Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор
смотреть на рефераты похожие на "Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор" Конкурентная Борьба. Формы, методы, стратегия. Конкурентное поведение предприятия.
Конкурентная борьба - соперничество субъектов рыночной эк-ки по поводу
лучших условий пр-ва и реализации товаров.
Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы:
- все субъекты обособлены друг от друга на основе определ. форме собственности;
- зависимость субъектов рын. эк-ки от рын. конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен);
- несогласованность интересов покупателей и продавцов.
Конкурентная борьба является внутренним источником развития рын. эк-ки,
т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего эк. равновесия и
эк. спроса.
Эк. равновесие - такое состояние, когда совокупный спрос по объему и по
структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре.
Эк. рост - увеличение объема пр-ва во времени.
“+”: - стимулирует повышение качества продукции, снижение затрат и
постоянство продукции; - приводит к повышению концентрации пр-ва.
“-“: - предполагает потерю труда, затраченного на пр-во отдельных товаров; - создает нестабильность среди субъектов рын. эк-ки (увеличение риска
и нестабильность); - приводит к отклонению цен от стоимости по причинам, независящих от
предпринимателя.
Формы конкурентной борьбы:
1. Внутриотраслевая и межотраслевая:
а) Внутриотраслевая охватывает все отрасли, занятые одним видом товаров.
Выявляются общественно-необходимые затраты на пр-во данного товара. Это
затраты, связанные с обществ. условиями пр-ва. => формируется рыночная
цена.
б) Межотраслевая - к.б. между отраслями за наиболее выгодное применение
капитала. Общественно-необходимые затраты не одинаковы. Норма прибыли также
неодинакова. Из тех отраслей, где норма прибыли ниже, капитал уходит, т.к.
невыгодно вкладывать капитал. Происходит перелив капитала из тех отраслей,
где норма ниже в те отрасли, где выше до тех пор, пока норма прибыли не
сравняется (равная прибыль на равный капитал). Меж. к.б. приводит к
образованию средней (общей) норме прибыли => образуется цена пр-ва
(издержки пр-ва (затраты на покупку рабочей силы и затраты на средства пр-
ва) + средняя прибыль на капитал).
2. К.б. между монополиями, крупными корпорациями.
а) конкуренция между монополиями;
б) к.б. между монополиями и немонополиями;
в) к.б. внутри монополий (борьба за источник сырья, за рынки сбыта
продукции, за квоту между участниками монополиями).
3. Совершенная и несовершенная к.
а) совершенная к.б.
Признак: -многочисленность предприятий при пр-ве товара; -масштабы
предприятий таковы, что ни одно предприятие не может влиять на цену на
рынке; -одинаковое технич. совершенствование средств пр-ва; -идентичное
качество; -развитие транспорта, который связывает все рынки данной страны;
-такое кол-во покупателей, что весь товар реализуется; -мгновенное
получение информации о конъюнктуре рынка; -мгновенная реакция на эту инф.;
нет ограничений на конкуренцию.
б) несоверш. - такая к., когда отдельные предприятия могут оказывать
влияние на результаты к., цены, сбыт и сущ. ограничения:
1) свободная к. отличается от сов. тем, что: -нет инф. одинаковой для всех; -невозможна мгновенная реакция на изменение конъ. рынка; -развитие транспорта не обеспечивает мгновенный перевоз товара; -участники не имеют преимуществ и находятся в равных условиях;
2) монополия
3) алигополия (господство немногих)
Методы к.б.:
а) ценовая к. - воздействие на рынок осущ. через изменение цены. Направлена
на ликвидацию прибыли;
б) неценовая к. связана с достижением научно-тех. прогресса, повышение
качества, применение модификаций данного товара, усиление рекламы (8-15%
затрат от товарооборота), послепродажный сервис;
(Монополии)
в) лишение конкурента рабочей силы путем договора с профсоюзом;
г) использование демпинговых цен с целью разорения конкурента;
д) ограничение технич. достижения путем коммерческой тайны.
Конкурентная стратегия - концепция и способы ее реализации направлены на
реализацию той цели, которую выбирает данная фирма: а) монополизация рынка;
б) многоцелевое направление к. стратегии (сохранение и расширение сектора
рынка, обновление товара и т.д.)
