Экономические реформы в странах с переходной экономикой
смотреть на рефераты похожие на "Экономические реформы в странах с переходной экономикой" Содержание. ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………2-3
ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.
1.1. Национальные экономические программы………………………..………..4-5
1.2. Особые аспекты пенсионных реформ…………………………………….....5-8
1.3. Реформы банковской системы…………………………………………..….8-17
ГЛАВА II. Страны с переходной экономикой: итоги проведенных реформ и
Перспективы дальнейшего развития……………….……………………….…17-18
2.1. Факторы роста………………………………………………………….…..18-23 2.2. Перспективы развития стран с переходной экономикой……….……….24-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………29
ВВЕДЕНИЕ. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономических реформ,
проводимых в ходе мирового развития и трансформации той или иной страны в
мировом хозяйстве, а также модернизации, итогов проведенных реформ и
перспектив дальнейшего развития стран. В первой главе объясняется необходимость в составлении и реализации
национальных экономических программ, так как они являются одним из наиболее
действенных способов реформирования экономики той или иной страны. Также
приводятся примеры использования и применения соответствующих программ в
странах с переходной экономикой, где основная масса национальных
экономических программ сводится к изменениям налогового, социального,
банковского законодательства. В большинстве развивающихся стран составление
национальных программ обычно связано с попытками создать условия для
устойчивого экономического роста после очередного экономического кризиса
или перехода от авторитарного режима к демократии в данной стране. Они
обычно предполагают попытку решить несколько крупных экономических проблем
в обстановке высокой популярности того или иного лидера, в благоприятной
политической ситуации (“окно возможностей”). Пакет реформ, проводимый в
таких случаях, обычно охватывает очередную попытку макростабилизации,
несколько структурных реформ, меры по привлечению иностранных инвестиций
(приватизация). В этом же разделе данной курсовой работы рассматриваются особые аспекты
пенсионных реформ в странах с переходной экономикой. Актуальность данного
вопроса подтверждается тем, что наряду с другими радикальными
экономическими реформами в рассматриваемых странах существуют одновременно
и неотложная необходимость исправить ситуацию с пенсиями. К тому же одна из
целей пенсионной реформы состоит именно в том, чтобы положить начало
появлению отечественных инвесторов и развитию рынков, что является задачей
первой необходимости для стран с переходной экономикой. Банковская система выполняет важнейшие макроэкономические функции,
связанные с трансформацией сбережений в инвестиции и обеспечением
бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве.
Именно поэтому заключительная часть первой главы курсовой работы
представлена анализом проводимых банковских реформ. Во второй главе освящаются итоги проведенных реформ и перспективы
дальнейшего развития стран с переходной экономикой. Одним из наиболее
значительных итогов признается результат умеренного роста ВВП, улучшения
показателей производительности, эффективности, издержек и соотношения
качества и цен. Для наиболее подробного рассмотрения динамики и
последовательности проходимых изменений в работе представлены
статистические данные в таблицах и графиках.
На основе вводимых соответствующих национальных экономических программ, их
частичной и полной реализации, реформирования и модернизации отдельных
секторов экономики необходимо рассмотреть ближайшие перспективы
экономического развития стран. Одной из перспектив является предстоящее
вступление определенных стран с переходной экономикой в ЕС. Это,
безусловно, принесет вступающим странам ряд полезных результатов, например,
в виде прямых иностранных инвестиций, трансфертов и облегчения доступа к
кредитным ресурсам. Однако стоит указать на возможные краткосрочные
трудности. Одна из них связана с высокими финансовыми затратами на
внедрение различных стандартов ЕС. Если вступающие в ЕС страны попытаются
очень быстро адаптироваться к маастрихтским критериям, они должны будут
проводить более жесткую политику, чем при прочих условиях. Нет сомнения,
что это не будет благоприятствовать ускорению роста. Однако в данный момент
трудно сказать, насколько серьезно страны, вступающие в ЕС, воспримут
провозглашенные намерения относительно соблюдения маастрихтских требований.
