Экономика. Вопросы 24-34
Экономика. Вопросы 24-34
№24. Большие циклы Кондратьева. Обработав с помощью специальных математических методов данные об изменениях ряда важнейших
показателей состояния экономики Англии, Франции, Германии и США с конца XVIII и до начала XX в., Кондратьев обнаружил любопытные закономерности.
Проанализировав их, он сформулировал теорию "длинных волн" развития рыночной экономики. Эта теория доказывала, что страны с рыночной
экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 48-52
лет. Теория состоит из трех частей: 1) Фактические док-ва существования этих циклов; 2) Установил закономерности длит. колебаний конъюнктуры; 3) Делает
попытку их теоретического объяснения.
Открыл следующие закономерности:
Перед началом и в начале каждой повышательной фазы происходят глубокие изменения в
экономике всех стран: науч.-тех. открытия и их практическое внедрение; изменение условий денежного обращения,
связанные с увеличением добычи драг. металлов; вовлечение в мировые связи новых стран;
При этом "подъем" волны обычно сопровождается особенно большим числом
войн и всякого рода политических потрясений, включая революции.
На период понижательной волны происходят ухудшения ситуации в сх и скачкообразные
изменения структуры пр-ва;
Большие волны накладываются на среднесрочные циклы, влияя на протекание его фаз.
Причину такой цикличности он видел в особенностях функционирования и обновления пассивной части основного капитала
(здания, производственная инфраструктура служат в среднем 55 лет). Науч-тех изобретения вызывают необходимость массового обновления этих элементов. Такое
обновление происходит не плавно, а скачками.
Эти выводы вызвали большой интерес во всем мире: о работах Н.Д.Кондратьева емедленно с похвалой отозвались крупнейшие ученые, включая Кейиса, Шумпетера и
других.
№25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая А. Филлипса. В конце 50-х гг. англ
экономист Филлипс обратил внимание на обратную связь между Б и ростом денежной массы.
А затем Самуэльсон трансформировал эту кривую в зависимость между ростом цен и
уровнем Б. Экономике предпочтительна точка а, где p и u находятся на должном уровне. Однако в США стало наблюдаться сочетание Б, высоких темпов инфляции и
застоев производства. Поэтому монетаристы (Фрмдмен) уделили внимание этой проблеме и пришли к выводу, что надо различать долгосрочную и краткосрочную кривую
Филлипса. Выводы: 1) Отказ от гос регулирования спроса, нацеленного на полное устранение Б, т. к. уменьшение Б ниже естественной нормы грозит инфляцией. 2)
предпочтительнее в качестве главной цели иметь отсутствие инфляции, а не полную занятость.
№26. Государство как субъект экономических отношений. Во все времена было
субъектом экономических отношений так или иначе вмешивалось в экономику. Но в условиях капитализма свободный конкуренции господствовал взгляд Смита что
гос-во должно играть роль начального сторожа. Оно должно создавать общее условия функционирования рынка (законодательно, полиция и т.д.). А все
остальные сферы действия свободного рыночного механизма. В 30г благодаря Кейнсу происходит переворот взглядов роли гос-ва: необходимо активное гос
вмешательство в экономические процессы. Потому что существует фиаско рынка т.е. рынок предоставленный сам себе не справляется с решением следующих проблем:
Монополизацией экономики
Достаточным (по сравнению с общественным потреблением) производством общественных благ;
Возникновение внешних эффектов (экстерналии рынка)
Экономическая нестабильность - цикличность
Социальная несправедливость
Во второй половине 20 в. усложнились экономические функции гос-ва, т.к. его вмешательство в экономику требует решения некоторых социально экономических
явлений: 1) Дефицит гос бюджета, 2) внешний и внутренний долг, 3) политическая не стабильность, 4) кризисы: экономический, сырьевой, производственный ,
демографический, образования, 5) стихийные бедствия, 6) охрана суверенитета.
Следовательно у современного гос-ва следующие экономические функции: 1) ограничение власти
монополий с помощью антимонопольного законодательства; 2) производство общественных товаров и услуг (гос сектор, гос собственность); 3) решение
проблемы экстерналий; 4) антициклическое регулирование экономики; 5) путем перераспределения нац дохода обеспечение социальной стабильности; 6) проведение
внешней экономической политики. Макроэкономическая политика направлена на реализацию основных целей: 1) обеспечение стабильного эк роста; 2) обеспечение
стабильного роста цен, т. е. умеренной инфляции; 3) обеспечение полной занятости, т. е. не выше естественного уровня; 4) обеспечение стабильного курса
национальной валюты (активный платежный баланс).
