Меню
Поиск



рефераты скачать Экономика Италии

Экономика Италии

ВВЕДЕНИЕ


Италия — наследница великого государства древности Римской империи. Это государство возникло на земле современной Италии, а город, который был у колыбели империи - Рим, - теперь тоже столица. Но Италия, конечно, уже другая страна. Достойна ли она своих предков?

Италия - средиземноморская страна, Итальянский «сапожок» (так выглядит на географической карте Аппенинский полуостров, на котором находится большая часть Италии) со всех сторон окружен теплым Средиземным морем. Мягкий климат и великолепные пляжи, обилие курортов, виноград и оливки — вот что делает Италию южным приморским раем. Но Средиземное море — это еще и удобные морские пути, которые связывают Италию с Западной Европой, Северной Африкой и странами Восточного Средиземноморья. Италия находится в центре Южной Европы, на перекрестке средиземноморских путей, поэтому еще в древности многие города Аппенинского полуострова процветали, занимаясь международной торговлей.

Многие города Италии еще в эпоху Средневековья завоевали славу международных торговых центров. Это были города-республики, которые имели большое количество военных и торговых кораблей и соперничали между собой за господство на морских путях. Самыми крупными из них были Венеция и Генуя, создавшие свои торговые империи. Они основывали купеческие фактории (места, где жили и торговали их купцы во время путешествий) и даже захватывали колонии: генуэзцы владели колониями на Крымском полуострове, а венецианцы - островом Крит. Через итальянских купцов попадали в средневековую Европу с Востока самые ценные товары того времени - пряности и шелка. Но Великие географические открытия в XV-XVI вв. привели к упадку морских республик Италии. Главные морские пути Европы переместились в Атлантический океан, и итальянские купцы оказались не у дел.

В истории Италии была еще одна великая эпоха. Это эпоха Возрождения, XV-XVI вв. В то время Италия была раздроблена на небольшие государства и владения. В страну постоянно вторгались иноземные захватчики - французы и испанцы. Но именно в это время итальянские художники, мыслители, писатели совершили великий переворот в европейском и мировом искусстве. Почти в каждом маленьком итальянском государстве жил художник, ученый или архитектор, чье творчество перешагнуло века.

Италия как единое централизованное государство еще очень молода. Это государство было создано в борьбе против австрийцев, захвативших большую часть страны, в 1860-1870-х гг. Героем освободительной борьбы итальянского народа был Джузеппе Гарибальди (1807-1882), который со своей знаменитой «тысячей» (отрядом повстанцев) организовал поход на Рим. Но лаврами побед над захватчиками воспользовались другие. Италия стала королевством, которое в конце XIX в. мечтало, как многие европейские государства, о колониях. Ей удалось захватить часть Северной Африки (современные Ливия и Тунис). В 1920г. к власти в Италии пришли фашисты во главе с Бенито Муссолини (1893-1945), которые стремились возродить агрессивные традиции Римской империи. Фашистская Италия, пользуясь поддержкой Германии, захватила маленькую Албанию, часть Греции и даже Эфиопию в Африке. Но после разгрома во Второй мировой войне Италия лишилась всех своих колоний и забыла об имперских амбициях. Современная Италия - это динамичное, экономически развитое государство Европы, один из видных членов Европейского союза.

На международном рынке у Италии традиционно изящный, даже утонченный женский образ, даже в Средние века итальянские города славились производством шелковых тканей, позаимствовав тутовое дерево и искусство изготовления шелка на Востоке, из ввозимого сирийского хлопка в Венеции изготовляли высокоценный бархат. В наши дни Италия - один из крупнейших мировых экспортеров модной и качественной одежды и обуви. Другой «конек» итальянской промышленности - современная электротехника для хозяек: стиральные машины, холодильники. Много вывозит Италия и продовольствия - Традиционных мучных изделий (макароны, полуфабрикаты для пиццы), аристократических средиземноморских плодов (оливки, цитрусовые), вин. Широко известны итальянские автомобили — «Фиат» и изящные гоночные «Феррари».



