Меню
Поиск



рефераты скачать Шпоры на экзамен по экономике

p>что означает наиболее эффективное использование ресурсов при существующем научно-техническом уровне. Таким образом, совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех имеющихся рыночных структур.

В 15 стр 182,190
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции,— на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Ценовая Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии.

дискриминация Производя продукции меньше и по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потребительского спроса. Эта часть потенциальных покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:
— покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;
— существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную

степень эластичности.

В 16 стр 194,195

Совершенная Монополистическая Олигополия
Чистая

конкуренция конкуренция монополия

Рыночная власть

Рис. 8.5. Усиление рыночной власти
Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:
— на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
— эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель

легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
— вступление новых фирм в отрасль не является сложным.

Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капитальных вложений. Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.
Цена и объем Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? производства В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль

в условиях или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного

монополистической дохода и предельных издержек.

коикуренции

На рис. 8.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних валовых издержек двух фирм,

одна из которых максимизирует прибыль (рис. 8.6,а), а другая 'минимизирует убытки (рис. 8.6,6).

[pic]

[pic]
Рис. 8.6. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической
Конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):

D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки; AVC —средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. 'Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного яохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль,фирма получит при цене p0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.

В 17 стр 197
3. Олигополия
Что такое Олигополией называют тип рынка, на ко тором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом

олигополия? номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения доступа новых фирм на рынок; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают

принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.
Модели олигополии Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.
Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его

модель основывалась на следующих предпосылках:

— на рынке присутствуют только две фирмы;
— каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

В 18 стр 202
4. Использование и распределение ресурсов фирмой
Чем определяется спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы? Он зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с использованием данных ресурсов, поэтому чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для ее выпуска, с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых странах спрос на энергоресурсы растет очень медленно. Другим обстоятельством, влияющим на спрос, являются цены ресурсов. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производственные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получать максимальную прибыль.
' Количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи.
Поэтому фирма будет расширять применение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки.
Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использования

какого-либо ресурса приводит к увеличению выпуска продукции, а это означает увеличение дохода фирмы. Предположим, что фирма использует только один переменный ресурс. Им может оказаться труд, отдельный вид оборудования и т.п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу, получил название предельного продукта. Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью ресурса или доходом от предельного продукта MRP (англ. marginal revenue product). Как отмечалось выше, предельный продукт сначала растет, а затем начинает снижаться в соответствии с законом-убывающей отдачи.
Поскольку рост предельного продукта происходит на очень коротком участке, можно им пренебречь и предположить,

что с самого начала он будет сокращаться.

В 19 стр 230-233
1. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу
Неоклассический В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь

подход один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу

функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также

сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.).
Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению,

регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддержива ется их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно маргинальной концепции индивид реинвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.
Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теории с жизнью. k ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т. п.
Кейнсианский подход Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель, (Дж. М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения).
Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт.
Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не ярляется регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе — объемом производства.
Монетаристская Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов(прежде всего, М.

модель Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.
Институционалисты Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда

на рынке труда представлен школой институционалистов (Дж.
Данлоп, Л. Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отрас левых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.
Марксизм В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает

об особенностях от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе

рынка труда труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на : новую стоимость самим трудом. Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи то варом, может в то же время активно влиять на соотношениеспроса и предложения.

В 20 стр 236,242-243
2. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы
Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы.
Наиболее упрощенная формула этой сегментации — наличие двух независимых друг от друга рынков рабочей силы, основанных на профессионально- квалификационном делении занятых.
Основные сегменты Один рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и

рынка труда администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. К нему также относятся рабочие места техников, административно- вспомогательного персонала и работников средней квалификации,
Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания(1), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.
(1) К работникам обслуживания в американской статистике относят поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, полицейских, пожарников, прислугу, уборщиков и т.д.
Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового типа сегментации рынка труда, основанного на смешанном, профессионально- отраслевом делении рабочей силы: а) рынок, охватывающий быстрорастущие наукоемкие производства и отрасли сферы услуг с гораздо меньшим средним уровнем концентрации и смешанной в квалификационном отношении рабочей силой; б) рынок в старых, традиционных секторах экономики, бывших в недавнем прошлом главными.

