Меню
Поиск



рефераты скачать Экономический анализ предприятий

Экономический анализ предприятий

Экономический анализ предприятий
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 3

1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.       4

2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.............................................................. 10

3. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.   13

4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ.............................................................................................................. 15

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ........................................................................................ 21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................................ 22

 

ВВЕДЕНИЕ.

Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные).

Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием "синтез" (от греч. - sinthesis) - соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Диалектический тандем "analisis-sinthesis", анализ-синтез, понимается как синоним всякого научного исследования. В любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности (политической, межнациональной, общественной, социальной, экологической, культурно-бытовой и др.) обойтись без анализа-синтеза невозможно.

Предметом экономического анализа является вся доступная исследователю реальность, принятая в совокупности предметов и явлений,находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии.

Также под пpедметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:

1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);

2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности);

3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме);

5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

Некотоpые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтеpского учета, с балансоведением.

Бухгалтерский учет являлся и является основным "поставщиком" экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в составлении бухгалтерской отчетности. То, что именно бухгалтеры первыми стали анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, вполне естественно. Каждый бухгалтер, составив баланс, интересуется состоянием хозяйственных средств и источников их образования, выяснит, все ли резервы использованы предприятием для увеличения прибыли, какие недостатки тормозили хозяйственную деятельность в истекшем отчетном периоде. Анализировать баланс и отчетность бухгалтеров заставляла сама жизнь.

За последние годы количество информации, которую надо использовать для управления, возросло настолько, что любой руководитель без поддержки технических средств хранения и обработки информации не может держать в своем сознании все имеющиеся у него ресурсы, связи и ограничения. Он не может также обоснованно выбрать критерий оптимизации и потому принимаемые им решения по существу оказываются случайными. Следовательно, необходимы иные, научно обоснованные, математические методы управления.

Развитие информационной базы анализа на микроуровне (завод,цех) будет иметь обратную тенденцию, его состав в существенной мере расширится. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменится за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых государственными, коммерческими банками, рынка услуг и рабочей силы и др. Создание комплексных автоматизированных информационных систем коммерческой информации - задача весьма сложная, но, как показала международная практика, вполне осуществимая.

В связи с этим вопросы совершенствования процессов формирования, планирования, учета, анализа, регулирования уровня затрат на производство продукции приобретают большое значение не только как отражение измерения уровня расходов и расчета эффективности, но и как база экономических методов управления предприятием в целом и его подразделениями.

Существенно повысит уровень управления формированием, учетом, регулированием и использованием показателя "затраты" в условиях хозрасчета (рыночных отношений) можно, используя современные средства вычислительной техники и экономико-математические методы, особенно при выделении комплекса расчетов по затратам в самостоятельную систему (подсистему) интегрированной автоматизированной системы управления предприятием.


1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Перевод предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование потребовал, с одной стороны, осуществления мер по совершенствованию экономических методов управления, а с другой - повышения роли, ответственности и инициативы трудовых коллективов в обеспечении высоких конечных результатов работы. В связи со сложностью управления производственных процессом возникла необходимость применения математических методов управления.

Исходя из общей теории управления - управление предприятием заключается в целенаправленном воздействии управляющей системы на управляемый объект для достижения поставленной цели. В сфере управления закономерности проявляются статистически, иными словами, расчетные значения оказываются верными не в каждом отдельном случае, а только в среднем, при многократном повторении с одними и теми же исходными данными. Более того, математические выражения, которые используются для выполнения расчетов при решении задач управления, - это не точные формулы, а математические модели, отражающие исследуемые явления лишь приближенно с какой-то точностью (обычно невысокой) и достоверностью (надежностью). Полученным результатам нельзя верить безoговорочно, так как математическая модель, даже очень удачная и точная для каких-то определенных условий, оказывается непригодной для иных, изменившихся условий [2].

Разработка специальных методов экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями практики управления. В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой.

Развитая рыночная экономика рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Внутренний управленческий анализ - составная часть управленческого учета т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия.

Внешний финансовый анализ - составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности.

Функция управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие, или главные, функции, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические функции, отражающие различные объекты управления.

Взаимосвязь общих и специфических функций управления состоит в том, что общие функция не могут осуществляться сами по себе, без приложения и какому-либо объекту управления, а любая специфическая функция управления каким-либо объектом может быть осуществлена только с помощью общих функций.

Общие, главные функции экономического управления, или, как их иногда называют, основные функции экономической деятельности, можно определить так:

1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах) ;

2) анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев);

3) планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы);

4) организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы);

5) контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений).

Первые две общие функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется в виде функций управления, отражающих временные этапы управления: планирования, организации управления и контроля. Следовательно, экономический анализ и другие виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский учет, статистика) , являются такими функциями управления, которые имманентно присущи всем другим общим и специфическим функциям управления.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления:

1) этап предварительного управления (функция планирования);

2) этап оперативного управления (функция организации управления);

3) заключительный этап управления (функция контроля).

Все эти три вида анализа присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил текущий анализ, особенно в первичных хозрасчетных звеньях народного хозяйства (предприятиях, производственных объединениях).

В специальной литературе классификация видов экономического анализа не ограничивается двумя главными признаками по содержанию процесса и объектам управления. В работах А.Д. Шеремета [3] предлагается классифицировать виды экономического анализа , кроме того, по:

субъектам, т.е. кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики. покупатели, аудиторские фирмы, кредитные,финансовые органы);

периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);

содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);

методам изучения объекта (комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный анализ и т.д.);

степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных с применением счетно-перфорационной техники, счетно-клавишных машин).

Эти признаки практически учитывают все стороны данного предмета исследования. Однако с позиций системного подхода необходимо данную классификацию признаков несколько видоизменить. Наиболее важными признаками деления анализа по видам, по мнению С.А. Воеводина [15], являются: 1) целевая направленность анализа; 2) время его проведения; 3) методика проведения.

 С точки зрении предметной направленности можно выделить следующие виды анализа: технологического способа производства; продукции; организации. Последний вид анализа может подразделяться в зависимости от места организации в иерархической структуре управления - рабочее место, участок, цех, служба, предприятие и т.д.

 Исходя из методики проведения анализа, его можно разделить на три вида: 1) системный анализ (главное условие - целенаправленность); 2) комплексный (охватывает все стороны хозяйственной деятельности); 3) тематический (изучение того или иного явления, закономерности).

Важное значение имеет принцип классификации по субъектам управления т.е. по субъектам управляющей системы.

В работе И.С. Мацкевичюса и Г.Л. Кальчинскаса [7,с. 42] отмечается, что данные бухгалтерского учета составляют около 70% общего количества экономических данных промышленных предприятий. По некоторым источникам [10, с. 36], из общего объема данных в смежных функциях управления предприятиями используется не более 15-20%. В то же время учетная информация промышленных предприятий далеко не полностью удовлетворяет потребности управления. В первую очередь это относится к громоздкой и неэффективной системе учета и анализа себестоимости.

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации. Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия, Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. При таком понимании управленческого бухгалтерского учета собственно бухгалтерский учет, планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии (агентами), поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового - внешнего.

В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику.

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов.

Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.