Меню
Поиск



рефераты скачать Влияние государства на рыночную экономику

В России система антимонопольного регулирования формируется в условиях, когда устойчивые рыночные связи находятся в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики. Неразвитость рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного регулирования. [3, с.114 – 120]

1.4   Пути повышения эффективности государственного регулирования

Государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. При определении эффективности государственного регулирования следует рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, достижение поставленной цели связано с определенными народнохозяйственными издержками, которые желательно минимизировать.

Государственное регулирование – это особая сфера деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Экономическая политика формируется на основе политических решений.

При разработке экономической политики необходимо четко определить желаемый результат политического решения, ожидаемый совокупный эффект. Следует выяснить, насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены.

Для того, чтобы выработать эффективную экономическую политику, необходимо четко представлять, какие цели регулирующий орган стремится достичь. Множество целей государственного регулирования называется целевой функцией. Определение конфигураций целевой функции представляет собой сложный многогранный процесс, связанный с разработкой политических стратегий.

Особенно важно для регулирования переходной экономики – формирование целевой функции на основе предпочтений, то есть выделяя задачи первостепенной важности.

Разработка экономической политики в России происходит в условиях глубоких системных изменений, включающих институциональные и структурные преобразования. Правительству в условиях неустойчивой экономики приходится заботиться не столько о разработке эффективной долгосрочной стратегии, сколько о том, чтобы вовремя среагировать на ближайшие проблемы.

Для разработки эффективной экономической политики необходимо иметь представление не только о степени воздействия различных инструментов на цель, но и их быстродействии. Инструменты государственного регулирования оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг), причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.

Можно говорить о системе, состоящей из внутренних и внешних лагов.

Внутренний лаг - это промежуток времени между возникновени­ем экономической проблемы и принятием ответных мер экономи­ческой политики. Он возникает в связи с тем, что для осознания самой проблемы необходимо время, зависящее от состояния эконо­мической науки, ее роли в принятии решений по государственному регулированию, компетентности тех, кто вырабатывает эти реше­ния.

К внутренним лагам можно отнести промежуток времени, необ­ходимый для принятия решения об использовании тех или иных регу­лирующих механизмов, а также период, отделяющий момент поста­новки (изменения) цели от момента изменения инструментов. К внутренним лагам можно отнести и время, необходимое для реа­лизации конкретных действий государственными службами, ответствен­ными за осуществление того или иного решения.

Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия решения и моментом, когда приняты е меры начнут давать результаты. Он возникает в связи с тем, что инструменты экономической полити­ки не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости. Величина внешнего лага зависит от структуры механизма, соединя­ющего цель государственного регулирования и инструмент, степени его инертности.

Если обратится к лаговой структуре, то становится понятным причины частого запаздывания с принятием назревших макроэкономических решений, что характерно для переходной экономики.

При формировании макроэкономичес­кой политики необходимо учитывать так называемый эффект мульти­пликатора. Он означает наличие в экономике таких передаточных ме­ханизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене. Эффект мультипликатора демонстрирует взаимосвязь и взаимовлия­ние всех структурных элементов объекта регулирования. Мультипликатор описывает продуктивность инструментов государ­ственного регулирования экономики. Много­численные исследования фактора времени применительно к мульти­пликаторам показали, что возможны различные варианты распреде­ления во времени мощности мультипликатора. Иногда мультипликатор полностью вырабатывает свой ресурс за сравнительно небольшое вре­мя, и значение цели быстро становится таким, каким его хотели видеть политики.

Мультипликативный эффект государственного регулирования отличается в кратко- и долгосрочном периодах. Инструменты эко ческой политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении.

Достижение запланированных правительством значений целей может потребовать поочередного использования денежных и бюджетных регуляторов. Все зависит от того, как складывается реальная экономическая ситуация, насколько текущие уровни целей отклоняются от желаемых, а также от приоритетности целей.

Практика государственного регулирования в развитых странах показывает, что манипулирование налогами, государственными расходами, резервной нормой и тому подобное следует отнести к сравнительно грубым методам. Государственное регулирование в динамично развиваю среде, когда одновременно появляются разные явные и неявные места, предполагает формирование особых (тонких) механизмов которые повысили бы чувствительность к изменениям (как внутренним, так и внешним), что позволило бы выиграть время для адаптации превентивных мер. [2, с.48 – 56]


2         Роль государства в рыночной экономике (на примере бюджетного

регулирования экономики страны)

В рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.


Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования


Новый тип бюджета проявляется и в характере предоставления за счет бюджетных расходов общественных благ всем членам общества. Государство взимает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, науки, управления, охраны и правопорядка, обороны). Поэтому налоги определяются объемом и потребностью в общественных товарах и услугах, наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Расходы, необходимые для государства и выполнения им функ­ций, должны обеспечивать социально ориентированный характер экономики (перераспределение ресурсов для обеспечения целей социальной справедливости и социальной безопасности). Возрас­тает регулирующая роль бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а также в системе общего фи­нансового регулирования социально-экономического развития.

Механизм финансового регулирования - это совокупность ме­тодов, инструментов, финансовых технологий и правил, по­средством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денеж­ных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйст­вующих субъектов для достижения целей, определенных соци­ально-экономической политикой государства.

Данный механизм в современной российской экономике вклю­чает в себя следующие основные «блоки»:

1. Определение общего курса финансовой и экономической политики в Посланиях Пре­зидента Российской Федерации, среднесрочных и долгосрочных программах Правительства Российской Федерации;

2. Взаимо­действие с Международным валютным фондом и реализация со­гласованной финансовой программы (ежегодные «Заявления» Правительства и Центрального банка об экономической и финан­совой политике);

3. Управление параметрами денежной и кредит­ной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается «Основными направлениями денежно-кре­дитной политики», утверждаемыми Государственной Думой;

4. Законодательное формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их использование (ежегодные федеральные законы о фе­деральном бюджете, о внебюджетных фондах и соответствующие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления);

5. Регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законода­тельством, включая практику ежегодного внесения изменений и др.

В механизме финансового регулирования весьма существен­ны настройка и регулирование финансовых параметров и меха­низмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенци­ал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность госсобственности, денежная масса и ставка процента). Важно также использование инструментов государственного регулирования финансового положения и финансовых потоков на уровне ми­кроэкономики, а также контроль, учет и обеспечение ответст­венности управленческих звеньев и кадров в рамках законов, регулирующих деятельность корпораций, малого бизнеса.

Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление уси­лий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики опре­деляется долгосрочными задачами модернизации социально-­экономической системы страны. Бюджетная стратегия конкрет­но формулируется в общих и бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны. [1, c.273 – 274]

В Бюджетном послании Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году», которое Владимир Путин направил председателю Совета Федерации Сергею Миронову и председателю Государственной думы Геннадию Селезневу. Говоря об итогах исполнения бюджета в 2001 и 2002 годах, Владимир Путин акцентировал внимание Государственной думы и Совета Федерации на тех же обстоятельствах, что и в послании Федеральному собранию: сделано много, но предстоит еще больше. Так, президент отмечает, что бюджет за прошлый год исполнен, а на этот и вовсе запланирован с профицитом. Кроме того, создан финансовый резерв, текущие платежи по обслуживанию и погашению долга осуществляются своевременно и в полном объеме, приняты ключевые главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинального налогового бремени, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. «Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Должно повыситься качество среднесрочного бюджетного планирования», - именно такие задачи Путин ставит в Бюджетном послании. Что касается политики в области расходов и доходов, то Федеральное собрание должно обратить внимание на необходимость сделать налоговый учет максимально удобным и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, в целях стимулирования легализации заработной платы нужно продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате единого социального налога. [6]


2.2 Бюджет России на 2007 год


Бюджет на 2007 год принят с профицитом, как и в предыдущие несколько лет. Превышение доходов над расходами запланировано в размере 1,5 трлн. рублей. Как показывает практика, реальные расходы федерального бюджета оказывается значительно больше запланированных, в связи с чем в закон о бюджете вносятся соответствующие изменения. Так было и в 2006 году.

По словам министра финансов А. Кудрина, расходы федерального бюджета в 2007 году станут самыми большими за последнее время. Произойдет это из-за высокого роста экономики. Министр финансов назвал бюджет на 2007 год бюджетом инвестирования в человека, образование и здравоохранение. Было отмечено, что в следующих бюджетах расходы такими темпами расти не будут. [8]

Федеральный бюджет на 2007 год обеспечивает создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций в российскую экономику, создание условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Первая стратегическая задача бюджета - поддержания общей макроэкономической сбалансированности, создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики. Наша первостепенная задача – модернизация российской экономики, снижение инфляции, снижение ставки кредитования. Нам нужно существенно увеличить инвестиционный потенциал российской экономики и сделать кредитный ресурс основным инструментом для модернизации экономики. [9]

Депутаты Госдумы РФ в постановлении о принятии бюджета в четвертом чтении включали три рекомендации Правительству РФ. В случае, если в 2007 году будут получены дополнительные доходы, Правительство РФ в первую очередь должно рассмотреть вопросы:

§      о выделении дополнительных средств на финансирование Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 гг. и на период до 2015г.;

§      о выделении субсидий региональным бюджетам на дизельное топливо;

§       о выделении дополнительных средств на увеличение финансирования Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 года и до 2010 года».