3. Безработица и ее измерение
Регулирование Безработица — это социально-экономи ческое явление, при котором часть рабо чейсилы (экономически рынка труда активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

— не имели работы (доходного занятия);

— занимались поисками работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия
(работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

— были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.

В 21 стр 274,287,289,291,293
Глава 12. Капитал
Категория «капитал» является одной из наиболее фундаментальных, основополагающих. Стремление объяснить суть

и значение этого экономического ресурса проявили представители всех виднейших школ и направлений экономической науки. Это видно даже из названия многих трудов. Упомянем, в частности, «Капитал» К. Маркса,
«Капитал и прибыль» Е. Бем-Баверка, «Природа капитала и прибыли» И. Фишера,
«Финансовый капитал» Р. Гильфердинга, «Стоимость и капитал» Дж. Хикса.
1. Понятие и теории капитала
Сущность и формы Капитал как категория выражает, прежде всего, определенную сумму материальных, денежных и

капитала интеллектуальных средств, позволяющих своему владельцу вести предпринимательскую деятельность. Вместе с тем капитал неотделим от тех общественных отношений, в рамках которых осуществляется эта деятельность, и, более того, он является стержнем рыночной системы. Поэтому Маркс называл капитал отношением между различными слоями общества.
Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т. е. в форме средств производства, и денежный, т. е. в денежной форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т. е. капитал в форме товаров.
Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т. е. на основной и оборотный капитал, или,

по российской терминологии, на основные фонды и оборотные производственные фонды (материальные оборотные средства) (рис. 12.1). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года.
Рыночный подход Рыночный подход (или подход аналога) включает три основных метода оценки: метод рынка капиталов, метод сделок и метод отраслевой оценки.
Метод рынка капиталов основан на ценах, реально выплачиваемых за акции сходных фирм на мировых фондовых рынкax. Для применения этого метода требуется детальная финансовая и ценовая информация по представительной группе сопоставимых фирм. Сердцевина метода — финансовый анализ, ыбор и вычисление оценочных коэффициентов (факторов). К последним относятся коэффициенты: цена/прибыль; цена/денежный поток; инвестированный капитал/прибыль и ряд друих, которые затем применяются для обработки финансовых показателей деятельности фирмы.

1. Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций. В этом методе используется тот же

инструментарий, что и в предыдущем, с той лишь разницей, что здесь, как правило, используется ограниченный набор оценочных коэффициентов (обычно цена/прибыль и цена/балановая стоимость) из-за недостаточности данных.

Метод отраслевых оценок основывается на наличии устовшихся показателей оценки в отдельных отраслях. Например,

стоимость рекламного агентства оценивается в 75% годовой прибыли; стоимость агентства по аренде автомобилей исчисляется как произведение числа автомобилей на 1000 долл., хлебопекарни — как сумма 15% годового объема продаж и

стоимости оборудования и товарных запасов и т.д. Преимущества рыночного подхода состоят в том, что он базируется только на рыночных данных, отражает реальную практику покупателей и продавцов. Недостатки этого подхода язаны с трудностями получения данных по сопоставимым компаниям, с тем, что он основан на прошлых событиях и не уочитывает меняющуюся рыночную конъюнктуру.
7. Оценка предприятия - важный элемент экономической жизни. В ней используются три основных подхода: доходный, рыночный и затратный, позволяющие с разных сторон рассчитать и составить мнение о рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Глава 13. Инвестиции
Важнейшим элементом хозяйственной жизни и предметом экономической теории являются инвестиции.
1. Сущность, источники финансирования и анализ инвестиций
Сущность инвестиций Инвестиции — это вложения в капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения оборотного капитала называются капитальными вложениями. В России «в объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство; на прочие капитальные работы и затраты». Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.
Капитальные вложения как часть инвестиций могут быть названы инвестициями в экономическом смысле, так как свя-