№27, 28. Гос собственность, национализация и приватизация. Гос сектор, тенденции его
развития. Гос собственность – метод прямого воздействия на экономику, т. к. гос-во становится собственником ресурсов, предприятий и целых отраслей, а
также выступает предпринимателем. Гос-во производит общественные и квазиобщественные товары и услуги. Гос сектор в разных странах возникает
по-разному:
1. Национализация (не социалистическая, а буржуазная) через выплату выкупа бывшему
собственнику. После 2 мировой войны именно так возник гос сектор в странах Западной Европы. Целые отрасли стали государственными (угольная,
энергетическая, транспортная). Т.е. гос-во национализирует и огосударствляет частные объекты, убыточные, малорентабельные, а не для того, чтобы составить
конкуренцию частному бизнесу.
2. Новое строительство предприятий и отраслей за счет гос бюджета. Как правило,
связано с большим риском, с неопределенностью в связи с большими затратами на НИОКР. Пример: атомная промышленность в США, как она стала рентабельной, ее
распродали.
3. Когда гос-во скупает пакеты акций, иногда и контрольный, у существующих частных
компаний. (США)
№29. Формы и методы гос-го рег-я эк-ки. Формы и методы очень разнообразны и делятся на
прямые и косвенные. Прямые – административные; огосударствление части экономикиÞгос сектор. Все остальные
методы – косвенные (денежно-кредитные и налоговые инструменты). Высшей современной формой гос регулирования является программирование экономики:
1. Прогнозирование, т. е. оценка будущих тенденций развития экономики на краткий
срок (1 год), средний (5 лет), долгий (5-10 лет). Без грамотного прогноза не может быть составлена хорошая программа.
2. Формальное программирование – составление общей программы, где формулируются
цели, достижение которых считается необходимым. Принимает участие ЦБ, союз предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов.
3. Реальное программирование – совокупность льгот и прочих мер по привлечению по
привлечению частного бизнеса по выполнению данной программы. Льготы: налоговые, кредитные, субсидии и т.п., ускоренная амортизация. Для гос сектора выполнение
этой программы обязательно, а для частного – индикативно (желательно).
Успехи выполнения этой программы зависят от: 1) удельного веса гос сектора; 2) степени
привлекательности программы для частного бизнеса. Программы бывают чрезвычайные и обычные. В соврем экономике существует планирование на микроуровне (т. е. на
уровне отдельной фирмы, носит директивный характер) и макроуровне. Соврем теоретики (институционалисты, Гилбред) считают, что ядро соврем экономики –
крупные корпорации, которые привносят планомерность; средний бизнес – стихия и анархия.
№30. Кейнсианская и неокейнсианская модели регулирования эк-ки.
С конца 30-х до середины 70-х гг. в основе гос политики лежала концепция Кейнса: активное гос вмешательство в сферы экономики вплоть до создания гос сектора, не
боясь дефицита гос бюджета и инфляции, с целью накачки эффективного спроса. Это привело к стагфляции. Ослабление вмешательства гос-ва, сокращение гос сектора,
перенос акцента на большую экономическую свободу и на регулирование не спроса, а предложения через налоговые льготы частному бизнесу.
Монетаризму придается решающая роль, роль гос-ва должна сводиться к регулированию денежной массы, соблюдению монетарного
правила, т.е. ежегодное увеличение М не более, чем на 2,5-8% в соответствии с ежегодными темпами роста ВНП (в США).
На ряду с монетаризмом существует теория “экономики предложения”, в соответствии с которой гос-во должно больше внимания обратить на стимулирование
предложения товаров, а не на спрос.
Теория рационального ожидания так же сейчас популярна в неоклассическом русле, согласно которой
мероприятия производства малоэффективны (“фиаско гос-ва”) из-за того, что субъекты экономики учитывают в своих действиях эк инфляцию, намечаемые планы
гос-ва и ведут себя соответственно, что ослабляет результат гос политики.
№31. Прогнозирование, программирование, планирование развития эк-ки.
Гос-ное эк-кое програм-ие считается многими экономистами высшей формой гос-го регул-ия,
которая предполагает использование всех его методов и средств. Прог-мы делятся на обычные и чрезвычайные, к-ые разрабатываются в период кризисов, массовой
безработицы гиперинфляции. Чрезвычайные прог-мы, как правило, носят краткосрочный хар-тер и включают большой удельный вес административных мер.
