Экономический анализ предприятий
Экономический анализ предприятий
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 3
1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 4
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ.............................................................. 10
3. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ
НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. 13
4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ.............................................................................................................. 15
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ........................................................................................ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК................................................................................ 22
Анализ (от греч. - analisis) буквально означает
расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние
присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные).
Анализ выступает в диалектическом,
противоречивом единстве с понятием "синтез" (от греч. - sinthesis) -
соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.
Диалектический тандем
"analisis-sinthesis", анализ-синтез, понимается как синоним всякого
научного исследования. В любой отрасли научных знаний, в любой сфере
человеческой деятельности (политической, межнациональной, общественной,
социальной, экологической, культурно-бытовой и др.) обойтись без
анализа-синтеза невозможно.
Предметом экономического анализа является вся
доступная исследователю реальность, принятая в совокупности предметов и
явлений,находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и
развитии.
Также под пpедметом экономического анализа
понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций,
социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их
деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных
факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Значением, содержанием и предметом
экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу
важнейших из них следует отнести:
1) повышение научно-экономической обоснованности
бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);
2) объективное и всестороннее исследование
выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и
отчетности);
3) определение экономической эффективности
использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в
совокупности);
4) контроль за осуществлением требований
коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме);
5) выявление и измерение внутренних резервов (на
всех стадиях производственного процесса);
6) испытание оптимальности управленческих
решений (на всех ступенях иерархической лестницы).
Некотоpые ученые обоснованно связывают
возникновение анализа со становлением бухгалтеpского учета, с балансоведением.
Бухгалтерский учет являлся и является основным
"поставщиком" экономической информации о хозяйственной деятельности
предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему
бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более.
Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации,
записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в составлении
бухгалтерской отчетности. То, что именно бухгалтеры первыми стали анализировать
хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, вполне естественно. Каждый
бухгалтер, составив баланс, интересуется состоянием хозяйственных средств и
источников их образования, выяснит, все ли резервы использованы предприятием
для увеличения прибыли, какие недостатки тормозили хозяйственную деятельность в
истекшем отчетном периоде. Анализировать баланс и отчетность бухгалтеров
заставляла сама жизнь.
За последние годы количество информации, которую
надо использовать для управления, возросло настолько, что любой руководитель
без поддержки технических средств хранения и обработки информации не может
держать в своем сознании все имеющиеся у него ресурсы, связи и ограничения. Он
не может также обоснованно выбрать критерий оптимизации и потому принимаемые им
решения по существу оказываются случайными. Следовательно, необходимы иные,
научно обоснованные, математические методы управления.
Развитие информационной базы анализа на
микроуровне (завод,цех) будет иметь обратную тенденцию, его состав в
существенной мере расширится. Если раньше он на 80% определялся действующей
системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменится
за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации,
характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их
конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых
государственными, коммерческими банками, рынка услуг и рабочей силы и др.
Создание комплексных автоматизированных информационных систем коммерческой
информации - задача весьма сложная, но, как показала международная практика,
вполне осуществимая.
В связи с этим вопросы совершенствования
процессов формирования, планирования, учета, анализа, регулирования уровня
затрат на производство продукции приобретают большое значение не только как
отражение измерения уровня расходов и расчета эффективности, но и как база
экономических методов управления предприятием в целом и его подразделениями.
Существенно повысит уровень управления
формированием, учетом, регулированием и использованием показателя
"затраты" в условиях хозрасчета (рыночных отношений) можно, используя
современные средства вычислительной техники и экономико-математические методы,
особенно при выделении комплекса расчетов по затратам в самостоятельную систему
(подсистему) интегрированной автоматизированной системы управления
предприятием.
Перевод предприятий на полный хозрасчет и
самофинансирование потребовал, с одной стороны, осуществления мер по
совершенствованию экономических методов управления, а с другой - повышения
роли, ответственности и инициативы трудовых коллективов в обеспечении высоких
конечных результатов работы. В связи со сложностью управления производственных
процессом возникла необходимость применения математических методов управления.
Исходя из общей теории управления - управление
предприятием заключается в целенаправленном воздействии управляющей системы на
управляемый объект для достижения поставленной цели. В сфере управления
закономерности проявляются статистически, иными словами, расчетные значения
оказываются верными не в каждом отдельном случае, а только в среднем, при
многократном повторении с одними и теми же исходными данными. Более того,
математические выражения, которые используются для выполнения расчетов при
решении задач управления, - это не точные формулы, а математические модели,
отражающие исследуемые явления лишь приближенно с какой-то точностью (обычно
невысокой) и достоверностью (надежностью). Полученным результатам нельзя верить
безoговорочно, так как математическая модель, даже очень удачная и точная для
каких-то определенных условий, оказывается непригодной для иных, изменившихся
условий [2].
Разработка специальных методов экономического
анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов,
обусловленной потребностями практики управления. В основе классификации видов
экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку
экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции
управления экономикой.
Развитая рыночная экономика рождает потребность
в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый
анализ. Внутренний управленческий анализ - составная часть управленческого
учета т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства
предприятия.
