Меню
Поиск



рефераты скачать Внешнеэкономические отношения Эстонии и России

p>Среди товаров, ввозимых из России, на лидирующем месте были минеральные товары, хотя увеличение их импорта( на 15,3 % ) было меньше от роста всего импорта . Ввоз товаров из России увеличился в большинстве групп товаров, но больше всего вырос импорт транспортных средств ( на 120,5 % ) и металлов и изделий из металлов ( на 105,7 % ) (14).

Оборот товаров, ввозимых из России в Эстонию для переработки с последующем возвратом в страну-изготовитель, в 1995 году увеличился почти в два раза .
Переработка охватывает в основном минеральные товары ( 165,1 млн. ЕЕК ) и транспортные средства ( 164 млн. ЕЕК ), а также предметы готовой одежды (
82 млн. ЕЕК ).

Если посмотреть последние статистические данные можно сделать вывод, что торговые отношения у Эстонии с Россией развиваются медленно и не очень благоприятно для Эстонии: экспорт туда увеличился по сравнению с 1995 годом приблизительно на 11 % , и импорт также увеличился почти на 11 %. Таким результатом торговый дефицит увеличился на 10 %.

Экспорт в 1996 году вырос на 11,2 % за счет увеличения вывоза следующих товаров : пищевых продуктов ( на 19,3 % ), химических продуктов ( на 17,9 %
), предметов готовой одежды ( на 69,1 % ), дерева и бумаги (на 22 % ), металлов и изделий из металлов ( на 33,4 % ) (14) (Прил. 1).

Импорт из России увеличился из-за увеличения импорта химических товаров ( на 102 % ), дерева ( на 23 % ), металлов и изделий из металлов ( на 33 % )
(14) (Прил.2).

Сальдо на окончание 1996 года было отрицательным ( -1085,8 млн. ЕЕК), и отставание было большим, чем в 1995 году ( -985,2 млн. ЕЕК ). Не спасло и увеличение сальдо торговли продовольственными товарами ( с 708,5 млн. ЕЕК до 866,4 млн. ЕЕК) и транспортными средствами ( с 155,2 млн. ЕЕК до 449 млн. ЕЕК ), а также изменение отрицательного сальдо торговли готовой одеждой в положительную сторону ( с -27,8 млн. ЕЕК до 100,6 млн. ЕЕК ) (14)
.
В целом, на конец 1996 года между Эстонии и Россией сложилась следующая структура внешней торговли.

Россия продолжает оставаться одним из крупнейших торговых партнеров
Эстонии. Хотя по сравнению с 1995 годом роль самых главных партнеров
(России и Финляндии) уменьшилась. В настоящий момент она стабильно занимает второе место как по экспорту, так и по импорту. Общая доля России в торговле с Эстонии равнялась 14,4 % ( Финляндии - 25,6 % ). За 9 месяцев
1996 года ее доля в экспорте составила 16,8 % , уступая только Финляндии (
18,4 % ), а в импорте - 12,8 % , значительно уступая той же Финляндии (
30,4 % ). Для сравнения за тот же период в 1995 году эти цифры для России были 17,4 % и 16,7 %, соответственно.

Структура товарообмена, которая сформировалась в 1992 году, в целом значительных перемен не претерпела и сейчас имеет следующий вид.

Основными предметами экспорта являются продовольственные товары, а также транспортные средства. Вместе они составляют 53,4 %. Все остальные товары занимают сравнительно небольшую часть.Наиболее важным для Эстонии являеися экспорт продовольственных товаров. Россия является главным их импортером и туда было вывезено в 1996 году на сумму 1489,5 млн.ЕЕК.

Динамика роста экспорта продовольственных товаров показана на Графике 4.

[pic]

Условные обозначения:

I - живой скот и продукты животноводства;

II - продукты растениеводства;

III - животные и растительные жиры;

IV - продовольственные товары.
Источник: “V(liskaubandus”,1994,стр. 136-139; “Эстония
М”,24.03.1997,стр.14.
График 4. Экспорт продовольственных товаров в Россию в 1991-1996 гг.

Для российских покупателей наибольший интерес представляют молоко и молочные продукты, а также готовые продукты из рыбы и мяса. Между тем, спрос на эстонские продовольственные товары значительно превышает их предложение. Эстонская продукция, произведенная на уровне мировых стандартов, хорошо зарекомендовала себя на российском рынке, показав высокую конкурентноспособность.