К. поведение предприятия:
1) Тип предприятия приспосабливающийся. Приспосабливается к условиям рынка, следит за нововведением, старается опередить противника по введению новшеств на рынке;
2) Креативный. Предприятие старается само разрабатывать нововведения и их использование.
3) Обеспечивающий (гарантированный). Используются возможности приспособления и криативности. Рулевая роль предприятия: -лидеры (40% продукции на рынке); -претендент на
лидерство (30%); -ведомые (до 20%); -новички (до 10%). Механизм рыночного регулирования пр-ва как важная часть хозяйственного механизма об-ва.
Хоз. механизм об-ва - способы и методы организации и управления пр-ва:
-способы планирования; -материальное стимулирование; -финансирование;
-управление.
Хоз. механизм - механизм рыночного регулирования пр-ва; -гос.
регулирование; -внутрифирменное планирование.
Процесс пр-ва содержит: -стихийные элементы (спрос, предложение);
-планомерные элементы.
Рыночный механизм - это стихийный механизм регулирования пр-ва с помощью
рынка. Планирование и гос. регулирование , планомерные элементы.
Соотношение стихийности и планомерности пр-ва в процессе развития рын.
экономики.
19 век:
1. свободная конкуренция
2. колебание цен вокруг цены равновесия под действием D и S
3. перелив ресурсов неограничен
4. гибкое приспособление фирм к рын. конъюнктуре 1. четкая организация пр-ва внутри фирм 20 век:
1. зависимость предприятий мелкого и среднего бизнеса от рын. конъюнктуры
2. колебание цен вокруг цены равновесия под действием D и S
3. перелив ресурсов между немонополистическими отраслями 1. влияние крупных корпораций на рын. цены и прибыль
2. сознательное укрепление корпораций своими филиалами на основе контрактных соглашений и портфеля заказов
3. гос. программа эк. развития. Воздействие гос-ва на рынок
4. интернациональные процессы между гос-вами ЕЭС и др.
5. взаимосоглашение между ведущими странами и коррекции эк. политики Теоретические основы цены и ценообразования в условиях рынка.
Цена зависит всегда в условиях рын. эк-ки от соотношения спроса и
предложения.
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Стоимость товара явл. той объективной основой, вокруг которой происходит
колебание цен.
Концепции.
1.Концепции классической школы
Объективной основой цены явл. стоимость товара. Стоимость - абстрактный
общ. труд, затраченный на пр-во и воспр-во товара. Обмен между товарами
явл. эквивалентным товаром => стоимости товаров равны. Цена не всегда
совпадает со стоимостью по величине => зависит от спроса и предложения.
Цена должна возместить производителю все затраты общественного труда. Цена
может не возместить какую-то часть, если у нее индивидуальные затраты труда
выше общественно необходимого => товаропроизводитель стремится, чтобы
индивидуальные затраты были ниже, чем общ.
2.Концепция маржинолистов (Бембаверг, Менгер).
Основой цены и основой обмена явл. предельная полезность продукта,
субъективно оцениваемая продавцом и покупателем.
Предельная полезность зависит от: -кол-ва реализуемого товара;
-интенсивности потребности.
Предельной называется полезность последнего реализуемого блага в оценке
предельного покупателя и пред. продавца.
Менгер: “Никакого эквивалентного обмена сущ. не может”.
Обмен происходит тогда, когда для продавца предельная полезность меньше,
чем на товар, на который он меняет.
Бембаверг: Факторы, влияющие на цену:
1. потребность покупателя в данном товаре
2. оценка полезности покупателем
3. оценка денег покупателем
4. оценка полезности товара продавцом
5. оценка денег продавцом
6. кол-во товара для продажи
Маршалл: “В основе цены лежит не только полезность, но и издержки пр-ва”.
Цена образуется от полезности (предложение) и от издержек пр-ва (спрос).
Цена явл. результатом взаимодействия спроса и предложения.
3.Концепция факторов (Кларк, Цей).
Объективной основой цены явл. взаимодействие всех факторов (капитал, земля
и т.д.). Эта теория строится на положении А.Смита. Стоимость товара опред.
