Меню
Поиск



рефераты скачать Шпора

p>Хар-ка школы физиократов. (вопрос 14)
«Физиократия» буквально означает «природовластие». Го-во не должно вмешиваться в производительную, торговую и финансовую деятельность своих подданных. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имуществе, прав и свобод. Этим ограничиваются экон-кие отношения между населением и государством. Такая идеология в науке наз. экон-ким либерализмом. Религиозную доктрину, согласно которой все в мире происходит по воле Провидения и управляется Им ко благу человечества, философы переосмыслили и претворили в учение о естественном ходе вещей, естественном порядке. В русле этого учения возникли еще два понятия: естественная свобода и естественный человек. Естественный порядок противопоставлялся общественному порядку. «Естественное» противопоставлялось «искусственному» во всем: в хар-ре гос-ва, в политике правительств, в общественных нравах, в поведении людей. На подобные идеи и опирался экон-кий либерализм физиократов. Общ-во состоит из отдельных людей, кот. Природа наделила различными склонностями, способностями и потребностями. Каждому человеку должно быть позволено действовать естественно. Труд должен быть свободным, плоды его неприкосновенны. Отсюда лозунг: собственность священна! Вторым устоем учения физиократов было представление о земле как единственном источнике богатства народа. Физиократы создали понятие чистого продукта.
Это то, что остается от суммы произведенного продукта, если вычесть все затраты на его производство (разница между ценой товара и издержками на его произ-во). Откуда берется чистый продукт? Только из земли – убеждены физиократы. Промыш. труд только придает продукту земли новую форму. По понятиям физиократов торгово-промышленная прибыль оказывается подобием з/п, кот. ремесленник и торговец выплачивают себе сами. Тот труд, кот. создает чистый продукт, физиократы наз. производительным, а всякий другой - непроизводительным. Производителен только тот труд, кот. прилагается к земле. Поэтому класс землевладельцев – производительный класс, а все остальные – класс бесплодный. Так как одна лишь земля дает чистый продукт, она одна и несет всю тяжесть налогов. Чтобы взимание налогов было проще и дешевле, нужно все их виды заменить одним – земельным – налогом. Экон-кий либерализм; исключительная производительность труда, прилагаемого к земле; единый земельный налог – это и есть «три кита» физиократии. Представители:
Ричард Кантильон (1680-1734) –ирландец, жил во Франции, «Опыт о природе торговли вообще» (в1755 г. опубликовано); Венсан де Гурне (1712-1759);
Франсуа Кенэ (1694-1774)

№11 К.Маркс. Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 - 1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель.
Главный его труд - “Капитал”, первый том которого был издан в 1867 г.
Важнейшие открытия:
-учение об общественно-экономических формациях;
-выявление исторически преходящего характера капитализма как социально- экономической системы;
-теория воспроизводства и экономических кризисов;
-учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;
-учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;
-оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;

-сущность абсолютной ренты.
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.
Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики.
Догматизм “марксистов” оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма.

Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты - теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к истокам - учению К.Маркса.

22. Эк. мысль Др. Греции.
Общ. хар-ка эк. мысли Др. Греции.
1. Стремление идеализировать сохр. Навсегда рабство и натур. хоз. как эталон устройства общ-ва
2. В кач. осн. метода исследов-я исп. метод непоср. опис-я действит-ти.
Свои выводы обликали в форму практич. советов.
3. Все док-ва их правоты базировались на категориях морали, этики и нравственности.
Ксенофон (430-355 д.н.э.)
«Ойкономия» «Ойкос» – дом, «номия» – изучаю.
Источником богатства явл. земля. Именно она доставл. Человеку полезные для него вещи. Богатство – благо для того, кто умеет им пользоваться. Однако истинный свободн. Философ должен не только пользоваться богатством, но и обходится без него. Богатством являются деньги. Целю жизни явл. стремление освободиться от материального богатства и приблизиться к совершенству истенного философа. Осуждает ростовщичество и торговлю.
Платон (427/8 – 348 д.н.э.)
Сформулировал з-н раздел. труда. Благод. Раздел. труда улучш. кач. товара, сокращ. потери раб. вр., выясн. истенное предназнач. чел-ка, увелич. пр-ва труда.
Осн. труды гос-ва:
1) Должно быть (д.б.) изолированно от соседей
2) Д.б. сведены к минимуму все торг. операции с внешн. Миром.
3) Отменяются все денежн. Отнош.
3 класса:
1. Высший (философы без собственности, обобществ-ся жены и дети фил-фа, запрет роскоши)
2. Класс войнов
3. Ремессленники и торговцы
Аристотель (384-322 д.н.э.)
« Политика», «Некомахова этика»
Экономика – учение о домохоз-ве, осн. цель: получение благ.
Хрематистика – наука наживать деньги. Цель его – создание мнимого богатства.
Логика рассужд. Аристотеля:
Для сущ. обмена необх. товар, кот. облад. разн. полезностями для ч-ка, т.е. 2-е стор. Товара:
- потребит. стоимость или полезность
- меновая ст-ть
Выводы:
1) В самих товарах нет ничего такого, что может приравнять их др. к др.
2) В обмене приним. уч-е не только вещи. Но и их владельцы, поэт. В обмене присутствуют 4 уч-ка: башмачник (M) и пекарь (N).
3) Товаровладельцы облад. общ. качеством, кот. позволяет прирав. др. к др. их самих и обмен-ые товары.
4) Этой общ. субстанции и служит потребность в том чего нет у каждого из них.