ГЛАВА I. Экономические реформы в странах с переходной экономикой.
1.1. Национальные экономические программы.
Составление и реализация национальной экономической программы является
одним из наиболее действенных способов реформирования экономики той или
иной страны. Национальные экономические программы распадаются на три группы по их
целям и содержанию в зависимости от исторических условий и типа стран их
принимающих. Национальные программы в большинстве стран с переходной экономикой обычно
связаны с попытками создать условия для устойчивого экономического роста
после очередного экономического кризиса или перехода от авторитарного
режима к демократии в данной стране. Они обычно предполагают попытку решить
несколько крупных экономических проблем в обстановке высокой популярности
того или иного лидера, в благоприятной политической ситуации (“окно
возможностей”). Пакет реформ, проводимый в таких случаях, обычно охватывает
очередную попытку макростабилизации, несколько структурных реформ, меры по
привлечению иностранных инвестиций (приватизация). В 80–90-х годах такие
программы обычно сопровождались поддержкой международных финансовых
организаций. Как правило, они требуют существенных изменений в
законодательстве и иногда – даже изменений в конституции (сокращение
социальных обязательств государства, допуск иностранцев в те или иные
сектора экономики, бюджетные ограничения и др.). Программы национального возрождения или радикальной модернизации страны
были типичны для популистских лидеров; ситуации послевоенного
восстановления или обретения независимости. “Харизматические” программы
обычно направлены не столько на решение некоторого конечного набора
проблем, сколько на создание атмосферы единства нации вокруг лидера и
необходимости решения крупных национальных проблем (восстановление,
развитие и проч.), формулирования интересов и целей страны. К этому типу
программ в общем можно причислить и первые трансформационные программы
стран Восточной и Центральной Европы 90-х годов, базировавшиеся на идеях
трансформации экономики и общества. Такие программы не могут ограничиваться
экономическими рамками и реформами. Они идут дальше, и успех таких
трансформационных программ определялся национальной спецификой истории,
религии, реальной политической ситуации. В этой классификации будущие российские программы выполняют двоякую роль.
Во-первых, это завершение процесса самоидентификации страны в новых
геополитических условиях, возрождение страны на основе политической
консолидации. В этом отношении – это как бы завершение харизматических
программ постсоциалистической трансформации. С другой стороны – это
неизбежно будет новая программа типичных для развивающейся страны
структурных реформ.
1.2. Особые аспекты пенсионных реформ. В странах с переходной экономикой существуют одновременно и неотложная
необходимость исправить ситуацию с пенсиями, и возможность осуществить
изменения наряду с другими радикальными реформами. Проще получить
политическую поддержку реформам, так как отсутствуют группы, преследующие
частные интересы (размер пенсий в старой системе мал). Страны с переходной экономикой открыты иностранным консультантам, таким,
как специалисты Всемирного Банка, которые имеют опыт в отношении пенсионной
реформы. В странах с переходной экономикой начало пенсионной реформы приходится на
период, когда рынки капитала еще отсутствуют. Ликвидность на внутренних
рынках низка, набор инструментов скуден, квалификация и опыт отечественных
управляющих ограничены. Органы регулирования и надзора не совсем готовы к
выполнению своих функций. Привлекательный момент: благодаря рыночной эффективности, частные
пенсионные фонды смогут обеспечивать более высокую пенсию. Для этого
необходима "благоприятная цепочка": фонды идут на долгосрочные вложения,
принимая краткосрочные колебания; формируется надежная база отечественных
институциональных инвесторов, которая поддерживает отечественные рынки
капитала в неблагоприятные периоды. Одна из целей пенсионной реформы состоит именно в этом: положить начало
появлению отечественных инвесторов и развитию рынков. Но также существует
