p> Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены
преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых
гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения
российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т.е. банковские
депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т.п.). Часть из
них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих
внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долл. Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и
незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала». Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении
правительства России. В этой связи к законному вывозу капитала относятся
все государственные и негосударственные предприятия, созданные в
соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр
зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием. К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных
активов российских уполномоченных банков. Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так
называемого «бегства капитала». Оно началось в 1989 гг., процесс оттока
капитала из России активизировался с 1990 г. Для того чтобы представить,
какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие
цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по
некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией,
высокими налогами политической нестабильностью. Все это характерно для
России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству,
отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри
страны. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль
процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый,
контролируемый вывоз капитала. А также препятствует занижению экспортных и
завышению импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках,
и осуществлению авансовых платежей под импортные контракты без последующей
поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских
резидентов. Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем
применения следующих конкретных мер: 1)единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от
экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными
операциями; 2)лицензирование вывоза капитала; 3)инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения
действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений. Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как
побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является
экономический интерес, и именно он определяет направление и характер
движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за
рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России,
который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов,
так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения. 2. Состояние инвестиционного климата в современной России. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной
страны зависят от существующего в ней инвестиционного климата (ИК). На фоне политической стабильности, а также благодаря необычайно
благоприятным конъюнктурным условиям, сложившимся на внешнем рынке для
основных статей российского экспорта, т.е. для сырья, стала возможна
стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших
реформ в области социально-экономической политики, направленных на
дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество. При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитываются
взвешенные значения ряда наиболее важных факторов риска, включая
задолженность, наличие средств на текущих счетах, политическую
стабильность. Сложившаяся в 2000 г. динамика макроэкономических показателей
свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей
достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации
потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы
увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен
отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты,
происходит снижение реальных процентных ставок. Заметно выросли объемы ВВП и промышленного производства, причем за
последние два года был преодолен спад 1995-1998 годов (за 1992-1998 гг.
совокупный спад был существенно более глубоким). Экономика в целом вышла на
уровень 1994 года, но при гораздо лучших качественных характеристиках и
дальнейших перспективах роста. Стала увеличиваться доля оплаты денежными средствами, замедлился рост
неплатежей. Сокращение бартера и других нерыночных форм обмена повлияло на
снижение общего уровня цен, так как цены на товары, реализуемые за деньги,
по оценкам, примерно на 25-30% ниже цен бартерных сделок[1]. Такая макроэкономическая ситуация должна быть использована для
активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить
долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль
банков и других финансовых институтов в реализации возможности
неинфляционного экономического роста. В то же время, большинство рисков, существовавших в российской
экономике в предыдущие годы, сохранилось, так как они связаны с
несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных
институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от
советского народного хозяйства. Зависимость динамики фондового рынка в
большей степени от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния
российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной
валюты, стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток
капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных
инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценке
привлекательности вложений в российскую экономику. Перелома тенденции пока
не произошло, а впечатляющий рост инвестиций несоизмерим с масштабом
инвестиционного спада за прошедшее десятилетие. Для положительного сдвига в этом направлении необходимо удалить три
главных препятствия Во-первых, ликвидировать «финансовую управляемость» (защита прав
инвесторов, умение строить эффективный бизнес и др.) Во-вторых, освоить и использовать маркетинговые механизмы по
увеличению инвестиционной привлекательности. Необходимы PR-компании по
раскручиванию инвестиционной привлекательности России, а также
осуществление репутационного менеджмента. Иными словами, нужно научиться
«продавать себя » инвесторам. И, в-третьих, определить приоритетные инструменты привлечения
иностранных инвестиций (прямые инвестиции АДР (американские депозитарные
расписки), корпоративные облигации, формирование новых акционерных
корпораций, понятных для зарубежного инвестора, создание «параллельного»
фондового рынка). Какие факторы играют положительную роль в привлечении иностранных
инвестиций в Россию? Это, прежде всего: 1)богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ,
уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.); 2)огромный внутренний рынок; 3)достаточно высокий уровень базового образования кадров, способных к
быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении; 4)относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы; 5)отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских
производителей; 6)осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем
иностранных инвесторов; 7)возможность получения сверхприбыли. Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для
иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов страны. Но на
практике такие ограничения существуют. Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый
режим. России пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система
налогообложения. В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в
России» и другими законодательными актами предусмотрена возможность
льготного налогообложения для частного иностранного капитала, который
осуществляет приоритетные инвестиционные проекты. По оценкам иностранных предпринимателей, отношение российских властей
к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически
же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы
иностранных инвесторов. Власти не могут ни адекватной структурной политики,
ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию,
репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «правила
игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации. Планируется также серьезно усовершенствовать российское налоговое
законодательство, ввести определенные коррективы в ход приватизации. В
частности, перейти от массовой и быстрой продажи предприятий к «точечным»
продажам, ориентированным на повышение эффективности производства. 3. Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России. Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется
оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо
внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвестиционного цикла,
Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные
инвестиции «ИИ». Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и
в частной форме, в смешанном виде, а также в форме капитала международных
организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как
прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов
как ссудный капитал Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные
инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время
существует и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного
капитала в российскую экономику. Как свидетельствует практика, мировое
хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно
функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его
эффективного использования. Эта объективная необходимость и одна из
важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и
международных экономических отношений. Применяемая в международной практике классификация потоков иностранных
инвестиций используется Россией при составлении платежного баланса, и
различают три вида инвестиций: прямые, портфельные и «прочие». К «прочим»
иностранным инвестициям, согласно методологии платежного баланса России,
относятся операции со следующими основными финансовыми инструментами:
наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые счета и депозиты, ссуды
и займы, просроченная задолженность. Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику в 1999 г.
