p> 1. 34. МВС: структура, общ хар-ка. регул мн торговли на нац. уровне. Внешнетогр пол-ка – это целенапр возд-е г-ва на торг отн-я с др странами. Осн цели внешнеторг п-ки: 1. защита экон интересов гос-ва 2 рег V экспорта и импорта 4 Оказ необх информац , правовой , фин поддержки и продвиж нац товаро на внешнем рынке 5 поддер равновесия платёжного балланса 6 защита нац товаропроизводит от неблагопр возд иностр конкуренции 7 обеспеч потр внутр рынка за счёт рег экпорта 2. Осн формы внешнеторг пол-ки 1 фритредерство-пол-ка гос-ва напр на возд от непоср возд на внешнюю торговлю оставляющ роль осн регулятора за рынуом . проведение по-ки своб торговли позв получ наиб выгоду от м/н эк обмена 2 пртекционизм – пол-ка гос-ва напр на защиту отеч произ от иностр кон-ии . В своей крайней форме протекционизм принимает форму эк автаркии, при кот страны стремятся ограничить импорт только теми товарами проз-во кот в данной стране невозм В реальной действ пол-ка фритредерства так же как и пол-ка протекционизма в чистом виде не встречаются , а действ как тенденции. 3. Рег м/н торг на м/н ур-не Важную роль в рег торг играют м/н эк орг , кот можно разд на 2 группы: а) м/н орг заним вопросами м/н торговли в цело(ВТО, ЮНКТАД, МТП, ЮНСИТРАЛ) б) м/н орг заним вопр м/н торг одним или неск связ товарами. (АПЕФ, ОПЕК, СИПЕК, ЕОУС) Гл роль в рег м/н торг играет ГАТТ/ВТО. Её задача – либерализация м/н торг путём сокр импортных пошлин, а так же устр внетарифных барьеров. Осн инструмент – многосторонние согл. Цель – разработка единообр норм права в таких обл , как м/н купля – продажа товаров, м/н платежи, м/н торг арбитраж и м/н зак-во в обл морских перевозок. В осн деят ГАТ положены след принципы : 1 Тарифные меры призн в кач-ве ед-го приемлимого ср-ва рег внеш торг-ли 2 Фиксация тарифа на ур-не опр дог-ми сторонами. 3 прогр сниж тарифов 4 взаимность в предост торг – пол уступок 5 принцип наиб благоприятствования.
32. М/н мигр капитала, как форма МЭО(ММК)
ММК – это процессы встречного движ кап-ла между раз странами м/х независимо
от ур-ня их эк разв-я приносящ доп доход их собственниам. Объект осн ММК
явл 1 неравноомерность эк разв стран 2 неравномерность накопл кап-ла в разн
странах 3 несоотв спроса и предл на капитал в разл звеньях мир хоз-ва . 4
относит избыток капитала в отдельных нац хоз-ах . Осн причины вывоза
капитала 1 получ доп выгоды 2 освоение местных тов рынков посредством осущ
инвестиций 3 получ доступов к нов технологиям 4 эффективное размещ произв и
быт мощностей на неск нац рынках, а след сокр издержек 5 перемещ кап-ла
внутри ТНК
33. Формы ММК и факторы её развития. На разв проц ММК влияют 2 группы факторов: 1 эк хар-ра а)разв пр-ва и
поддерж темпов эк роста б) глубокие структ сдвиги как в мир эк-ке , так и в
эк-ке отд стран в) углубл м/н специализации и кооперации пр-ва. г) рост
транснац МЭО д) рост интернац пр-ва и интеграц процессов е) активное разв
всех форм МЭО 2 Ф-ры полит хар-ра а)либерализ экспорта и импорта кап-ла, б)
полит индустриализации в странах третьего мира в) пров эк реф-м в странах с
перех эк-ой г) полит поддержки ур-ня занятости
Формы ММК по разл признакам : 1 по форме собственности мигр кап-ла(честный,
гос, м/н, вал-кред и смешанных) 2 по срока мигр кап-ла
(сверхкраткосрочные(до 3-х мес-в), краткосрочные(до 1-1,5 мес),
среднесрочные (от года до 5-7 лет), долгосрочные(свыше 5-7 л)) 3 по форме
предост капитала (товарный, денежный и смешанный) 4 по цели и хар-ру исп
мигрирующ капитала (предприним и ссудные)
34. Мировая валютная система: структура, общая хар-ка.