Внешний финансовый анализ - составная часть
финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о
предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по
данным, как правило, публичной финансовой отчетности.
Функция управления - это особый вид
управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции
управления классифицируются на общие, или главные, функции, отражающие
содержание самого процесса управления, и специфические функции, отражающие
различные объекты управления.
Взаимосвязь общих и специфических функций
управления состоит в том, что общие функция не могут осуществляться сами по
себе, без приложения и какому-либо объекту управления, а любая специфическая
функция управления каким-либо объектом может быть осуществлена только с помощью
общих функций.
Общие, главные функции экономического
управления, или, как их иногда называют, основные функции экономической
деятельности, можно определить так:
1) информационное обеспечение управления (сбор,
обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах) ;
2) анализ (анализ хода и результатов
экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей
совершенствования на основании научно обоснованных критериев);
3) планирование (прогнозирование, перспективное
и текущее планирование экономической системы);
4) организация управления (организация
эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в
целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов
экономической системы);
5) контроль (контроль за ходом выполнения
бизнес-планов и управленческих решений).
Первые две общие функции отражают как бы
технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и
аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется
в виде функций управления, отражающих временные этапы управления: планирования,
организации управления и контроля. Следовательно, экономический анализ и другие
виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский
учет, статистика) , являются такими функциями управления, которые имманентно
присущи всем другим общим и специфическим функциям управления.
По содержанию процесса управления выделяют:
перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий
(ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая
классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций,
отражающих временные этапы управления:
1) этап предварительного управления (функция
планирования);
2) этап оперативного управления (функция
организации управления);
3) заключительный этап управления (функция
контроля).
Все эти три вида анализа присутствуют в
процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил
текущий анализ, особенно в первичных хозрасчетных звеньях народного хозяйства
(предприятиях, производственных объединениях).
В специальной литературе классификация видов
экономического анализа не ограничивается двумя главными признаками по
содержанию процесса и объектам управления. В работах А.Д. Шеремета [3]
предлагается классифицировать виды экономического анализа , кроме того, по:
субъектам, т.е. кто проводит анализ (руководство
и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления,
поставщики. покупатели, аудиторские фирмы, кредитные,финансовые органы);
периодичности (периодический годовой,
квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый,
непериодический анализ);
содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный
анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных
подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);
методам изучения объекта (комплексный, системный
анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный,
корреляционный анализ и т.д.);
степени механизации и автоматизации
вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных с
применением счетно-перфорационной техники, счетно-клавишных машин).
Эти признаки практически учитывают все стороны
данного предмета исследования. Однако с позиций системного подхода необходимо
данную классификацию признаков несколько видоизменить. Наиболее важными
признаками деления анализа по видам, по мнению С.А. Воеводина [15], являются:
1) целевая направленность анализа; 2) время его проведения; 3) методика
проведения.
С точки зрении предметной направленности можно
выделить следующие виды анализа: технологического способа производства;
продукции; организации. Последний вид анализа может подразделяться в
зависимости от места организации в иерархической структуре управления - рабочее
место, участок, цех, служба, предприятие и т.д.
Исходя из методики проведения анализа, его
можно разделить на три вида: 1) системный анализ (главное условие -
целенаправленность); 2) комплексный (охватывает все стороны хозяйственной
деятельности); 3) тематический (изучение того или иного явления,
закономерности).
Важное значение имеет принцип классификации по
субъектам управления т.е. по субъектам управляющей системы.
В работе И.С. Мацкевичюса и Г.Л. Кальчинскаса
[7,с. 42] отмечается, что данные бухгалтерского учета составляют около 70%
общего количества экономических данных промышленных предприятий. По некоторым
источникам [10, с. 36], из общего объема данных в смежных функциях управления
предприятиями используется не более 15-20%. В то же время учетная информация
промышленных предприятий далеко не полностью удовлетворяет потребности
управления. В первую очередь это относится к громоздкой и неэффективной системе
учета и анализа себестоимости.
В современной рыночной экономике бухгалтерский
учет все более делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет.
Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и
другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия.
Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются
международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних
пользователей (корреспондентов) информации. Управленческий учет состоит из
систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на
выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации
предприятия, Управленческий учет не регламентируется государством, его
организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый
план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для
своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат
и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического
планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого
математического аппарата и современной вычислительной техники. При таком
понимании управленческого бухгалтерского учета собственно бухгалтерский учет,
планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются
как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет организует
внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими
на самом предприятии (агентами), поэтому управленческий учет называют
внутренним в отличие от финансового - внешнего.
В содержание как внешнего финансового, так и
внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но
его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого
учета имеют свою специфику.
Субъектами анализа выступают как непосредственно
заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности
предприятия пользователи информации.
К первой группе пользователей относятся
собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые
органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект
анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов.
Следует отметить, что только руководство
предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и
данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа,
проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей финансовой
отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не
заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору
защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего
аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса,
ассоциации, профсоюзы и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|