составил около 29,2 млрд. долл., в том числе 14 – прямые инвестиции. По
данным Госкомстата России, накопленный за 1991-1997 гг. объем иностранных
инвестиций (плюс доходы от них за вычетом репатриированного капитала)
превышает 11 млрд. долл. Реально в экономике работает не более 7 млрд.
долл. Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую
экономику – создание предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). По данным Госкомстата России, в стране в середине 2000 г.
насчитывалось более 30 тыс. ПИИ. Число действующих предприятий с иностранным капиталом –5300 (в 1999
году --5104); среднесписочная численность работников на них –1299 тыс.
человек (904—в 1999 году). Объем производства товаров и услуг на предприятиях с иностранными
инвестициями (без малых предприятий) по итогам первых шести месяцев 2000
года составил 392 млрд. рублей (за весь 1999 год—448 млрд. рублей), в том
числе по основному виду деятельности – 371 млрд. рублей (95%). Совместные и иностранные предприятия создаются в основном в сфере
торговли и общественного питания. Затем идет промышленность, транспорт,
связь, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное
обслуживание. Достаточно привлекательной отраслью российской экономики для прямых
иностранных инвестиций до августа 1998 г. была финансовая сфера. Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:
1) ускорения экономического и технического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям
рыночной экономики. В условиях инвестиционного кризиса в России привлечений иностранных
инвестиций становится задачей, от эффективности, решения которой зависят
ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от
одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций
для обеспечения такого перехода. Специфические условия России делают этот процесс не имеющим аналогов в
мире. Проблемная специфика России выражается, прежде всего, в: 1)обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры; 2)наличии устаревшего производственного аппарата; 3)гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при
отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской
экономики; 4)слабости сельского хозяйства. Важное место в притоке иностранного капитала до начала финансового
кризиса составляли портфельные инвестиции. Оценивая итоги первого этапа
приватизации, следует отметить, что около 10% акций приватизированных
предприятий принадлежат иностранным компаниям. В России обосновалось более
20 крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой российских
акций. В 1996 г. объем иностранных портфельных инвестиций в Россию резко
вырос, превысив рубеж в 4 млрд. долл. Россия оказалась на первом месте
среди так называемых развивающихся рынков (emerging markets), таких как
Венесуэла, Польша, Венгрия, по темпам роста спроса на ценные корпоративные
бумаги. Увеличение вложений произошло в основном за счет привлечения
иностранных инвесторов на рынок ГКО и значительного роста в связи с этим
прочих кредитов, которые в целом возросли в 6 раз. Нерезиденты в 1997 г.