трудом при простом товар. пр-ве. В условиях рын. эк-ки стоимость
исчисляется из доходов (зарплата, рента, прибыль).
Методы ценообразования.
1. метод полных (или средних) издержек пр-ва + прибыль;
2. на предельных издержках пр-ва (издержки на добавочную ед. продукции).
Виды цен:
- оптовая цена
- розничная
- трансфертная - цена внутри фирмы (покрывает затраты без наценки прибыли)
- равновесия
- конкурентная рыночная
Ценовая стратегия предприятия - ценовое поведение предприятия на рынке,
обеспечивающее конкурентную стратегию и обеспечивающее маневрирование ценой
при реализации как отдельного товара, так и всей партии.
Виды ценовой стратегии:
1. Стратегия высоких цен (стратегия снятия сливок) при начальной продаже товара;
2. Стратегия низких цен (стратегия проникновения на рынок). Постепенное снижение цен после того как основные затраты будут возмещены.
3. Стратегия дифференцированных цен (система скидок, наценок с цены).
4. Стратегия льготных цен.
5. Стратегия гибких цен. Рыночное регулирование экономики.
Основано на действии эк. законов: стоимости и предложения
Закон стоимости:
Все товары производятся и обмениваются в соответствии с затратами общ.-
необх. труда (действуют через механизм цен)
Спрос и предложение: Спрос растет при понижении цены; S с повышением цены.
Если S=D, то цена равновесия.
Если D>S, то цена растет от стоимости, не все затраты общ. труда
реализуются => S надо увеличивать, расширение пр-ва.
Если D
необходимо сократить пр-во Т.
Таким образом через механизм действия эк. законов товаропр-во ставится в
условие либо повышения, либо понижения пр-ва Т.
Перелив капитала в процессе межотраслевой конкуренции. Капитал уходит туда,
где прибыль больше, из отрасли где прибыль меньше. Отсюда происходит
перераспределение прибыли между отраслями пр-ва.
Если D=const, то цены растут выше стоимости => прибыль на ед. капитала
возрастает => перелив К в процессе межотраслевой конкуренции регулирует
пропорции пр-ва так чтобы обеспечивать общее эк. равновесие.
Маркетинговый подход к управлению
Создание маркетинговых служб для изучения рын. конъюнктуры. Исследование
учитывают при пр-ве Т. Т производят с учетом реализации. Если общее эк-е
равновесие устойчивое => рост пр-ва, при отклонении пропорций от
потребностей рынка эк-ка возвращается в состояние равновесия.
Неустойчивое равновесие - отклонение сфер отраслей пр-ва со временем не
изменяется, а возрастает. Эк-ка не возвращается в равновесное состояние.
Государственное регулирование пр-ва:
- участие гос-ва в организации процесса воспр-ва в целях наиб. эффективности ресурсов и удовлетворения потребностей членов общества
- регулирование структуры пр-ва через использование гос. инвестиций
- НТ исследование
- гос-во разрабатывает эк. программы или индикативные планы развития эк-ки (рекомендации)
Для крупных корпораций , но не для среднего и мелкого бизнеса и не
охватывает иностранный капитал.
Использование гос. регулирования смягчает эк. кризисы. В процессе развития
эк-ки нарастают элементы планомерности и понижается стихийность. Ценовая политика.
Цель ценовой политики: максимизация прибыли на микро уровне, на макро
уровне - стабильность.
Возможности ценовой политики зависят не только от предприятия, они
ограничены тем, что понижение цен может вызвать у покупателей недоверие к
продукции (высокая цена = высокое качество). Ограниченность ценовой
политики вызвано поведением конкурентов. Высокая цена - агрессивность
конкурентов. Резкие колебания цен - недоверие к фирме. Фирма должна
учитывать факторы ценообразования:
1. влияющие на стоимость (произ-ть, интенсивность, условия, время реализации)
2. связанные с рынком: -спрос, предложение; -полезный потребительский эффект;
3. связанные с устойчивостью денежного обращения. Пределы ценовой политики: Цена продавца затраты на пр-во и реализацию товара прибыль издержки издержки трансакционные пределы цены пр-ва обращения издержки (поле для маневрирования ценой) Цена покупателя Из-ки пр-ва: -(кл.) часть стоимости товара, возмещающее затраты предпринимателя; -(неокл.) выплаты предпринимателя поставщикам ресурсов, которые обеспечивают предпочтение данной фирме альтернативному использованию ресурсов. Из-ки обращения - затраты на реализацию товара, хранение, транспорт, упаковка, продажа.
