С точки зрения гуманизации наиболее распространенным и доступным способом оценки
факторов экономического роста является разработка комплексных социальных индикаторов,
структурных и весовых оценок. Речь идет также о возможности превращения этих
переменных в управляемые и управляющие параметры социального развития. Это хорошо видно из показателей, приводимых в
ежегодных докладах ООН, посвященных проблемам развития человека и человечества.
Индексы человеческого развития, применяемые ООН, строятся на основе нескольких
показателей уровня жизни, характеризующих разные аспекты развития человека. Поэтому главная проблема в
исследовании факторов экономического роста переместилась от статистического анализа количественных переменных к
качественному анализу.
Конец XX - начало XXI вв. связаны с осознанием того, что мировое сообщество вышло на
новую ступень развития, основанную на технологиях изменения человека и человечества в целом.
Это потребует принципиально новых подходов к оценке явлений и процессов человеческого
прогресса с позиций гуманизма.
«В любом прогнозе
общественного развития мы ценим не положительный или отрицательный вывод,
сделанный на основе фактов и аргументов, а только сами эти факты и аргументы.
Именно в них содержится все научное, что есть в окончательном выводе. Все
остальное – это не наука, а пророчество. Экономический или любой другой анализ
может лишь обнаружить тенденции, характерные для наблюдаемого объекта, мы не
можем узнать с его помощью, что случится с этим объектом в будущем, в наших
силах лишь предположить, что может случиться, если тенденции сохраняться такими
же, а никакие иные факты не будут вмешиваться. В этом, и ни в чем другом,
состоит всякая «неизбежность» или «необходимость».
Йозеф Шумпетер[1]
Глубинным содержанием вызова глобального капитализма
является то, что стратегически создаются такие материальные и институциональные
условия дальнейшей эволюции мирового сообщества, которые вынудят страны и
регионы развиваться либо по траектории «линейного прогресса», ведущей, в
конечном счете, в исторический тупик, либо по траектории цивилизационного
многообразия на основе нового качества социально-экономического развития.
Для России вызов глобального капитализма предстает в
качестве возникновения таких условий, которые предполагают дальнейшую эволюцию
российского социума либо по траектории превращения России в
ресурсообеспечивающую отраслевую экономику, специализированную по интересам
«золотого миллиарда», либо по траектории становления ее в качестве одного из
осевых субъектов мирового социально-экономического развития.
2.2. Федеральная оценка базовых условий
наблюдаемого роста качества экономики
Российской Федерации
в контексте экономических возможностей
обеспечить
гуманистическую направленность государства
Председатель правительства Российской Федерации Михаил
Фрадков подписал постановление «Об установлении величины прожиточного минимума
на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в
целом по Российской Федерации за I и II кварталы 2004 г.». Величина
прожиточного минимума в целом по России установлена в размере 2293 рублей за
первый квартал и 2363 рублей за второй. Прожиточный минимум установлен по
представлению Министерства здравоохранения и социального развития РФ. По
сравнению со I кварталом 2004 года прожиточный минимум во II квартале увеличен
на 70 руб., или на 3%. На I квартал текущего года для трудоспособного населения
прожиточный минимум установлен на уровне 2502 руб., для пенсионеров - 1747
руб., для детей - 2259 руб., на II квартал - 2588 руб., 1793 руб. и 2313 руб.
соответственно. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного
минимума составит в 2004г. 17,5% от общей численности населения РФ, в 2005г. -
14,5%, в 2006г. - 12,5%, в 2007г. - 10,5%. Вместе с тем, реальные располагаемые
доходы населения вырастут в 2004г. по отношению к предыдущему году на 9,4%, в
2005г. - на 9%, в 2006г. - на 8,1%, в 2007г. - на 8,3%. В то же время
правительство постановило, что с 1 января 2005г. минимальный размер оплаты
труда (МРОТ) будет установлен в размере 720 рублей. Кроме того, в 2005г. на 250
рублей увеличится пенсия по старости: на конец года она в среднем составит 2
тыс. 467 руб., и средний размер пенсии по стране будет на 5-6% превышать
прожиточный минимум. В целом пенсии граждан увеличатся в 2005г. на 12%.
По нашему мнению,
ситуация с уровнем денежного обеспечения государственным бюджетом уровня жизни
граждан России вполне оправданная и объективно обусловленная тактическая линия,
отражающая, во-первых, общемировые тенденции наступления глобализации,
во-вторых, непреодолимость (для современных ресурсов безопасности страны) фактора
массового изъятия мигрантами реальных денежных доходов, располагаемых гражданами
России.
