p> 4.2. Государственный сектор. Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и
перераспределение средств на социальные и экономические цели согласно
концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня
владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы
власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму
собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по
месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но
не в совокупности) деятельности. Государственный сектор и государственная собственность – разные
понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди
развитых капиталистических стран. Под государственной собственностью принято понимать предприятия,
принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).
Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив,
по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как
объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает
среди развитых капиталистических стран первое место. Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в
сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в
судостроении, коммунальных услугах и на транспорте. В этих секторах на
национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится
больше половины производства всех товаров и услуг. Их основная цель –
расширение производства с достижением прибыльности. Государственная собственность принимает форму либо акционерных
компаний, либо государственных предприятий. Последние - принадлежащие
государству компании со значительной свободой действия в вопросах финансов
и занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно. Они
должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал. Предприятия государственного управления предназначены для выполнения
особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту
и связь - две крупнейшие государственные монополии среди этих компаний –
приходится свыше 60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские
государственные железные дороги владеют боле 95% всех железных дорог в
стране. Около половины производства электроэнергии приходится на
государственное управление «Ваттенфалль». Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику
страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них –
государственный бюджет. В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные
платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и
предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,
сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты
государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные
фонды и домашним хозяйствам, а также предприятиям и банкам, купившим
государственные ценные бумаги. Некоторые из этих переводов имеют целью
удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно
поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и
пенсионеров. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих
государственных расходов средства составляют государственное потребление и
инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%
оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет,
например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации.
Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты
государственных служащих – медицинских работников, учителей и т. д.
Остающиеся 10% - государственные капиталовложения. Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного сектора имеют собственные источники
доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования
получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего
основной источник доходов – косвенные налоги. Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие
важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:
рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в
государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг
населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует
эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор. 4.3. Кооперативы. Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного
движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма
сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной
в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное
движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной
торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тысяч человек
доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в
производстве остальных продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых 70тысяч
человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют
важную роль в розничной торговле. В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве
«третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной
собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой
народной поддержкой. В некоторых областях – особенно среди потребительских
кооперативов – кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах
простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом
потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту
роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах. На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и
всех занятых, 7,5% занятости в промышленности и 14% - в розничной торговле.
По оценке, 2/3 домашних хозяйств в Швеции каким-либо образом связаны с
кооперативным движением. На потребительские кооперативы приходится 20%
продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия,
потребляемого в Швеции, производится фермами, входящими в кооперативы, а по
некоторым продуктам эта доля еще выше: 99% молока, 80% (по стоимости) мяса.
Большая часть этой продукции перерабатывается на предприятиях,
принадлежащих крестьянским кооперативам. Термин «кооператив» обычно относится к экономическому предприятию,
основывающемуся на совместных действиях и самопомощи. Кооперативное
предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами
его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства – никто не
может быть исключен кроме случаев нарушения устава; независимость от
политических партий и вероисповедания; демократическое управление – «один
член – один голос»; ограничение доходов на вложенный пай; кооперативное
сообщество – ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на
развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность;
взаимодействие кооперативов. В любом случае кооперативные предприятия Швеции основываются на
принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом, созданным
в 1895г. и имеющим 164 члена в 72 странах. Итак, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском
обществе. Эти организации попадают под категорию «народные движения».
Решающее в развитии кооперативов – мобилизация людей, вовлечение в их
деятельность новых членов и повышение их влияния. Происшедшие в 50-60-е годы сдвиги к укрупнению экономических
предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие на кооперативы,
так же как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать
демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет
пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах. 5. Вклад шведских экономистов в мировую экономику. 5.1. Кнут Виксель. Кнут Виксель (1851-1926) сегодня считается самым значительным из
теоретиков политической экономии Швеции за всю ее историю. Именно он ввел
анализ кредитного рынка в общую теорию рыночной экономики, управляемую
предложением и спросом. При этом выдвинул ряд важных гипотез о том, как
процент воздействует на инвестиции и распределение доходов. Но
теоретические работы Викселя пробивали себе дорогу с трудом и вначале
распространялись медленно. Его учебник «Лекции по политической экономии»
был почти не замечен в 1901 г., когда вышел в свет. А сам Виксель, был
весьма холодно принят шведским истэблишментом. В определенной мере трудности признания Викселя в академических
кругах были вызваны его политическим радикализмом. Во множестве публикаций
лекций, брошюр и памфлетов он яростно напал на непорядки в Швеции на рубеже
двух веков (конца XIX – начала XX вв.). Например, он рекомендовал ввести
контроль над рождаемостью и ограничение деторождения, низложить и
упразднить монархию. В политике он поддерживал молодое рабочее движение и
требовал всеобщего избирательного права для обоих полов. Такая деятельность затруднила его академическую карьеру, и он получил
профессорское звание лишь в возрасте 50 лет – кроме всего прочего, и потому
что отказывался подписывать прошения королю, употребляя «покорнейше», как
это требовал этикет в те времена. Впоследствии, однако, влияние Викселя
стало возрастать, а важный вклад Стокгольмской школы в политико -
экономическую теорию в 30-е годы, очевидно, был сделан под воздействием
теории денег Викселя. Кроме того, сегодня Кнут Виксель выступает в качестве одного из самых
ранних вдохновителей школы «общественного выбора». Это суждение основано,
прежде всего, на том, что он выдвигал требование квалифицированного
большинства или даже полного политического единства в качестве предпосылки
для таких решений, которые, как например повышение налогов, могут вызвать
размежевание между различными группами граждан. 5.2. Эрик Лундберг. Эрик Лундберг (1907 - 1987) был одним из самых молодых в группе
шведских экономистов, получившей позднее название «Стокгольмская школа».
