p> Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона
является судостроение, представленное ведущим предприятием страны «Красное
Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях,
современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские
железнодорожные паромы. Предприятия судостроения находятся также в городах
Нижегородской области Навашине и Городце. Большое развитие в регионе получила и другая отрасль рыночной
специализации – электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой
отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод
«Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и
выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в
России, в Саранск (Республика Мордовия) также находится предприятие по
производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) –
электроаппаратный завод. Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное
производство, получившие развитие во всех крупных городах региона. Более
половины фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский
завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков
является «Красный инструментальщик» (Киров). Среди предприятий отрасли
следует отметить завод по производству оборудования для химической
промышленности (Дзержинск) и пищевой промышленности (Нижний Новгород,
Волжск). Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский
тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему
углублению рыночной специализации района на производстве продукции
машиностроения. Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной
металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из
Казахстана, Западной Сибири и Урала. Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется
высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре
производства товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%.
Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного
сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент
продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы,
пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с
Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров
химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался
крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое
развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в
хозяйстве и быту. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и
резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с
автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфоритов пока
используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе
здесь возможно создание предприятий по производству сложных минеральных
удобрений. Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная,
ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Она уступает машиностроению и
химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только
для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не
располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки
леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению
объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и
Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины
тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с
утилизацией отходов организованна на лесоперерабатывающих комбинатах
Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе
получило целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-
Вятский регион занимает 3-е место в России, уступая Северному и Уральскому.
Крупнейшим предприятием отрасли является Балахинский целлюлозно-бумажный
комбинат (ЦБК), использующий древесину не только хвойных, но и лиственных
пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске. Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в
сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от
обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-
энергетическом балансе региона велика доля дорогостоящих углей, поступающих
из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического
баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского
нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило
сократить использование твердых видов топлива. Основная часть
электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями
небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями:
Чебоксарской (1430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетический
дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объединенной
энергетической системы Европейской части страны. К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и
черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности
машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс
представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутинске, Нижнем
Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предприятий,
например, «Красное Сормово» и др. Основная часть металла поступает с Урала,
из Западной Сибири. Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по
производству строительных материалов размещены главным образов в
Нижегородской области и Республике Мордовии. Из местных сырьевых ресурсов
наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод
специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и
оконного стекла. Потребность строительства в раде строительных материалов
за счет местного производства покрывается полностью. Особенно остро
ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций –
легких бетонов, асбоцементных панелей, деревянных клееных, а также стальных
конструкций. Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает
значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион
производит 6% валовой продукции сельского хозяйства России. Регион
специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом
растениеводстве, картофеле- льноводстве. В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят
изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые
формы хозяйствования на селе: арендные отношения, развитие фермерского
движения. Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о
земле и землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие
фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских
хозяйств в производстве товарной продукции сельского хозяйства пока невелик
и составляет немногим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства
региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных
культур в них значительно превышает производительность в общественном
секторе. Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На
долю пашни приходится 75% сельхозугодий и 25% занимают луга и пастбища.
Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в Правобережной части
региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В
структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур
занимает почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего
сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин находится в
Кировской области – свыше половины в Республике Мордовии – почти 3/5 всей
посевной площади республики. Среди продовольственных культур преобладают
озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и
овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на
производстве более продуктивных фуражных зерновых культурах, таких, как
озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим
условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Его
производство в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими
затратами труда, что позволяет расширить возделывание данной культуры в
регионе. Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем, в
последние десятилетия отмечается сокращение посевных площадей под этой
культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для
производства льна необходимы специализированная техника, применение
интенсивных технологий. Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко
представлено во всех административно-территориальных единицах региона. Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью
перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы
перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья,
так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако
предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень
изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую
техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975
г., а свыше трети из них – в довоенный период. Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу.
Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск),
меховое и овчинно-шубное – в Кировской (Слободское). Предприятия по
производству пеньки, шпагата, размещены в Нижегородской области (Горбатов)
и Мордовии (Саранск), льняных тканей – в Нижнем Новгороде. На привозном
хлопке развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Особое место
занимают изделия декоративно-прикладного искусства из дерева –
«Хохломская», «Городецкая роспись» (Нижегородская область), глины –
«Дымковская игрушка» (г.Киров). Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на
реконструкцию и техническое перевооружение. Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние
20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический
кризис 90-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях
и сферах Волго-Вятского региона. Транспорт и экономические связи. Волго-Вятский регион располагает
всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным,
трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный
транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных
перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными
ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В
структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо,
особенно уголь, а также черный металлы и сырье для химической
промышленности. На внутри региональные связи приходится около 20% всех
грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона
вывозятся древесина, строительные материалы. Система широтных
железнодорожных магистралей, характерная для региона, обеспечивает
интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и
западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион
осуществляет с Центральным, Поволжским, Уральским регионами России. Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали
с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает
благоприятные условия для развития речного транспорта, тесного его
взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел
является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную
дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента,
строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского,
Центрального регионов и других регионов европейской части. С железной
дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов,
разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин
и оборудования. Во внутренних грузоперевозках региона широко используется
автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных
дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает
развитие внутри региональных перевозок. Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный
транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от
Альтметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не
только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов
позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья. Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности
определило превышение ввоза продукции над вывозом. Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую
деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область,
на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок региона. Активному
выходу региона на международные рынки препятствуют такие факторы, как
невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство
форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи.
Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение,
что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем,
выпускаемая продукция машиностроительных предприятий региона в большинстве
случаев имеет невысокое качество и не отвечает требованиям мировых
стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик,
краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий
местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на
широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России. Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений,
предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют
учета региональной спецификации по всем направлениям общеэкономического и
социального развития регионов. Одной из главных задач регионального развития являются изменение
промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой
концентрацией предприятий оборонного комплекса, реконструкция предприятий
тяжелой индустрии путем конверсии оборонных и гражданских отраслей. Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой
промышленности региона требует изменений в инвестиционной политике в
сторону увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей,
обеспечивающих потребности населения в необходимых товарах народного
потребления и продуктах питания. С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы
хозяйствования: появляется все больше фермерских хозяйств, арендных форм,
личных подсобных хозяйств; усиливается специализация региона на
производстве продуктивных зерновых культур; осуществляется приватизация
перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные
хозяйственные связи. Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное
состояние которых не обеспечивает полностью развитие рыночных отношений в
районе. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств
позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского
региона. Регион располагает большими возможностями для создания технополисов
как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой
науки. 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ По данным таможенной статистики, в январе – мае 1999 года
внешнеторговый оборот России составил 37,7 млрд. долларов США и по
сравнению с январем – маем 1998 года снизился на 27%, в том числе со
странами дальнего зарубежья – 30,9 млрд. (на 22%), со странами СНГ – 6,8
млрд. (на 43%).[2] Экспорт России составил 25,8 млрд. – снизился на 12%, в том числе в
страны дальнего зарубежья – 21,9 млрд. долларов (на 5%), в страны СНГ – 3,9
млрд. (на 39%). В мае произошло резкое сокращение объемов экспорта по сравнению с
апрелем текущего года на 22% за счет снижения поставок в страны дальнего
зарубежья – на 25%, в то время как экспорт в страны СНГ возрос на 4%.
Падение экспорта в страны дальнего зарубежья произошло за счет сокращения в
14 раз по сравнению с апрелем поставок драгоценных камней и металлов, и на
28% – машин и оборудования, на 20% – лесоматериалов и целлюлозно-бумажных
изделий. В экспорте в страны дальнего зарубежья удельный вес товаров ТЭК
составил 39,4% от всех поставок в эти страны, металлов и изделий из них –
22,8%, продукции химической промышленности – 8,8%, машиностроительной –
8,2%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 6,4%. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров сократился
по сравнению с январем-маем 1998 года на 14% при снижении средних
контрактных цен на 21 и росте физического объема поставок на 8%. Возрос
экспорт природного газа на 11%, каменного угля – на 13, нефти – на 3,
мазута – на 22, дизельного топлива – на 14%. Физический объем экспорта чугуна увеличился на 37%, ферропластов – на
4, полуфабрикатов из углеродистой стали – на 50, меди – на 12, алюминия –
на 9, минеральных удобрений – на 29, круглого леса – на 50, пиломатериалов
– на 44, клееной фанеры – на 10, целлюлозы – на 24, газетной бумаги – на
24. Сократились поставки машин и оборудования (по стоимости) на 6%,
железной руды – в 1,6 раза, аммиака – на 9%, метанола – в 2 раза. В экспорте в страны СНГ по-прежнему значительная доля товаров ТЭК –
61%. Их экспорт по стоимости сократился на 38%. Поставки природного газа по
сравнению с январем-маем 1998 года снизились на 23%. Физический объем
экспорта в страны СНГ нефтепродуктов возрос на 70%, а сырой нефти снизился
на 3%. Экспорт машин и оборудования (по стоимости) снизился в 1,9 раза, а их
доля в общем экспорте в страны СНГ составила 15,7%. Импорт России составил 11,9 млрд. долларов (сократился на 46%), в том
