|
Литература:
I. Основная
*Экономическая теория. Учебное пособие. Медведев И.П. Белгород: НИиРИО БЮИ МВД РФ,1998. *Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д.Камаева. - 6-е изд. - М., ВЛАДОС, 2001. *Экономика. Учебник. /Под ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 2001. II. Дополнительная *Абалкин Л., Сорокин Д., Ольсевич Ю., Антонов А. Российская экономическая школа в контексте мировой экономической мысли. // ВЭ., № 2, 2005. *Иванченко А. Экономическая наука: в поисках разумных компромиссов. // ВЭ, 2005, № 6. *Нуреев Р., Латов Ю. “Плоды просвещения” (новая российская экономическая наука на пороге III тысячелетия). // ВЭ, 2003, № 1. Введение Данная лекция является вводной по своему характеру в структуре данного учебного курса. Главная задача состоит в том, чтобы обучаемые получили представление о предмете экономической теории, ее структуре, а также тех функциях, которые экономическая теория выполняет в реальной экономической и политической жизни. В рамках данной темы обучаемые знакомятся с такими важными экономическими понятиями как альтернативные издержки, виды экономических ресурсов, рациональное поведение экономических субъектов, ограниченность ресурсов. В содержании лекции дается объяснение действия закона убывающей доходности и возрастания альтернативных издержек. Последний вопрос лекции посвящен ознакомлению с основными экономическими школами в истории экономической мысли. 1. Экономика как хозяйственная деятельность и научная дисциплина Хозяйственная деятельность основана на принятии решений экономическими субъектами и представлена процессами производства, распределения, обмена и потребления. Экономические субъекты – это отдельные индивиды, группы индивидов, общество в целом, организованные соответствующим образом. Основными субъектами в рыночной экономике выступают предприятия, располагающие определенными средствами (такими, например, как: здания и сооружения, оборудование, транспорт, сырье) необходимыми для регулярного осуществления хозяйственной деятельности в сфере производства, товарного оборота или услуг. В роли экономических субъектов выступают также домашние хозяйства, занимающиеся как потреблением, так и осуществлением некоторых видов производственной деятельности. В современных условиях большое значение на протекание экономических процессов оказывает государство, роль которого в различных странах варьируется в зависимости от размеров государственного сектора. Деятельность ряда предприятий часто выходит за пределы данной страны и в этом смысле они становятся экономическими субъектами в международном масштабе. В процессе хозяйственной деятельности экономические субъекты используют такие факторы производства, как труд, капитал, землю (природные ресурсы), предпринимательские способности. Собственники факторов производства взамен поставляемых ими ресурсов получают доходы в виде заработной платы, процента, рентных и арендных платежей, прибыли, дивидендов. Хозяйственная деятельность всегда осуществляется в определенных условиях: материальных, социальных, политических, правовых и т.д. Совокупность всех таких условий образует экономическую систему. В зависимости от масштаба деятельности выделяют экономику семьи, предприятия, отрасли, региона, страны, международную экономику. При использовании такого критерия, как способ регулирования экономических процессов различают рыночную, централизованно-управляемую экономику, традиционную экономику. Если исходить из отношений собственности, то экономические системы можно классифицировать как капиталистические, социалистические, смешанные системы. Следует отметить, что способ регулирования проистекает из сложившихся отношений собственности. Это означает, что рыночная экономика одновременно является капиталистической системой хозяйствования, т.е. такой, в которой господствующее распространение получает частная собственность на средства производства. Как научная дисциплина, экономика – это наука, занимающаяся исследованием поведения экономических субъектов при использовании ими ограниченных ресурсов, которые могут быть по-разному применены в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Существенным элементом этого определения является то, что средства, находящиеся в распоряжении как отдельного экономического субъекта, так и всего общества в целом, ограничены. Ограниченность отражает разрыв между общей суммой благ, которые необходимы субъектам для удовлетворения своих разносторонних потребностей, и возможностями их производства. Если бы не существовало ограниченности, то не было бы повода к изучению экономики, и, следовательно, к поиску ответа на вопросы «что, как, сколько и для кого» производить, чтобы достичь максимальной экономической эффективности. Другим элементом определения выступает то, что ограниченные ресурсы могут быть применены по-разному. Если бы при производстве благ всегда существовал только один метод и если бы применялись одни и те же средства, тогда проблема выбора не существовала бы. В действительности всегда в распоряжении находятся много различных методов. Один и тот же продукт может быть произведен при помощи разных инструментов, при использовании разного сырья, материалов и т.