МВС- глоб форма орг вал отн в рамках мир хоз-ва закр многосторонними межгос
согл и рег м/н вал – кредитными и фин орг. МВС вкл с одной стороны вал отн
с другой валютн мех-м . Валютные отношения предст собой повс связи в кот
вступают частн лица, фирмы, банки на валютном и ден рыеках в целях осущ м/н
расчётов, кредитн и вал операций. Валютн мех-м предст собой правовые нормы
и представляющ их инструменты как на нац , так и на м/н ур-ях. МВС прежде
всего решает мирохозяйственные задачи, что отр на её функциях. В кач-ве осн
ф-ий МВС : 1опосредование межд эк связей 2 обесп платёжно – расч оборота в
рамках м/х 3 обесп необх усл для нормального воспр процесса и бесперебойной
реализации произв товаров 4 унификация и стандартизация принципов вал отн .
Совр МВС не выступ как нечно обособл , а форм-ся исходя из взаим нац м/н
вал сист . С ростом интеграции хоз жизни грани между этими вал сист пост
стираются .Сбой отд нац ВС может оказ негат возд на рег и мир ВС , а
реформирование рег ВС ведёт к серьёзнывм переем как в раз нац сист , так и
в мир ВС в целом.
35. Эволюция МВС.
|Крите|Париж|Гэну|Брет|Иленойская вал сист 1976|
|рий |ская |эсск|то-В| |
| |вал |ая |удск| |
| |сист |вал |ая | |
| |1861г|сист|1944| |
| | |1922| | |
| | |г | | |
| |Золот|Золо|Золо|Станд СДР- спец права |
|1.баз|о-мон|то-д|то-д|заимствования |
|а |станд|ен |ивиз| |
| |арт;з|стан|стан| |
| |олоты|двар|дарт| |
| |е |т |, | |
| |монет| |золо| |
| |ы | |той | |
|2.исп|Золот|Зол |Зол |Офиц демоне-тизац зол |
|Au в |ой |пари|пари| |
|мир |парит|тет |тет | |
|денег|ет. З|З |, | |
| |как |как |как | |
| |рез-н|резе|рез-| |
| |о-пла|рвн |е | |
| |т |–пла|плат| |
| |ср-во|т |ср-в| |
| |. |ср-в|о; | |
| |Конв |о. |не | |
| |валют|Конв|все | |
| |а |валю|валю| |
| |золот|та |ты | |
| |а |-З |обме| |
| | | |н на| |
| | | |золо| |
| | | |то | |
|3.реж|Своб |Своб|Фикс|Своб выбор реж-ма |
|им ВК|колеб|кол |пари| |
| |лющие|курс|теты| |
| |ся |ы |и | |
| |курсы|без |курс| |
| |в |З ст|ы | |
| |пред | |кот | |
| |зол | |могл| |
| |станд| |откл| |
| | | |в | |
| | | |пред| |
| | | |+-1%| |
|4.Инв|Высш |Конф|МВФ |МВФ, совещ в верхах |
|естиц|орг -|ерен| | |
|сист |конфе|ция | | |
| |ренци|и | | |
| |я |сове| | |
| | |щ | | | 36. Валютные рынки: понятие, виды, совр особ
функционирования.
Опр1) оф-й ц, где сов-ся купля-продажа ин валюты на нац-ю по курсу, склад
на осн соотн спроса и предл. 2) С-ма уст эк-х и орг-ых отн-ий, воз в рез-те
операций по купле- прод валюты и разн вал ценностей. Виды: мировой(больш V
операций), региональный, нац-ый.