Обычно программы бывают среднесречными (5лет), реже долгосрочными (свыше 10 лет) и могут носить либо целевой, либо общенациональный хар-тер. Програм-ие
эк-ки влюч. в себя след. три этапа: 1) прогнозирование (т.е. оценка будущ. Тенденций и потребностей эк-го развития на краткий срок (до 1года),
средний срок (до 5 лет), долгий срок (5-10 лет)). Без грамотного прогноза не может быть составлена хорошая
прог-ма.; 2) формальное програм-ие (т.е. составление общенациональной прог-мы, где формул-ся цели, достижение к-ых считается необходимым). В
разработке программ широко привлекаются представители ЦБ, союз предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов; 3) реальное
програм-ие (реальное обеспечение прог-мы, т.е. совокупность льгот и прочих мер по привлечению частного бизнеса к выполнению данной прог-мы. Льготы:
налоговые, кредитные, субсидии, ускоренная амортизация и т.д.). Для гос. сектора выполнение этой программы обязательно (директивно), а для
частного индикативно (необязательно). Таким образом, успехи выполнения этой прог-мы зависят от: 1) удельного веса гос. сектора в эк-ке; 2) степени
привлекательности прог-мы для частного бизнеса. В современной рын-ой эк-ке сущ-ет планирование на микроуровне (отдельная фирма; директивный хар-тер) и на
макроуровне (для гос. сектора – директивный, для частного – индикативный хар-тер). Соврем. Теоретики (в частности институционалисты) – Гэлбрейт –
подчеркивают, что ядро соврем. эк-ки - крупные корпорации, к-ые привносят планомерность, а не стихию и анархию, другая
же часть эк-ки – мелкий и средний бизнес, к-му больше присущ элемент стихии.
№32. Политика экономического роста. В самом общем виде экономический рост - это количественные и качественные изменения результатов
производства и его факторов. Результатом является ВНП, или ВВП, или также нац. доход. И все это обозначается - Y. Свое выражение ЭР находит
в увеличении потенциального и реального ВНП или ВВП. Это увеличение можно измерить:
Показателем роста за к-л период объема Y=Yt/Yt-1 - темп роста.
Это рост реального ВНП на душу населения.
В статистических справочниках, отражающих ЭР, годовой темп роста выражается в %. Y=((Yt-Yt-1)/Yt-1)*100%>(дельтаY/Y)*100%
- темп
прироста.
Типы ЭР: 1)экстенсивный - более простой и исторически первый, где увеличение Y
происходит засчет использования большего количества факторов производства. Характерен для высокоразвитых стран.Y=f(K,L,N)- формула, производная
функция, выражающая функциональную зависимость между максимальным выпуском продукции и затратами (факторами), необходимыми для ее производства. Y растет
засчет большего количества работников, использования дополнительного оборудования, вовлечения дополнительных ресурсов. Он имеет границы: все ресурсы
ограничены и относительно редки, то есть ЭР идет на прежней технической основе. 2)интенсивный путь более сложный, представляет собой увеличения выпуска
продукции на основе более эффективных и кач.-совершенных факторов производства, то есть когда значительная и преобладающая часть прироста продукции достигается
засчет НТП, то есть качественного усовершенствования факторов. В чистом виде в настоящее время не встретить отдельно ни того, ни другого. Они сосуществуют. Но
можно говорит о преобладании.
Факторы ЭР. Каждое правительство считает обеспечение устойчивого ЭР главной макроэкономической целью. ЭР оценивается с помощью взаимосвязанных показателей:
1) производительность труда, 2) производительность капитала, 3) производительность природных ресурсов. Производительность факторов имеет
большое значение. Важное значение имеет фактор предельной производительности, который определяют в зависимость размера дельтаY от прироста каждого
отдельного фактора. Чем выше предельная производительность, тем больше его вклад в ЭР. Теперь общий объем выпуска можно представить след. формулой: Y=(DY/DK)*K+(DY/DL)*L+(DY/DN)*N.
Его вклад в ЭР может идти засчет его большего количества (отработанных человеком
часов). При том же количестве людей засчет повышения квалификации можно также увеличить производительность труда. Его размеры зависят от величины
накопленного капитала, объема основного капитала, от размера инвестиций (чистых). Большое значение имеет показатель объема основного каптала на одного
работника. Однако, это не самодостаточный фактор - количество и качество ресурсов - только их эффективное использование способствует росту.