= M:N=3 а=3b

Эпоха Реформации и возникновения предпринимательской этики. Теория Макса
Вебера.(вопрос 24)
В Европе в XV-XVII столетиях происходит переворот в общественном сознании.
В это время фактически разворачивались два неодинаковых и в чем- то даже противоположных процесса. Их принято называть Возрождением и Реформацией.
Но при всей их несхожести оба они явились восстанием общественного сознания в Европе против католической церкви. Протест был вызван тем состоянием католического христианства – его идеологии и практики, - которое сложилось в ту эпоху. Одно направление пошло по пути постепенного отказа от чисто религиозных ценностей. Те, кто пошел по этому пути, продолжали верить в
Бога, но они подвергали сомнению догматы христианского вероучения и соответствующую идеологию, в той или иной степени отвергая авторитет церкви. Они хотели почитать Бога так, как им самим казалось правильным.
Отказ от христианской традиции поворачивает культуру лицом к дохристианской древности. Теперь на нее смотрят другими глазами, Платон и др. античные авторы были прочитаны заново и переосмыслены. В этом заключается
Возрождение.
Второй великий раскол церкви, кот. наз. Реформацией, возглавил и осуществил Мартин Лютер. Реформа М.Л. имела целью сохранить и обновить христианство, кот. из-за ошибочного поведения католич. церкви и греховного стиля папского престола находилось на грани распада. Смысл изменения - все равны перед Богом и все должны боятся его одинаково, посредников между
Богом нет; все должны жить в миру, отмена целибата; бедность перестает быть добродетелей( добродетель – бережливость, честность, предусмотрительность
), богатство – награда за деятельность в этом мире, расходы не должны превышать доходы, деньги не должны лежать без дела, они обязаны быть в обороте, торг.прибыль и % явление норм., не противореч. идее Христа.
Одновременно с Лютером в Цюрихе священник Ульрих Цвингли(1484-1531) выступил с такой же проповедью, в Швейцарии Реформацию завершил Жан
Кальвин(1509-1564), его учение стало распространяться в Великобритании и
Франции. От слова «протест» появилось слово протестант как общее название сторонников Реформации. Реформация и протестантские вероучения оказали глубочайшее воздействие на хозяйственную жизнь Европы. Лютеранство и кальвинизм способствовали зарождению нового хоз. уклада, кот. принято наз- ть капитализмом. Хоз. уклад(капитализм) отличается от прошлых укладов не присутствием капитала, а хар-ом эк-ого поведения людей и отношений между ними. Кап-изм возник от нового отношения к экон-кой деятельности. Этот новый взгляд на хоз. сферу жизни принесла Реформация. Наряду со многими догматами христианства Лютер, Кельвин и их единомышленники по-новому объяснили место человека в природе, его роль в мире земном и его взаимоотношения с миром небесным. Совокупность норм и приличий человеческого поведения наз. Этикой. Реформация принесла с собой новую этику, отличную от этики католического христианства. На основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом формируется новый тип делового человека – активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового на разумный риск. Тип, кот. доброе имя ставит выше немедленной наживы. Растущее богатство его сочетается с умеренностью в потреблении, простым образом жизни, скромностью в одежде и привычках. Реформация создала новый кодекс поведения, привела его в согласие с христианской верой, оправдала и превознесла эти нормы как истинные религиозные добродетели, повлияла на светское законодательство.
Именно в этом многие ученые усматривают причину последовавшего за
Реформацией хоз. переворота. Одним из первых и наиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер(1864-1920).
Свою книгу он так и назвал: «Протестанская этика и дух капитализма». М.
Вебер был разносторонним мыслителем, универсальным ученым, соединивший в себе философа, историка, социолога и экономиста. В его творчестве без труда можно обнаружить мысль о том, что развитие экон-ой жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Уже в первых своих работах М.
Вебер настаивал на том, что одного лишь описания историч. науке недостаточно. Необходимо осмысление, интерпретация. С этим он выдвинул концепцию так наз. идеальных типов. Идеальный тип – это определенная схема, кот. формирует ученый для объяснения конкретных фактов и процессов исторического развития того или иного народа.

