| Экономика |
23.Основные
черты рынка монополистической конкуренции. Значение неценовой конкуренции.
Для
монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей,
которое превышает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет. Однако
важно отметить тот факт, что каждое предприятие в определенных рамках
обладает контролем над ценой.
В
связи с тем, что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение
моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, можно выделить следующие
ее признаки. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли
действуют много фирм и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход
из нее.
Другой
чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют определенную возможность
"назначать" цену на производимый ими товар, т.к. каждая фирма
продает отличный продукт от товаров других фирм.
Основными
формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции
являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и
потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет
предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству
товары и услуги. Когда этот процесс успешен, он
позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.
Другой
формой неценовой конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых
продуктов и предлагаемых услуг.
|
24.Сущность
и основные черты рынка олигополии. Стратегия ценообразования при олигополии.
К олигополистическим структурам можно отнести такие
рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца - это дуаполия
или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия, то верхней предел
условно ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно
начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
Оценивая
значения олигополистических структур, необходимо
отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса,
вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных
масштабов производства. Во-вторых, несмотря как
на положительную, так и негативную оценку олигополий в современной экономической
жизни, следует признать объективную реальность их существования.
Положительная
оценка олигополистических структур связывается прежде всего с достижениями
научно-технического прогресса.
Олигополии
обладают значительными финансовыми ресурсами, а также заметным отличием в
политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной
степенью доступностью участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых
нередко из общественных фондов.
Лидерство
в ценах - это одна из форм рыночного поведения фирм-олигополистов,
при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой
политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста.
Речь идет о том, что наиболее
крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает наиболее
подходящий момент и место для изменения цены, тогда как все остальные фирмы-олигополисты автоматически следуют этому изменению.
В данном случае фактически отсутствует ценовая конкуренция несмотря на то,
что и не имеет место тайный сговор, возможность последнего не исключается
полностью.
|
|
25.Рынок
труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата и факторы её
дифференциации.
Рынок
труда определяется размерами спроса и предложения рабочей силы, претендующей
на работу по найму, наличием рабочих мест по всем отраслям и секторам
экономики.
Расширение
емкости рынка труда возможно за счет увеличения либо предложения, либо спроса
на труд, либо комбинации.
Спрос
на рабочую силу определяется потребностями первичных структурных звеньев
экономики в найме определенного количества работников необходимой
квалификации, для производства товаров и услуг в соответствии с
платежеспособным спросом.
Предложение
рабочей силы характеризуется общей численностью трудоспособного населения и
составом людей нуждающихся в получении работы на условиях найма.
Под
зарплатой понимают вознаграждение за труд. В экономич. действительности
различаются:
а)жалование
домашней прислуге, обслуживающей семейное хозяйство
б)вознаграждение
исполнительным или управляющим агентам, которые представляют свой труд частным
или гос. предприятиям, действующим на рынке
в)оклады,
кот. вознаграждают лиц, предоставляющих свой труд
Также
зарплата подразделяется на зарплату за выработку и социальную зарплату. Сущ.
3 основных варианта зарплаты за выработку: а)повременная б)сдельная
в)премиальная.
Социальная
з/пл вкл.: а)семейную з/пл б)выплаты по социальному обеспечению
в)предусмотренные платежи (оплачиваемый отпуск) г)отложенная з/пл (пенсия).
|
26.Рынок
земли. Понятие экономической ренты. Дифференциальная рента. Цена земли.
Особенности
земли, как фактора про-ва определяется тем, что это пространство, на котором
проистекает экономическая активность любого рода.
Расположение,
физические характеристики делают каждый конкретный участок земли более
подходящим к тому или иному виду хозяйственной деятельности. Здесь в
экономических отношениях участвуют 3 субъекта: а)земельный собственник
б)арендатор в)наемный работник.
Проблемы
рынка земли связаны с рентными отношениями.
Экономическая
рента – это любой доход, отнесенный к производственным затратам, который
превосходит его альтернативную стоимость.
Дифференциальная
рента - форма земельной ренты, порождаемая монополией на землю как объект
хозяйства. Представляет собой добавочную прибыль, возникающую как разница в
производительности труда при равновеликих затратах на средних и лучших (по
местоположению или плодородию) землях (дифференциальная рента I) или при
добавочных вложениях капитала на одном и том же земельном участке
(дифференциальная рента II). Источник дифференциальной ренты - прибавочная
стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве.
Цена
земли выражается в единицах ежегодной арендной платы, которую арендатор
выплачивает земельному собственнику. Сам арендатор фермы получает денежное
вознаграждение в виде определенной ренты. Наемный работник получает з/пл.
|
|
27.Рынок
капитала. Процент как доход на капитал.
Капитал
– это производственный фактор длительного пользования. Он участвует в
производстве на протяжении многих лет с момента приобретения.