1.СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ.

 

1.1.Историческое развитие модели итальянской экономики.


Одним из главных факторов, оказавших влияние на формирование модели итальянской экономики, была запоздалая индустриализация, которая с самого начала поставила эту экономику в положение слабого партнера на быстро развивавшемся европейском рынке. Несмотря на форсированный рост в отдельные периоды (1896-1914 гг., 30-е годы, "экономическое чудо" послевоенных лет, отчасти 80-е годы) и бесспорную принадлежность страны к "большой семерке", Италии так и не удалось до конца стереть эту печать полупериферийности. По абсолютным масштабам производства некоторых важнейших видов промышленной продукции она еще перед Первой мировой войной вышла на 8-е место в капиталистическом мире, хотя ее промышленный экспорт на 40% состоял из текстиля. Спустя почти столетие страна по-прежнему специализируется главным образом на производстве потребительской продукции.

Характерной реакцией на относительную слабость позиций в мирохозяйственной иерархии всегда было активное участие государства в воспроизводственном процессе. Компенсируя своими ресурсами нехватку инвестиционных возможностей национальной буржуазии, государство создавало первые предприятия тяжелой и военной промышленности, расширяло транспортную сеть.

В 30-х годах, в условиях мирового кризиса и депрессии, фашистское правительство осуществило тотальную перестройку экономики на началах дирижизма и автаркии, включая огосударствление банковской системы и принудительную картелизацию промышленности. Был создан ряд стратегически важных отраслей, проведена мелиорация земель в отдельных районах Юга.

В послевоенный период массированные государственные капиталовложения в ключевые отрасли экономики обеспечили рывок, благодаря которому Италия превратилась в развитую индустриально-аграрную страну и вошла в круг лидеров капиталистического мира. В настоящее время, несмотря на частичную приватизацию, государственный сектор остается одним из крупнейших в Европе, лишь ненамного ослабив свою доминирующую роль в национальной экономике.

Специфика итальянской модели во многом обусловлена исторически сложившейся региональной неоднородности страны. Возникшее в 1861 г. национальное государство было плодом политического компромисса между буржуазией Севера, которая возглавляла процесс объединения, и латифундистами Юга, которые сумели обусловить этот союз отказом от проведения аграрной реформы. Производственные системы обеих частей страны, характер их связи с внешним рынком изначально были разными.

Такой симбиоз имел результатом не только узость внутреннего рынка, тормозившую развитие страны, но и углубление раздвоение национальной целостности: в течение десятилетий индустриализация Севера питалась притоком капитала и рабочих рук из южных районов, лишая их возможности преодолеть свое отставание. Несмотря на то, что в послевоенные годы государство насаждало на Юге крупную промышленность и предоставляло щедрые бюджетные трансферты, проблема не решена и по сей день: разрыв показателей национального дохода на душу населения по сравнению с 20-ми годами, по некоторым оценкам, даже несколько возрос.


1.2. Особенности корпоративной структуры.


Для верхнего эшелона итальянской корпоративной структуры характерна высокая степень концентрации собственности, причем большей частью "семейного" типа. В единоличном владении мажоритарным пакетом акций находится около 60% стоимости цепных бумаг, обращающихся на рынке капитала, в собственности пяти ведущих (для каждой фирмы) держателей - около 90% (для сравнения: в США этот показатель равен 25%, в ФРГ - около 40%). На долю мелких владельцев приходится лишь 2% котирующихся акций; они практически не оказывают влияния на управление компаниями и лишены возможности контроля за принятием решений.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) Италии имеют, как правило, пирамидальную (холдинговую) форму и объединяют под своим контролем около 1/3 фирм с 1/2 общей численности занятых. В рамках группы акционерные связи организованы сверху вниз: во главе обычно стоит финансовый холдинг, от него идут вертикальные цепочки участия в капитале юридически независимых фирм, и на каждой ступени вышестоящие фирмы осуществляют контроль над нижестоящими. Расширение сферы контроля, диверсификация акционерного портфеля достигаются через перекрестное межгрупповое владение акциями. В пирамиде, имеющей четыре уровня, контроль верхнего звена может быть обеспечен при владении всего лишь 7% акций, если субхолдинги промежуточных уровней распоряжаются 51% акций компаний следующего нижестоящего уровня. Такая структура страхует руководящее ядро ФПГ от "враждебной" покупки входящих в нее компаний и нежелательных изменений в их менеджменте.