Следовательно, экономика гуманизма в Федеральном
масштабе для Российской Федерации, пока не возможна.
У России есть все основания
считаться одним из главных двигателей экономики соседних стран.
В прошлом году нефинансовые
организации вывезли из России $12 млрд. Большую часть этой суммы составили
денежные переводы рабочих-мигрантов. Об этом заявил в ходе встречи глав
финансовых ведомств стран "большой семерки", прошедшей недавно во
Флориде, министр финансов России А.Кудрин. Сумма таких переводов из России,
например, в Грузию составляет 25% ВВП этой страны. У Молдавии этот показатель
еще выше - 30%.
По неофициальным оценкам, в России нелегально
живет примерно 5 млн. иностранцев, больше половины которых приехали из стран
СНГ и Балтии, остальные - из дальнего зарубежья, прежде всего из Юго-Восточной
Азии. Почти все они (около 90%) работают на российских предприятиях. Как
показало исследование Международной организации по миграции, проведенное в
2001-2002 годах, только российская китайская община насчитывает примерно 400
тыс. человек.
К сожалению, бизнес часто эгоистичен и недальновиден. Рабочие руки
нужны здесь и сейчас, сегодня, сию минуту — и заплатить за них хочется
поменьше. Беда настает, когда политика идет вслед за экономикой — не только поощряя
въезд малоквалифицированных работников, но и обращаясь с ними так же, как
подмосковный прораб с нелегальными иммигрантами из бывшей советской Средней
Азии.
Филипп Мэйсон начинает свою книгу «Структуры доминирования»
замечательной историей. Африканский царек, показывая британскому офицеру свое
ружье, выстрелил с веранды, где они сидели, прямо в идущего мимо мужчину.
«Боже! — воскликнул британец. — Вы убили человека!» «Это не человек, — объяснил
тот. — Это слуга». Мы не знаем, принадлежал ли несчастный слуга, ставший живой
мишенью, к тому же племени, что и сам царек. Но вот Леваника, король Баротце
(на территории нынешней Замбии), оправдывал перед белым миссионером свои набеги
на соседние племена тем, что они, в сущности, не люди. Дегуманизация — главный
инструмент цивилизационного отторжения.
Иммигранты — как любые чужаки —
дегуманизированы в глазах большинства коренных жителей.
Их воспринимают не как полноправных
граждан и, разумеется, не как ближних в христианском смысле слова, а как
средство производства или источник повышенной опасности (часто и то, и другое
одновременно).
В Москве названия одних этносов стали
синонимами дешевой, безотказной и практически бесправной рабочей силы, названия
других — синонимами неправедно нажитого богатства.
Названия третьих обозначают угрозу
жизни и собственности местных жителей.
Все это не только не способствует
складыванию общероссийской гражданской нации, но и дает все новые и новые
импульсы для этнизации политической жизни и дегуманизации отношений по всем социальным
азимутам. Потому что, перефразируя известный тезис, не может быть гуманным
народ, дегуманизирующий другие народы.
Иммиграция — уже сложившаяся
данность. Не может быть и речи о том, чтобы ее отныне и навсегда запретить,
иммигрантов в течение года интегрировать, а не согласных или не сумевших
интегрироваться — депортировать. Равно непродуктивной представляется отмена
всех квот и ограничений. От проблем, которые несет с собой иммиграция, нельзя
укрыться за риторикой — либеральной или националистической. Главной задачей
является обеспечение законных прав иммигрантов — в этом, в конечном итоге,
гарантия их лояльности и дальнейшей интеграции.
Рубежи цивилизаций, проходящие по
нашим городам, в обозримом будущем сохранятся. Национальная перспектива любой
европейской страны, включая Россию, будет определяться тем, как она выстроит
свою иммиграционную политику и отношения с уже сложившимися иноцивилизационными
общинами. (См. оригинальный адрес документа - Центр стратегических исследований
Приволжского федерального округа /#"#">islamUA.net — Ислам для всех/
|
Глобализация и религия
Впервые идею единства
человечества провозгласила именно религия. Тем не менее, по мере того, как
глобализация ведет человечество к определенной модели взаимозависимого мира,
религиозное мировоззрение едва ли не полностью предано забвению.