Рынок
капитала сущ. в 3-х формах:
1.Рынок
ссудного капитала
2.Рынок
ценных бумаг
3.Инвестирование
Рынок
ссудного к-ла – это общее название целого ряда финансовых рынков, на кот.
хозяйственные агенты и индивиды исходя из различных причин и мотивов
предоставляют и получают ссуды и займы.
Доход
на ссудный капитал – это ссудный процент. Рынок ценных бумаг – это общее
название целого ряда фондовых бирж, на которых покупаются и продаются акции и
облигации. Акция – ценная бумага, выпущенная корпорацией. Облигации выпускаются
государством. Доход на акцию – дивиденд.
|
28.Рынок
ценных бумаг.
Рынок
ценных бумаг (РЦБ) — это рынок, на котором в качестве товаров выступают
ценные бумаги. Главная функция РЦБ состоит в мобилизации финансовых ресурсов
общества для целей организации и расширения масштабов хозяйственной
деятельности.
В
структуре РЦБ выделяют денежный рынок и рынок капитала, первичный и вторичный
рынки. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и
внебиржевой сегменты.
По
характеру эмитентов РЦБ делится на рынки государственных и негосударственных
ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг играет важное значение для
регулирования экономической конъюнктуры в стране.
Государственное
регулирование РЦБ осуществляется путем установления обязательных требований к
деятельности эмитентов и инвесторов, лицензированием деятельности профессиональных
участников РЦБ, регистрацией выпусков ценных бумаг, контроля за использованием
служебной информации и рекламной деятельностью на РЦБ. Ведущая роль в области
государственного регулирования РЦБ принадлежит Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг (ФКЦБ).
|
|
29.Виды
доходов населения и их источники. Причины неравенства в распределении
доходов. Кривая Лоренца. Коэфициент Джини.
Под
доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или
произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
Для
оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального,
располагаемого и реального дохода. Номинальный доход - количество денег,
полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Располагаемый
доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные
сбережения. Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг,
которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода,
т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Рис.
1. Кривая Лоренца
Для
измерения фактического распределения доходов
используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие,
какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу
населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране. (см рис.1)
Абсолютное
неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают
никакого дохода, за исключением одного‑единственного, последнего в ряду
(линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ
– это линия абсолютного неравенства.
В
реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем
больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше
неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь
на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень
неравенства в распределении доходов.
Если
площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно
получить следующее отношение:;
где G – показатель, измеряющий степень неравенства в
доходах.
Этот
показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини.
|
30.Циклический
характер развития рыночной экономики. Фазы экономического цикла. Типы
экономических циклов и их периодичность.
Цикличность
экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда
рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением.
Экономический
цикл включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем.
Кризис.
В этот период увеличиваются доходы населения и растет совокупный потребительский
спрос.
Фаза
депрессии. В кризисе создаются условия для интенсификации экономики. В ходе
депрессии эти условия закрепляются и начинается период интенсивного развития,
который охватывает всю следующую фазу — оживление. В конце фазы оживления
стимулы обновления исчерпывают себя. И следующая фаза цикла — подъем — снова
начинает экстенсивное развитие.
Экономический
цикл — это форма движения и развития рыночной экономики.
В
экономической литературе циклы различной продолжительности получили названия
по имени их исследователей. Так, циклы продолжительностью 3—4 года именуются
как циклы Китчика, 10-летние циклы — циклы Жугляра или циклы Маркса,
15—20-летние циклы — циклы Кузнеца, 40—60-летние циклы — циклы Кондратьева.
|
|
32.
Макроэкономическая нестабильность и безработица. Уровень безработицы. Типы
безработицы.
Макроэкономическое
неравновесие может быть свойственно любой системе. Содержание его - отклонение
от устойчивого (нормального) состояния системы. Нормальное состояние рыночной
экономики - совпадение (равенство) совокупного спроса и совокупного
предложения.
Уровень
безработицы – процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не
относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16
лет.
Существует
несколько типов безработицы:
1.Фрикционная
безработица. Экономисты используют термин фрикционная безработица в отношении
работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем
будущем.
2.Структурная
безработица. Существенное различие между фрикционной и структурной
безработицей состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть
навыки, которые они могут продать, а "структурные" безработные не
могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а
то и перемены места жительства.
3.Циклическая
безработица. Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную
спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется
недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на
товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
Проблема усугубляется тем, что в условиях циклической безработицы людям не
помогает ни переориентация, ни подготовка по какой-то новой квалификации,
потому что кризис может охватить всю национальную экономику и даже выйти на
мировой уровень.
|
33.Естественный
уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон
Оукена.
Естественный
уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то
есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.
Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени
положительное явление.
Социально-экономические
последствия безработицы:
1.Ведет
к не полному использованию экономического потенциала
2.
При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся
работников.
3.
Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего
является подрыв психического здоровья нации.
4.
Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа
преступлений.