Мир ВР: Лондон, Токио, Франкфурт-на-майне, Цюрих, Париж.
Совр особ: 1. повш степень интернационализации 2. опер на ВР осущ непр-но
во всех частях света. 3 исп совр Эл-ых ср-в связи 4 униф вал оп-ий 5
широкое распред – оп-ии связ со страх вал и кредитн рисков. 37. Виды, назнач и структ балансов м/н расчётов стран.
В практ м/н расч прим расч и плат баланс. Рб учит эксп и импорт тов и усл,
предост и получ займы и инвест за опр период или на опр дату Рб показ соотн
треб и обязат одной страны по отн к др незав от сроков пост плат. Сальдо рб
показ м/н расч позиц страны Пб – статистич отчёт в кот в сист виде прив
суммарные данные о внеш эк операц данной страны за опр период врем(об за 1
г) ПБ показколич хар-р внешнеэк операц страны и её место в м/х ПБ страны
сост на осн рек-ции МВФ. Источн информации для ПБ: тамож статистика, ст ден
сектора, внешн долга и операц с ин валютой.
Структ ПБ: 1 счёта тек операц показ движ реальн мат ценностей , прежде
всего тов и усл. 2.счета операций с капитала – показ ист-ки фин-я тек
операц-ий. Тек операц вкл: оп с товарами, оп с усл, движ-е дох-ов, тек
трансферные оп . Чистые пропуски и ошибки – статья ПБ, отр пропуски
платежей кот по к-л прич не были записаны в др ст ПБ и Ош в за отд статей.
38. Особ рег-я м/н валютно-фин и расч отн-ий
Рег м/н вал-кр отн осущ м/н вал инст и в-ф предпр-ия Их цели: 1. фин-
ов и м/э 2 межд рег МВКО 3 совм разр и коорд страт и тактики МВС
Осн институты : МВФ; МБРР(сам банк и его 3 филиала:м/н ассоц разв, М/н фин
корп (МФК) многостор инвестиц – гарантное агенство МАГИ), рег банки разв-
я(межамер банк разв, Азиатский банк разв, Афр банк разв ), банк м/н
расчётов, Прижский и Лондонский клуб.
39. Понятие и формы межд мигр раб силы. ММРС предст собой перемещ трудоспособн нас-я из 1 страны в др сроком более
чем год с целью поиска работы.
Осн формы: 1.по террит охвату:межконтинентальная, внутриконт 2. по Ур-ню
квалификации: высоковалиф раб с , низкоквалиф раб с 3 .по врем на кот мигр
эмигранты: безвозвр, врем, сезонная, маятниковая. 4. по степ легальности:
легальная, нелег. 40. Современные тенденции труд миграции. Осн центры прит раб силы.
Тенденц: 1 проблемы ММРС приобр глоб хар-р 2 Доминирующ прич – экономич 3
Сильное влиян 4 структ изменения миграц потоков под влиян ТНК 5 нелег мигр
6 усиление роли гос-ва в рег мигр потоков.
Осн центры: 1 Стр Зап Евр. Труд рынок этих стран специфичен: возр мигр до
20л (40%), уменьш число мигр зан в строении , мет обр, увелич занятых в
сфере усл Наиб привл :Герм, Франция,Великобр, Швецияи др. Изм в структ мигр
проц произошл после обр ЕС: наиб моб – высоквалиф спец-ты, массов мигр
низкоквалиф раб орг-на при помощ кол договорв целевого назнач.
2. Нефтедоб страны ближн и Дальн Востока К нач 90-х ин раб – 4,5 раб , мест-2 млн. Уник демогр сит-я – мигрантов больше.
3. США и Канада. После войны осн мигр- европейцы, нач с 50-х осн цель мигр пол-ки США –привл высоквалиц спец-ов.
