Меню
Поиск



рефераты скачать Шведский социализм в условиях рыночной экономики

p> 4.2. Государственный сектор.

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран.

Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).
Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых капиталистических стран первое место.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и на транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины производства всех товаров и услуг. Их основная цель – расширение производства с достижением прибыльности.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние - принадлежащие государству компании со значительной свободой действия в вопросах финансов и занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии среди этих компаний – приходится свыше 60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские государственные железные дороги владеют боле 95% всех железных дорог в стране. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль».

Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них – государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды и домашним хозяйствам, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные бумаги. Некоторые из этих переводов имеют целью удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и пенсионеров. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации.
Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих – медицинских работников, учителей и т. д.
Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные налоги.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор.

4.3. Кооперативы.

Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тысяч человек доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве остальных продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых 70тысяч человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве
«третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях – особенно среди потребительских кооперативов – кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех занятых, 7,5% занятости в промышленности и 14% - в розничной торговле.
По оценке, 2/3 домашних хозяйств в Швеции каким-либо образом связаны с кооперативным движением. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермами, входящими в кооперативы, а по некоторым продуктам эта доля еще выше: 99% молока, 80% (по стоимости) мяса.
Большая часть этой продукции перерабатывается на предприятиях, принадлежащих крестьянским кооперативам.

Термин «кооператив» обычно относится к экономическому предприятию, основывающемуся на совместных действиях и самопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов.

Среди принципов кооперативного движения: свобода членства – никто не может быть исключен кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповедания; демократическое управление – «один член – один голос»; ограничение доходов на вложенный пай; кооперативное сообщество – ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

В любом случае кооперативные предприятия Швеции основываются на принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом, созданным в 1895г. и имеющим 164 члена в 72 странах.

Итак, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Эти организации попадают под категорию «народные движения».
Решающее в развитии кооперативов – мобилизация людей, вовлечение в их деятельность новых членов и повышение их влияния.

Происшедшие в 50-60-е годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие на кооперативы, так же как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.

5. Вклад шведских экономистов в мировую экономику.

5.1. Кнут Виксель.

Кнут Виксель (1851-1926) сегодня считается самым значительным из теоретиков политической экономии Швеции за всю ее историю. Именно он ввел анализ кредитного рынка в общую теорию рыночной экономики, управляемую предложением и спросом. При этом выдвинул ряд важных гипотез о том, как процент воздействует на инвестиции и распределение доходов. Но теоретические работы Викселя пробивали себе дорогу с трудом и вначале распространялись медленно. Его учебник «Лекции по политической экономии» был почти не замечен в 1901 г., когда вышел в свет. А сам Виксель, был весьма холодно принят шведским истэблишментом.

В определенной мере трудности признания Викселя в академических кругах были вызваны его политическим радикализмом. Во множестве публикаций лекций, брошюр и памфлетов он яростно напал на непорядки в Швеции на рубеже двух веков (конца XIX – начала XX вв.). Например, он рекомендовал ввести контроль над рождаемостью и ограничение деторождения, низложить и упразднить монархию. В политике он поддерживал молодое рабочее движение и требовал всеобщего избирательного права для обоих полов.

Такая деятельность затруднила его академическую карьеру, и он получил профессорское звание лишь в возрасте 50 лет – кроме всего прочего, и потому что отказывался подписывать прошения королю, употребляя «покорнейше», как это требовал этикет в те времена. Впоследствии, однако, влияние Викселя стало возрастать, а важный вклад Стокгольмской школы в политико - экономическую теорию в 30-е годы, очевидно, был сделан под воздействием теории денег Викселя.

Кроме того, сегодня Кнут Виксель выступает в качестве одного из самых ранних вдохновителей школы «общественного выбора». Это суждение основано, прежде всего, на том, что он выдвигал требование квалифицированного большинства или даже полного политического единства в качестве предпосылки для таких решений, которые, как например повышение налогов, могут вызвать размежевание между различными группами граждан.

5.2. Эрик Лундберг.

Эрик Лундберг (1907 - 1987) был одним из самых молодых в группе шведских экономистов, получившей позднее название «Стокгольмская школа».
Впоследствии он возглавил вновь созданный Конъюнктурный институт, в котором под его руководством делались попытки вычислить величину разрывов между уровнем безработицы и инфляции в шведской экономике, в том числе в рамках так называемых «расчетов разрывов», чтобы создать основу для антициклической политики стабилизации.


