Меню
Поиск



рефераты скачать Экономический рост: цели, эффективность, факторы.

Вторая тенденция, к сожалению, отражает охлаждение (и даже обострение) отношений с ЕС, критику с его стороны новейших политических тенденций развития России, идущих вразрез с принципами демократии. Дополнительные сложности создают чётко обозначившиеся в минувшем году намерения России упорядочить свою тарифную политику в отношении цен на энергоресурсы. Её попытка перейти на мировые цены в отношениях с партнёрами по СНГ вызывает не только их недовольство, но и критику других европейских стран. Для России особые сложности вызваны тем, что в рамках её председательства в «восьмёрке» в качестве одной из ключевых тем был выдвинут лозунг энергобезопасности – как раз то самое требование, которое, по мнению западных партнёров, подрывается пересмотром тарифов на поставки газа в ближнее зарубежье.


2.2.    Проблемы экономического роста.

Вопросы экономического роста остаются в числе главных при проведении экономико-политических дискуссий. Речь сегодня идёт всё больше, во-первых, о конкретных способах обеспечения экономического роста, а не о его принципиальных (альтернативных) моделях. Во-вторых, проблема удвоения ВВП, хотя официально и не отменена, но перестаёт интересовать политическую элиту страны, что надо только приветствовать. Как известно, всякая фетишизация количественных показателей может дестимулировать реальный рост, сопровождаемый структурными реформами.

Макроэкономическая и политическая стабильность, развитие институтов современного рынка и активное государственное вмешательство в организацию хозяйственной жизни в настоящее время являются краеугольным камнем государственной политики. Пока внешнеэкономическая конъюнктура позволяет совмещать макроэкономическую стабильность с государственным вмешательством, такая конфигурация может сохраняться довольно долго, но не вечно. И всё равно придётся сделать выбор в пользу преимущественной опоры на ту или иную последовательную модель роста.

Проблема стимулирования промышленного роста была одной из основных в промышленных дискуссиях. В центре внимания были вопросы, связанные не с замедлением темпов роста, а с неудовлетворительным его качеством: в нём доминировали торговля и иные сектора услуг (причём отнюдь не высокотехнологичные). Развитие высоких технологий не может не интересовать правительство любой страны, тем более претендующей на самостоятельную роль в глобальном экономико-политическом пространстве.

В последнее время осмысление проблем промышленной политики, похоже, перешло в новую фазу, что свидетельствует о повышении зрелости отечественной элиты. Теперь речь преимущественно идёт о формировании системы стимулов для развития различных промышленных секторов без жёсткого выделения их приоритетов.

Во-первых, Президент сформулировал национальные приоритеты, направленные на развитие человека. Акцент на образовании, здравоохранении, жилищных условиях и собственно воспроизводстве человека (проблема отрицательной рождаемости) – принципиально важный шаг.

Во-вторых, количественные ориентиры роста всё больше уступают место обеспечению качества роста, прежде всего инновационной базы. Тема инновационности становиться одной из центральных при обсуждении задач и механизмов экономической политики.

В современной экономике отпадает необходимость в разделении на отрасли передовые и отсталые. Теперь каждая отрасль может относиться к высокотехнологичной: всё дело в глубокой переработке сырья, в том, насколько передовыми являются используемые технологии. Отнюдь не только электроника, биотехнологии или самолётостроение должны относиться к передовым секторам. Нефтепромышленность (включая нефтепереработку и нефтехимию) и лесоперерабатывающая промышленность вполне могут стать высокотехнологичными, если удастся провести решительную модернизацию секторов.

Правительство РФ занималось проработкой перспектив развития отдельных отраслей промышленности, приоритетных для национальной экономики: автомобильной и авиационной промышленности, новых технологий и т.п.


2.3.    Политические процессы и экономика.