4. Австралия Уд вес мигр -25%
5. НИС Треб врем раб-ки для обсл пр-ва, раб разл квалиф.Для Малайзии и ЮКореи хар-ны ист из соседн стран
6. Россия Едут из Прибалтики, Грузии, Азиат респ и др стран бывш СССР. Причины пол(Прибалтика), эк(Укр) и нац-го хар-ра. Осн напр: - из РС в ПРС, - в рамках ПРС, в рамках РС, из ПРС в РС 41. Причины и эк посл МРС
прич: 1.Эк хар-ра(разл Ур-нь эк разв стран,сост нац рынка труда,
структурная перестройка эк-ки, НТП, вывоз кап-ла, деят ТНК) 2.Неэк хар-ра
(полит, религиозн, семейного, обр-культ, психологическ)
Посл: Для принимающ стр «+»низк Ур-нь труда эм => сдерж рост З/п; перемещ
местн раб с в высокотехн отр, если преб н/квалиф раб-е ; увели ёмкости
внутр потр рынка; « - » усилен конк на нац рынке труда; сниж ур-ня опл
труда; нац конфл;
Для отдающ страны: « - »уезж наиб эн, мол и трудосп раб-ки, уезж в осн
в/квалиф раб-ки; старен труд рес-ов нации; потеря фин-ов затр на обуч
уехавших спец-ов «+» уменьш напр на нац рынке труда; уменьш Ур-ня б/р; мигр
прис деньги; возм прим опыта получ за руб в усл нац эк-ки 42. Регулир-е мигр проц-ов на нац и межд ур-не.
К совр тенденциям в ММРС отн и усление роли гос-ва в рег мир потоков: 1)
законодат нормы2) инст рег проц-ы мигр 3) межгос согл.
Инструменты рег-я иммигр: 1) жёсткие треб к Ур-ню обр-я иммигр-ов 2)личн
треб(здоровье,) 3)колич квотирование 4) эк рег 43.Экономич потенциал и конкурентные преимущества России в всемирном хоз-
ве.
К потенциальны конкурентным преимуществам России относятся: 1) крупн прир
рес-сы(минеральные, лесные, водные, земельные), имеющие по не видам мировое
значение. 2) многочисл трудовые рес-сы с высоким образовательным ур-нем и
хорошей проф подготовкой 3) значит масштабы накопленных осн произв фондов
нар хоз-ва. В 90-х гг сравнительные преимущ рос эк-и либо исп в недот
степени, либо вообще не исп. В усл системного кризиса многие конк преимущ
России были ослаблены: отмеч крайне низкий прирост или сокр разведанных
геологич запасов; ускорилось физ старение осн фондов пром-ти, с/х,
транспорта ведущ к их массовому выбытию; оток специаистов з науки и пр-ва в
банковскую и фин сферу за рубеж; утрат позиций на ранее освоенных рынках 44. Внешняя торговля России: совр сост, перспективы развития.
Конкурентные преимущ и слабости российской экономики опр содерж, тенденции,
проблемы всех без искл форм м/н эк отношений РФ. Историчеки и логичеки
первой формой мирохозяйственных свзей . к тому же наиб разв в наст время
в РФ, явл внешняя торг. М/н торг в наст время превр в единственную растущую
сферу российской экономики. Несмотря на то . что внешнеэк сфера РФ явл наиб
растущей сферой эк страны, совр внешнеторг оборот до сих пор ниже ур-ня
1990г и сост мене 10% от ур-ня США, 14% от ур-ня Герм, 19% от ур-ня Японии
. 36% от ур-ня Канады. Сит-ия в экспортном секторе Росси хар-ся рядом чётко
обознач тенденций как в товарной структуре. Так и геогр направленности. В
целом в тов структуру экспорта нашей страны входит 4 тыс различн видов
отечественной продукции.
В целом в наст время РФ на мир рынке представлена как экпортёр прир рес-ов
и импортёр машин и оборуд-и. Решние проблем наращивания экспорта ,
рационализации импорта и установления торговых партнёрских отношений с др
странами на равной основе – это то . что необх России для утверждения кач-
ве достойного участника международной торговли товарами и усл. 45.Участие России в м/н движ кап-ла
Интернац хоз жзни усиливает перемещ между странами на только товаров , но и
капиталов. Участие Р м/н движ капитала заметно, но весьма специфично.