Что касается уровня инфляции, то на практике он также оказался выше запланированного. В 2006 году он составил 9 % (предполагался на уровне 7 – 8,5 %). На 2007 год – предполагается на уровне 6,5 – 8 %. [8]

Если говорить об экономике, то за четыре года (с учетом прогноза на следующий год) ВВП возрастет на 28,9 %, в том числе в этом году – на 6,6 %, в следующем – на 6 %. В среднем за четыре года ежегодный экономический рост составит 6,5 %. Объем годовых инвестиций в основные фонды экономики за эти четыре года увеличится в два раза.

Говоря о главных показателях бюджета страны, можно сказать, что доходы составят 6 трлн. 965,3 млрд. рублей, расходы – 5 трлн. 306,6 млрд. рублей. при этом доходы страны вырастут на 806,3 млрд. рублей, а расходы – на 1 трлн. 74,9 млрд. рублей. А если брать только непроцентные расходы, то они вырастут на 1 трлн. 110 млрд. рублей, или на 26,5 %, то есть за один год в номинальном выражении мы нарастим на четверть расходы нашего бюджета.

Непроцентные расходы федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении увеличатся на 17,1 % (в номинальном – на 26,5 %) и составят 17 % ВВП, что на 1,6 % больше, чем в 2006 году, по ожидаемой оценке. В результате увеличится государственный спрос в структуре ВВП до 18,8 % в 2007 году по сравнению с 16,5 % в 2005 году.

Наибольший прирост расходов планируется по статье о трансфертах бюджетам других уровней, то есть в законопроекте нашла поддержку основная масса предложений, внесенных регионами.

Серьезным приоритетом является поддержание обороноспособности и безопасности страны. Общий объем средств на эти две составляющие увеличится на 286 млрд. рублей, в том числе оборонный заказ – на 70,8 млрд. рублей.

Этот бюджет можно по праву назвать и бюджетом стратегических проектов, поскольку кроме основных мер, связанных с федеральными целевыми программами, в составе бюджета учтено 12 новых федеральных целевых программ, более чем на 70 млрд. рублей, и общий объем федеральных целевых программ составит 505 млрд. рублей, в том числе: развитие инфраструктуры – 267 млрд. рублей, инновации - 118 млрд. рублей, безопасность жизнедеятельности – 64 млрд. рублей, региональные проблемы - 41 млрд. рублей. Суммарно, вместе с непрограмными инвестициями, эта инвестиционная часть бюджета составит 224 млрд. рублей, или прирастет на 47,5 %. [9]

В настоящее время перед властью стоит двуединая задача: ис­пользовать возможности бюджетного федерализма для разре­шения бюджетных, налоговых и других финансовых противо­речий в Российской Федерации и не дать усилиться тенденции к дальнейшей децентрализации бюджетной системы, когда ут­рачивается ее единство и способность быть регулирующим ме­ханизмом финансовой жизни и единого российского рынка. [7]

В целях повышения эффективности регулирующих функций бюджетной системы и бюджетной политики в августе 2001 г. ут­верждена Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. Реализация Программы направлена на формирование и развитие системы бюджетного регулирования, обеспечивающих опти­мальное распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы. Это должно способствовать развитию экономического по­тенциала регионов и страны в целом, достижению компромисса между органами власти разных уровней на основе разгра­ничения налогово-бюджетных полномочий и ответственности. [1, c.299]

Установлено, что нормативные правовые акты президента РФ должны быть приведены в соответствии с Законом о бюджете на 2007 год в двухмесячный срок с дня вступления этого закона в силу. [8]

Заключение


Выше были рассмотрены основные задачи и цели государственного регулирования рыночной экономики, а также методы и инструменты, направленные на их осуществления. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что в вопросе государственного регулирования экономики необходимо обсуждать степень государственного вмешательства и его методы. Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

Список использованных источников

1. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с.

2. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с.

3. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие // М.: Дело, 2002. – 280 с.

4. Курс экономической теории: учебник /под ред. проф. М.Н. Чепурина. – Киров: «АСА», 2004. – 832 с.

5. Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002, - 896 с.

6. Лавицкий В. : Президент России Владимир Путин призвал завершить разграничение расходных: статья. – 2002.

7. Пресс-служба Совета Федерации : «Бюджетная политика в РФ».  – 2005.

8. Ахулкова Е.Н. Бюджет инвестиций в человека, образование и здравоохранение //БиНО: бюджетные учреждения. – 2007. - № 3. с.61 – 62.

9. О проекте федерального бюджета на 2007 год // Финансы. – 2006. - №11. с.3 – 6.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.