Трансакционные из-ки - издержки, связанные с процессом контакта продавца и
покупателя, на послепродажное обслуживание, на адвоката, поиски покупателя,
поставщика и т.д. Издержки пр-ва:
1. нормативные - затраты на товар, выпускаемые фирмой, производимые при наилучших и организационных условиях пр-ва;
2. фактические - затраты данной фирмы. 1. постоянные - не связаны с объемом пр-ва (аренда, амортизация, зарплата обслуж. персонала, освещение, отопление);
2. переменные - зависят от объема пр-ва (сырье, материалы, топливо, зарплата работникам).
В стоимости ед. продукции удельный вес переменных издержек неизменен, а
постоянные из-ки изменяются. 1. общие - сумма постоянных и переменных издержек;
2. средние - затраты на ед. продукции в каждом выпуске;
3. предельные - затраты на каждую дополнительную ед. продукции, выпускаемую сверх; Издержки обращения:
1. чистые - связанные с продажей товара (оплата труда, содержание магазина);
2. дополнительные - связанные с доставкой товара от производителя к покупателю. Ценовая политика:
1 этап: -изучение спроса на товар на рынке; -изучение объема спроса;
-изучение эластичности спроса; - изучение денежных доходов покупателя.
2 этап: -определение расчетной цены, с которой фирма хочет выйти на рынок;
-проверяются различные варианты цены:
P1Q1 и P2Q2 => P2Q1) или P2>P1 (Q2D, то D’=D+d
2. движение капитала
3. в процессе движения капитал меняет свои формы: деньги -> средства пр-ва ->....-> деньги 1. Само обращение увеличение стоимости дать не может, т.к. в обращении
происходит эквивалентный обмен;
2. При неэквивалентном обмене продавцы получают избыток стоимости (цена
выше стоимости). Продавец теряет свой избыток стоимости, когда он выступает
в роли покупателя и возрастание стоимости не происходит.
3. Удачливый предприниматель: покупает товар за цену ниже стоимости, а продает по цене выше стоимости. Получает избыток за счет других предпринимателей и покупателей. Следовательно, обращение не является той сферой, которая порождает избыток.
Капитал не возникает из обращения. Но капитал не может возникнуть и без
обращения.
Это является противоречием всеобщей формулы капитала: D-T-D’. D-T, D’-T’,
T’>T.
Существует, если сущ. товар, который сам увеличивает свою стоимость.
Рассматривается процесс пр-ва. Процесс пр-ва не возможен без специфического
товара - рабочей силы (этот товар явл. источником стоимости).
Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека,
т.е. его способность к труду, которую он использует при создании матер.
благ.
Условия:
1. наемный работник - лично свободен
2. наемный работник лишен средств пр-ва
3. наемный работник продает свою силу на время На рынке 2 свободных предпринимателей:
Собственник пр-ва - заинтересован, чтобы бизнес был квалифицирован,
производил качественный товар
Собственник раб. силы - вынужден экономически продавать раб. силу,
заинтересован в продаже раб. силы.
На рынке их отношения как равных товаропроизводителей. Перестают быть
такими в процессе пр-ва. Рабочая сила как любой товар имеет:
потребительская стоимость - состоит в том, что способна создавать новую
стоимость большую чем на самом деле;
стоимость - измеряется общ. трудом, затраченным на пр-во средств рабочего,
семьи и на подготовку квалифицированного рабочего.
Дневная стоимость раб. силы: [pic]
A - дневная потребность в товарах (их стоимость)
В - недельная потребность
С - месячная
D - квартальная
Е - годовая Маршалл: “В эту формулу входят потребности, которые позволяют работать и
жить (“-“ кофе, алкоголь, табак ...)
Стоимость раб. силы содержит физич. элемент и моральный элемент.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|