Оукен
сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического
ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы
увеличивается на 1 % по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической
литературе этот закон известен как закон Оукена:
(Y – Y*) /Y* = -(U – Un),
где
Y - фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП, U - фактический уровень безработицы, Un
- естественный уровень безработицы, (в абсолютном выражении) - эмпирический коэффициент
чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).
|
|
34.Сущность,
причины, измерение и виды инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения.
Инфляция
- переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота,
что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Виды
инфляции:
1.Ползучая
- такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся
условиям производства и спроса.
2.Галлопирующая
– для нее характерен рост цен от 20 до 200% в год.
3.Гиперинфляция.
Представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня
товарных цен, это инфляция с особенно высокими темпами роста цен
4.Сбалансированная - рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров
и услуг.
5.Несбалансированная
инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.
Инфляция
спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным
спросом. Это ситуация, когда производится много не востребованного продукта и
возникает и товарное изобилие, производство которого неоправданно деньгами и
при этом данное производство подкреплено законодательной базой.
В
этой ситуации у производителей накапливается максимум не ликвидируемого
продукта, а у потребителей накапливаются не ликвидированные деньги, из-за
чего возникает товарный дефицит и именно он является причиной инфляции и спроса.
Инфляция
предложения. Это инфляция, вызванная ростом издержек производства или
уменьшением совокупного предложения.
При
инфляции предложения складывается ситуация, когда необходимо полностью
переорганизация производство, которое требует больших инвестиций. В
результате чего происходит повышение себестоимости продукции, затем
возрастают цены. Все это происходит повсеместно. Следовательно, возрастает
уровень жизни (повышение заработной платы). Чтобы удовлетворить требования
проводится эмиссия, которая влечет за собой повышение себестоимости товара.
|
35.Социально-экономические
последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
Социально-экономические последствия инфляции:
1.
Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и
предприятий и государства) фактически уменьшаются.
2.
Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет
своих кредиторов.
3.Инфляция
увеличивает стоимость недвижимого имущества.
4.
В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся
спросом на рынке.
5.
Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные
инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а
доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности.
6.
Инфляция уменьшает реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в
банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать
сбережения.
7.
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и
предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что
налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в
более высокую группу налогообложения.
Антиинфляционная
политика.
Антиинфляционная
программа правительства включает сокращение дефицита бюджета, уменьшение
расходов на оборону, избирательное субсидирование предприятий, стабилизацию
курса рубля.
Каждое
направление борьбы с инфляцией чрезвычайно болезненно. Сокращение бюджетного
дефицита затруднено тяжёлым состоянием социальной сферы.
Одновременно
с сокращением количества бюджетных организаций и численности их персонала
правительство предпринимает ограничительные или конфискационные меры, направленные
на уменьшение государственных расходов на оплату труда бюджетных служащих.
|
|
36.Макроэкономическое
равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Равновесный
объем национального производства.
Объем
национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп
инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением,
обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия (сбалансированности)
экономики.
На
рис. 10 - кривые совокупного спроса AD и предложения AS и точка Е - общее
экономическое равновесие. В любой экономике существует некий объем реального
валового национального продукта, превышение которого способствует ускоренному
развитию инфляции (на рис. 10 этому уровню соответствует точка на оси абсцисс
Q потенциальное).
Если
текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (например, в
точке Е), то есть возможность снизить уровень безработицы, стимулируя
увеличение совокупного спроса.
Если
фактическое производство реального ВНП превышает точку Е1, то экономика
находится в «перегретом» состоянии.
Это
диктует необходимость проведения гос. политики, направленной на сокращение
совокупного спроса и перевод экономики в положение Е11.
Но жестокое
проведение стабилизационной финансовой политики может привести к тому, что
экономические агенты будут вынуждены заметно сократить размеры предложения
при том же изменении цен: кривая AS на рис. 10 сместится в положение AS1. В
этом случае сокращение совокупного предложения скорее всего вызовет новую
волну роста цен, во многом определяемую характеристиками эластичности кривой
AD. В результате спад производства может сопровождаться довольно высокой
инфляцией.
Равновесный
объём национального производства.
Равновесный
объём производства - это такой объём производства, при котором совокупное
предложение равно совокупному спросу.
Равновесие
в экономике означает, что внутренний рынок товаров и услуг находится в
состоянии, когда объём национального производства (или совокупное предложение)
при данном уровне цен равен совокупным расходам (или совокупному спросу).
|
37.Потребление
и сбережение, факторы их определяющие.
Уровень
дохода после уплаты налогов является основным фактором, определяющим величину
потребления и сбережений в домохозяйствах.
Помимо
дохода существуют и другие факторы, которые побуждают домохозяйства
потреблять меньше или больше при каждом возможном уровне. Рассмотрим, как эти
факторы воздействуют на взаимозависимость между потреблением и доходом после
уплаты налогов, а также между сбережениями и доходом после уплаты налогов.
Богатство.
Вообще говоря, чем больше накопленного богатства у домохозяйства, тем больше
величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего
дохода.
