Харрод назвал выражение
«гарантированным» темпом роста: поддерживая его,
предприниматели будут полностью удовлетворенны своими решениями, поскольку
спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста
обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но
полная занятость при этом не всегда достигается.
Анализ соотношений между гарантированным и фактическим
темпами роста позволил сделать следующий вывод: если фактически запланированный
предпринимателями темп роста предложения отличается от гарантированного темпа
роста (превышает или не достигает его), то система постепенно отдаляется от
состояния равновесия .
Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит
понятие «естественного» темпа роста. Это максимальный темп допускаемый ростом
активного населения и техническим прогрессом. При таком темпе достигается
полная занятость факторов – труда и капитала. Если гарантированный темп роста,
удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка
трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного:
производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объем выпуска и
инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.
Если гарантированный темп роста ниже естественного, то
фактический темп может превысить гарантированный, поскольку существующий
избыток трудовых ресурсов дает возможность увеличить инвестиции. Экономическая
система будет переживать бум. Фактический темп роста может быть также равен
гарантированному и тогда экономика будет развиваться в условиях динамического
равновесия, вполне удовлетворяющих предпринимателей, но при наличии вынужденной
безработицы. Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве
гарантированного, естественного и фактического темпов роста в условиях полной
занятости ресурсов.
Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий
гарантированного темпа как известно выводит систему из равновесия и
сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и
предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказываются
неустойчивым.
Часто обе модели объединяют в одну модель Харрода –
Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства
темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к
сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях не полной
занятости.
Ограниченность данных моделей заданно уже
предпосылками их анализа. Например, используемая в них производственная функция
Леонтьева характеризуется отсутствием и взаимозаменяемости факторов
производства – труда и капитала, что в современных условиях не всегда
соответствует действительности.
Модели Харрода и Домара неплохо описывали реальные
процессы экономического роста 1920 – 1950 гг., но для более поздних наблюдений
(1950 – 1970 гг.) наиболее успешно использовалась неоклассическая модель Р.
Солоу.
Экономический рост определяется рядом факторов. В
экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов
производства, родоначальником которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в
том, что в создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и
капитал.
Позднее трактовка производственных факторов получила
более глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:
·
труд;
·
землю;
·
капитал;
·
предпринимательскую
способность;
·
научно-технический
прогресс.
Фактически это уже знакомые нам факторы производства
(производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые
факторами роста в связи с тем, что при рассмотрении экономического роста их
анализируют под несколько другим углом.
Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены.
Так, труд весьма производителен, если работник использует современное
оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях
хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того
или иного фактора экономического роста достаточно сложно. Более того, все эти
крупные факторы являются комплексными, состоят из ряда более мелких элементов,
вследствие чего факторы можно перегруппировывать.
Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно
выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал делится
на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний
можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и
т.д.).
Распространено и деление факторов в зависимости от характера
роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным
факторам роста относятся:
·
увеличение объема
инвестиции при сохранении существующего уровня технологии;
·
увеличение числа занятых
работников;
·
рост объемов потребляемого
сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.
К интенсивным факторам роста относятся:
·
ускорение
научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем
обновления основных фонде и т.д.);
·
повышение квалификации
работников;
·
улучшение использования
основных и оборотных фондов;
·
повышение эффективности
хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.
При преобладании экстенсивных факторов роста говорят
об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов
роста — об интенсивном типе.
При экстенсивном типе развития экономический рост
достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при
интенсивном — путем качественного их совершенствования и лучшего
использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при
уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического
объема.
В условиях экстенсивного роста изменение
соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение
максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от
состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и
капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.
2.1 Государственное
регулирование экономического роста.
Государство играет значительную роль в
регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры
государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот
процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост
преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие
темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают
необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента
(политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При
необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для
ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий
уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники
“экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный
потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов
как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему
трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена
налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений.
Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на
выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и
стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого
налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного
подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления
и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты
обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в
частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы
правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным
целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на
совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают
предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие
рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке
производственных мощностей.
3.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные
методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые
пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство
взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности
для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры,
ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие
перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство
также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и
разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также
может способствовать повышению качества рабочей силы и росту
производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных
методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в
том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой
задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам
регулирования.
Фискальная (лат. fiscalis
— казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по
регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно
видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как.
например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с
инфляцией.
Современная фискальная политика определяет
основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы
финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от
конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои
особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он
включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного
регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты
на расширенное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государства; и)
развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной
политики; е) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство
воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на
размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения.
Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые
льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится
добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать
резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов,
содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.
По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части
прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в
начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось
списывать до 20—30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в
первый год введения в эксплуатацию нового оборудования можно было отчислять в
фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.
Однако в этих случаях амортизация списывается
в размерах, значительно превышающих действительный износ основного капитала,
вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования
продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности
бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и
сокращает покупательную способность населения.
В зависимости от характера использования
прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики
государства: а) дискреционную и б) недискреционную.
Дискреционная (лат. discrecio — действующий по
своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует
свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения
страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике
функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.
Первая зависимость: рост государственных расходов
увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает
выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что
государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции
(действуют как мультипликатор инвестиций, который разработал Дж. Кейнс):
мультипликатор государственных расходов МG показывает, насколько
возрастает валовой национальный продукт D ВНП
в результате увеличения этих расходов DG:
DВНП=DG ´ MG
Естественно, что при уменьшении
государственных затрат G сокращается объем ВНП.
Другая функциональная зависимость показывает,
что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних
хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость
рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских
расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения дает
мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше
мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая
единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздействует на
увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход,
однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на
сбережения.
Указанные функциональные зависимости
используются в дискреционной политике государства для воздействия на
экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.
Например, при кризисе проводится политика
экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные
расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением
налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше
мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост
производства (подъем, вызванный избыточным спросом), правительство проводит
политику сдерживания деловой активности — сокращает государственные расходы,
увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный
эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В
результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Второй вид фискальной политики —
недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия
государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового
цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и
социальные выплаты, осуществляемые государством.
Страницы: 1, 2, 3
|