опасность создания "порочного круга": вложения в основном носят
краткосрочный характер (из-за мер регулирования или других ограничений),
фонды избирают консервативную стратегию, и их подходы начинают напоминать
друг друга. Таким образом, отдача в долгосрочной перспективе оказывается
ниже оптимальной, и отечественные институциональные инвесторы играют менее
значительную роль, чем та, что от них требуется. Переход неизменно связан с наличием долга - как его финансировать. Если
государство (органы регулирования) желают продать фондам слишком большой
объем государственного долга, то такой шаг может стать простым решением в
краткосрочной перспективе, однако он не обеспечивает эффективности фондов в
долгосрочной. Требуется смотреть за четырехлетний горизонт, которым оперирует
большинство политиков, чтобы понять, что хорошо диверсифицированный
портфель отвечает только целям частных фондов: получению более высокого
дохода в долгосрочной перспективе. Что понимается под риском с точки зрения
пенсионного фонда? Соответствует ли это традиционному определению
нестабильности? Являются ли акции более рискованными, чем облигации? Реальное определение риска в том, что фонд может не достичь своей цели в
долгосрочной перспективе (достаточно высокого размера пенсий по сравнению с
государственными пенсиями, или с обещанными уровнями при плане УВ). Важно,
чтобы и фонды, и органы регулирования быстро уяснили концепцию
сопоставления с "ориентиром". Сигналом к смене управления фондом является
постоянная более низкая доходность по сравнению со сбалансированным
"ориентиром". Если доходность такого портфеля оказывается ниже доходности
государственных облигаций в течение года-двух, то это не обязательно должно
стать причиной для паники. Ежегодная "требуемая" доходность привязана к
индексу государственных облигаций. Методика привязки к "ориентиру" пока не
слишком распространена, инвестиционные стратегии не доводятся до
общественности. Наблюдается конкуренция среди абсолютных ставок доходности,
что приводит к чрезмерной осторожности и "стадному поведению". А инвестиции
за рубежом еще больше затрудняют финансирование долга перехода. Вложения за
рубежом обеспечивают необходимую диверсификацию для небольшой страны. В условиях неразвитого рынка годовой доход может быть очень нестабильным,
так как на него могут влиять глобальные тенденции и представления
инвесторов, причем это влияние практически не зависит от внутренних
аспектов. Возможно, вложение всех пенсионных сбережений там, где уже
присутствуют все прочие типы риска, может оказаться слишком рискованным:
уровень жизни, стабильность работы и т.д. зависят от экономической ситуации
в собственной стране. С другой стороны, экономическая реформа и рост могут привести к развитию
внутренних рынков: почему бы не инвестировать только в них? Установлено ограничение на инвестиции за рубежом: 20-30%. Для фондов
второго уровня предусмотрен постепенный подход (0% в первые два года, до
30% в течение пяти лет). Такой компромисс был необходим, чтобы идея
получила поддержку. Основное препятствие - жесткое ограничение на
инвестиционные фонды. "Молодым" пенсионным фондам особенно рекомендуется осуществлять
инвестиции за рубежом через инвестиционные фонды. С точки зрения
соотношения риска и отдачи, желательно как можно скорее отменить
ограничения на классы активов, инвестиции за рубежом, лицензии иностранным
компаниям на право управления фондами, и т.п. Из-за недостаточного развития
рынков и квалификации управляющих (а также - недостаточных знаний у членов
их фондов) в первые несколько лет могут потребоваться некоторые
ограничения. Эти ограничения должны быть максимально разумными, не иметь
политической направленности и не носить разового характера. Если эти
положения не будут соблюдены, то вся система - включая инвестиции - не
будет оптимальной. В странах континентальной Европы либерализация жестких
инвестиционных норм идет медленно. Ограничения на инвестиции за рубежом
тоже не исчезают стремительно (здесь помогает введение евро). Идея
предоставления иностранным компаниям свободы в управлении фондами также
редко оказывается популярной.