Второй по важности статьей эстонского экспорта в Россию является экспорт транспортных средств. В 1996 году было их экспортированона сумму 707,8 млн.ЕЕК, что составило 17,2 % общего экспорта в Россию. Наибольшим спросом в России пользуются машины советского производства, ввозимые в основном из
Германии и германии. Это объясняется высоким (5 ECU с куб. см объема двигателя) таможенным тарифом на ввозимые иномарки.
Динамика роста экспорта транспортных средств показана на Графике 5.

[pic]

Источник:“V(liskaubandus”,1994,стр. 136-139; “Эстония
М”,24.03.1997,стр.14.
График 5. Экспорт транспортных средств в Россию в 1991-1996 гг.

Наиболее важным в сфере импорта здесь с большим отрывом от остальных товаров по-прежнему на первом месте стоит минеральное топливо. Это легко объясняется известным фактом, что Эстония очень плохо обеспечена необходимыми для ее экономики энергоносителями, и поэтому импорт топлива имеет для нее стратегически важное значение.

Минеральное топливо является одной из крупнейших статей эстонского импорта.В 1996 году в Эстонию из России было ввезено топлива на сумму
2299,9 млн.ЕЕК, что составило 44,2 % всего импорта.(Прил.2). Из России ввозится большая часть каменного угля, бензола, толуола, керосина, дизельного топлива, а также 100 % природного газа.

В последнее время резко возрос импорт автомобильного бензина. Если раньше крупнейшим поставщиком бензина была Финляндия , то теперь у нее появился достаточно серьезный конкурент в виде России. Если анализировать цены минерального топлива можно сделать выводы, что цена на бензин в России на данный момент находится на мировом уровне. Довольно выгодно покупать у
России и дизельное топливо, и мазут. Например, покупая дизель в Финляндии, приходится платить приблизительно на четверть больше. А покупая мазут из
Литвы, приходится платить на 1/3 больше (3).

[pic]
Источник:“V(liskaubandus”,1994,стр. 136-139; “Эстония М”,24.03.1997,стр.14
График 6. Импорт минерального топлива из России в 1991-1996 гг.

Другая ситуация с газом. В данном случае Эстония частично зависит от поставок из России потому что, газ попадает в Эстонию по трубопроводам. А с другими государствами у Эстонии трубопроводная связь отсутствует (3).

После введения Россией двойных таможенных налогов для Эстонии местные бизнесмены стали использовать так называемый “Украинский коридор” для торговли с Россией. За последнее время резко увеличилась торговля Эстонии с
Украиной.В 1994 году экспорт из Эстонии на Украину составил 518,2 млн.ЕЕК, а в 1995 и 1996 годах (после последствий введения Россией двойных налогов) соответственно 790 и 1262 млн. ЕЕК. Произошло увеличение экспорта на 60 %.
Однако как показала статистика только треть прибывших из Эстонии товаров оседало на территории Украине. Остальная часть переправлялась в Россию. Вот такой интересный ход использовали эстонские предприниматели, чтобы избежать двойных налогов (16).

Однако с осени 1996 года и “Украинский коридор” для Эстонии закрылся .
Россия ввела сбор 20-ти процентного налога на добавленную стоимость с товаров, ввозимых с территории Украины. Теперь стоимость экспорта в Россию через Украину сравнялся с экспортом напрямую. Этот шаг нанес серъезный удар по эстонским бизнесменам, торгующим с Росссией (16).

Также с начала 1997 года в России вступило в действие постановление, по которому за импортируемый туда или проходящий транзитом спирт в дополнение к пошлинам на границе нужно платить акциз и налог с оборота. Можно сказать, что это нанесло серьезный удар на экспорт эстонских спиртозаводов, он прекратился. А Ракверский и Моэский спиртозаводы (экспорт которых составлял соответственно 48 % и 60 % от всего производства) находятся на грани остановления своей деятельности.

Как видно, внешняя торговля с Россией имеет весьма существенное значение для Эстонии. Поэтому, целесообразным является расширение и углубление деловых контактов как на государственном, так и на частном уровнях.
Несомненно, что заинтересованность обеих сторон во взаимовыгодном сотрудничестве очень велика. Доказательством этого служат многочисленные встречи деловых кругов России и Эстонии.

