниже цены продуктов обработки и услуг, чем в среднем в мире (в США имело место то же соотношение).

Таким образом, структуры цен в России и на мировом рынке принципиально несводимы. Разница в ценовой структуре на внутреннем и внешнем рынке должна иметь механизм поддержания равновесия. В плановой экономике это был механизм внешнеторговой монополии. В саморегулирующейся экономике это может быть механизм вывозных пошлин на энергоносители и сырье.

Не увидев этой проблемы или не придав ей соответствующего значения, правительство пустило ситуацию на самотек, в надежде, что равновесие установится само. Поскольку ситуация изначально принципиально неравновесна, то возник динамический процесс "вымывания" из экономики дешевого сырья и энергоносителей. Они стали главным предметом экспорта, а обрабатывающая промышленность стала принципиально неконкурентоспособной.

Курс рубля, устанавливающийся внешней торговлей, оказался привязан к соотношению цен на энергоносители. В результате на внутреннем рынке установились неоправданно высокие цены на продукцию обрабатывающей промышленности и услуги. Эти цены превышают примерно в 2 раза уровень
Германии и в два с половиной - уровень США.

Такое положение стало дополнительным источником обнищания населения и резкого ослабления позиций страны в мире. Результатом этой политики было резкое снижение цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, создавшее диспропорции экономического развития.


Многоукладность экономики

Недооцененная культурная обусловленность экономики имеет в условиях реформирования России еще один очень важный аспект. Русская цивилизация имеет изначально мультикультурный характер, причем культурные различия существуют не только между разными евразийскими этносами, но и между различными ветвями собственно русских.

В этих условиях не может быть универсальных форм экономики для всех территорий России. Именно попытка навязать универсальность была одной из причин краха советской экономической системы и бурного роста сепаратизма в ней на последнем этапе существования. Совершенно очевидно, что бессмысленно добиваться единообразных форм экономики, к примеру, Петербурга, Якутии и
Новороссии. Природные условия, географическое положение, торговая и высокотехнологическая специализация Петербурга - все это неизбежно диктует тяготение к североевропейским формам экономики. В условиях низкой плотности населения, суровых природных условий севера и неизбежной естественной монополизации экономики ("железная пята") Якутия не может построить рыночные формы хозяйства, и вынуждена будет, так или иначе, использовать административное регулирование. Климат и ландшафт, сформировавшие культурные особенности казачьего края, сельскохозяйственная специализация, близость к мусульманскому культурному кругу делают естественным для Южной
России мелкоторговый уклад хозяйства с общинной и корпоративной надстройкой.

Общинный (колхозный) уклад сельского хозяйства Средней России также обусловлен природными условиями и характером населения. Любые попытки разрушить этот уклад здесь будут иметь те же последствия, что и столыпинская реформа. На это указывал Столыпину в своих письмах Лев
Толстой. История подтвердила правоту писателя.

Формы промышленной системы России также неизбежно будут иметь свои особенности (как их имеет Японская, Корейская или Французская промышленная система). Прежде всего, в Российской экономике неизбежно присутствие естественных монополий, а значит неизбежно должен существовать внерыночный механизм регулирования их отношений с потребителем. Формы эффективного менеджмента в России отличаются от американских и даже европейских не меньше чем, например, японские.

Преобладающая пассивность наемного контингента, характерная для азиатских стран, требует бригадно-артельных форм организации и интенсивного использования технологии "человеческих отношений", а также наличия у производств "социальной сферы", как в Японии или Корее.

Понятно, что попытки копировать в этих условиях американский экономический уклад, американское гражданское право, да еще и навязывать все это в качестве универсалий столь разноплановым в культурном смысле регионам, обречены на провал. Свидетелями которого мы и являемся.


Особенности догоняющего развития

В классической экономической науке концепция опережающего развития была дана Смитом и Рикардо. Свобода предпринимательства, совершенная конкуренция, свобода торговли, в том числе внешней - все эти рецепты прекрасно работали в современной им Англии, в нынешней Европе и Америке.

Но отнюдь не всегда те же США или Германия были странами опережающего развития. Были времена, когда они были в числе стран догоняющего развития.
В те времена подобные рецепты не действовали, а эффективное развитие обеспечивалось совершенно другими механизмами.