Религиозные представления о
единстве человечества имеют мало общего с глобализацией. Мотивы и цели
глобализации основываются на процессе, в ходе которого капиталы, товары,
услуги и рабочая сила пересекают национальные границы, приобретая
транснациональный характер. Сопровождающий их поток ценностей, представлений
и предпочтений способствует изменению образа мира, который, в конечном счете,
будет представлять собой единую глобальную систему и единый мировой союз.
Глобализация
Глобализация приводит к
полной экономической либерализации, т.е. открывает двери крупному бизнесу. На
передний план выходят транснациональные корпорации, правительства же создают
климат, максимально благоприятный для развития бизнеса. Региональные
объединения, такие как АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество), ГАТТ (Генеральное соглашение по таможенным тарифам и
торговле) и ВТО призваны служить именно этой цели.
Связь между крупным
бизнесом, правительствами, региональными и международными организациями в
формировании среды в условиях глобализации не случайна. Свои исторические
корни она берет в колонизации, поэтому ее основная сила находится на Западе.
Однако было бы неправильным
называть глобализацию сегодня повторением опыта западного колониализма. Одним
из центров силы данного процесса является Япония. Другие центры развиваются в
Северо-восточной и Юго-восточной Азии. Иными словами глобализация не является
процессом перетекания капиталов, товаров и идей из каких-то одних центров в
остальной мир. Хотя определенные центры управления находятся на Западе, имеет
место обратный поток, в том числе и на многих других уровнях.
Этому сложному процессу следует
дать оценку с точки зрения религии.
Позитивные аспекты глобализации
1.
Прямые иностранные
инвестиции посредством создания рабочих мест и увеличения доходов
способствовали уменьшению бедности.
2.
Рост торговли и иностранные
инвестиции ускорили социальные преобразования и укрепили средний класс.
3.
Новые коммуникационные и
информационные технологии способствовали ускоренному распространению
информации во многих областях науки.
4.
Связь стала доступней и
дешевле. Снизились расходы на телефонную связь и передвижение.
5.
Все это помогает людям из
разных стран лучше понимать друг друга. Общества, хоть и неоднородные по
своему составу, могут сотрудничать в значительно большей мере теперь, когда
имеется больше возможностей для нахождения взаимопонимания.
6.
Глобализация делает
возможным проявление сочувствия и оказание помощи друг другу, к примеру, в
моменты бедствий - стихийных или рукотворных.
7.
Такие вопросы, как права
человека и общественная ответственность вышли на передний план.
8.
Теперь, когда защите прав
женщин отведено одно из основных мест, проблемам, с которыми сталкиваются
многие из них, уделяется особое внимание.
9.
Все эти изменения идут в
русле вероучений.
Негативные аспекты глобализации
1.
Экологическая деградация вследствие
неограниченной промышленной деятельности транснациональных корпораций,
единственная цель которых - умножение прибылей.
2.
Наряду с достижением
определенного уровня уменьшения бедности, во многих регионах сформировались
новые значительные экономические диспропорции.
3.
Обеспечение основными
предметами первой необходимости, необходимыми человеку для поддержания жизни,
отложено в сторону, приоритет же отдан обеспечению прибылей. На Юге многие
страны были заняты созданием режима благоприятствования для иностранных
инвестиций в различных отраслях промышленности, приносящих доход иностранным
рынкам, забыв об основных потребностях собственного населения.
4.
Глобализация способствует
устранению контроля государств за международными финансовыми потоками.
Внезапные перетекания капитала из одной страны в другую обусловили обрушение
ряда валют, в частности в Юго-Восточной Азии.
5.
Технологический прогресс,
усугубленный вывозом капитала в регионы на юге с низкими затратами на
производство, вызвал рост безработицы на севере - явление, столь унизительное
для человеческого достоинства.
6.
Глобализация
популяризировала культуру потребительства. Потребительство дало рождение
материализму, в рамках которого люди придают большее значение тому, что
имеют, чем основополагающим человеческим ценностям.
7.
Глобальное потребительство
формирует универсальную мировую культуру, в результате местная культура стран
Юга вытесняется западной.
8.
В системах официального
образования предпочтение отдается техническим и управленческим навыкам и
умениям в соответствии с требованиями рынка, вместе с тем игнорируются
традиционные академические дисциплины.
9.
Несмотря на то, что бум
информационных технологий вызвал рост информации, значительная ее часть
бесполезна и бессмысленна.
10.
Двойные стандарты
существуют в аспекте защиты прав человека в современном мире, где они
являются инструментом внешней политики правительств Запада лишь тогда, когда
это им выгодно.
11.
Глобализация
интернационализировала преступность.
Страницы: 1, 2, 3
|