числе из стран дальнего зарубежья – 9,0 млрд. (на 46%), из стран СНГ – 2,9
млрд. (на 48%). По сравнению с апрелем 1999 года объем импорта в мае снизился на 18%,
в том числе из стран дальнего зарубежья – на 19%, из стран СНГ – на 13%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и
оборудования в январе-мае 1999 года составила 41,2%, продовольственных
товаров и сырья для их производства – 27,3%, продукции химической
промышленности – 14,9%. По сравнению с соответствующим периодом 1998 года
импорт машин и оборудования снизился на 39%. Также сократился импорт мяса птицы в 4,4 раза, свежемороженой рыбы –
на 42%, сливочного масла – в 2,9 раза, цитрусовых – в 2,1 раза,
подсолнечного масла – на 31%, консервов и изделий из мяса – в 7,8 раза,
сахара белого – в 6,9, алкогольных и безалкогольных напитков – в 5,3,
медикаментов – в 3,1, текстильной и трикотажной одежды – в 2,6, кожаной
обуви – в 3,9, мебели – в 2,7 раза. В импорте из стран СНГ сократились закупки пшеницы в 3,2 раза,
консервов и изделий из мяса – на 44%, алкогольных и безалкогольных напитков
– в 6,0 раза, сырой нефти – на 37%, нефтепродуктов – в 5,4 раза, черных
металлов – на 47%, стальных труб – в 2,8 раза, машин и оборудования – в
2,5. В июне 1999 года товарооборот со странами Содружества по сравнению с
маем текущего года вырос на 4% при снижении экспорта на 8% и росте импорта
на 20% за счет увеличения на 62% закупок машин и оборудования. Торговля с Азербайджаном по экспорту составила 51,4 млн. долларов, по
импорту – 39,9 млн., Арменией – соответственно 24,8 и 9,6 млн., Белоруссией
– 1656,5 и 1531,4 млн., Грузией – 24,5 и 21,2 млн., Казахстаном – 480,1 и
512,3 млн., Киргизией – 36,5 и 53,9 млн., Молдавией – 137,1 и 101,8 млн.,
Таджикистаном – 27,5 и 41,0 млн., Туркменией – 25,3 и 38,4 млн.,
Узбекистаном – 102,6 и 166,5 млн., Украиной – 2057,2 и 1099,0 млн.
долларов. Экспорт России со странами СНГ 1. Азербайджан. 2. Армения. 3. Белоруссия. 4. Грузия. 5. Казахстан. 6. Киргизия. 7. Молдавия. 8. Таджикистан. 9. Туркмения. 10. Узбекистан. 11. Украина. Импорт России из стран СНГ 1. Азербайджан. 2. Армения. 3. Белоруссия. 4. Грузия. 5. Казахстан. 6. Киргизия. 7. Молдавия. 8. Таджикистан. 9. Туркмения. 10. Узбекистан. 11. Украина. 6. ПРИЛОЖЕНИЕ «Графики и диаграммы» | |Население |Территори|
| | |я, тыс. |
| | |км |
| |Всего, |Городское,|Сельское, |Доля | |
| |Тыс. чел |тыс. чел |тыс. чел |городского| |
| | | | |населения | |
| | | | |% | |
|Российская |147 976 |108 121 |39 855 |73.1 |17 075.4 |
|Федерация | | | | | |
|Волго-Вятский район|8 444 |5 919 |2 525 |70.1 |263.3 |
|Республика Марий Эл|766 |477 |289 |62.2 |23.2 |
|Республика Мордовия|956 |562 |394 |58.5 |26.2 |
|Чувашская |1 361 |825 |536 |60.4 |18.3 |
|республика | | | | | |
|Кировская область |1 634 |1 151 |483 |70.4 |120.8 |
|Нижегородская |3 727 |2 904 |823 |77.9 |76.9 |
|область | | | | | | Диаграмма №1: «Территория» (тыс. км2) 1 – Республика Марий Эл 2 – Республика Мордовия 3 – Чувашская республика 4 – Кировская область 5 – Нижегородская область Диаграмма №2: «Население» (тыс. человек) 1 – Республика Марий Эл 2 – Республика Мордовия 3 – Чувашская республика 4 – Кировская область 5 – Нижегородская область Диаграмма №3: «Городское население» (тыс. человек) 1 – Республика Марий Эл 2 – Республика Мордовия 3 – Чувашская республика 4 – Кировская область 5 – Нижегородская область Диаграмма №4: «Сельское население» (тыс. человек) 1 – Республика Марий Эл 2 – Республика Мордовия 3 – Чувашская республика 4 – Кировская область 5 – Нижегородская область СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. В.Г. Игнатов, В.И. Бутов Регионоведение (методология, политика, экономика, право). – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1998. – 320 с. 2. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.Б. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995. – 304 с. 3. Экономика и жизнь. №32, август 1999г. 4. Родионова И.А., Бунакова Т.М. «Экономическая география», 1999 г. 5. Ломакин В.К. «Мировая экономика», 1998 г. 6. Чеботаев А.И., Шарышин М.Д. «Экономическая и социальная география», 1990 г. 7. Родионова И.А. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. Московский Лицей. – 152 с. – 1998.
-----------------------
[1] Родионова И.А. Учебное пособие по географии. Экономическая география
России.
[2] Экономика и жизнь. №32, август 1999 года. -----------------------
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
Страницы: 1, 2
|