«держали» от 20 до 25% всего объема рынка ГКО—ОФЗ. По оценкам Торгово-
промышленной палаты России, до половины иностранных портфельных инвестиций
на российском фондовом рынке скрывают фактически реэкспорт российского
капитала, «убежавшего» из страны. Зарубежные инвестиционные фонды, считавшие Россию до августа 1998 года
в целом привлекательной для портфельных инвестиций, отмечали, что для
российского фондового рынка характерны невысокие цены на акции, высокие
темпы развития рынка, снижение политических рисков, постепенная
стабилизация экономики, высокая доходность по ценным бумагам и др. Что касается крупных иностранных инвестиций, то в России их
практически нет. Проблематично существенное изменение ситуации и в
ближайшие годы. Характеризуя общую ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в
докризисный период, приходится констатировать, что пока Россия является
местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной
приложения капитала. Произошло это в результате распахнутости российского
рынка и неадекватного инвестиционного климата. Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут
стать: меры по репатриации «убежавшего» из России капитала. Для реализации
этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного
капитала за границу с целью его возврата в Россию. Необходимо также
привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как
незаконный, в соответствие с международным правом. К числу других предпосылок увеличения притока иностранного капитала в
Россию можно отнести: высокий банковский процент, небольшую инфляцию,
открытие финансового рынка, государственные обязательства по выплате
задолженности по займам и кредитам. Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения
иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода
из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то
же время, наряду с положительными моментами, участие иностранного капитала
в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий,
которые не следует сбрасывать со счетов: 1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только ускоренной исчерпаемости не возобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей; 2) слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями; 3) участие западного капитала в приватизации государственной собственности на заниженном курсе рубля, позволившее ему за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, например, около 50% заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преимущественно на внешний рынок; 4) капитальные иностранные вложения нередко используются как способ отмывания «грязных денег» из стран Запада. Имеются серьезные признаки того, что Россия начинает превращаться в международную «прачечную» по отмыванию средств, имеющих криминальное происхождение. Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет
обеспечить экономические интересы принимающей стороны. К тому же мировой
опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует о том, что многие
страны весьма осторожно использовали это специфическое «лекарство». Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует отдавать себе отчет
в том, что выбор приоритетных направлений отраслей – дело очень тонкое,
поскольку рыночные механизмы действуют далеко не всегда в российских
интересах. Здесь требуется строгий контроль со стороны государства, а также
доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы,
с которыми связаны экономические перспективы. Нужна научно обоснованная,
взвешенная, активная государственная политика по привлечению иностранных
инвестиций. Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что
существенные вложения в Российскую экономику — не в интересах западных
государств и международных корпораций. Более важно для них оставить Россию
на уровне крупнейшего потребительского рынка. Российский рынок для них –
это главным образом и, прежде всего огромный спрос; им не нужны новые
конкуренты. Глава 3. Внешний долг России. 1.Внешняя задолженность России. Активность России на мировом рынке ссудного капитала во второй
половине 90-х годов способствовала резкому увеличению ее внешней
задолженности. Значительная часть внешнего долга (более 100млрд. долл.) досталась от
бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя
соответствующие обязательства. Тем не менее, внешние заимствования в 1996-
1998 гг. увеличились в 2 раза, прежде всего за счет заимствований у
международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и выпуска еврооблигаций. Для России необходима выработка концепции развития внешнего долга,
включающая определение возможностей его обслуживания, реструктуризации, а
также выбор перспективных направлений использования новых внешних
заимствований. Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его
происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского,
Лондонского и Токийского клубов. Совокупный долг им без процентов
составляет около 80 млрд. долл. Общая картина задолженности России трем международным финансовым
долговым клубам представлена на рисунке. [pic] Осенью 1998 г. Правительство России сформировало новую международную
финансовую структуру – Московский клуб. В эту организацию приглашены все
нынешние держатели краткосрочных ГКО – ОФЗ. В одну группу объединились 17
крупнейших банков – держателей ГКО—ОФЗ, в другую – 60 трастовых компаний
хедж фондов. Главной задачей клуба будет реструктуризация долгов по ГКО –
ОФЗ и выработка условий для их постепенного погашения. Положение России с точки зрения обслуживания внешнего долга к началу
третьего тысячелетия остается достаточно сложным. Если внешние
заимствования будут продолжаться на уровне 10 млрд. долл. в год, то 2002 г.
сумма внешнего долга вырастет в 2 раза. Это будет означать, что все внешние
займы будут идти на покрытие старых долгов, поскольку к 2002 г. Россия
должна будет платить только по процентам 10-12 млрд. долл. в год. Интенсивное привлечение иностранного ссудного капитала, ориентация на
него российской финансовой системы создает опасный дестабилизирующий
прецедент. Это наглядно продемонстрировали события разразившегося в России
в августе 1998 г. финансового кризиса. Сбалансированная, гибкая политика
России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет
способствовать ее выходу из тяжелого нынешнего финансового положения. 2. Внешний долг: этапы формирования, структура. На 1 января 2001 года совокупный внешний долг составлял менее 147
млрд. долларов. При этом львиную долю долга Россия унаследовала от СССР.
Это порядка 100 млрд. долларов. При этом сроки возврата госдолга Советского
Союза были крайне неудачными: примерно 2/3 приходилось на период 1992-1995
гг., из них более чем половина – на 1992-1993 гг. Из-за столь короткого
срока погашения большинства названных обязательств и отсутствия
достаточного количества валюты для их обслуживания в соответствии с
платёжным графиком правительство было вынуждено добиваться их
реструктуризации. Единственным исключением являются евробонды, выпущенные
Внешэкономбанком, которые до настоящего времени обслуживаются в полном
объёме и без просрочек. Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области
управления внешней задолженностью, состояла в упорядочении отношений с
внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по
его долгам с учётом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. Девальвация рубля в 1998 году и хорошая внешнеэкономическая конъюнктура
дали возможность России накопить достаточный запас прочности. В 2001 году
внешнеторговый баланс начал сокращаться, однако экономический подъём внутри
страны стал привлекать ранее предназначенные для вывоза капиталы, и в
результате золотовалютные резервы продолжала расти за счёт уменьшения
утечки капитала за рубеж. При этом в последние два года российские торговые
долги демонстрируют высокую ликвидность: в частности, в 2000 году годовой
доход по ним составил около 30%. Популярности российских долгов на данном
этапе способствует и перераспределение международных потоков капитала в
пользу России в связи с ухудшением экономической ситуации в Аргентине и
Турции.