В реальной жизни можно выделить институты, принципиально важные для устойчивого экономического роста (первичные), по отношению к которым остальные выступают как вторичные. К первичным политическим условиям относятся гарантии неприкосновенности человека, его жизни и свободы, независимая судебная система, независимость СМИ, их способность обеспечивать общественный контроль над ситуацией. Защита жизни и собственности от произвола является абсолютно необходимой основой современного экономического роста: прежде чем накапливать и инвестировать, организовывать и производить, и даже прежде чем сохранять собственность и тратить деньги, человек должен быть уверен, что его жизнь и свобода не зависят от произвола начальства.

Проводилось широкое статистическое исследование о влиянии разных политических институтов на экономический рост в более чем полусотне стран. Анализ подтверждает, что по сравнению с перечисленными факторами гораздо меньшую роль играют конституционная система (президентская или парламентская республика), территориальное устройство (федерация или унитарное государство), налоговый режим и административные барьеры, и многое, многое другое.

Таким образом, уровень экономического развития в значительной мере предопределяет политические институты, предпочтительные для этой страны. Следовательно, оптимальный для устойчивого экономического роста страны политический режим зависит от уровня её экономического развития.

Долгосрочные тенденции развития России отнюдь не определены ни в худшую сторону, ни в лучшую. В настоящее время можно проследить три варианта развития России в стратегической перспективе.

Первый. Сохранение нынешних тенденций, для которых характерно отставание от наиболее развитых стран Запада примерно на 50 лет. Это достаточно устойчивая модель. Подобный разрыв наблюдается уже на протяжении примерно трёхсот лет.

Второй. Реальное ускорение социально-экономического развития, обеспечивающее конвергенцию России с наиболее развитыми странами мира. Решение данной задачи является очень сложным: лишь считанным странам удавалось добиться этого в 20 столетии. Однако шанс всё  равно имеется.

Третий. Постепенная деградация системы с вероятной дезинтеграцией. У слабеющей власти не будет сил и ресурсов удерживать территориальное (политическое) единство страны в условиях локализации экономических интересов. В такой ситуации обсуждение вопросов суверенитета лишается какого-либо смысла.

Инерционный сценарий по самой своей природе представляется наиболее вероятным. Он, достаточно простой и самоподдерживающийся, предполагает постепенное (по мере роста среднедушевого ВВП) развитие институтов демократии и, скорее всего, сохранение существующего уровня независимости в принятии политических решений.

Однако особенность текущего политического момента состоит в большей, чем обычно, вероятности перехода ко второму варианту. Есть некоторый шанс совершить рывок. Но для этого требуется ясное сознание задачи и серьёзная консолидация элит вокруг её решения.

России предстоит предпринять немало усилий для обеспечения эффективности своей демократии и реальности суверенитета. Для этого надо, во-первых, укреплять демократические институты, не злоупотребляя ссылками на незрелость и «юный возраст» российской демократии. Во-вторых, обеспечить повышение конкурентоспособности страны. Последний тезис должен занять центральное место в экономико-политической доктрине. Опыт последних полутора десятилетий свидетельствует о том, что страна умеет решать стоящие перед ней задачи, если политическая элита относится к ним серьёзно. [4,4]

      

2.4.    Экономический рост и безработица.

Согласно ежегодному докладу Международного бюро труда “Глобальные тенденции в сфере занятости”, несмотря на высокие показатели экономического роста, в 2006 г. количество безработных в мире оставалось очень большим. На фоне того, что в глобальном масштабе численность работающих выше, чем когда-либо, уровень безработицы значительный - 6,3% от общего числа людей трудоспособного возраста (195,2 млн. человек).

Лишь немногие из 1,37 млрд. работающих бедных (тех, кто зарабатывает менее 2 долл. в день на человека) смогли выбраться из нищеты.

 «Значительный экономический рост, зафиксированный в последние пять лет, весьма слабо повлиял на численность работников и их семей, живущих за чертой бедности: количество работающих бедных снизилось в немногих странах. Таким образом, экономический рост не привел к сокращению глобальной безработицы, - заявил Генеральный директор МБТ Х.Сомавия. - И, самое главное, в условиях динамичного экономического роста в мире сохраняется серьезная озабоченность по поводу перспектив создания достойных рабочих мест и дальнейшего сокращения числа работающих бедных”.

