Экономические реформы в Китае
Экономические реформы в Китае
После
смерти в сентябре 1976 года бессменного лидера коммунистической партии Китая -
Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше
развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому
политическому строю. Положение в стране к тому времени сложилось критическое.
80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не
умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет,
а основным транспортным средством служил велосипед; связи с внешним миром были
сведены к минимумуи даже отношения с остальными странами социалистического
лагеря были весьма прохладными.
Жестокая
борьба за власть в Китае разворачивалась в основном между двумя соперниками –
Дэн Сяпоином, одним из ветеранов компартии и Цзян Цинь- вдовой Мао Цзэдуна,
активной вдохновительницей культурной революции и членом радикальной «Банды
четырех». Эта борьба, сопровождавшаяся массовыми манифестациями и беспорядками
с начала привела к очередному отстранению Дэн Сяпоина от власти (до этого его
уже дважды отдаляли от управления страной). Но вскоре после разгрома военными
«Банды четырех», дэну удалось вернуться к власти.
В декабре
1978 года Дэн Сяпоин встал у «руля китайской компартии». Имея опыт работы в
экономических ведомствах, в том числе и в министерстве финансов, он отчетливо
осознавал необходимость реформирования экономики, без которого Китаю никогда не
войти в клуб ведущих держав. Хотя за 25 лет правления Мао Цзедуна экономический
рост страны превзошел рост за предшествовавшее столетие ( с 1820-го по 1949
год), по сравнению с остальным миром Китай с каждым годом становился все беднее
и слабее.
Решение
проблемы дальнейшего экономического развития Дэн Сяпоин решил достаточно просто
– переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося
положения. Таким образом лидер страны постепенно претворил в жизнь большинство
рекомендаций западных экономистов о «догоняющем развитии» менее развитых
государств.
Хотя все
экономические реформы носили капиталистический характер, официальная
идеологическая доктринакоммунизма остлась неизменной. В самом начале своих
реформ Дэн Сяпоин опубликовал «четыре основных принципа», которые доказывают
верность социалистическому выбору. Во-первых, КНР продолжит идти
«социалистическим путем». Во-вторых, страной будет править «диктатура
пролетариата». В-третьих, реформы будут осуществляться под руководством
компартии, а, в-четвертых, КПК будет исходить из «духовного наследия марксизма-ленинизма
и Мао Цзэдуна». Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года и затем,
в 1986 году, использовались противниками «буржуазной либерализации» в борьбе с
реформаторами. Этими же принципами воспользовался и сам Дэн Сяпоин, отдав в 1989
году приказ о разгоне манифестаций на площади Тяньаньмэнь.
В 1983 году
Дэн Сяопин сформулировал принципы прагматизма не ттолько в экономической
политике, но и во внешней. Во время встречи с известным американским
профессором китайского происхождения Уинстоном Янгом Дэн сформулировал идею
«одна страна- две системы», которую он намеревался использовать для
воосоединения Тайваня и Гонконга с Китаем. Уже в конце 1984 года КНР и
Великобритания подписали историческое соглашение о передаче Гонконга под
китайский контроль, которая, как и предполагалось, совершилась в июле 1997
года.
Новая
стратегия получила и «научное обоснование». В 1984 году проффесорами Пекинского
уневерситета была предложена концепция, согласно которой рыночные
преобразования, проводимые в Китае, вполне уместны, так как страна находится на
«первичной стадии построения социализма». Для создания социалистического
государства в 1949 году Китай не достиг еще высокого уровня развития
капитализма, поэтому сейчас КНР вынуждена использовать институты, обычно
связываемые с капитализмом, чтобы подготовиться к построению следующей стадии
социализма. По мнению специалистов, китайские ученые попытались использовать
примерно те же теоретические обоснования реформ, что и Ленин для обоснования
НЭПа.
Руководители
компартии Китая после этого заявили, что страна будет оставаться на «первичной
стадии» не менее чем до 2050 года. А до той поры правительство будет поощрять
участие частных диц и госпредприятий в рыночных отношениях и поиски
экономической выгоды. В то же время вся политическая власть сохранится как и
раньше в руках лидеров компартии.
Аграрная реформа
Свои
аграрные реформы правительство Дэн Сяпоина решило в качестве эксперемента
начать в одной из провинций, где была леквидирована коллективная система
хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система
оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и
на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с
использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено
свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились
богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции
были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную
инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель
обрабатывается крестьянскими семьями.
Аграрная
реформа доказала свой успех. Если соборы зерна до реформы росли на 2,1% в год,
то после реформы- на 4,9%. Согласно расчетам американского экономиста Роберта
Мида, три четверти роста производительности труда в сельском хозяйстве Китая с
1978-го по 1984 год были вызваны аграрной реформой и лишь четверть – улучшением
методов обработки земли. В 1985 году, впервые за 25 лет, Китай стал экспортером
зерна.
Успех
реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований.
Из-за политики «сельское хозяйство первым делом» Дэн Сяпоин изначально не
уделял много внимания промышленному развитию. Первые его реформв в этом секторе
касались только пищевых предприятий, расположенных в сельских районах. В 1978
году 100 предприятийв провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в
государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Беря за
основу этот опыт, Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности»,
согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный
контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а
часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения
зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000
предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на
хозрасчет. В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие
частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего
за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8
миллиона.