В классической политэкономии наиболее совершенную концепцию догоняющего развития построил Фридрих Лист, рецептами которого пользовались в середине
XIX века США, в конце XIX века - Германия и Россия, а в XX -Япония, Корея и другие. Сегодня Лист актуален для стран Латинской Америки и России. Лист показал, что свобода торговли консервирует специализацию, то есть в условиях догоняющего развития - отсталость. В связи с этим он выдвинул программу протекционизма, таможенной защиты национальной индустрии на период модернизации. Лист показал, что необходима специальная система целевых государственных инвестиций и серьезного вмешательства для внерыночного направления деятельности частных компаний. Связанные с этим издержки являются неизбежной платой за, как он выражался, "промышленное воспитание нации". В странах опережающего развития идеи Смита всегда были орудием наиболее прогрессивных сил, а оппозиция им - уделом реакционных. В странах догоняющего развития, наоборот, его концепцию берут на вооружение наиболее реакционные круги, заинтересованные в консервации отсталости собственной страны. Лист, наоборот, всегда был знаменем самых прогрессивных сил в странах догоняющего развития. В сегодняшней России очевидно плодотворными оказываются идеи, находящиеся в русле линии развития экономической мысли, намеченной Листом, в то время как рецепты англосаксонской экономической мысли приводят к самым плачевным результатам.


Российский кризис в русле мирового экономического кризиса

Причины распада российской экономики не будут до конца понятны без осознания того, что они являются составной частью мирового кризисного процесса, имеющего абсолютно общие с ним причины. Причины не экономические, а субъективные, то есть идеологические и психологические.

Для осознания причин кризиса имеет смысл широко взглянуть на историю собственно кризисов мирового хозяйства, начиная со второй половины XIX века.

Прежде всего, экономическое развитие 1870-1914 годов в целом нельзя назвать кризисным или патологическим. Наоборот, произошел первый этап НТР, промышленное производство за эти годы выросло в три раза, причем в
Германии, США и России оно росло еще быстрее. Сельское хозяйство также в целом было устойчиво.

И, тем не менее, мировая экономика содрогалась под ударами мощнейших кризисов, разорявших производителей и порождавших безработицу.

Надо вспомнить, что в эти годы деньги были золотыми. Их количество, следовательно, оставалось в мире постоянным. За 44 года оно выросло примерно на 40%. Очевидно, что масштабный рост производства порождал серьезнейший дефицит денег. Этот-то дефицит и был причиной кризисов перепроизводства, которые марксисты считали неотъемлемой чертой капиталистического воспроизводства вообще. На самом деле кризисы были переходными процессами адаптации к новому соотношению денежного и товарного потоков. В результате каждого кризиса происходило снижение цен и устанавливалось новое равновесие. За 1880-1900 годы цены на промышленные товары снизились в полтора раза. Только в XX веке начался некоторый рост цен, связанный с расширением кредитной массы в результате изменения характера обращения.

Цена за эту адаптацию была крайне высокой. Дефляционная перестройка структуры цен, в отличие от инфляционной, связана с серьезными издержками.
Дело в том, что конечная точка процесса, естественно, одна и та же при обеих моделях адаптации - это естественный уровень производства. Но при инфляционной адаптации на переходный период уровень производства и занятости превышает естественный, а при дефляционной он ниже естественного.
Таким образом, объем произведенной за период продукции оказывается существенно ниже, а, следовательно, ниже оказывается и реальный уровень потребления, уровень жизни. Цена за жесткую денежную систему (золотой стандарт) оказалась крайне высокой. Огромные экономические потери, сравнимые с бюджетами великих держав, были источником той социальной напряженности, которая породила две мировые войны, коммунистическое и антикоммунистическое движения, превратила первую половину двадцатого века в сплошной кошмар мировых войн, революций и социальной конфронтации. Уже после первой мировой войны начались серьезные сдвиги в сфере денежного обращения в сторону ее либерализации. Переход от монетного к золотослитковому стандарту дал толчок расширению кредитной массы, которая стала основой процветания в 20-е годы. В СССР тогда также была создана эффективная денежная система, основанная на чисто счетных деньгах, которая была весьма прогрессивной вплоть до 60-х годов, и весьма устойчивой вплоть до 90-х.

Прискорбным эпизодом на этом пути стала политика Федеральной резервной системы США в 1927-1932 годах. В основе ее лежали жесткие монетаристские принципы регулирования. Став на путь сокращения денежной массы, ФРС породила искусственный дефицит денег в экономике. Результатом стали резкое сужение потребительского и государственного спроса, некоторое снижение цен, обвал фондового рынка в США, а затем и фондовых рынков во всех странах
Запада, так как США между мировыми войнами играли роль главного эмиссионного центра всего западного мира.