Итальянские фирмы широко практикуют различные формы договорных отношений. Взаимными участиями в капитале связаны более 85% всех компаний страны с годовым оборотом свыше 500 млрд. лир. Финансовый механизм пирамидальных групп, а также формальные и неформальные связи держателей акций - играют ключевую роль в осуществлении прав собственности и контроля над управлением предприятиями.

Такая структура открывает широкие возможности при выработке и осуществлении стратегии корпоративного управления. Преимуществом такой структуры является возможность организовать при головном предприятии сетевое окружение, строящееся на принципах специализации и кооперирования более мелких фирм. Это обеспечивает быстроту приспособления к меняющимся условиям рынка, облегчает восприятие новых технологий и способствует установлению гибких внутрифирменных отношений путем использования разных форм поощрения управленческого персонала и наемных работников.

Поскольку в деловой среде Италии господствует стремление к надежности корпоративного контроля, компании, как правило, избегают выходить на фондовую биржу. Капитализация крупнейшей в стране Миланской биржи эквивалентна всего лишь 25% национального ВВП против 150% у Лондонской.

Вторым важнейшим компонентом производственной и корпоративной структуры является государственный сектор, на долю которого в начале 90-х годов приходилось 19,4% добавленной стоимости, 23,6% инвестиций и 15% занятых (без учета сельского хозяйства). По суммарному вкладу госсектора в экономику, рассчитанному как среднее арифметическое этих трех показателей, - 19.3% - Италия уступала только Португалии и Греции (20-21 %) и опережала Францию (17.6%).

ИРИ, созданный в 1933 г., представлял собой трехступенчатый холдинг, верхняя ступень которого находилась в 100%-ной государственной собственности и владела 51-100% капитала субхолдингов, а на "внучатом" уровне достаточно широко присутствовал частный капитал. Благодаря такой структуре ИРИ мог оказывать влияние на внушительные объемы собственности и капиталовложений. Так, в 1973 г. соотношение бюджетных дотаций и привлеченных с их помощью средств в этом секторе составляло 1:10. Убытки отдельных предприятий компенсировались путем перераспределения прибыли внутри группы. На этой идее совокупной эффективности и окупаемости вложений и основывалась начиная с 60-х годов экономическая философия ИРИ. Другая ее составляющая - централизованное управление: государство контролировало всю пирамиду участий через своих представителей в административных советах нижестоящих финансовых (второй уровень) и оперативных (третий уровень) единиц.

На этапе ускоренного роста "формула ИРИ" олицетворяла плюсы сложившейся в Италии модели смешанной экономики: оригинальный способ финансирования, позволяющий мобилизовать значительные объемы частных инвестиций, высокую степень концентрации производства при децентрализации и маневренности управления, возможность своевременного вмешательства в целях разделения риска и обеспечения суммарной окупаемости капиталовложений.

Однако с течением времени на первый план стали выходить проблемы коррупции и неэффективности управления ИРИ.

Третий важнейший компонент производственной структуры Италии - кооперативный сектор. К началу 90-х годов в стране насчитывалось 88 тыс. кооперативов всех разновидностей, более 1/3 которых были объединены в четыре общенациональные организации (из них две очень крупные), из около 8 млн. пайщиков. В этот сектор входили 107 "народных банков" и 715 сельских и ремесленных сберегательных касс, на долю которых приходилось соответственно 12 и 14% активов национальной банковской системы. Система кредитных кооперативов обслуживала сотни тысяч малых и средних предприятий (МСП), подобно капиллярной сети пронизывая экономику ведущих районов производства и экспорта - Ломбардии, Пьемонта, Эмилии-Романьи, Венето.