После 1984
года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в
«местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации
сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с
10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих
мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на
государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и
высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве
инвестиций в новое оборудование.
В 1992 году
из-за неплатежеспособности многих государственных предприятий, функционирующих
на основе хозрасчета, Госсовет КНР объявил о реформе управления, согласно
которой такие функции, как ценообразование, ассортимент, инвестиции, кадры и
внешняя торговля, передаются самим предприятиям. Им также было разрешено
эксперементировать с корпоративной системой, и многие из этих предприятий стали
акционерными обществами и выпустили котируемые на бирже акции. Хотя государство
в КНР намерено сохранить контрольные пакеты в крупнейших промышленных
компаниях, оно поощряет сегодня реформирование индустриального сектора.
Политика «открытых дверей»
После
изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ
стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны
жизни Китая. Эта политика прежде всего позволила жителям КНР восстановить
контакты с остальным миром. Более 40 тысяч китайских студентов ежегодно
отправлялись на учебу в США и около 20 тысяч – в Европу.В конце 80-х почти 9
тысяч китайских ученых работали в американских уневерситетах. В 1999 году Китай
посетили 58 миллионов туристов, обеспечив казне 13 миллиардов долларов доходов.
Если во времена культурной революции преподавание иностранных языков было
крайне ограничено (их преподавание велось по большей части в военных
институтах), то сейчас более 200 миллионов молодых китайцев изучают английский
язык. (1 стр.14)
Чтобы
укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным
инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после
1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки
стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из
Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций
возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов в 1998 году.
Сейчас в Китае действует около 145 тысяч предприятий с участием иностранных
инвестиций, где заняты 19,7 милл. человек.(1 стр 14) Шэнчжэнь, самая успешная
СЭЗ на границе с Гонконгом, за двадцать лет превратилась из десятитысячной
деревни в трехмиллинонный город со второй по велечине фондовой площадкой страны
и сотнями промышленных предприятий.
Кроме того,
некогда монопольные права министерства внешней торговли и международного сотрудничества
были ликвидированы и любое предприятие получило право торговать с заграницей
напрямую. КНР вступила в МВФ и Мировой банк и начала переговоры о пресоединении
к ГАТТ/ВТО. Результатом стало быстрое включение Китая в мировую экономику:
долларавая стоимость китайского экспорта последние десять лет выросла в 10 раз.
Перспективы развития Китая в XXI веке
В начале
90-х годов, когда экономический рост в КНР достигал 12-14%, журнал Business Week
оптимистично писал, что Китаю суждено стать «экономической сверхдержавой XXI века». Действительно, если учесть роль Китая в истории мировой
цевилизации, значительные ресурсы и потенциал для роста, а также готовность
руководства страны продолжать экономические реформы, можно предположить, что
«китайское чудо» продлиться и в новом веке. По прогнозам, к 2020 году Китайская
экономика станет крупнейшей в мире, обогнав Соединенные Штаты.
Однако
проблемы, которые накапливались в экономике КНР в течении десятилетий, внезапно
обострились в разгар азиатского кризиса 1997-98 годов. Тогда инвесторы начали в
панике выводить капиталы из региона, спрос нп китайскую продукцию резко упал,
особенно в связи с девольвацией в странах-конкурентах. Все это заставляет
специалистов более внимательно проанализировать «китайское чудо». В последние
годы стало ясно, что китай на пути своих грандиозных преобразований может
столкнуться с не менее грандиозными проблемеми. Наиболее важной станет проблема
рынка труда: сейчас в сельском хозяйстве занято около 100 миллионов человек
избыточной рабочей силы, и данная цифра увеличивается на 15 миллионов человек в
год. Эта огромная масса людей «выдавливается» из деревни в город в поисках
работы, и лишь продолжение бурной индустриализации сможет предотвратить
невиданный всплеск безработицы. В то же время темпы экономического роста в
Китае падают из года в год, и достижение такой цели становиться все более
проблематичным.
Некоторые
западные эксперты не уверены, что китайское руководство в состоянии эффективно
справляться с все наростающи числом экономических, политических и социальных
противоречий, не отказавшись от монополии коммунистической партии на власть.
Американский социолого Джек Глэдстон считает, что Китай с каждым годом все
больше и больше преближается к всеобъемлющему кризису: население деидеологизируется
и выбирает материальные ценности, растет эмиграция в развитые страны,
увеличивается пропасть между городом и деревней, между богатыми и бедными,
сельскому хозяйству становится все труднее удоволетворять растущие потребности
богатеющего населения. Все это приводит к снижению эффективности
государственной власти, и в итоге наступит новый период хаоса и нестабильности.
Будущее
покажет, насколько верны эти пессимистичные прогнозы. Возможно КНР все-таки
удасться построить жизнеспособный гибрид из капиталистической экономики и
коммунистической идеологии. Китай всегда был самобытной страной с глубокими
историческими корнями и особенным, не понятным европейцам менталитетом, так
что, вопреки всем западным прогнозам, он найдет таки свой путь к экономическому
процветанию и выйдет на первое место среди развитых супердержав.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/
|