ЭР имеет неоднозначные последствия, причем усиление негативных привело к возникновению концепции ограничения, сдерживания. С др. стороны ЭР на основе
НТП имеет массу положительного - новые технологии. Итак, ЭР при всех своих противоречиях является пока главным средством удовлетворения растущих
человеческих потребностей. Существует много моделей ЭР: Кейнсианская (Домар, Харрад). Их модель построена на предпосылках 1) рост Y является только функцией
накопления капитала (все ост. факторы исключаются), 2) капиталлоемкость не зависит от колебания цен на факторы, а определяется лишь техническими
условиями. Определяющим фактором ЭР и его темпов, по их мнению, явл. рост инвестиций, кот. способствуют росту нац. дохода, увеличивают производственные
мощности. В свою очередь рост доходов ведет к увеличению занятости. Поскольку постоянный гарантированный темп роста автоматически не достигается, то для
достижения экономического равновесия необходимо гос. регулирование экономики.
Неоклассические модели является многофакторными (Кобба-Дугласа).
№33. Финансовая политика государства. Государственный бюджет - формирование и
использование. Финансовая политика - это система гос. регулирования, связанная с гос. Расходами и с налогами (фискальная политика). Гос. бюджет - это центральное звено гос. системы,
представляет собой централизованный фонд денежных средств, имеет расходную и доходную части. Расходы госбюджета направлены на осуществление функций
политического, социального, экономического характера регулирования. Затраты идут на вооружение, финансирование внешней политики, содержание гос. аппарата,
обеспечение внутреннего порядка (милиция, полиция), антициклическое регулирование - обеспечение эк. стабильности. Для обеспечения соц. стабильности
путем перераспределение нац. дохода осуществляется политика выравнивания доходов населения. Структура этих расходов оказывает влияние на совокупный
спрос, на отраслевую и региональную структуру экономики, на конкурентоспособность нац. товаров на
мировом рынке. Через манипулирование гос. расходами (увеличение в понижат. фазах цикла и сокращение в фазах подъема) государство сглаживает циклические
колебания, обеспечивая эк. стабильность. Второй инструмент финансовой политики - налоги, которые дают до 90% доходов госбюджета. Различают прямые налоги
(подоходный, налог на имущество, налог с капитала) и косвенные (включаются в цены - акцизные сборы, налоги с продаж, НДС, таможенные налоги, монопольные на
цены тех товаров, которые являются монополией государства). Существует три вида шкалы налогообложения: пропорциональное (определенный % с любого дохода);
прогрессивное (с более высоких доходов - более высокий %); регрессивные (более низкий % с высоких доходов). Налоговая система выполняет след. 3 функции. 1)
фискальная (обеспечение доходами государство), 2) социальная (выравнивание доходов), 3) регулирующая (в период спада - налоги понижаются, подъема -
повышаются). Проведение финансовой политики связано не только с общим, но и с селективным налоговым регулирование, когда некоторым фирмам или отраслям даются
скидки с налогов на прибыль и даже их отмена. Например, если прибыль идет на НИОКР или прибыль идет на создание рабочих мест, охрану окружающей среды, на
благотворительность. В ходе проведения финансовой политики часто возникает дефицит госбюджета. Различают активный (образовавшийся в результате
сознательных действий правительства по увеличению расходов и понижению налогов) и пассивный (в результате длительного спада или кризиса прибыли компании резко
снизились, следовательно, понизились налоги поступления). Пути преодоления дефицита госбюджета:
Эмиссия денег - монетизация долга - ведет к инфляции.
Внешние и внутренние займы (выпуск и продажа облигаций и векселей) - отодвигает
проблему, перекладывает ее на след. поколение.
Покрытие дефицита этого года засчет излишков прошлых лет - без последствий, были бы
излишки.
Во всех странах существует дефицит госбюджета, принял хронический характер из-за
усложнения и расширения функций государства в соц.-эк. области.
№34. Денежно-кредитная политика государства. –– система мер государства, связанная с
регулированием денежной массы и условий кредита в динамике банковских кредитных денег (Центр. Банк). Основные инструменты:
операции на открытом рынке: покупка-продажа ЦБ гос. ценных бумаг, с помощью их он увеличивает
или уменьшает кредитные резервы коммерческих банков. Тем самым ЦБ регулирует массу кредитных денег. Соблюдая монетарное правило (денежная масса может
прирастать ежегодно, не приводя к отрицательным последствиям, если она растет в интервале 2-5% в год в соответствии с темпами роста ВНП), ЦБ регулирует массу
наличных денег;
изменение минимальной резервной нормы, той доли наличных денег, которую все коммерческие
банки должны хранить в ЦБ. Повышая эту норму, ЦБ понижает кредитные возможности коммерческих банков;
изменение учетной (дисконтной) %-ой ставки – коммерческие банки могут брать кредит у ЦБ
под эту ставку %. Чем она выше, тем меньше коммерческие банки берут кредитов, тем меньше кредитов предоставляют фирмам.
|