Чтобы уменьшить уровень безработицы, необходимо усилить взаимосвязь между экономическим ростом и организацией рабочих мест, подчеркивается в докладе. Создание именно достойных и производительных рабочих мест, а не просто рабочих мест - залог снижения безработицы и сокращения числа семей, работающих, но живущих в бедности. Это, в свою очередь, сформирует предпосылки для будущего развития и экономического роста.

После распада СССР страны СНГ столкнулись с более значительным и продолжительным экономическим спадом, нежели государства Центральной и Восточной Европы. Однако с 1999 г. в регионе происходило активное восстановление стабильности. Так, темпы экономического роста выросли с 2,4% в 1999 г. до 6,3% в 2006 г., на 3% превысив показатель, достигнутый странами с развитой экономикой и государствами Евросоюза.

Основные задачи стран Центральной и Восточной Европы и государств СНГ - ликвидация высокой безработицы и повышение занятости с тем, чтобы обеспечить полноценное использование потенциала населения трудоспособного возраста. Это станет возможным только в результате проведения макроэкономической политики, стимулирующей приток инвестиций и создание рабочих мест при условии, что рынок труда и меры социальной политики будут способствовать интеграции людей (особенно молодежи) на рынке труда и сокращению бедности. [8, 29]


2.5. Экономический рост и природные ресурсы.


Интенсивные экономические исследования особенностей роста экономик, обладающих большим количеством природных ресурсов, начались с работы Дж.Сакса и Э.Уорнера, в которой был выдвинут тезис о том, что такие экономики растут медленнее других. Он нашёл подтверждение и в ряде других исследований, так что данная точка зрения стала господствующей. Однако в нескольких недавних статьях этот факт был подвергнут серьёзному сомнению. Новые эмпирические результаты приводят к необходимости переформулировать гипотезу влияния ресурсного богатства на экономический рост.

Когда говорят об избыточности, изобилии ресурсов, обычно имеют ввиду, что экономика не в состоянии сама их перерабатывать с должной эффективностью, а потому оказывается целесообразным экспортировать ресурсы, причём экспортные доходы от их продажи существенно влияют на благосостояние населения.

Гипотеза о «проклятии ресурсов» в её традиционном понимании состоит в том, что страны, обладающие большим объёмом сосредоточенных природных ресурсов – нефти, газа, угля, цветных металлов, - как правило, развиваются медленнее, чем близкие по характеристикам, но менее богатые ресурсами экономики. Недавние исследования показывают, что в этом «сильном» смысле «проклятие ресурсов» не имеет места: в регрессиях влияние природного богатства на рост либо не значимо, либо положительно. Гораздо более обоснована «слабая» версия гипотезы о проклятии: большинство стран, богатых природными ресурсами, использует их менее эффективно, нежели другие виды капитала. Казалось бы, страны, наделённые ресурсами, при прочих равных условиях должны развиваться быстрее других, однако на практике темпы роста ресурсоизбыточных экономик могут быть как выше, так и существенно ниже темпов роста аналогичных стран, не имеющих ресурсов.

Характер влияния ресурсного изобилия на макроэкономические показатели не очевиден. С одной стороны, высокие экспортные доходы облегчают задачи балансирования государственного бюджета, поддержания низкой инфляции и высокого уровня инвестиций. С другой, стороны они порождают соблазн чрезмерных заимствований, ведущих к кризисам в результате неэффективного использования доходов и неожиданного снижения экспортных цен.

Важный вывод состоит в том, что «ресурсное проклятие» не является неизбежным уделом всех стран, богатых природными ресурсами, а грозит лишь тем из них, где слабы институты и не проводится правильная макроэкономическая политика, позволяющая эффективно распорядится доходами от производства ресурсов. [5, 4]

В данной главе мы провели анализ экономического роста. Мы выяснили обстановку в стране: тенденции, проблемы экономического роста; какие политические процессы влияют на экономику страны; взаимосвязь экономического роста и безработицы; влияние ресурсного богатства на экономический рост.