Итальянская экономическая литература различает несколько видов территориальной кооперации МСП; промышленные округа, констелляции, группы, сети. Округ объединяет значительное число МП, специализирующихся на отдельных фазах производства какого-либо продукта; высокая плотность предприятий на ограниченной территории позволяет реализовать такие преимущества кооперации, как инновационность, гибкость, сокращение риска, снижение трансакционных и общих издержек. Констелляция - это кооперация небольшого числа предприятий (5-10), специализирующихся на промежуточных или на конечных стадиях производства. Среди них имеется головное, к которому остальные приспосабливают свой производственный ритм. Отношения между предприятиями либо неформальные, либо контрактные (с участием головного в капитале других предприятий). Группа появляется там, где в условиях модернизации производства вырабатывается новая стратегия роста, определяются цели и радиус действия, есть возможность приобретения новых мощностей и т.п. Сеть представляет собой неформальное (без участия в капитале) объединение автономных, но технологически тесно связанных между собой предприятий.

Имеются сети, используемые крупными компаниями (например, у концерна "ФИАТ" насчитывается несколько сотен крупных поставщиков, каждый из которых располагает собственным кругом субподрядных фирм второго уровня), сети франчайзинга (например, у компании "Бенеттон''), и сети, состоящие только из МСП. Именно среди этих последних наиболее часто наблюдается использование кооперативной формы собственности как таковой. Кооперативный сектор производства широко представлен в промышленных округах, констелляциях и группах.

За пределами страны получила известность в качестве "итальянской модели индустриализации" (она же "модель Эмилии-Романьи", или "диффузная индустриализация") та форма кооперированного малого предпринимательства, которая в других странах известна как "промышленный округ" (термин, предложенный американским экономистом Маршаллом). Эти территориально-производственные системы типичны для большинства провинций Северо-Востока и Центра страны, где проживает свыше 35% населения.

Главный отличительный признак округов и залог их жизнеспособности - интенсивное использование местных ресурсов: предпринимательской инициативы, ноу-хау (обычно здесь имеются давние ремесленные традиции и навыки выхода на внешние рынки), обученной на месте рабочей силы (это районы с полуаграрным населением, где семьи в 20-30 человек не редкость), накопленных сбережений т.д. Округ относительно независим в определении своей хозяйственной стратегии, менеджмента, организации производства и сбыта продукции. Разделение труда в такой структуре предполагает многообразную взаимозависимость между предприятиями - квоты финансового участия, контракты на поставку продукции, неформальные временные соглашения и т.д.

Исторически в Италии различаются "белые" (католические) зоны, где кооперативный сектор складывался под лозунгом "солидарности", и "красные" (левые), строившие его на началах "взаимопомощи". Важную роль в тех и других играет социокультурный фактор, определяющий ситуацию на рынке труда. Здесь поддерживается рациональная связь между численностью квалифицированной рабочей силы и созданием новых предприятий: по мере необходимости происходит отпочкование, создающее новые рабочие места. Округа и сети предоставляют участникам разнообразные услуги в области технологии, профессионального обучения, менеджмента, сбыта продукции, финансирования и т.д.

С сетевым производством в округах связана одна из уникальных особенностей итальянской экономики, выделяющая ее из круга других стран-лидеров: ведущая роль малого и среднего предпринимательства в продвижении национальной продукции на внешние рынки. Вес наиболее конкурентоспособные отрасли обрабатывающей промышленности – производство текстиля, модной одежды и обуви, бытовых электротоваров и других предметов домашнего обихода, пищевой продукции — представлены территориальными гнездами МСП и организованы по кластерному признаку. Так, керамическая промышленность (около 30% мирового производства, 60% мирового экспорта и лидерство по широте ассортимента) почти вся сосредоточена в округе Сассуоло, провинция Эмилия-Романья, где гончарное производство известно с XIII в. Округ Прато, "шерстяная столица ЕС", ведет крупномасштабное экспортное производство на 16 тыс. мелких предприятий со средним числом занятых чуть больше трех человек на каждом.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.