Уровень
цен. Возрастание уровня цен ведёт к смещению графика потребления вниз, а снижение
уровня цен – к смещению вверх.
Ожидания.
Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и
наличием товаров, могут оказать существенное воздействие на текущие расходы и
сбережения. Ожидание повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению
текущих расходов и снижению сбережений. То есть к смещению графика
потребления вверх, а графика сбережений вниз.
Потребительская
задолженность. Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности
вызовет у домохозяйств желание направлять текущий доход либо на потребление,
либо на сбережение.
Налогообложение.
Изменения в налогообложении приведут к смещению графиков потребления и
сбережений. Налоги выплачиваются частично за счёт потребления и частично за
счёт сбережений. Поэтому рост налогов переместит как график потребления, так
и график сбережений вниз.
|
38.Инвестиции:
структура и виды. Влияние инвестиций на объем национального производства.
Мультипликатор инвестиций.
Виды и формы инвестиций.
1)По орг. формам: а)инвестиционный проект - предполагает
опр.законченный объект инвестиционной деятельности и реализацию, как правило
одной формы инвестиций
б)портфельные - инвестиции в финансовые вложения, включают различные
формы
2)По объектам инвестиционной деятельности: а)реальные -
долгосрочные и краткосрочные вложения средств в реальные активы как в
материальные, так и в нематериальные. Реальные ивестиции делятся на:
- инвестиции для повышения эффективности собственного производства;
-инвестиции в расширение производства;
- инвестиции в создание нового производства;
-инвестиции в не собственное производство, например, гос.
заказ.
б)финансовые - вложения в банк, депозиты, сертификаты.
3)По формам собственности: а)частные инвестиции б)государственные
в)иностранные г)смешанные
4)По характеру участия в ннвестировании: а)прямые б)косвенные
Прямые - непосредственно в материальные, объективно
реальные и ннтеллектуальные; косвенные характеризуются наличием посредника.
Мультипликатор
инвестиций.
Наращивание
инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости
населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект.
Последний,
получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора,
означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального
дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».
|
39.Кейнсиканская
модель макроэкономического равновесия. Равновесный объем национального
производства в кейнсиканской модели.
Макроэкономическое
равновесие – равенство совокупного спроса и совокупного предложения.
Графической иллюстрацией этого равенства является точка Yr пересечения кривых
совокупного спроса и совокупного предложения на рис.2.3. В этой точке весь
произведенный национальный продукт будет куплен.
AD-
кривая совокупного спроса
AS-
кривая совокупного предложения.
Р AD Кейнсианская теория предполагает,
что
AS макроэкономическое равновесие
может быть достигнуто
Yr Y на любом отрезке кривой
совокупного предложения. На горизонтальном отрезке равновесие достигается без
инфляции, на восходящем – при некотором повышении цен, на вертикальном – в
условиях инфляции.
На
горизонтальном отрезке рост совокупных расходов вызывает значительное
увеличение выпуска при неизменном уровне цен.
Сокращение
совокупного предложения – сдвиг кривой совокупного предложения влево сократит
выпуск и вызовет рост цен. В такой ситуации возникает инфляция издержек.
Равновесный
объем национального производства в кейнсианской модели.
Главным
принципом кейнсианской теории является необходимость государственного вмешательства
при установлении макроэкономического равновесия.
В
кейнсианской теории особо подчеркивается приоритетность бюджетно-налоговой
политики в установлении макроэкономического равновесия. Второстепенная и
вспомогательная роль денежно-кредитной политики связана с ее опосредованным и
неопределенным влиянием на равновесный уровень производства.
|
|
40.Модель
кругооборота продуктов, ресурсов и доходов в национальной экономике.
Экономический
кругооборот (кругооборот ресурсов и доходов) - круговое движение реальных экономических
благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов.
Простейшая
модель экономического кругооборота представлена на схеме.
В
этом случае рыночный кругооборот включает следующие блоки: 1) домохозяйства;
2) фирмы; 3) рынок ресурсов; 4) рынок продуктов.
Домох-ва
рассм. как собственники всех ресурсов. За ресурсы, поставляемые на рынок
ресурсов, домох-во получает денежный доход. Денежный доход расходуется на
приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства
формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.
Фирмы
организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от
продаж используется для покупки ресурсов. Фирмы формируют спрос на ресурсы и
предложение товаров и услуг на рынке продуктов.
В
процессе кругооборота формируются два потока: 1) против часовой стрелки -
поток экономических ресурсов; 2) по часовой стрелке - поток денежных доходов,
потребительских расходов и издержек производства.
|
41.Необходимость,
объекты и цели гос. регулирования экономики. Эконом. функции гос-ва в
смешанной рыночной экономике.
Активное
участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, двумя
причинами.
Во-первых,
этого требует основная движущая сила рыночного механизма — конкуренция.
Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование
экономики. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная
и иная антимонополистическая деятельность государства.