В следующей главе будут даны рекомендации по повышению уровня экономического роста.

      Глава 3. Рекомендации по  увеличению экономического роста.

   

3.1. Преодоление кризиса.


Независимо от исхода парламентских и президентских выборов новому руководству страны придется принимать и претворять в жизнь ряд решений стратегического характера, которые определят обозримое будущее страны.

В обществе присутствует согласие по некоторому набору базовых ценностей демократии и рыночной экономики, но с другой стороны, есть ощущение того, что эти ценности не реализованы. Российское общество прекрасно понимает: Россия сегодня находится на подъеме, но на подъеме из очень тяжелого кризиса, затронувшего все сферы жизни, экономики и государственного управления.

Преодоление кризиса — важная задача, но с точки зрения долгосрочных перспектив еще важнее создание в стране внутренних механизмов динамичного развития на основе обновления, модернизации экономической, политической и социальной жизни.

Результатом посткризисной девятилетки (1998–2007 гг.) стал существенный рост производства, в целом преодолевший последствия предшествующего экономического спада. Инфляция снизилась до однозначных значений.

Таким образом, задачи «стабилизационного периода» уже в целом решены.

Анализ возникающих в перспективе возможностей позволяет выделить четыре фундаментальных фактора, лежащих в основе долгосрочных сценариев развития российской экономики:

1.      реализация сравнительных преимуществ российской экономики энергетического, научно-исследовательского, транзитного и сельскохозяйственного потенциала — за счет ее рационального включения в мировое хозяйство и привлечения капиталов;

2.      модернизация массовых производств, производящих продукцию средней степени сложности, что дает возможность использовать преимущества емких внутренних рынков;

3.      формирование массового среднего класса, позволяющее развернуть модернизацию социальной инфраструктуры и развивать образование и здравоохранение;

4.      интеграция евроазиатского экономического пространства вокруг России.

Наибольший эффект может принести реализация сценария, предполагающего развертывание долгосрочных проектов, реализующих энергетический, научно-исследовательский и транспортный (транзитный) потенциал российской экономики.

Он предполагает модернизацию перерабатывающих производств, в том числе на основе иностранных инвестиций и «технологического трансферта», обеспечивающих рост их конкурентоспособности на внутренних рынках, формирование массового среднего класса, предъявляющего высокий спрос на жилье, услуги образования и здравоохранения.

Реализация этого варианта позволяет обеспечить долговременное развитие с темпами прироста на уровне не менее 6—7% в год. По объему ВВП на душу населения Россия может к началу 20-х годов выйти на современный уровень развитых европейских стран — ФРГ и Франции. [10, 4]

       

3.2. Инновации и экономический рост.


Инновации, представляя собой научно-техническое и технологическое совершенствование производства, придают экономическому росту интенсивный характер.

Основное содержание инноваций заключается в повышении наукоемкости производства и увеличении на этой базе его эффективности. Инновации выражаются в снижении материальных и трудовых затрат, улучшении качества продукции, освоении новых технологий, обеспечении   устойчивости расширенного воспроизводства. При этих условиях возможен интенсивный экономический рост, обеспечивающий высокий    жизненный уровень    населения.

Важнейшими направлениями инноваций служит применение электронных устройств, компьютеров, оптоволоконной техники, методов математического анализа, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг. Для такого развития инновационной деятельности требуется более богатая финансовая и научно-техническая база. Инновации в производстве составляют наиболее перспективный и эффективный способ экономического роста. В этом выражена наиболее существенная особенность и значение этого экономического процесса.

Задача развития российских технологий решается, главным образом, за счет собственных средств предприятий (накоплений и амортизации).

Существует необходимость государственного влияния на инновационную деятельность путем поддержки программ. Государство должно способствовать осуществлению научных разработок, увеличивая долю бюджетных средств, направляемых на эти цели в сферу науки.