Экономическая теория Джона Гэлбрейта. (вопр. 25)
Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов – родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете.
Преподавал в Гарвардском и Принстонском университетах. Дж. Гэлбрейт – один из видных представителей институционализма, направления современной буржуазной политической экономики, которое возникло на рубеже 19 и 20 вв. в
США в период вступления американского капитализма в стадию империализма. В своих научных трудах Дж. Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые и привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). Он показывал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии и приходу к руководству предприятиями так называемой техноструктуры – технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по мнению Дж.
Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.
Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.
Эти взгляды на современную экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978). Гэлбрейт приходит к выводу, что планирование – объективная потребность современной промышленности. Он объясняет потребность в планировании усложнением технологии производства, значительным увеличением капиталовложений в новую технику, потребностью в специализированных кадрах, повышением требований к организации производства. С точки зрения экономиста планирование заключается в том, чтобы заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам. Тот, кто планирует, должен сознательно обеспечить такое положение, при котором планируемое предложение равнялось бы планируемому спросу. Если он не сумеет добиться этого, возникнут излишки и нехватки.
Имеется глубокое концептуальное различие между малым предприятием, находящимся полностью под контролем отдельного лица и корпорацией. Это отличие можно рассматривать как рубеж, отделяющий миллионы мелких фирм от тысячи гигантов, он лежит в основе широкого разделения экономики на
«рыночную систему» и «планирующую систему».
Разница между планирующей и рыночной системами лежит не в стремлении избавиться от ограничений рынка и обрести контроль над экономической средой. Она заключается в инструментах, с помощью которых достигаются эти цели, и в том, насколько успешными оказываются такие попытки. Участники рыночной системы, которые хотят обеспечить стабилизацию своих цен или добиться контроля над предложением, должны действовать коллективно или получить помощь со стороны правительства. Такие действия слишком явны и часто неэффективны, безуспешны и бесплодны. Добровольные коллективные усилия могут быть подорваны несколькими дезертирами. Законодатели далеко не всегда отзывчивы даже к просьбам фермеров. Если действия и предпринимаются, то это делается в крайне осторожной форме, поскольку известно, что господствующая экономическая теория их не одобряет.
Напротив, в планирующей системе фирма автоматически добивается контроля над ценами без лишнего шума, просто в силу своих размеров. То же относится и к объему производства. Фирма может стать крупной потому, что ее задачи поддаются решению при помощи организации. Имеются также проблемы, для решения которых фирма нуждается в поддержке со стороны государства. Но она обращается не к законодательной власти, а к исполнительной бюрократии. Это менее заметно. А поскольку бюрократия более могущественна, действия фирмы, вероятно, будут более эффективны. Не удивительно, что в результате фирмы в рыночной системе привлекают большое внимание, добиваясь очень немногого путем ослабления рыночных ограничений или какого-нибудь иного изменения среды, воздействие которой они подвергаются. А крупные фирмы в планирующей системе не привлекают никакого внимания, добиваясь очень многого. В прошлом руководство в хозяйственной организации олицетворял предприниматель – лицо, объединявшее в себе собственность на капитал или контроль над капиталом со способностью организовать другие факторы производства и обладавшие к тому же в большинстве случаев способностью вводить новшества. С развитием современной корпорации предприниматель в развитом промышленном предприятии уже не
Промышленный переворот в России-особенности и история процесса.
Экономическая политика Витте. (вопр.27).
Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – крупнейший государственный деятель
России конца 19 – начала 20 веков. В 1892 г. вступил в должность управляющего Министерством путей сообщения, затем управляющего
Министерством финансов. В 1893 г. – министр финансов, премьер министров.
Главная цель его экономической политики: способствовать развитию капитализма. Содействие развитию капитализма он понимал как бесцеремонное государственное вмешательство в экономику, призванное ускорить рост промышленности. Витте предлагал соединить дешевый русский труд и природные богатства России с привлеченными из-за границы капиталами. План Витте понравился Александру III. Витте полагал, что индустриализация позволит постепенно свести на нет политическое влияние ставшего бесполезным дворянства и выдвинет на первый план крупный капитал – новую силу, способную вывести страну вперед. Составные части «сис-мы Витте»: 1.
Протекционизм, т.е. защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции на внутреннем рынке путем введения высоких ввозных пошлин на более дешевые, чем русские заграничные товары. 2. Вместо импорта товаров – широкое привлечение заграничного капитала в российскую промышленность.
Вкладчикам предоставлялись льготы. 3.Введение единой сис-мы обеспечения рубля золотом в результате финансовой реформы 1897г. Монополия на выпуск кредитных билетов – Государственный банк.4. Жесткая налоговая политика, заключающаяся в увеличении косвенных налогов за счет увеличения акцизных сборов с продажи товаров массового спроса. Монополия на продажу водки.
Идейные принципы политики Витте: 1. Использование иностранных инвестиций в строительство ж/д.2. Расширение рынка сбыта российской промышленности за счет стран Среднего, Дальнего Востока, строятся Транссибирская ж/д магистраль, заключается договор с Китаем на строительство Китайско-
Восточной Железной дороги от Читы до Харбина. 1894г. – закон о реорганизации фабрично-заводской инспекции. Ее функции: технический надзор, регуляция отношений между работодателем и рабочими.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.