1.3. Реформы банковской системы. БАНКОВСКАя СИСТЕМА ВЫПОЛНяЕТ ВАЖНЕЙШИЕ МАКРОЭКОНОМИчЕСКИЕ ФУНКЦИИ,
СВяЗАННЫЕ С ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СБЕРЕЖЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИИ И ОБЕСПЕчЕНИЕМ
БЕСПЕРЕБОЙНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИя СИСТЕМЫ РАСчЕТОВ В НАРОДНОМ ХОЗяЙСТВЕ. В
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ ЕЕ ОСНОВНАя РОЛЬ ЗАКЛЮчАЕТСя В СОЗДАНИИ ДЕНЕГ,
НАРяДУ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ, И ФОРМИРОВАНИИ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ ПО ДЕПОЗИТАМ
И КРЕДИТАМ. ОДНАКО ВЫПОЛНЕНИЕ БАНКАМИ ИХ ФУНКЦИЙ В ЗНАчИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ
ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ЭКОНОМИчЕСКОЙ СИСТЕМЫ. В административно-командной системе деятельность банковской сферы была
подчинена основной задаче - выполнению народнохозяйственных планов. Как
следствие, природа денег и кредита отличалась от свойственной рыночной
экономике. В частности, в советские времена кредит был "системно
невозвратным"1. В современной рыночной экономике банковская система
становится составной частью более сложной - финансовой, включающей в себя
многочисленные финансовые рынки (валютный и рынок ценных бумаг). Банковский
кредит перестает быть преобладающим источником внешнего финансирования для
предприятий, поскольку развиваются рынки долговых ценных бумаг, прежде
всего облигаций.
Проблемы реформирования банковской системы и способы ее решения. Перед странами с переходной экономикой встала задача трансформировать
банковскую систему. Сложность ее определялась тем, что изначально банки не
были готовы взять на себя функции, свойственные финансовым институтам в
рыночной экономике. Одной из первых проблем банковских систем в странах с переходной
экономикой стали "плохие кредиты". Ее причинами были, с одной стороны,
системно невозвратный характер кредита в прежней плановой экономике, а с
другой - резкое ухудшение положения предприятий и снижение реальных доходов
населения в условиях трансформационного кризиса. Существовало несколько вариантов решения этой проблемы: списание долгов
банкам с последующим прекращением кредитования убыточных предприятий,
списание долгов и продолжение кредитования, сохранение долгов на балансах
коммерческих банков и помощь им со стороны государства, переложение всей
тяжести проблемы на коммерческие банки. Практически в странах с переходной экономикой на различных этапах
применялись все перечисленные варианты, а также их комбинации. Но в любом случае проблема "плохих долгов" сохранялась надолго. Постоянно
возникали своеобразные "порочные круги", например, списание долгов -
продолжение кредитования убыточных предприятий - накопление новых "плохих
долгов"; списание долгов - прекращение кредитования - ухудшение положения
предприятий – сокращение депозитной базы банков; сохранение долгов на
балансах банков - временное ослабление остроты проблемы в связи с высокой
инфляцией — снижение 1См.: Ростовский Я. Макроэкономическая нестабильность в
посткоммунистических странах. М., 1997.
темпов инфляции — возобновление проблемы. Добавим, что не исключено
возникновение и других "порочных кругов". Решение проблемы "плохих долгов" на первом этапе не гарантировало от ее
повторного появления. Во многих странах продолжался трансформационный спад,
обусловленный, в частности, и институциональными факторами. Чешский ученый
М. Хорчикова выделяет те из них, которые приводили к накоплению "плохих
долгов" - отсутствие независимой кредитной политики у коммерческих банков и
плохое управление государственными компаниями2. На начальном этапе переходного периода эти проблемы уже породили кризисы
в банковских системах Венгрии и Хорватии. Создание двухуровневой банковской
системы в Венгрии в конце 80-х годов сопровождалось специализацией банков
по отраслевому признаку. Это позволило сохранить определенные взаимосвязи
между предприятиями и банками, но предопределило и продолжение кредитования
убыточных предприятий.
Страницы: 1, 2, 3
|