К сожалению, практически все препятствия на пути расширения деловых контактов носят исключительно политический характер. Активно действующая
Эстоно-Российская палата предпринимателей решила совершить довольно смелый поступок. 11 марта 1997 года члены палаты послали обращение к властям
Эстонской Республикии и властям Российской Федерации, в которой они указали, что “деловые круги Эстонской Республики... крайне озабочены отсутствием позитивных сдвигов в эстоно-российских отношниях.” “Мы считали и считаем, что между двумя странами нет неразрешимых противоречий. Все существующие ныне разногласия являются результатом взаимного недоверия и отсутствия доброй воли к их устранению... Но мы уверены, что экономические санкции не являются адекватным средством решения внутригосударственных и межгосударственных проблем”,- таково мнения членов палаты. В письме они излагают возможные пути к разрешению проблем, суть которых также раскрывается в обращении. Письмо было подписано членами палаты, в том числе
В. Поляковым, и было поддержано академиком Михаилом Бронштейном (14).

Хочется надеется, что обращение не останется криком в пустоту, и обе стороны примут решения о позитивных сдвигах.

Есть уже реальные надежды на то, что между Эстонией и Россией будет наконец- то заключен договор о режиме наибольшнго благоприятствования в торговле.
Потому что обе страны собираются вступить во Всемирную торговую организацию, членами которой уже являютс 121 государство, а между членами этой организации действует режим свободной торговли (17).

3. ПРОЧИЕ ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

1. ТРАНЗИТ

Географическое положение Эстонии на кратчайшем балтийском торговом пути с
Востока на Запад и с Запада на Восток при наличии глубоководных и почти не замерзающих акваторий с развитой транспортной и портовой инфраструктурой - это важный элемент эстонского национального богатства и балансир устойчивости экономики и национальной валюты, особенно в условиях нарастающего дефицита торгового баланса.

По разным оценкам, транзитный коридор через Эстонию с учетом связанных отраслей обеспечивает от 20 до 25 % реально произведенного валового продукта в Эстонии (17).

В настоящее время доминируюшая часть перевозок происходит по железной дороге. Основной поток грузов направляется из портов в порты. Основная тяжесть перевозок ложиться на маршрут Таллинн-Тапа-Нарва. На него приходится 70 % всех транзитных перевозок. Учитывая планы развития порта
Мууга, объем перевозок по железной дороге должен будет составить в 2005 году 24 млн. тонн, а более оптмистический вариант увеличивает это число до
38 млн. тонн в год. Большую часть этих перевозок будет занимать транзит.

Основные автомобильные перевозки ведутся по шоссе Таллинн-Нарва и Таллинн-
Тарту-Выру-Печоры. В ближайшем будущем планируется построить объездную дорогу вокруг нарвы и новый мост через реку. Это позволит избежать задержек при движении в городской черте. Стоимость проекта составляет 50 млн.долларов (8).

С первого сентября 1996 года применяются экономические санкции к российским бизнесменам, использующим эстонский транзитный коридор. Для них установлены повышенные тарифы при перевозке грузов по российским железным дорогам. А это увеличивает транспортные расходы на 15 - 20 %.

В сентябре 1996 года состоялась презентация дочерней фирмы N-Терминала
“Травенд” и паромной линии Таллинн-Киль. Цель данной линии обеспечение бесперебойного транзита грузов между Германией и Россией. Изучив различные варианты доставки продукции в Европу, немцы признали наиболее экономичным эстонский коридор (20).

8-9 мая в Нарве пройдет международная выставка и конференция под общим названием “ Нарва-Транзит- 97 “.Цель мероприятия - представить Нарву и Ида-
Вирумаа в качестве важного транзитного пункта из Европы в Россию.
Надеемся, что эта конференция, на которую соберутся местные и зарубежные компании, занятые в области транспортировки грузов, обслуживания, строительства,таможни, страхового бизнеса, связи, оптовой торговли и туризма, еще раз подтвердит, что Эстония является очень выгодным транзитным коридором между Западом и Востоком.

В силу своего географического положения Эстония считается одним из наиболее благоприятных мест для осуществления транзита нефтепродуктов.