Россия мало заметна на мир рынке капиталов как импортёр предпринимат кап-ла
и одноврем явл важным объектом прилож ссудного кап-ла.
Слаб активность иностр инвесторов объясн налич в нашей стране неблагопр
инвестиц климата опред тепнь риска капиталовлож. Режде всего это связ с
несовершенством законодат базы, со спадом пр-ва . инфляц процесами, низким
платёжеспособн спросом на внутр рынке, высокой внеш задолжн Р , «ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКОЙ» По провед иледовним в 997г РФ поднялась на 79 место в рейтинге
инвестиц привлекательности со 142 места в 1993г. Сейчас в Р своиинвестиции
имеют деловые круги из 100 стран мира. По данным на 1996г наиб привлекат
для иностр инвесторов хар-ся такие отр рос эк-ки, как : ТНК, торговля и общ
питание, строительство. Деревообр и целлюлозная пром-ть, машиностроение и
металлобработка, проч от. 46. Положение России на мировом рынке труда : современное сост, перспективы
развития. Повышение степ открытости российской экономики и демократ общ-ва опр
активное уч-е Р-ии в процессе ММРС. Постепенное вхожд РФ в сист мирохоз
оборота, снятие органич на трансграничные передвижения людей ведут к тому,
что она становится поставщиком раб силы на мировой рынок труда и
одновременно сама становится центром притяжения мировой раб силы. Основные
ц эмиграции из Р: Германия, Израиль, США , Греция. (примерно 97%).
Возрастная структура переезжающих: 15%- пенсионеры, 26% - дети до 16 л ,
59%- трудоспособное нас-е Половая структура – на кажд 100 мужчин,
приходится 111 женщин. Кач состав – 11,3 высококвалиф специалистов. В посл
годы хар-н выезд молодых трудоспособн спец-ов по труд контрактам. Иммиграц
поток: реэмигранты РФ, иностр граждане, легально приезж с целью работы, и
нелегальные иммигранты. Осн страны экспортёры раб силы в Р: Китай, Югосл ,
Турция, Белорусия , Вьетнам , Польша , Словакия, Украина. Осн центры
притяжения мигрантов: Центральная Россия (ок 30%), Зап Сибирь 20%, Сев
Кавказ – 13%, Дальний Восток – 11% . В перспективе предп усиление
подвижности раб силы в Р, совершенствование правовой осн рег мигр
процессов. 47. Гос рег м/н эк отн.
Процесс вхождения РФ в мир сообщ-во. Повыш степени открытости российской эк-
ки, либерализация внешнеэк связей привели к тому, что в наст время в России
слож дост сложная система правового рег МЭО. Сист рег внешнеэк связей РФ
вкл в себя 1 Членство РФ в м/н орг 2 участие в м/н интеграц объед, гос нац
рег-е 4 подписанные дву и многосторонние соглашения.
Главным инструментом регламентации внешнеэк связей явл внешнеэк пол-ка
страны, рег её отношения с иностр гос-ми в обл м/н торг факт-ми пр-ва. Она
сост из внешней пол-ки (экспорта и импорта), внешней инвестиц пол-
ки(экспорта и импорта инвестиций) , валютной пол-ки(дисконтоная, девизная,
валютное субсидирование, диверсионных вал рез-ов, тамож пол – ку, миграц
пол-ку) Цели гос рег МЭО России: создание правовых, эк и орг условий,
обеспеч эффективных внешнеэк связей РФ во всех их формах без ущерба для нац
эк безопасности. Гос рег занимаются: Федеральное собр, президент РФ,
правительстово РФ, мин эк раз и торговли РФ, МинФин, ЦБ, Таможенный
комитет, Госкомстат и фед миграц служба
Страницы: 1, 2, 3
|