Во-вторых.
Должно обеспечиваться равновесие в экономической системе, поддержание занятости
населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного
механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального
экономического поведения.
Экономические
функции гос-ва:
1.Одна
из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и
ресурсов.
2.В
тоже время, в государствах с длительной историей рыночных отношений
правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения,
устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице,
фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения,
устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения.
3.Функция,
связанная с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры
национального продукта, призвана сгладить диспропорции в развитии
национального рынка.
4.Функция
правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в
обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен.
|
|
42.Инструменты
(средства) государственного регулирования экономики. Основные направления
экономической политики государства.
Средства
государственного регулирования подразделяются на административные и
экономические.
Административные
средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или
опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти
и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические
средства государственного регулирования подразделяются на средства
денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные
экономические средства - это:
1)установление
и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты
страны обязаны хранить в центральном банке;
2)операции
государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия
государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое
государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами
бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных
расходов и источников доходов их финансового покрытия.
Основные
направления экономической политики государства:
Государственная
антициклическая политика. Суть государственной антициклической политики состоит
в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и
услуги и занятость.
Государственное
регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры
осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных
капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным
отраслям и регионам.
Регулирование
занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения
между спросом и предложением рабочей силы.
Еще
один из главных объектов регулирования - цены.
|
43.Сущность
и функции денег. Законы денежного обращения.
Деньги
- это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость
всех прочих товаров.
Сущность
денег проявляется через:
1)всеобщую,
непосредственную обмениваемость;
2)самостоятельную
меновую стоимость;
Деньги
обладают определенными функциями такими как:
а)мера
стоимости – для того, чтобы не нужно было выражать цену каждого продукта
через все другие продукты.
б)средство
платежа;
в)средство
обращения - деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать
при покупке и продаже товаров и услуг.
г)средство
накопления (сбережения) - поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они
являются наиболее удобной формой хранения богатства.
д)мировые
деньги - функция "мировые деньги" - это деньги в системе
международных экономических отношений. Они функционируют как всеобщее
платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация
общественного богатства.
Закон
денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо
пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая),
а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна
скорости обращения денег (связь обратная).
|
|
44.Банковская
система, ее структура и функции в рыночной экономике. Роль Центрального
банка. Функции и операции коммерческих банков.
Банком
является учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения
их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банки
принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты,
осуществляют расчеты по поручению клиентов, совершают иные, не противоречащие
законодательству операции.
Банковская
система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк. Второй блок -
коммерческие банки.
Основные
задачи Госбанка:
-
обеспечение устойчивости денежной единицы;
-
проведение денежного обращения, расчетов и валютных отношений;
-
защита интересов кредиторов и вкладчиков на основе определения правил
регулирования деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением;
Коммерческим
банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях банковское
обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания
услуг.
Создание
коммерческих банков осущ.с целью аккумуляции временно свободных денежных
средств предприятий, организаций и учреждений и их рационального
использования на нужды развития отрасли, подотрасли народного хозяйства,
группы предприятий или региона.
Операции
коммерческих банков.
-
ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
-
покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных
ценных бумаг и другие операции с ними;
-
покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты;
-
покупка и продажа драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также
изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
-
оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью.
|
45.Кредит,
его функции и формы.
Кредит
- это движение капитала на условиях срочности, платности, возвратности и
обеспеченности.
Функции
кредита.
-
Перераспределительная функция - в условиях рыночной экономики рынок ссудных
капиталов выступает в качестве своеобразного «насоса», откачивающего временно
свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственной деятельности и
направляющего их в другие, обеспечивающие более высокую прибыль.
-
Экономия издержек обращения - временный разрыв между поступлением и
расходованием денежных средств субъектов хозяйствования может определить не только
избыток, но и недостаток финансовых ресурсов. Поэтому столь широкое распространение
получили ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных
средств.
-
Ускорение концентрации капитала.
-
Обслуживание товарооборота – кредит обеспечивает замену наличных расчетов
безналичными операциями, что упрощает и ускоряет механизм экономических
отношений на внутреннем и международном рынке.
-
Ускорение научно-технического прогресса.
Формы
кредита.
1.Банковский
кредит - в роли заемщика могут выступать только юридические лица.
2.Коммерческий
кредит. Его особенности:
- в
роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые
организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо
реализацией товаров или услуг;
-
предоставляется исключительно в товарной форме.
3.
Потребительский кредит.
4.
Государственный кредит - заемщиком средств выступает государство.
5. Международный
кредит.
6.
Ростовщический кредит.
|
|
46.Денежный
рынок. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
Денежный
рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют
уровень процентной ставки, «цен» денег, это сеть институтов обеспечивающих
взаимодействие спроса и предложения денег.
Спрос
на деньги вытекает из двух функций денег — как средства обращения и средства
сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для
заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором — о спросе
на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего
облигации и акции).