п. Поэтому мы говорим об альтернативном использовании материальных и финансовых средств. Часть средств может направляться на реализацию одних целей, а оставшаяся часть на реализацию других. Невозможно одни и те же средства одновременно использовать в разных сферах и достигать разных целей. Каждый экономический субъект, располагающий определенными средствами стремится распределить их так, чтобы получить максимальные экономические эффекты и тем самым как можно лучше реализовать свои цели. Распределение средств между различными конкурирующими целями называется в экономике размещением ресурсов. Для домашнего (семейного) хозяйства целью является максимизация полезности покупаемых благ, т.е. максимизация проистекающего от этого удовольствия. Для предприятия целью выступает максимизация прибыли от ведения хозяйственной деятельности. Следовательно, можно сказать, что экономика ставит перед собой цель создания теории рационального размещения ограниченных средств, имеющих альтернативное применение. Полная рациональность возникает тогда, когда будет достигнуто оптимальное размещение средств, т.е. наилучшее из возможных. Это значит, что от применения данного объема средств достигаются максимальные эффекты или же, что определенные эффекты могут быть достигнуты посредством использования меньшего объема средств. Теория рационального использования ограниченных средств может быть представлена посредством вербального описания или формализованным способом при помощи математических уравнений, функций, схем и т.д. Последний способ предполагает построение определенных моделей. Моделью называется теоретическое обобщение определенного фрагмента хозяйственной деятельности, которое упрощенно отражает происходящие в нем экономические процессы. Искусство обобщения, в любой науке, основано на способности выбирать соответствующие упрощающие ограничения (предпосылки, условия). Действительность всегда конкретна, богата своими особенностями, подвержена влиянию многочисленных факторов. Отражение в одной модели всех особенностей, взаимозависимостей было бы невозможным и даже бессмысленным, подобно построению географической карты в масштабе 1:1. От чего-то надо абстрагироваться, не принимать во внимание, т.е. допускать оговорку «при прочих равных условиях». Это означает, что с точки зрения цели исследования одни особенности и взаимосвязи существенны, а другие – нет, т.е. не принимаются во внимание, предполагаются неизменными. Допущение такой оговорки делается для того, чтобы исследовать определенные явления в чистом виде, избавленном от влияния различных несущественных факторов. Для анализа поведения экономических субъектов, их реакции на определенные явления, их выбора и решений используются различные экономические модели исследования. Одни модели используются в микроэкономике, другие в макроэкономике. Микроэкономика занимается исследованием рационального поведения индивидуальных субъектов рыночной экономики, т.е. потребителей и производителей, а также анализом рынков отдельных продуктов. Макроэкономика исследует не поведение отдельных субъектов, а взаимозависимости на уровне всего народного хозяйства между крупными агрегатами, такими как: национальный доход, торговый баланс, государственный бюджет, совокупные спрос, инвестиции, сбережения и т.д. Исследованные явления экономика пытается обобщить в виде экономических законов. Большинство экономических законов выражают способ реакции, поведение и взаимосвязь в деятельности экономических субъектов. Сформулированный экономический закон верен лишь при допущении прочих равных условий. Если допущения, при которых был сформулирован закон, нарушаются (т.е. те особенности и взаимосвязи, которые были несущественны в рамках исследования, становятся существенными по мере развития экономической деятельности, либо меняются рамки исследования), то закон теряет объективность своего утверждения. 