Один из наиболее грандиозных проектов транзита нефтепродуктов связан с
Тимано-Печерским месторождением. Запасы этого месторождения, находящегося северо-восточнее Архангельска, оцениваются в 400 млн.тонн. Проект стоимостью 4,5 млрд. долларов предусматривает строительство трубопровода из республики Коми через город Кирши, где находится нефтеперерабатывающий завод, в один из балтийских портов (21).

На начало текущего года ситуация с проектом прокладки нефтепровода была такова. Существовало 3 варианта прокладки нефтепровода:

1. через Эстонию в порты Мууга или Палдиски;

2. через Финляндию;

3. через Латвию.
Существовал еще вариант строительства собственных портов Россией на побережье Балтийского моря. Прокладка нефтепровода по территории Эстонии оказывалась на 10-15 % дешевле других вариантов. По предварительным оценкам, только за счет наличия нефтепровода Эстония смогла бы получать 150 млн. долларов в год. Помимо этого , существенно была бы упрощена и удешевлена доставка нефти в Эстонию для внутренних нужд, резко бы ускорилось развитие порта (а следовательно и города ) Палдиски. К тому же благодаря нефтепроводу на территории Эстонии можно было бы построить современный нефтеперерабатывающий завод (приблизительной стоимостью в 5 млрд. ЕЕК), идею строительства которого еще в 1995 году выдвинуло руководство ГАО “Esoil”. (21)

Однако все эти надежды рассыпались в начале 1997 года. В феврале текущего года губернатор Ленинградской области и президент компании “Сургутнефтегаз” подписали договор о сотрудничестве и назначили срок проведения конкурса на строительство порта в бухте Батарейная. К этому порту будет проведен нефтепровод длиной 320 км от завода в Киршах. По мнению руководителей
Estonian Oil Service,“...строительство новых портов в Ленинградской области не повредит большинству топливных фирм, возящих топливо из России через
Эстонию...”

По мнению министра путей сообщения и связи Райво Варе, которое он высказал на лекции в Тартуском университете, нельзя строить долговременные планы, основанные на том, что Россия начнет в будущем перевозить нефть через
Эстонию. Россия предпочитает строить для себя новые порты.

Особо следует остановиться на портах Эстонии. За годы Советской власти в
Эстонии был построен мощный и современный комплекс портовых сооружений.
Эстонские порты были созданы для нужд бывшего Советского Союза, поэтому неудивительно, что их возможности далеко превышают внутренние потребности
Эстонии. Основную часть грузов составляет транзит. Сейчас на него приходится 75-78% грузооборота(22). У Эстонии имеется 79 портов, из них экспортно-импортным требованиям соответствуют 19. Наиболее крупные порты
Эстонии- Мууга, Кесклинна, Палдиски и Копли. Все они входят в состав ГАО
“Tallinna Sadam”. (17)

Самым важным портом является порт Мууга, через который в 1996 году было вывезено 14 миллионов тонн груза. Жидкое топливо составило 5,8 миллиона тонн из этого объема. По наиболее оптимальным прогнозам в 2010 году через порты Эстонии пройдет 40 мил. тонн груза, по пессимистическим - 29 млн.
Последний вариант , по мнению министра наиболее вероятен, поскольку в течении последних трех лет удельный вес транзитной торговли снизился.

Существует очень много проблем между Россией и Эстонией в области транзита.
И можно сказать, что проблем возникает все больше и больше. Так с первого марта сего года Министерство транспорта России изменяет требования, установленныедля эстонских автоперевозчиков при транспортировке грузов и перевозке людей в Россию. Теперь они должны иметь специальное разрешение на перевозку, которое выдается Эстонской ассоциацией международных автомобильных перевозок.

Вопрос транзита стал очень болезненным. Эстонии нужно налаживать отношения с российскими структурами - государственными, таможенными, транспортными, чтобы снять больные вопросы, отрегулировать безопасность грузопотока, ликвидировать контробанду. Проблемы нужно решать на разных уровнях и срочно, иначе грузопоток из Европы может вообще миновать Эстонию; уже в этом году будет сдан мост через пролив между Данией и Швецией, автомобильный транспорт сможет идти из Европы в Швецию, следовать на Россию через Финляндию. А на Российско-финской границе сдан в эксплуатацию большой автопереход Торфяновка с возможностю пропуска от двух до трех тысяч машин в сутки. То есть ворота для приема еврпопейских грузов готовы (17).

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.