Транзакционный
спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств
на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью
осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей.
Спрос
на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением
получить доход в форме дивидендов или процентов.
Под
предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е.
совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Равновесие
на денежном рынке.
Равновесие
на рынке денег означает равенство количества денег, которые агенты хотят
сохранить в своих портфелях активов количеству денег, предлагаемому
Центральными банками, при осуществлении текущей денежно-кредитной политики.
|
47.Денежно-кредитная
политика государства: основные цели, инструменты, типы.
Денежно-кредитная
политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,
предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса
путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Целями
кредитно-денежной политики являются:
1.регулирование
темпов экономического роста;
2.смягчение
циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
3.сдерживание
инфляции;
4.достижение
сбалансированности платежного баланса.
Инструменты
денежно – кредитной политики.
1.
Учетная (дисконтная) политика.
2.
Политика обязательных резервов- минимальные резервы – это наиболее ликвидные
активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения,
3.
Операции на открытом рынке.
4.
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. К
ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Типы
денежно-кредитной политики.
К
основным типам денежно-кредитной политики можно отнести политику дорогих
денег (рестрикционная) и политику дешевых денег (экспансионная).
В
задачу политики дешевых денег входит сделать кредит дешевым и легкодоступным
с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Цель
политики дорогих денег заключается в ограничении предложения денег, т.е.
снижение доступности кредита и увеличении его издержек для того, чтобы
понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
|
|
48.Сущность
и принципы налогообложения, виды налогов. Кривая Лаффера.
Сущность
налога -изъятие государством в пользу общества определенной части валового
внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Налоги
- это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с
юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для
удовлетворения общественных потребностей.
Виды
налогов.
Налоги
подразделяются на государственные и местные.
В
зависимости от метода взимания налогов, они делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество
налогоплательщика. Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или
оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включатся в виде надбавки в цену
товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
На
практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их
использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные.
К
общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их
отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет
любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в
соответствующем бюджете.
Специальные
налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами
расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога
могут служить единый социальный налог, налог на воспроизводство минерально–сырьевой
базы.
В
зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на
пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
|
49.Гос.
бюджет как главное звено финансовой системы. Баланс между доходами и
расходами гос. бюджета. Финансовая политика государства.
В
любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы,
единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов,
государственного кредита - в их действии.
С
пом. бюджета г-во имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на
решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета
происходит перераспределение национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.
Каждое
правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета
равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов
государственной власти.
Расходы
государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с
распределением фонда денежных средств государства и его использование по
отраслевому, целевому и территориальному назначению.
На
величину и структуру расходов бюджета влияют множество факторов:
государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий
уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного
сектора в экономике и многие другие факторы.
Цель
финансовой политики:
1)
Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
2)
Оздоровление и структурная перестройка экономики
3)
Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей
промышленности и сельского хозяйства.
|
|
50.Бюджетный
дефицит и способы его финансирования. Государственный долг.
Макроэкономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.
Возникновение
бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно
выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на
реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост
«теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного
производства, массовый выпуск «пустых» денег.
Источниками
государственного (центрального) бюджета являются:
1.Прямые
и косвенные налоги.
2.Государственные
займы.
3.Эмиссия
(выпуск) бумажных и кредитных денег.
Государственный
долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных
ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные
излишки). Гос. долг делится на внешний и внутренний.
Последствия
бюджетного дефицита.
Если
финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами,
направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных
отраслей, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят
произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.
Если
же правительство превышение расходов над доходами допускает с целью латания
«финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный
дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов, главным из которых
является усиление инфляции.
Последствия
гос. долга.
Во-первых,
рост государственного долга может сократить запас капитала в экономике.
Во-вторых,
процентные платежи по гос. долгу могут стать очень большими.
|
51.Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика государства: цели, инструменты, типы. Дискреционная и
недискреционная фискальная политика.
Фискальная
(бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством
экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния
государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и
занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Цели
фискальной политики:
1.
Сглаживание колебаний экономического цикла
2.
Стабилизация темпов экономического роста
3.
Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Инструменты
фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на
совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую
экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической
ситуации.
Типы
фискальной политики: дискреционная и недискреционная.
Дискреционная
фискальная политика.
Под
дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема
национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста.
Недискреционная
фискальная политика. Ограниченные возможности дискреционной фискальной
политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными
пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики,
способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется
автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
"Встроенный"
(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить
амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к
частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких
стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная
система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе
страхование по безработице) и система участия в прибылях.
|
|
52.Экономический
рост: сущность, измерение, типы и факторы. НТП как фактор экономического
роста.
Под
экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объема
национального производства, связанные с развитием производительных сил в
долгосрочном временном интервале.
Типы
экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
Основной
особенностью экстенсивного типа эк. роста является то, что расширение объема
материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества
применяемых прямых факторов предложения: численности работников, средств
труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д.