Областью исследований Лундберга была главным образом политика стабилизации.
В ряде книг он исследовал циклы конъюнктуры в Швеции и давал советы, как их следует учитывать.

В 50-е годы Лундберг участвовал также в развернутых дискуссиях с
Естой Реном и Рудольфом Мейднером по поводу их рецептов преодоления и безработицы, и инфляции. Лундберг скептически оценивал возможности использовать модель Рена- Мейднера для того, чтобы справиться с этой проблемой в долгосрочной перспективе. Причина, считал он, заключалась прежде всего в том, что долгосрочная политика ограничения прибылей, за которую выступали Рен и Мейднер, подорвала бы возможности и заинтересованность промышленности в новых инвестициях. Поэтому, если следовать их рекомендациям, возникает риск замедления темпов роста.

В экономических и политических дискуссиях 70-х годов Эрик Лундберг выступал за модифицированную кейнсианскую политику. Он весьма сурово критиковал монитаристский и неоклассический тезис о совершенном функционировании рыночной экономики. В период кризиса 70-х годов он рекомендовал исходя из опыта девальваций 1931 и 1949 годов большую девальвацию как средство усиления конкурентоспособности и оживления промышленности.

5.3. Ассар Линдбек.

Ассар Линдбек (родился в 1931 г.)-шведский экономист, наиболее заметный участник дискуссий по экономической политике в течение последних десятилетий. Главное направление его выступлений – это критика в адрес всеобъемлющего регулирования и высоких налогов, которые , по его мнению, наносят ущерб народному хозяйству.

Уже в 60-е годы он критиковал регулирование цен в жилищном секторе и в сельском хозяйстве. В 70-х годах он был , пожалуй, самым острым критиком предложения социал-демократов о фондах трудящихся. Как член специального комитета, задачей которого было предложить долгосрочные меры по улучшению функционирования экономики в конце 70-х годов, он внес ряд предложений, в том числе предложение по либерализации регулирования кредитного рынка, которое впоследствии оказало значительное влияние на экономическую политику.

В 80-е годы Линдбек исследовал прежде всего причины безработицы, а также влияние налоговой системы на рынок труда и эффективность экономики.
При этом, в частности, он сделал вывод о важности снижения подоходных налогов. Большие «налоговые клинья», то есть разница между зарплатой до и после выплаты налогов, по его мнению, приводят к тому, что ресурсы не вкладываются туда, где они более эффективны для макроэкономики.

Схожие проблемы, полагает Линдбек, наблюдаются во многих других странах Западной Европы. По его мнению, усиливающийся «склероз» экономики – из-за высоких налогов и всеохватывающего регулирования – стал главной причиной низких темпов роста в 70-х и 80-х годах.

6. Результаты, опыт и будущее шведской модели.

Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестрективных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты – составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Что же угрожает функционированию шведской модели?

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.
Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в риксдаге. Рестрективная политика обычно не популярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общие национальные выборы проходят через три года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры.

Другой причиной угрозы существованию модели является подрыв политики солидарности в области зарплаты. Ее высокий дрейф, системы деления прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 году, при ведении политики солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что профсоюзные движения должны найти общепринятые нормы различий в зарплате.
Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить профсоюзы, и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты.

Еще одна угроза шведской модели – происходящая интернационализация шведской экономки. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные.
Шведские правила и стандарты приспосабливаются к европейским во многих областях независимо от того, присоединится ли Швеция к ЕЭС или нет.
Затруднены возможности проведения в будущем таких девальваций шведской кроны, которые в прошлом часто использовались для корректировки роста издержек и повышения конкурентоспособности шведского экспорта. Все это усложняет проведение национальной экономической политики.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства
– видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохраняется ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Кроме того, кое у кого может создаться впечатление, что шведская модель есть нечто твердое и окончательное и шведы закончили все необходимые реформы и могут сейчас почивать на лаврах. Но это вовсе не так, и можно сказать, что, например, рынок труда и трудовые отношения в 60-е годы и в конце 80-х годов заметно отличались. Постоянно проводятся реформы, и с течением времени то, что называется шведской моделью, постоянно подвержено изменениям. В этом и состоит процесс развития шведской модели и возможность ее приспособления к изменяющимся условиям.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.