Только Рузвельт с 1932 смог переломить ход событий, заставив ФРС накачивать экономику деньгами через финансирование затратных проектов. Это сразу дало положительный эффект в виде расширения спроса и стабилизации рынка. С этого момента экономика США вступила на путь длительного процветания. В 70-е годы в США, а затем в Англии возникло и получило широкое распространение
"неоконсервативное" течение экономической и политической мысли. В области денежной политики его идеологи проповедовали то, что в России получило потом название "монетаризм" - жесткую экономию, сокращение денежной массы, дефляционную политику, то есть максимально жесткую денежно-кредитную политику в целом. Влияние этой идеологии оказалось в англосаксонских странах очень сильным. Конечно, "монетаристам" не удалось добиться, чтобы их денежно-кредитная политика оказалась настолько же жестким тормозом экономики, как золотой стандарт, но постепенно им удалось практически демонтировать те основы западного процветания, которые были заложены в годы реформ Рузвельта.

В 80-е годы англосаксонская денежная политика была еще недостаточно последовательной в рамках этой идеологии, а, кроме того, Европа вела существенную эмиссионную экспансию, к которой прибавился инвестиционный поток из России. Поэтому до начала 90-х годов давление этого фактора почти не чувствовалось.

Чувствительным это давление стало примерно с 1995 года, когда США реально стали на путь сокращения государственных расходов, а европейцы перешли к жесткой денежной политике под предлогом введения общей валюты
"ЕВРО".

Совокупное сокращение реальной денежной массы на мировых рынках оказалось фактором жесточайшего давления, заставившим вспомнить времена золотого стандарта. В конце 1997 года в США было зафиксировано снижение цен на оптовых рынках, которое было вызвано давлением дефицита денег.

Это давление пошло вниз по всей цепочке издержек, все более усиливаясь к ее началу. Обвал цен на рынках сырья и комплектующих оказался, естественно, значительно большим, чем на оптовом рынке США. Результатом оказалось фактическое банкротство стран - поставщиков сырья и комплектующих.

Это и породило "азиатский кризис" и кризис пореформенной экономики
России, жившей последние годы экспортом энергоносителей. Эти страны и приняли на себя всю тяжесть расплаты за "монетаристский эксперимент" в масштабах всего мира.

Продолжение подобной политики в США в условиях сохранения за ними положения главного эмиссионного центра означает для всего мирового хозяйства возвращение к временам "кризисов перепроизводства" и будет стоить огромных объемов недопроизведенной продукции.

Таким образом, причины мирового экономического кризиса те же самые, что и в
России - жесткая неоконсервативная кредитно-денежная политика. Причина эта носит чисто субъективный характер и порождена системой взглядов правительств, проводящих этот курс в России, США и частично в Европе.

Бюджет непроизводительных затрат как необходимое условие устойчивого экономического роста

Как мы видели выше, денежный дефицит является тормозом экономики. Для обеспечения же устойчивого роста необходимо поддержание равновесия в условиях достаточности денежной массы во всех кругах обращения. При этом в саморегулирующейся экономике денежное обращение принципиально неравновесно.
Продавцы изымают с рынков всегда больше денег, чем сами направляют на нормальное потребление (то есть, выплачивают в виде зарплат и прочих выплат на цели потребления и тратят сами в случае потребительского рынка, инвестируют в случае фондового рынка и т.п.). В результате с каждым полным оборотом (в случае замкнутого характера данного цикла), на рынок возвращается меньше денег (в самом лучшем случае - не больше), чем изъято.

Следовательно, естественный характер процесса в этой системе - коллапс, то есть перманентное сокращение объемов сбыта, которое диктует падение цен, сокращение объемов и снижение прибыльности производства. В девятнадцатом веке эта тенденция время от времени приобретала преобладающий характер и была замечена и описана Сисмонди.

Сисмонди же указал и на то, что стабилизатором экономики является присутствие слоев населения, не включенных в этот цикл, "праздного класса", который своим дополнительным спросом компенсируют неизбежный недостаток спроса со стороны участников производства - как предпринимателей, так и наемных рабочих.

Аналогичную роль сыграли и введенные Рузвельтом затратные глобальные инвестиционные проекты. Начиная от строительства скоростных дорог и кончая амбициозными космическими проектами, они составили сектор государственного спроса, который необходим для компенсации сокращения спроса. Короче говоря, саморегулирующаяся производственная система не может работать в замкнутом цикле, сама на себя. В таких условиях она неизбежно коллапсирует. Для расширенного производства ей нужна внешняя цель производства.

Таким образом, система социальных (непроизводительных) бюджетных расходов и затратных перспективных проектов является необходимым условием стабильной экономики и расширенного производства. Таким образом, она является не нагрузкой на экономику, как считают неоконсервативные идеологи, а является абсолютно экономически целесообразной.