2. Альтернативные издержки экономического выбора Выше уже было отмечено, что существуют разные способы использования ресурсов и разные цели, которые достигаются при их использовании. Существует также возможность перемещения ресурсов с одной сферы их применения в другую. При предположении, что объем ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) дан и не изменяется во времени, перемещение их из одной сферы в другую должно означать снижение объемов производства там, откуда ресурсы перемещаются, и рост производства там, куда ресурсы притекают. При неизменных объемах ресурсов выбор всегда осуществляется по принципу «что-то за что-то». При любом выборе «чего больше, чего меньше» сталкиваются с издержками производства, так как всегда что-то приобретаем, но при этом что-то тратим. Такое рассуждение приводит нас к понятию альтернативных издержек. Альтернативные издержки – это издержки упущенных возможностей. Они измеряются величиной той продукции, от которой мы отказываемся с целью увеличения производства другой продукции. Рассуждения, основанные на альтернативных издержках, обращают внимание на рациональность экономического выбора. Речь идет о том, чтобы не выбрать худшего решения, если существует лучшее, т.е. приносящее больше эффекта. Например, при применении такого же количества труда, машин и удобрений с 1 гектара земли можно получить 30 ц. пшеницы или 150 ц. картофеля. Сравнимая стоимость зерна и картофеля в рыночных ценах, производитель может легко ответить, что ему выгоднее производить 30 ц. зерна - это альтернативные издержки 150 ц. картофеля, и наоборот. Другой пример. Денежные сбережения можно хранить дома в ожидании накопления нужной суммы, необходимой для крупной покупки. Но их можно положить в банк на долгосрочный депозит, получая на него определенный процент. Альтернативными издержками хранения денег дома является величина неполученного процента. На практике выбор осуществляется не по принципу «либо одно, либо другое», а по принципу «чего больше, чего меньше». Тогда надо осуществлять распределение ресурсов в соответствии с выбором структуры производства. Возможности выбора можно представить в виде таблицы. Предположим, что мы располагаем данным объемом капитала и рабочей силы, которые пригодны для производства тракторов (средство производства) и личных автомобилей (средство потребления). Из этого объема ресурсов можно произвести следующие величины продукции: | ||||||||||||
Производственные |
Производство тракторов, тыс. шт. |
Производство |
|||||||||||
А В С D E F |
500 400 300 200 100 0 |
0 160 250 320 380 400 |
При предположении неизменного объема ресурсов перемещение их части (если они характеризуются совершенной делимостью) с одной сферы производства в другую приводит к тому, что первоначально прирост производства автомобилей по отношению к сокращению производства тракторов большой. По мере же продолжения этого процесса показатель отношения положительных эффектов к отрицательным снижается. Здесь действует закон убывающей доходности.
В приведенном примере переход от варианта В к варианту С означает увеличение производства автомобилей со 160 до 250 тыс. шт., но осуществляется за счет сокращения выпуска тракторов с 400 до 300 тыс. шт. При переходе же от варианта D к варианту Е произошло бы увеличение производства автомобилей с 320 до 380 тыс. шт., но ценой снижения выпуска тракторов с 200 до 100 тыс. шт. В первом случае альтернативными издержками для дополнительного производства 90 тыс. шт. была потеря производства 100 тыс. шт. тракторов. Во втором случае альтернативные издержки были бы выше, так как дополнительное производство 60 тыс. шт. потребовало бы также отказа от производства 100 тыс. шт. тракторов.
Построенная таблица отражает, следовательно, не только закон убывающей доходности, но также закон возрастания альтернативных издержек.
Выше молчаливо предполагалось, что под альтернативными издержками (издержками упущенных возможностей) понимаются альтернативные издержки производства дополнительного объема продукции. Такие альтернативные издержки называются предельными альтернативными издержками. Удобнее проиллюстрировать понятие предельных альтернативных издержек в виде таблицы, отражающей последовательное наращивание производства тракторов за счет сокращения выпуска автомобилей
Переход от
одной
производственной возможности к другой
Производство дополнительной партии тракторов в 100 тыс. шт.
Предельные альтернативные
издержки производства
дополнительной партии тракторов
От F к Е
100
20
От Е к D
100
60
От D к С
100
70
От С к В
100
90
От В к А
100
160
Помимо предельных альтернативных издержек используется также понятие общих и средних альтернативных издержек.
Например, при переходе от производственной возможности Е к D производится дополнительно вторая партия тракторов в 100 тыс. шт. Предельные альтернативные издержки в этой партии 60 тыс. шт. автомобилей. Производство же обеих партий по 100 тыс. шт. тракторов оценивается общими альтернативными издержками в 80 тыс. шт. автомобилей (400-320). В среднем же одна партия тракторов в 100 тыс. шт. из производимых двух обходится в 40 тыс. шт. автомобилей (80:2).
Страницы: 1, 2
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.