Впоследствии он возглавил вновь созданный Конъюнктурный институт, в котором
под его руководством делались попытки вычислить величину разрывов между
уровнем безработицы и инфляции в шведской экономике, в том числе в рамках
так называемых «расчетов разрывов», чтобы создать основу для
антициклической политики стабилизации.
Областью исследований Лундберга была главным образом политика стабилизации.
В ряде книг он исследовал циклы конъюнктуры в Швеции и давал советы, как их
следует учитывать.
В 50-е годы Лундберг участвовал также в развернутых дискуссиях с
Естой Реном и Рудольфом Мейднером по поводу их рецептов преодоления и
безработицы, и инфляции. Лундберг скептически оценивал возможности
использовать модель Рена- Мейднера для того, чтобы справиться с этой
проблемой в долгосрочной перспективе. Причина, считал он, заключалась
прежде всего в том, что долгосрочная политика ограничения прибылей, за
которую выступали Рен и Мейднер, подорвала бы возможности и
заинтересованность промышленности в новых инвестициях. Поэтому, если
следовать их рекомендациям, возникает риск замедления темпов роста. В экономических и политических дискуссиях 70-х годов Эрик Лундберг
выступал за модифицированную кейнсианскую политику. Он весьма сурово
критиковал монитаристский и неоклассический тезис о совершенном
функционировании рыночной экономики. В период кризиса 70-х годов он
рекомендовал исходя из опыта девальваций 1931 и 1949 годов большую
девальвацию как средство усиления конкурентоспособности и оживления
промышленности. 5.3. Ассар Линдбек. Ассар Линдбек (родился в 1931 г.)-шведский экономист, наиболее
заметный участник дискуссий по экономической политике в течение последних
десятилетий. Главное направление его выступлений – это критика в адрес
всеобъемлющего регулирования и высоких налогов, которые , по его мнению,
наносят ущерб народному хозяйству. Уже в 60-е годы он критиковал регулирование цен в жилищном секторе и в
сельском хозяйстве. В 70-х годах он был , пожалуй, самым острым критиком
предложения социал-демократов о фондах трудящихся. Как член специального
комитета, задачей которого было предложить долгосрочные меры по улучшению
функционирования экономики в конце 70-х годов, он внес ряд предложений, в
том числе предложение по либерализации регулирования кредитного рынка,
которое впоследствии оказало значительное влияние на экономическую
политику. В 80-е годы Линдбек исследовал прежде всего причины безработицы, а
также влияние налоговой системы на рынок труда и эффективность экономики.
При этом, в частности, он сделал вывод о важности снижения подоходных
налогов. Большие «налоговые клинья», то есть разница между зарплатой до и
после выплаты налогов, по его мнению, приводят к тому, что ресурсы не
вкладываются туда, где они более эффективны для макроэкономики. Схожие проблемы, полагает Линдбек, наблюдаются во многих других
странах Западной Европы. По его мнению, усиливающийся «склероз» экономики –
из-за высоких налогов и всеохватывающего регулирования – стал главной
причиной низких темпов роста в 70-х и 80-х годах. 6. Результаты, опыт и будущее шведской модели. Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство,
которые зависят от стабильности цен, экономического роста и
конкурентоспособности. Сочетание общих рестрективных мер и активной
политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной
занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и
профсоюзная политика солидарности в области зарплаты – составные части
шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и
показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты,
полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Что же
угрожает функционированию шведской модели? Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной
занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись
в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.
Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в
риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало
необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому
в риксдаге. Рестрективная политика обычно не популярна, а период пребывания
правительства у власти короткий: общие национальные выборы проходят через
три года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при
сдерживании высокой конъюнктуры. Другой причиной угрозы существованию модели является подрыв политики
солидарности в области зарплаты. Ее высокий дрейф, системы деления
прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о
том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и
определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 году, при ведении политики
солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что
профсоюзные движения должны найти общепринятые нормы различий в зарплате.
Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить
профсоюзы, и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты. Еще одна угроза шведской модели – происходящая интернационализация
шведской экономки. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные
ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные
инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается
быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие
шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные.
Шведские правила и стандарты приспосабливаются к европейским во многих
областях независимо от того, присоединится ли Швеция к ЕЭС или нет.
Затруднены возможности проведения в будущем таких девальваций шведской
кроны, которые в прошлом часто использовались для корректировки роста
издержек и повышения конкурентоспособности шведского экспорта. Все это
усложняет проведение национальной экономической политики. Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в
будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства
– видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать
изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохраняется ли специфические
черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области
зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой
государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же
модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода. Кроме того, кое у кого может создаться впечатление, что шведская
модель есть нечто твердое и окончательное и шведы закончили все необходимые
реформы и могут сейчас почивать на лаврах. Но это вовсе не так, и можно
сказать, что, например, рынок труда и трудовые отношения в 60-е годы и в
конце 80-х годов заметно отличались. Постоянно проводятся реформы, и с
течением времени то, что называется шведской моделью, постоянно подвержено
изменениям. В этом и состоит процесс развития шведской модели и возможность
ее приспособления к изменяющимся условиям.
Страницы: 1, 2
|