Следовательно, и размеры этой системы должны определяться из соображений экономической целесообразности.


Моральный аспект: социальные расходы в идеологии реформирования России

Будучи людьми ставящие превыше христианских (а также мусульманских, буддийских и иудейских) ценностей экономические, идеологи неоконсервативной волны рассматривают социальные расходы исключительно как систему бесполезных расходов, имеющих исключительно благотворительную природу.
Считая, что надо следовать не принципу любви к ближнему, а принципу
"экономической целесообразности" (довольно популярный в наше время термин), они требуют максимально возможного сокращения "непроизводительных" расходов бюджета. Именно этого они добились в последние годы в США и в некоторой степени - в Европе. Резкое сокращение этого компенсаторного спроса и явилось одной из составляющего того денежного дефицита, который породил обвал мировых рынков.

В России совершенно аналогичным образом недооценка духовных и научных ценностей реформаторами породила их специфическое отношение к социальным расходам государства, оборонным расходам, а заодно и к финансированию перспективных сфер - науки, космоса, затратных проектов. Считая
"экономически целесообразным" максимальное сокращение этих расходов, они сократили их примерно в 10 раз (при сокращении реального ВВП только вчетверо) и этим полностью уничтожили их компенсаторную функцию, усилив коллапс экономики. Таким образом, такое решение не оказалось экономически целесообразным. Целесообразным оказывается как раз то решение, которое диктуется и соображениями морали.

Это можно счесть простым совпадением. Но такое совпадение имеет место всегда. На самом деле существует строгая закономерность: аморальные решения не могут быть целесообразными ни в какой области. В конечном счете, они оказываются проигрышными.

Эта часть моей работы может показаться пропагандой коммунистической идеологии, или рассмотрением изучаемого вопроса исключительно с интересов интеллигенции. На самом деле я не отношусь к этим категориям граждан и всегда была человеком скорее консервативного склада. Утверждение это сделано на основе неплохого знания истории экономики.


Заключение

В итоге данного мною анализа реформирования России я могу дать следующее заключение: Подготовка команды Б.Н.Ельцина к проведению крупномасштабных всероссийских экономических реформ была крайне низка. Не бралось в расчет влияние экономических преобразований на социальные, научные, образовательные институты общества, либо таковое просто недооценивалось, подменяясь погоней за «твердым рублем». В процессе реформирования недостаточное внимание уделялось отечественным институтам экономического прогнозирования, отдавались предпочтения рекомендациям иностранных специалистов, слабо вникающих в особенности многоукладной российской экономики.

Как результат, к периоду окончания президентского срока правления,
Россия тем не менее достигла определенных успехов в интеграции своей экономики в мировой рынок, «примерила» англо-американскую модель, но время и произошедшие впоследствии события ясно показали, что разрабатывать экономические программы необходимо прежде всего с учетом потребностей и влияния их на граждан государства, чтобы избежать впоследствии акций протеста, которыми изобиловал весь период правления, и «стынущих» полуостровов, которыми обернулась неспособность правительства справиться с естественными монополиями.

Я считаю, что проведенная мною анализ материала, необходимого для создания представленной вашему вниманию курсовой работы, дал мне необходимые познания и незаменимый опыт для того, чтобы впоследствии не пришлось учиться на своих ошибках. Хотя… От этого по прежнему никто не застрахован, но у меня их будет ровно на одну меньше!


Список использованной литературы:

1. ЭКО, №5, 4.06.1996, Алексашенко С. «Пути российских реформ», с. 2-23

2. ВМУ. Серия 6. Экономика, №4, 30.09.1996, Шургалина И. Н. «Анализ экономической реформы в России и ее последствия в свете теории катастроф», с. 3-15

3. Вопросы экономики, №3, 02.04.1997, Евстигнеева Л. «Российская реформа в контексте теории Кейнса», с. 95-110

4. Независимая газета, №10, 24.01.1998, Нестеренко А. «"Национальная идея" и концепция реформ», с. 4

5. Вопросы экономики, №3, 02.03.1998, По тонкому льду: итоги 1997 г. и общий прогноз на 1998 г., с. 128-135

6. Социологические исследования, №2, 23.12.1998, Бажанов В. А. «О западном образе российских реформ», с. 131-133

7. Свободная мысль, №10, 05.11.1999, Федотова В. Г. «Почему провалились реформы?», с. 6-20

8. Финансовая Россия, №20, 25.05.2000, Павловский С. «Реформы на скорую руку», с. 4,9


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.