Специфика
интенсивного типа эк. роста состоит в том, что расширение производства
обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста:
применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей более
высокую квалификацию и производительность труда, и т.д.
Под
факторами экономического роста понимаются те явления и процессы, которые
определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения
эффективности и качества роста.
Факторы
эк. роста:
1.Количество
и качество природных ресурсов.
2.
Количество и качество трудовых ресурсов.
3.
Объем основного капитала.
4.Технология.
Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием
факторов предложения.
Реальный
рост зависит от факторов спроса.
|
53.Формы
международных экономических отношений.
Новое
качественное состояние производительных сил стимулировало интернационализацию
воспроизводственных процессов, которая проявилась в двух основных формах: интеграции
(сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснационализации
(создание межнациональных производственных комплексов).
Интеграция
означает взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, согласование
действий правительств в выработке экономической политики, отвечающей
интересам всех участвующих в интеграционном процессе сторон, а также по
отношению к третьим странам. Интеграция обеспечивается концентрацией и
переплетением капиталов.
Транснационализация
— это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм.
В
настоящее время международные экономические отношения утвердились и
реализуются в следующих основных формах:
—
международная торговля товарами и услугами;
—
межгосударственная кооперация производства;
— обмен
в области науки и техники;
—
движение капиталов и зарубежных инвестиций;
—
миграция рабочей силы;
—
валютно-кредитные отношения.
|
|
54.Теории
международной торговли. Типы и инструменты внешнеторговой политики
государства.
Классическая
теория международной торговли.
А.
Смит считал, что основой развития международной торговли служит различие
абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны,
где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых
ниже экспортеров.
Взгляды
А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо. Он показал, что международный
обмен возможен и желателен в интересах всех стран.
Модель
Хекшера – Олина.
Международный
обмен - это обмен изобильных факторов на редкие.
Парадокс
Леонтьева.
Василий
Леонтьев обнаружил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте преобладали
относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот
результат стал известен как парадокс Леонтьева.
Теория
конкурентных преимуществ страны Майкла Портера.
Центральное
место в концепции занимает идея так называемого национального ромба,
раскрывающего четыре главных свойства (“детерминанта”) экономики.
“Национальный
ромб” выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают
благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных
конкурентных преимуществ страны.
Типы
внешнеторговой политики государства: 1.протекционизм
2.
фритредерство.
Традиционный
протекционизм - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные
на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.
Фритредерство.
Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что оно:
1.стимулирует
процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом
рынке;
2.создает
возможности для использования международной специализации;
3.содействует
расширению границ рынка.
|
55.Международное
движение (вывоз) капитала. Международная миграция рабочей силы.
Международное
движение капитала - это размещение и функционирование капитала за рубежом.
Прежде всего, с целью его самовозрастания.
Перемещение
капитала за рубеж (вывоз капитала) представляет собой процесс, в ходе которого
происходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны и
помещение его в различных формах (товарной, денежной) в производственный
процесс и обращение другой, принимающей страны.
Международное
движение капитала означает миграцию капиталов между странами, которое
приносит доход их собственникам.
Среди
причин перемещения капитала за рубеж выделяется относительная избыточность в
собственной стране, стране – доноре. Это позволяет размещать капитал за
границей в поисках сравнительно большей прибыльности и получать при этом доход,
как в форме дивиденда, так и процента.
Международная
миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых
ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных
условиях, чем в стране происхождения.
Помимо
экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также
соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного
характера.
Международная
миграция рабочей силы является частью широкого явления – международной
миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.
Международная
миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под
эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под
иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства.
|
|
56.Международная
экономическая интеграция. Проблемы интеграции Беларуси и России.
Международная
экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый
хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их
компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции,
т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
Развитие
интеграции предполагает наличие определенных предпосылок:
Во-первых,
интегрирующиеся страны должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического
развития и зрелости рыночной экономики.
Во-вторых,
наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений.
В-третьих,
наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.
В-четвертых,
общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами
того или иного региона.
В-пятых,
политическая воля государств, наличие стран - лидеров интеграции.
Одним
из бесспорных приоритетов интеграции России и Беларуси являются осуществление
согласованной социальной политики, обеспечивающей равенство прав граждан
Беларуси и России по всему блоку социальных гарантий.
В структуре
расходов бюджета Союзного государства преобладает финансирование производственно-экономических
программ. Наиболее важные из них:
1.Программа
«Развитие дизельного автомобилестроения», в рамках которой российским и белорусским
автопредприятиям для реализации проектов по созданию автомобилей выделены
льготные кредиты.
2.Программа
«Союзный телевизор». Программа включает в себя 34 проекта. Ее цель –
совместно освоить выпуск конкурентоспособных телевизоров шестого поколения,
что приведет к созданию дополнительных рабочих мест.
