Всемирная торговая организация и ее роль в мировой экономике.
Всемирная торговая организация и ее роль в мировой
экономике.
Введение.
Всемирная
Торговая Организация (ВТО) - "World Trade Organization" начала
действовать с 1-го января 1995 года. Ее создание - результат сложных и
многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125
государств. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский
раунд (переговоры были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре
1986 года, почему и получили это название).
Всемирная
Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача
которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге
Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере
международной торговли товарами и услугами.
ВТО,
штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария), является на сегодняшний
день единственной глобальной международной организацией, занимающейся нормами
осуществления торговли между странами
Моделью,
на основе которой создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и
торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 -
1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о
создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет
руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к
механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО. Секретариат ГАТТ стал
именоваться "Секретариат ВТО", а Генеральный директор ГАТТ -
Генеральным директором ВТО.
ВТО
во многом - более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ,
дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО
Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым
Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).
Но
одно направление уже определилось - правовой комплекс, лежащий в основе ВТО,
определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и
услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц
ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих
экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые,
универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые
"правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны,
находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы
и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних
переговорах по ее развитию.
Цель
настоящей работы - изучить вопрос о международном учреждении - ВТО,
познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися
направлениями ее деятельности, а также раскрыть ее роль в мировой экономике.
Глава
I. Деятельность Всемирной торговой организации.
ВТО,
как уже отмечалось, родилась на основе хрупкого компромисса в последние недели
Уругвайского раунда. В предшествовавших документах: Декларации Пунта-дель-Эсте
(сентябрь 1986 года), открывшей Раунд; в решениях так называемого
среднесрочного обзора на уровне министров (1988 год), в первом предварительном
проекте Заключительного акта Раунда, представленного в Брюсселе Конференции
Министров (декабрь 1990 года), не предусматривалось, что Раунд завершится
трансформацией ГАТТ в полноправное, новое международное учреждение - ВТО.
В
проекте Заключительного акта переговоров, который был предан гласности в
декабре 1991 года, содержалось предложение о создании Международной Торговой
Организации, однако многочисленные квадратные скобки почти по всем основным
положениям проекта указывали на серьезные разногласия между его участниками и
говорили о том, что вопрос этот остался нерешенным.
15
апреля 1994 года в городе Марракеше официальный документ о завершении
переговоров - Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из
них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации -
ВТО.
Соглашение
о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО
должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле
товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве
составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько
десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.
Контуры
пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть
очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих
его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной
"архитектуре" пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного
компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров.
Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15
апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан
странам-участницам переговоров для принятия.
Центральное
место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.
Соглашение
об учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа[1]
:
Соглашения,
создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это
новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но
в новой редакции);
Генеральное
Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной
частью ВТО;
Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - третья составная
часть ВТО.
Страна,
становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех
договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре
соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о
правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам,
Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в
отношении стран, их подписавших.
Сущность
соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского
раунда, кратко представлены в приведенной ниже таблице.
Таблица
1.
|