Для решения инновационных программ необходимо лучше использовать льготы в налогообложении. Необходимо расширить действие льгот, когда инвестиции используются на инновационные цели. Эффективность от их реализации значительно пополнит ресурсы страны, как в экономической, так и в социальной сфере.

Основное внимание государство должно уделять подготовке квалифицированных кадров, способных обеспечивать инновационную деятельность, особенно в электронной промышленности, продвигать импортозамещение на этом направлении.

В результате осуществления мер, способствующих инновационной деятельности в сфере производства, науки и материальных услуг, государство сможет решать задачу изменения структуры экономики в пользу обрабатывающих отраслей на основе государственных и социальных программ, способных обеспечить перспективы устойчивого экономического роста. [ 6 ]


3.3. Формирование инновационной модели экономики.


Существенное повышение жизненного уровня россиян возможно лишь при условии формирования инновационной модели экономики, что предполагает широкое использование информационных технологий, интеграцию отечественной экономики в мировое хозяйство в качестве конкурентоспособного и равноправного субъекта международных рыночных отношений.

Начиная с 2000 г. Россия опережает развитые страны по темпам роста ВВП. Такая динамика, как отмечают специалисты, сохранится до 2015 г. Однако, мировой опыт свидетельствует, что на этапе выхода из кризиса хозяйство любой страны растет в полтора-два раза быстрее, чем в полосе нормальной устойчивой эволюции.

Создание инновационной модели экономики порождает серьезные проблемы, отчасти сходные с теми, которые стоят сегодня перед развивающимися странами. В настоящее время Россия не относится к числу мощных экономических держав, судя по ее доле в мировом ВВП и мировой торговле. Россия серьезно отстает от ведущих экономик: вместе с тем предпосылки для развития высокотехнологичных отраслей у нас имеются. Немаловажно, например, что наша страна обладает высоким образовательным потенциалом. Информационному обществу постоянно требуются новые знания и навыки, а это возможно при обеспечении непрерывности процесса получения образования и профессиональной подготовки.

Один из важнейших факторов развития современной экономики - активное использование информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности и в первую очередь на производстве. Здесь сравнение не в нашу пользу. Принятие федеральной целевой программы ”Электронная Россия” направлено на сокращение к 2010 г. разрыва с западными странами в этой области до двух лет или до года.

Кроме того, развитие высокотехнологичных отраслей будет способствовать созданию новых рабочих мест. Квалифицированные специалисты получат возможность реализовывать себя на родине.

Рассмотрим в данном контексте три возможных сценария развития отечественной экономики.

1.                 Ориентация на внутренний рынок. В рамках такого подхода внимание фокусируется на следующих направлениях: компьютерная коммерция, электронная коммерция в зоне российского Интернета. Здесь у отечественных компаний есть несколько крупных преимуществ перед западными конкурентами. Первое и самое главное - знание местной специфики.

2.                  Большое количество эмигрантов-выходцев из России во всем мире. Хотя русские за рубежом ассимилируются очень быстро, интерес к делам своих соотечественников у них сохраняется. Таким образом, появляется возможность выхода на внешний, хотя и ограниченный, но платежеспособный рынок.

3.                 Становление оффшорного программирования, что вполне по силам российским специалистам. Если компании из США или Европы нужен заказной программный продукт или полуфабрикат для ее собственного производства, требующий большой кропотливой работы, то она старается передать его изготовление местным или зарубежным субконтракторам, тем более что современные средства связи позволяют постоянно контактировать с партнерами.

Преимущества рассматриваемого сценария для России очевидны. Организация данного бизнеса не особенно сложна: перед глазами примеры других стран, их опыт доступен и поддается изучению, технологии известны, бизнес-модель ясна.

Но реализация такой модели на российской почве может столкнуться с несколькими проблемами.

Первая. Поскольку в ее основе лежит необходимость постоянной генерации заказов, успех компании в целом зависит от работы ее менеджера по продажам или от связей руководства. Опыт же работы с зарубежными заказчиками у нас пока что невелик.