заны с воспроизводством реального капитала, т. е. капитала по экономическому определению.
2. Проектный анализ как концепция
Сущность проектного анализа. Планируемые, реализуемые и осущест вленные инвестиции принимают форму
Проектный цикл капитальных (инвестиционных) проектов. Но проекты надо подобрать, рассчитать, решить, а главное, оценить их эффективность, и прежде всего на основе сопоставления затрат на проект и результатов о реализации. Для этого и существует проектный анализ (анализ инвестиционных проектов).
Проектным анализом называется процесс анализа доходности питального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от этого проекта. А так как выгоды от любого капитального проекта и затраты на него обычно многочисленны и не всегда легко вычисляемы, то определение доходности превращается в длительный анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный анализ стал концепцией, которая кладется в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой.

В 22 стр 265-266
Глава 11. Природные ресурсы и научно-технический прогресс
Предприниматели на основании имеющихся в их распоряжении трудовых ресурсов и капитала используют природные

ресурсы и научно-технический прогресс. В результате экономический механизм начинает работать.
1. Природные ресурсы как экономический фактор
Понятие Природные ресурсы — это земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные

«природные ресурсы» ресурсы, воздушный бассейн и климат, т. е. все то, что окружает человека и формирует внешние условия его созидательной деятельности. Справедливо высказывание: если труд — это отец богатства, то природа — это его мать.
Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет возможности хозяйственного механизма. В силу этого наряду с трудом, капиталом, наукой, предпринимательской способностыр природные ресурсы являются одним из экономических ресурсов. Человек всегда использовал природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Новместе с ростом потребностей растет и объем элементов природы, втягиваемых в процесс экономического кругооборота. Этосвязано и с ростом численности населения, и с качественными изменениями в потребностях людей. То, что когда-то лежало нетронутым в кладовых природы, все более вовлекается в хозяйственный оборот.
Огромное влияние на проблему вовлечения природных ресурсов в процесс производства товаров и услуг оказывает научно-технический прогресс. Это влияние обладает определенной противоречивостью, происходит в двух противоположных направлениях.
Научно-технический прогресс способствует рационализации использования природных ресурсов: выявляются более дешевые и легко транспортируемые материалы (например, природный газ); внедряются способы более полного извлечения и переработки нефти, полнее используется попутное сырье; применяются безотходные технологии. В сельском хозяйстве внедряются способы более интенсивного земледелия и животноводства, в промышленном производстве успешно осуществляется переход к энергосберегающим и материалосберегающим технологиям, сокращающим удельный расход сырья и топлива. Изобретены многие синтетические материалы, успешно заменяющие натуральные ресурсы.
В то же время развитие науки и техники ведет к расширению старых и созданию новых видов производств, нуждающихся в использовании природных ресурсов. Существенно изменились области применения и структура потребления различных видов сырья и продуктов их производства. Увеличилось число полезных ископаемых, вовлекаемых в промышленное производство.
В конечном счете сберегающая тенденция пока не может преодолеть противоположную тенденцию. Результат — колоссальный рост потребностей в природных ресурсах, с особой силой проявившийся в XX в. Так, за первую половину

текущего века мировое потребление энергии увеличилось в три раза. Для следующего утроения этого показателя потребовалось всего лишь 20 лет.
Мировое потребление минерального сырья во второй половине XX в. увеличивается в два

раза через каждые 15 лет.

В 23 стр 57-60
7. Сущность и функции рынка
Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Сущность рынка Можно дать несколько определений рынка. Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Условия Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

возникновения Первое условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд

рынка крупных ступеней общественного разделения труда.
Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества.
Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Второе условие — это экономическая обособленность производителей.
Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.