Вывод: Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования
должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию
привлеченных таким образом средств. Пока эти вопросы регулируются в
соответствии с внутренним законодательством страны, стимулирование рынка
внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях государство
действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны регулироваться в
соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от
погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные
санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях
(вплоть до признания страны банкротом). 3. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ 2003 ГОДА
| |Феврал|В% к |Янв. февр. 2003 г.|
| |ь 2003| |в% к янв. февр. |
| |г. | |2002 г. |
| | |февралю|январ| |
| | |2002 г.|ю | |
| | | |2003 | |
| | | |г. | |
|Валовой внутренний продукт, |10863,|104,32)| | |
|млрд. рублей |41) | | | |
|Выпуск продукции и услуг | |106,9 |99,4 |106,3 |
|базовых отраслей экономики3) | | | | |
|Объем промышленной продукции, |625 |106,5 |100,1|105,7 |
|млрд. рублей | | | | |
|Инвестиции в основной капитал,|110,3 |110,9 |116,7|109,5 |
|млрд. рублей | | | | |
|Продукция сельского хозяйства,|39,0 |101,5 |93,8 |101,4 |
|млрд. рублей | | | | |
|Грузооборот транспорта, |319,6 |104,8 |92,5 |106,7 |
|млрд. т-км в том числе | | | | |
|железнодорожного транспорта |124,8 |111,2 |93,9 |115,1 |
|Оборот розничной торговли, |319,4 |108,6 |98,5 |108,4 |
|млрд. рублей | | | | |
|Внешнеторговый оборот, |14,0 |135,25)|80,26| |
|млрд.долларов США4) | | |) | |
|в том числе: экспорт товаров |9,5 |142,0 |86,4 | |
|импорт товаров |4,5 |122,9 |69,6 | |
|Реальные располагаемые | |118,0 |112,7|117,0 |
|денежные доходы7) | | | | |
|Начисленная среднемесячная | | | | |
|заработная плата одного | | | | |
|работника7) | | | | |
|номинальная, рублей |4649 |125,8 |99,0 |125,9 |
|реальная | |109,6 |97,4 |109,9 |
|Общая численность безработных,|6,1 |102,4 |99,5 |101,7 |
|млн. человек (оценка) | | | | |
|Численность официально |1,68) |112,29)|103,8|113,49) |
|зарегистрированных | | |9) | |
|безработных, млн. человек | | | | |
|Индекс потребительских цен | |114,8 |101,6|104,110) |
|Индекс цен производителей | |118,3 |101,4|101,810) |
|промышленной продукции | | | | |
1)Предварительные данные за 2002 год.
2)2002 г. в% к 2001 г. (предварительные данные). 3)Индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики (ИБО)
исчисляется на основе данных об изменении физического объема выпуска
продукции промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта,
розничной торговли. 4)Данные за январь 2003 г. рассчитаны Банком России в соответствии с
методологией платежного баланса в ценах франко-граница страны экспортера
(ФОБ). 5)Январь 2003 г. и январь 2002 г. в% к январю предыдущего года, в текущих
ценах. 6)Январь 2003 г. и январь 2002 г. в% к предыдущему месяцу, в текущих ценах. 7)Предварительные данные. 8)В том числе 219 тыс. человек в Чеченской Республике. 9)Без учета Чеченской Республики. 10)В% к декабрю предыдущего года. Источник: Госкомстат РФ. Заключение В этом реферате (Экономика современной России) я рассмотрела общее
экономическое положение России, в том числе и в мире. Определила роль
России в международном разделении труда. Рассмотрела также инвестиционный климат современной России и
необходимость привлечения иностранного капитала для ее экономики. Также уделила внимание внешней задолженности России. Список использованной литературы . Нухович Э.С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже XX –XXI веков. Москва, 2000. . Овчинников К. П. Международное разделение труда: тенденции и противоречия. Москва, Экономика,1993. . Семёнов К. А. Принципы развития международного разделения труда. Москва, Гуманитарное знание, 2000. . Иностранные инвестиции в России. Москва, Международные экономические отношения, 1999. . www.economy.gov.ru/sprinv.htm
-----------------------
[1] www.economy.gov.ru/sprinv.htm
Страницы: 1, 2
|