Вторая - дефицит менеджеров проектов. Оффшорное программирование обычно не занимается поиском оригинальных технических решений (если только иное не предусмотрено заказом) - от контрактора требуется сделать работу по спецификациям заказчика, точно в срок. А значит, этот бизнес предполагает правильную организацию и планирование работы коллектива программистов.

Третья - зависимость данного бизнеса от мирового рынка и его циклов. Каждая отдельная компания следует за спросом, который не постоянен и по содержанию, и по объему. Кроме того, нашим фирмам придется конкурировать. А это значит, что и цены нельзя устанавливать выше, чем у конкурентов.

Часть этих проблем решается за счет организации производства. Скажем, его масштабы можно регулировать посредством иерархической структуры индустрии: несколько крупных компаний собирают заказы зарубежных потребителей и затем частично выполняют их собственными силами, а частично передают мелким отечественным фирмам, не имеющим своей клиентуры. Другие проблемы вполне решаемы, если настроиться на длительные кропотливые действия: подготовку кадров, тщательную работу с клиентами (предлагая заказчику лучшие условия, более высокое качество, сжатые сроки).

В контексте третьего сценария рассматривается экспорт готовых продуктов (прежде всего новых технологий) и решений на внешний международный рынок. Для России предоставляются реальные возможности для завоевания лидирующих позиций: компании, создающие новые технологии, могут сами формировать рынок, объем которого неисчерпаем. Это позволяет применять национальный интеллектуальный потенциал наиболее эффективно, а большой объем отечественной рабочей силы способен обеспечить экономию на масштабах. 

Очевидно, что развитие инновационных технологий - это реальный шанс достичь экономической устойчивости и независимости. Мы могли бы рассчитывать на успех, поскольку у нас много высококвалифицированных инженеров, но добиться его сложно из-за недостатка хороших менеджеров. По-видимому, пока не будут сбалансированы предложения специалистов с глубокими знаниями в области финансов, маркетинга и управления и спрос на них, надежды на прогресс инновационной экономики достаточно иллюзорны. [7, 75]

     

3.4. Экономическое развитие российских регионов.     


Стабильный экономический рост последних лет сопровождался усилением различий в социально-экономическом развитии российских регионов. 

Стратегия «Россия- 2020», проект которой подготовил МЭРТ, признает нецелесообразным выравнивание уровня развития, как говорится, всех городов и весей. Отказ от уравниловки в распределении ресурсов в рыночной экономике вполне закономерен, лишь бы средства доставались тем областям, которые смогут обеспечить качественный рост экономики.

Инновационный вариант Стратегии, которому явно (по крайней мере, официально) будет отдано предпочтение среди других сценариев развития, декларирует многополярность региональных точек роста. В нем выделены уже сформировавшиеся зоны опережающего развития. К ним,  кроме двух столиц и сырьевых областей, относятся портовые регионы Европейской России и плотно заселенные города Юга с относительно развитой инфраструктурой и выходом к морскому побережью.

Рост отечественной экономики не только увеличивает ресурсы развития, но и заставляет искать новые подходы к региональному прогнозированию.

Во-первых, пора обеспечить прозрачность расходования средств на геополитические цели. Никто не отрицает их необходимость, но при существующей структуре бюджета они завуалированы среди других статей. А значит, искажают картину реального развития экономики субъектов Федерации. В результате бизнес получает ошибочные сигналы о тенденциях развития.

Во-вторых, в процедурах принятия решений о расходовании госсредств субъекты Федерации должны стать равноправными партнерами федерального центра. Ведь деньги государство получает за счет экономики и природных богатств тех же регионов.

В-третьих, зоны опережающего регионального развития должны обеспечивать экономический рост инновационного типа. [9, 1]

      

В 3 главе были даны рекомендации по повышению экономического роста страны. Вкратце, суть их сводится к тому, что инновации в производстве составляют наиболее перспективный и эффективный способ экономического роста. При этих условиях возможен интенсивный экономический рост, обеспечивающий    высокий    жизненный    уровень    населения.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.