Влияние государства на инвестиционный климат
Курсовая
работа на тему:
«Влияние
государства на инвестиционный климат»
Хабаровск 2007
Содержание:
Содержание: 2
Введение 3
Глава 1 Понятие инвестиционного климата 5
1.1 Инвестиционная
привлекательность как фактор, влияющий на инвестиционный климат. 5
1.2 Инвестиционные
риски и факторы их определяющие. 9
Глава 2 Инвестиционный потенциал Российской Федерации 13
2.1 Законы
об инвестиционной деятельности 13
2.2 Прямое и особое регулирование инвестиционной
деятельности 15
2.3 Государственная инвестиционная политика
Российской Федерации на современном этапе. 18
Глава 3 Иностранные инвестиции 22
3.1 Гарантии и защита иностранных инвестиций 23
3.2 Правовой режим функционирования иностранного капитала
в России 25
3.3 Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока,
в частности Хабаровского края. 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение
Будущее России и
ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на
современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема
обеспечения устойчивого экономического роста. Поэтому особо остро стоит вопрос
о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального
сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций
– отечественных и иностранных.
Необходимым
условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она
достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и
наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального
производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный
потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные
позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих
государств, особенно вырывающихся из экономического и социального
неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых
капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
В этой связи на первый план выходят задачи создания благоприятных условий
и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные
инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного
корпоративного национального капитала, усиление функций государства как
"стратегического" инвестора, стимулирование и поддержка
инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства, создание
благоприятных условий для привлечения иностранных капиталов.
Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к
режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности использования
инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных
преобразований.
Целью моей курсовой работы является раскрытие проблемы инвестирования иностранного
капитала в российскую экономику, регулирование инвестиционной деятельности
государством и на примере Хабаровского края показать роль иностранных инвестиций.
Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов: понятие инвестиционного климата;
инвестиционный потенциал Российской Федерации; особенности иностранных инвестиций
в Российской Федерации.
Глава 1 Понятие инвестиционного климата
1.1 Инвестиционная привлекательность как фактор, влияющий на
инвестиционный климат
В Федеральном
законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ
дается следующее определение инвестициям: "...инвестиции - денежные
средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные
права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты, предпринимательской и
(или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного
полезного эффекта".
Таким образом,
под инвестициями в широком смысле необходимо понимать денежные средства,
имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических
лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и
техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций
и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного
эффекта. Инвестиции -более широкое понятие, чем капитальные вложения.
По объектам
вложения инвестиции принято делить на портфельные и реальные.
Портфельные
(финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги,
активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор
увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды - доход на ценные бумаги.
Реальные
инвестиции - вложения в создание новых, реконструкцию и техническое
перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор,
вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал - основные
производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные
средства.
В зависимости от
периода инвестирования выделяют долгосрочные (в создание и воспроизводство
основных фондов, в материальные и нематериальные активы) и краткосрочные
инвестиции (в оборотные средства: товарно-материальные запасы, ценные бумаги и
т. д.).
По формам
собственности различают совместные, иностранные, государственные и частные
инвестиции.
По региональному
признаку инвестиции подразделяют на инвестиции за рубежом и инвестиции внутри
страны.
Кроме того, по
характеру участия различают непрямые (предполагается наличие посредника) и
прямые инвестиции (прямое вложение средств в материальный объект).
Объектами
капитальных вложений в российской Федерации являются находящиеся в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь
создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми
федеральными законами.
Субъектами
инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений,
являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных
вложений и другие лица.
Инвесторы
осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с
использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица,
создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса
юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы
местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской
деятельности.
Заказчики-уполномоченные
на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют
реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в
предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной
деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками
могут быть инвесторы.
Заказчик, не
являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения
капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены
договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Подрядчики
-физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и
(или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на
осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в
соответствий с федеральным законом.
Пользователи
объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе
иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления)
иностранные государства, международные объединения и организации, для которых
создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут
быть инвесторы.
Субъект
инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов,
если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми
между ними.
Основными
факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы,
являются:
-сохранение
высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;
-улучшение
финансового положения предприятий;
-рост спроса на
отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные
импортные товары;
-увеличение
инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных
доходов;
-снижение
процентных ставок рефинансирования Банка России;
-формирование
позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам
международных рейтинговых агентств.
15 декабря 2005г.
агентство Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг России до
инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден
всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень
суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch.
Standard&Poor's
считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно
долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету
страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают
все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные
основания считать свою политику успешной .
Дальнейшее
повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться
политическими и институциональными рисками, которые будут расти по мере приближения
президентских выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски
угрожают способности России обслуживать свой внешний долг.
Основные факторы,
сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
-высокая
зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного
баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
-избыточные
административные барьеры для предпринимателей;
-недостаточная
правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая
правоприменительная практика;
-достаточно
высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок
на финансовом рынке;
-отсутствие
эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
-недостаточный
уровень развития фондового рынка.
Базовый закон
2000 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусматривает
возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и "приоритетным
проектам". Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия
подзаконных актов. Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении
следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных
инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного
обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы,
однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.
Отраслевые
проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми
региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до
сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных
условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а
иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной
конкурентоспособности экономики.
Проблема
конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее
оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий
отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в
связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с
отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой
предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве
реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация
инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность
регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице.
1.2 Инвестиционные риски и факторы их определяющие
Риск
инвестиционной деятельности- это опасность потенциально возможной потери
предпринимателем ресурсов, недополучения доходов (или даже убытков) по
сравнению с вариантом, рассчитанным на оптимальное использование ресурсов, или
появление дополнительных расходов в результате реализации инвестиционного
проекта.
Инвестиционные
риски подразделяются следующим образом:
1)
по
причинам возникновения различают диверсифицируемый (специфические, внутренние)
и недиверсифицируемыей (внешний, рыночный) риски.
Диверсифицируемый
риск связан с особенностями осуществления конкретного проекта (доступность
сырья, успех маркетинга и т.п.), его можно уменьшить правильным выбором
варианта инвестирования и распределением капитала, между различными видами
инвестиций, отраслями, регионами, проектами (диверсификацией).
Недиверсифицируемый
риск определяется изменением макроэкономической ситуации, его нельзя снизить с
помощью диверсификации производства. К нему относят:
1)
политические
риски
2)
экологические
риски
3)
социальные
риски
4)
макроэкономические
риски
5)
изменение
законодательства в области ИД и хозяйственной деятельности предприятия
6)
изменение
налоговой системы
7)
увеличение
ставок таможенных пошлин на импорт ресурсов и экспорта продукции.
2)
по сферам
возникновения в ходе реализации инвестиционного проекта различают риски
операционной, инвестиционной, финансовой деятельности и риски управления
инвестиционной деятельностью. Риски операционной деятельности возникают на
эксплуатационной фазе реализации проекта, риски инвестиционной деятельности
характерны для инвестиционной фазы, риски финансовой деятельности – для
инвестиционной и эксплуатационной фаз.
Страницы: 1, 2, 3
|