3.Программа
«Суперкомпьютер», которая объединяет научный потенциал России и Беларуси в
решении этой стратегически важной задачи.
|
57.Мировая
валютная система. Валютный курс и факторы его определяющие.
Мировая
валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации
международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями.
МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных
органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках
мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают
объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих
адекватных условий в международной денежной сфере.
Различаются
национальная, мировая, региональная валютные системы.
Важнейшим
элементом в системе банковских операций с иностранной валютой является обменный
валютный курс, т.к. развитие МЭО требует измерения стоимостного соотношения
валют разных стран.
Факторы,
определяющие валютный курс.
1. Центральная роль денежной массы.
2.Спрос
на деньги: национальные деньги как квитанции на ВНП. Национальный доход является
важным фактором, который имеет большое воздействие на валютный курс. Так,
увеличение предложения продуктов повышает курс валюты, а увеличение
внутреннего спроса понижает ее курс.
3.Валютный
курс и паритет покупательной способности (ППС).
Паритет
покупательной способности - соотношение между двумя (несколькими) валютами по
их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг, т.е. он
показывает, чему равна покупательная сила денежной единицы одной страны,
выраженной в денежных единицах других государств.
4.Воздействие
реального дохода на валютный курс.
5.Различия
процентных ставок.
6.Ожидаемые
изменения валютного курса.
7.Торговый баланс или баланс текущих операций.
|
|
58.Сущность
и особенности переходной экономики. Важнейшие направления преобразований в
переходной экономике.
Переходная
экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой
экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы,
которые приводят к ее радикальным изменениям.
Переходная
экономика имеет ряд особенностей, которые позволяют сказать, что в отличие от
разновидностей переходных экономик в рамках одной и той же системы она
изменяет основы экономической системы: происходят преобразования государственного
сектора, переход от нестабильного состояния экономики к стабильному и
экономическому росту, новым формам экономической координации. Данная
переходная экономика – это межсистемный переход.
Современная
переходная экономика – это переход от «чистой» экономической системы к
смешанной.
Еще
одна важная особенность современной переходной экономики по сравнению с
экономикой переходного периода состоит в различном решении социальных задач.
Направления
преобразования в переходной экономике:
1.формирование
предпринимательства
2.структурные
преобразования собственности
3.формирование
собственно рыночных отношений
4.формирование
собственного рынка
|
59.Реформирование
отношений собственности в переходной экономике. Сущность, цели, формы и
проблемы приватизации.
Реформа
отношений собственности предусматривает формирование такой системы отношений
собственности, которая бы в полной мере отвечала достигнутому уровню обобщения
труда и производства в разных сферах, отраслях экономики.
Главными
направлениями достижения этой цели является разгосударствление и приватизация
объектов государственной и колхозно-кооперативной собственности.
Разгосударствление
– передача имущества, средств производства государственного предприятия во
владение, распоряжение и использование трудовому коллективу разгосударствляемого
предприятия при сохранении его принадлежности обществу, государству.
Приватизация
– переход на безоплатной или платной основе объектов государственной собственности
(земли, предприятия жилищного фонда и др.) в принадлежность, собственность,
распоряжение и использование трудовыми коллективам, группам лиц и отдельным
лицам.
Конечной
целью приватизации земли и другого государственного имущества является
создание таких форм собственности, которые отвечают реальному уровню
обобществления труда и производства в разных сферах, отраслях и звеньях
народного хозяйства, что является необходимым и достаточным условием перехода
к рыночной экономической системе, повышение эффективности производства, уровня
жизни всех граждан общества.
Формами
приватизации являются:
1.купля
– продажа неразделимых имущественных комплексов по конкурсу или на аукционе;
2.купля
продажа частей в капитале предприятий по конкурсу на аукционе, на фондовой
бирже, через предоплату или другими способами;
3.выкуп
имущества, сданного в аренду с выкупом;
4.выкуп
имущества трудовым коллективом и бесплатная передача отдельных предприятий,
части их имущества;
5.ликвидация
предприятий с последующей продажей их имущества по конкурсу на аукционе, на
бирже, через магазины оптовой и мелкооптовой торговли.
|
|
60.Роль
и функции государства в переходной экономике.
Роль
государства качественно различается на этапах становления, формирования
рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо
отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа.
Далее.
Становление малого предпринимательства, в том
числе и фермерского хозяйства, невозможно без поддержки и государственного регулирования. В
последнем нуждаются и современные высокоорганизованные структуры типа
финансово-промышленных групп и аналогичных им.
Наконец
в переходный период стоит задача формирования основных элементов рыночной
экономики, включая финансовый и фондовый рынки, регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуры рыночной экономики в целом,
которые вряд ли могут сложиться без активного
регулирующего участия государства.
Функции
государства в переходной экономике. В последнее время возникли и качественно
новые функции государства, которые ранее не были однозначно структурированы,
что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним
можно отнести принятие на себя государством обязательств в области
образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания
специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко
сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов.
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2
|
|
|