Воздушные монополии
Воздушные монополии
Ю. О. Леонтьева, преподаватель Новосибирского
государственного технического университета
Новосибирск,
именуемый в последнее время не иначе, как «центр державы», активно взялся за
модернизацию «развилки» воздушных дорог Сибири. Что может дать рядовым
потребителям трансформация сибирского узла транспортных артерий - размышляет
автор этой статьи.
Раздел
в начале 90-х годов советского «Аэрофлота» на десятки самостоятельных
авиакомпаний совпал с обнищанием большей части населения и падением спроса на
внутренние авиаперевозки. Зато вырос спрос на зарубежные полеты с деловыми
(шопинг) и туристскими целями - благо, что советские границы к тому времени
открылись. Процесс сопровождался бурным ростом частных авиакомпаний и
акционированием наличного парка самолетов. Но вот беда: самолетов оказалось
значительно больше, чем требовалось, и на внутренних рейсах они стали летать
недогруженными. Это обстоятельство и послужило причиной возникновения
гипертрофированного российского рынка чартерных перевозок.
Чартер
— это коммерческий рейс, специально зафрахтованный для перевозки туристов по
определенному маршруту в конкретный период времени. Если маршруты регулярных
рейсов разрабатывает авиакомпания, то чартерный рейс летит туда, куда указывает
заказчик, - хоть в Антарктиду... В роли заказчика выступает довольно пестрая
публика: корпоративный клиент, туроператор, авиаброкер, или, по-иному,
посредник от авиакомпании, работающий на договорной основе.
Перед
началом совместной работы обе стороны - перевозчик и возможный заказчик -
внимательно изучают всю подноготную делового партнера, чтобы не зависеть от
случайного стечения обстоятельств. Но обстоятельства даже в этом случае бывают
непредсказуемыми, когда билеты и туры проданы, договоры с гостиницами и
зарубежными партнерами заключены, а лететь не на чем!
Почему?
Возможно,
например, что авиакомпания, заключающая договор на перевозку, не имела
собственных самолетов, а арендовала их у другой компании. Но поскольку при
заключении договора с заказчиком авиакомпания или авиаброкер не обязаны давать
кому-либо отчеты о наличии и количестве собственных самолетов, то заказчику
чартера предварительно застраховаться от «отсутствия в наличии» свободного
самолета у такого перевозчика почти невозможно. А может случиться, что
авиакомпания задолжала аэропорту за обслуживание или топливо, и администрация
порта своей властью задерживает вылет рейса.
Заказчик
плачет, готов рвать на себе волосы. Но чартер срывается.
А
бывает наоборот. Заказчик довольно давно сотрудничает с авиакомпанией,
пользуется доверием, а потому имеет некоторые авансовые льготы по оплате
рейсов. Но вот в один прекрасный момент он не успел рассчитаться с
перевозчиком, который в то же самое время не имеет средств, чтобы кредитовать
заказчика. И чартер не поднялся в заоблачную высь. Я уже не говорю о тех
случаях, когда в роли туроператора выступает несуществующее лицо. Наступает
время оплачивать рейс, а платить фактически некому. В этом случае перевозчик
опять же готов «рвать» на себе рубаху, и чартер опять же сидит на грешной
земле.
Но
по чьей бы вине все это ни происходило, «крайними» остаются оплатившие рейс
бедолаги-клиенты - туристы, бизнесмены...
Сколько стоит чартер
Назначает
стоимость рейса авиакомпания, а окончательные цифры формируются в ходе
двусторонних переговоров. Себестоимость рейса, и соответственно одного места в
самолете подсчитать нетрудно. Она состоит из следующих базовых затрат:
•
топливо (70%);
•
стоимость летного часа (амортизация и обслуживание судна в полете);
•
аэропортовое обслуживание;
•
аэронавигация;
•
бортовое питание;
•
производственно-технические и управленческие затраты компании.
Для
примера: тонна авиационного топлива в аэропорту Толмачево и других российских
аэропортах обходится перевозчикам в 250-300 дол. Расход топлива различен у
разных видов лайнеров. Так, за час полета аэробус «Ил-86» «съедает» 11-12 т
керосина, а «Ту-154» - только 5-6 т. Но вместимость аэробуса - 320-350 человек,
а «тушки» - лишь 160-180 (табл. 1).
Таблица
1
Технические
характеристики российских авиалайнеров
|