Возникновение и развитие Европейского союза
смотреть на рефераты похожие на "Возникновение и развитие Европейского союза" МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА» Тема: Возникновение и развитие Европейского Союза. . Рязань 2004 г. План
Введение 3
1. История возникновения Европейского союза 4
2. Деятельность и органы управления ЕЭС 8
3. Перспективы развития ЕЭС в связи с его расширением на Восток 10
Литература 14
Введение В настоящее время в период быстрого развития научно – технического
прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия.
Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и
экономические отношения. Международные организации не только регулируют
межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным
вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и
наркоманией. 90-е годы прошлого столетия ознаменовались рядом событий, значение
которых трудно переоценить, - распадом Советского Союза, развалом мировой
социалистической системы, переориентацией европейских постсоциалистических
стран на западно-европейский вектор развития. На повестке дня расширение
Европейского Союза (ЕС), который уже сегодня является основной
экономической и политической силой на континенте. Кроме того, в данной контрольной работе отражена история возникновения
и развития Европейского союза, для создания которого было необходимо, чтобы
в мире произошли определённые исторические события, которые привели
человечество к мысли о взаимодействии. Рассматривая вопрос с исторической
стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как
совершенствовались международные отношения, и к чему стремится
человечество. В современном мире международные организации являются основным
организатором общения государств. Международная организация – это
объединение государств, образованная в соответствии с международным правом
и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в
политической, экономической, культурной, научно – технической, правовой и
иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и
обязанности производные от прав и обязанностей государств. 1. История возникновения Европейского союза Европейский союз, насчитывающий ныне и своем сосгаве 15 государств-
членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее
развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было
обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй
мирон войны с наибольшей силой проявилось противоречие между
интернациональным характером современного производства и узкими национально-
государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до
начала 90-х гг. западно-европейская интеграция подталкивалась вперед
непосредственно конфронтацией на континенте двух противоположных
общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западно-
европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить
возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной
торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз
(становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь
и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные
названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. В мае 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил
создать Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В апреле 1951 года
шесть государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург)
подписали договор о создании ЕОУС, которое образовалось в следующее году.
Оно включало: Верховный орган в составе девяти членов, действовавший по
принципу большинства голосов и имевший полномочия принимать решения,
выносить рекомендации, взимать сборы с предприятий, налагать штрафы и в
целом контролировать производство и инвестиции в шести странах; суд,
уполномоченный определять правомерность решений и рекомендаций Верховного
органа; совет министров и ассамблею, имевшую право оценивать деятельность
Верховного органа и двумя тремя голосов отправлять в отставку совет
министров К началу 50–х годов к Совету Европы присоединились на европейской арене
Объединение угля и стали и образованное вслед за ним Европейское
оборонительное сообщество, и в 1952 году было решено объединить эти три
органа. К 1955 году все шесть членов ЕОУС созрели для созыва официального
совещания, обравшегося в Мессине, на котором они постановили создать
Европейское экономическое сообщество(ЕЭС) и Европейское сообщество по
атомной энергии (Евратом). В марте 1957 года в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и
Евратома. С начала 1958 года обе организации были созданы, а ещё через год
начали функционировать. В 1967 году они были объединены с ЕОУС. Римский
договор учредил структуру из четырёх частей: совета министров, комиссии,
парламента и суда. . Суду, состоявшему из семи членов, поручалось обеспечивать соблюдение и толкование законов Сообщества. . Однопалатный парламент был, прежде всего, дискуссионным органом. Он обладал лишь зачатками тех полномочий, которые накопились с течением времени у национальных парламентов. Он мог отклонять, но не корректировать бюджет Сообщества и отправлять в отставку комиссию целиком, но не частично; он принимал ограниченное участие в выработке законодательства, но не контролировал совет министров. . Члены комиссии занимались исключительно делами Сообщества в штаб – квартире в Брюсселе. . Совет министров, представлял собой несколько государств – членов Сообщества, целью которых было обеспечить то, чтобы Сообщество было скорее коллективом наций, чем наднациональным образованием: совет министров ЕЭС главенствовал над комиссией в Брюсселе. Самые значительные прения и решения, касавшиеся развития ЕЭС, проходили и принимались в совете министров и вращались не вокруг распределения власти среди главных органов Сообщества, а вокруг осуществления полномочий в самом совете – т.е. какие вопросы могут решаться большинством, а какие единогласием. На первом этапе экономической интеграции, который должен был занять и
занял 12 лет, были проведены мероприятия в области торговли: был создан
таможенный союз с единым внешним тарифом, внутри стран были отменены все
тарифы и квоты. На втором этапе планировалось создать более широкий
экономический союз, предполагавший единую сельскохозяйственную политику
(ЕСП), свободное движение рабочей силы и капитала, согласование социальной
политики, закона, стандартов в области здравоохранения и безопасности, а
также создание валютного союза с единой валютой и единым центральным
банком. В 1973 году первым шести членам присоединилась Великобритания, Ирландия
и Дания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия, в 1995
году - Австрия, Швеция и Финляндия. В первые году существования ЕЭС его неофициально называли «Общий
рынок», ибо процесс интеграции действительно начался с либерализации
внешней торговли. Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя па
своем пути одну веху за другой. В 1958-1968 гг. («переходный период» становления общего рынка товаров,
услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и
количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри
ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и
установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и
сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный
тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского
хозяйства был введен общин режим регулировании цен и объемов производства
основных видов аграрной продукции умеренною пояса (мясо, зерно, масло и
др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать
модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению
фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция
капитала и рабочей силы внутри ЕЭС. В целом, к середине 1968 года в EЭC сложился развитый таможенный союз,
дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации)
экономической и валютной; а также (но в значительно меньшей степени)
внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и
двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества
по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка
стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским
сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный
факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту
западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув
политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни. Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем
странам - членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ
международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное начало
функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их
развития. Оно повлекло за собой ослабление национально-государственных
систем регулирования экономики, при этом не были созданы компенсирующие
межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования. Отмеченные и другие не обстоятельства побудили страны - члены ЕС
принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного
союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего премьер-министра
Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), которая, однако,
потерпела провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий
внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому
положению и уровню хозяйственного развития (экономическая дивергенция) в
ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х и. С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала
длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис.
Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два.
Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены ЕС окончательно передали свои
полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам.
Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние
торговые соглашения с третьими странами. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на
базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины
валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса
валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса
центральных банков этих стран, т.е. своею рода валютный коридор в ±2,25%,
названный в публицистике «валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не смогли
подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия
вошла в нее на особых условиях (± 6%). С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных
процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы
сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими
обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для
противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и
новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки
хозяйства и решения задач полого этапа научно-технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно
от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно
протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х
гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно
противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной (например, в 1966 г.
она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и нe участвовала в их
деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и
претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно
осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой
высокий статус только как одна п.) ведущих стран - членов ЕС и один из
главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление ето
наднационального характера. Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (иступил в силу с 1
июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью
интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно-
технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских
программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике,
телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более
тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов блока,
усиление наднациональных механизмов ЕС. Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя,
что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз.
Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам.
Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим
видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого
конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий па пути свободной
миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя
фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае
бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС. Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский
договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса
Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в
декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к
нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в
действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных
момента: . во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС; . во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС; . в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, по и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование. Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально
она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1
января 1999 г. не все страны — члены ЕС смогли начать переход к евро,
поскольку часть из них не выполнила необходимых для итого требований
(дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг —
максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь
Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной
валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее. Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она
принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и
росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор
физические и юридические липа стран — членов ЕС при обмене их валют друг на
друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд.
долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат. 2. Деятельность и органы управления ЕЭС Европейский союз представляет собой классический вариант региональной
социально – экономической интеграции в составе 15 (по состоянию на конец
1998г.) западноевропейских государств: Франции, Германии, Италии, Бельгии,
Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании,
Португалии, Швеции, Финляндии и Австрии.
Страницы: 1, 2
|