Шоковая терапия в Польше и в России
смотреть на рефераты похожие на "Шоковая терапия в Польше и в России" Государственный университет Высшая Школа Экономики ЭССЕ по курсы «Российские реформы» на тему: Шоковая терапия в Польше и в России Выполнила Величко Оксана группа 612 Москва 2002 Введение Почти все страны социалистического лагеря столкнулись с проблемой
финансового кризиса позднего социализма, необходимостью снятия накопленного
при социализме денежного навеса и заметного скачка инфляции в начале
рыночного перехода. В этой связи их обычно разделяют на совокупность тех
государств, которые сумели противопоставить финансовому кризису жесткую
денежную политику и за короткие сроки сбить инфляцию до умеренных значений
(Польша), и тех, где денежная политика была мягкой, темпы роста
номинального денежного предложения подвержены резким колебаниям, а период
высокой инфляции – длительным (Россия). С известной долей условностей
проводившуюся в первой группе стран экономическую политику называют
монетаристской, во второй - популистской. Россия существенным образом отличаются от других посткоммунистических
стран тем, что здесь происходило преодоление социально-экономической
системы, порожденной когда-то их собственными особенностями и
противоречиями развития, а не навязанной извне. Путь России из коммунистической системы еще долго будет оставаться
предметом теоретических дискуссий и политических битв. Что предопределило
саму неизбежность резкого разрыва с коммунистическим прошлым? Каковы были
ошибки и достижения на этом пути? Каких опасностей удалось избежать и,
напротив, почему случилось многое из того, что случилось? Отвечать на эти вопросы непросто уже в силу их чрезвычайной
политизации. Из многочисленных вариантов экономической политики на практике
реализуется только один, и сторонники всех оставшихся нереализованными
альтернатив становятся участниками острых дискуссий о том, что "другое было
бы лучше". Обсуждение этого интересного вопроса ведется в отечественной
экономической литературе уже не первый год. Однако, как мне представляется,
необходимо раскрыть причины именно данного развития событий. В Польше политика «быстрого скачка» в экономике оказалась одной из
самых успешных в странах бывшего социалистического лагеря. Польская шоковая
терапия имела существенное влияние на российских реформаторов. Таким
образом, важно понять развитие реформ в Польше, и выявить причины того,
почему проведение политики шоковой терапии в России не дало столь успешных
результатов. Характерными чертами высокоиндустриальной социалистической экономики
является неэффективность, нежизнеспособностью в рыночных условиях
значительной части сформированных в ее рамках производственных структур. К
тому же экономическое развитие в СССР и странах СЭВ в 70х-80х годах
находилось под серьезным влиянием присвоения масштабной нефтяной ренты,
обусловленной вводом в эксплуатацию высокоэффективных западносибирских
нефтяных месторождений и благоприятной конъюнктурой мирового рынка нефти.
Резкое изменение мировых цен на нефть в середине 80х годов усугубило кризис
сложившихся при социализме производственных структур. В этой ситуации сокращение объема производства в постсоциалистических
странах (на примере России и Польши) в течение первых 3х-4х лет после
краха социализма носит общий характер и крайне слабо зависит от проводимой
экономической политики. (см. таблицы 1,2 с приложении). Еще одна черта поздней социалистической экономики - существование
денежного навеса, превышение объема денежной массы над предъявляемым
экономическими агентами спросом на деньги проявляющаяся в форме товарного
дефицита. Социалистическое хозяйство по своей природе - экономика
подавленной инфляции. В условиях фиксированных цен государство имеет
широкие возможности наращивания денежной массы. Избыточное денежное
предложение, рождаемое финансированием дефицита бюджета или кредитованием
предприятий государственного сектора, не имея возможности реализоваться в
более высоком уровне цен, накапливается в вынужденных сбережениях,
неудовлетворенном спросе на товары и услуги. Таким образом, два крупных макроэкономических процесса, с которыми
сталкиваются постсоциалистические страны - это резкое падение производства
и реальной денежной массы. Причем, эти процессы, как правило, носят
значительно более масштабный характер, чем ожидали начинавшие реформы
правительства. Отсюда повсеместное появление сразу после начала реформ в
экономико-политических дискуссиях построений, связывающих падение
производства с избыточным сжатием кредита и денежной массы, предложений
увеличить темпы роста денежной массы для стабилизации производства. В Польше, где правительства оказывались устойчивыми к подобного рода
предложениям, а денежная политика жесткой, порожденная ликвидацией
денежного навеса инфляционная волна, быстро сходит на нет, темпы инфляции
падают, спрос на национальные деньги и реальная денежная масса начинают
расти (см. таблицу 3 приложения). В России, когда происходило ослабление денежной политики и
правительство пыталось поддержать производство, наращивая денежную массу,
процесс дезинфляции оказывался более растянутым.
Шоковая терапия в Польше После разгрома начала 1980-ых и последовавших нерешительных реформ
польское правительство начало экспериментировать с более существенными
реформами в последних годах десятилетия. Доля ресурсов, находящихся в руках
государства снизилась до 45% в 1986 г. и до 22% в 1988. В 1987 г. была
начата либерализация собственности для рассредоточения ресурсов. Доля
частного сектора к 1989 г. достигла 33%. Контакты с остальным миром были также расширены. С 1986 по 1989 гг.
экспорт в Западную Европу возрос на 50%. Вместе с ослаблением коммунистического режима набирали свою силу
реформы в 1988-1989. Была предпринята серия шагов, результаты которых стали
основой для более глубоких реформ пришедшей к власти «Солидарности».
Возможно наиболее важная мера была предпринята в 1998 г., когда был принят
закон, предусматривающий равноправие всех форм собственности во всех сферах
деятельности. Это дало толчок развитию малого бизнеса, что явилось наиболее
важным элементом развития польской экономики. Приватизации была
законодательно утверждена, к сожалению получив плохую репутацию благодаря
неправильному употреблению. Основным изменением в банковской сфере стало
создание двухуровневой банковской системы в начале 1989 г. К середине 1989
г. 60% цен были либерализованы. Следует отметить, что коммунистическое правительство не вело
энергичные реформы, скорее всего они создавали препятствия эффективным
реформам. Однако коммунисты, постепенно теряя контроль, столкнулись с
растущей необходимостью реагирования на требования населения. Таким образом, сильная необходимость в экономических реформах была
утверждена в соглашениях Круглого стола начала 1989, который принял
градуалистскую программу, отражающую глубокие разногласия в пределах
общества, не только между оппозицией и правительством, но также и в
пределах оппозиции. В течение 1980-ых, дефицит бюджета сохранялся на умеренном уровне.
Однако, 1989 был исключением. Недостаток энтузиазма последнего
коммунистического правительства, либерализация цен без отмены субсидий, и
воздействие инфляции на налоговые сборы выразились в дефиците в 7% от ВВП,
когда «Солидарность» пришла к власти. Учитывая монетизацию дефицита и
недавнее освобождение цен, инфляция вызывала сильное беспокойство. Новое правительство «Солидарности», очевидно вопреки соглашению
Круглого стола, приняло весьма радикальный план действий, но его выполнение
требовало подготовки. Бюджет был приблизительно сбалансирован, денежная
политика была ужесточена, и поднят налог на увеличение заработной платы.
Валютный контроль был ослаблен, и рынки иностранной валюты расширены.
Последовательная девальвация уменьшила прибыльность черного рынка до 40% от
средних 400% ранее. Большинство цен было либерализовано. Программа, осуществленная в январе 1990 включала множество связанных
мер, каждая из которых индивидуально вызвала бы ощутимый шок. Финансовая
политика была значительно ужесточена, первый квартал 1990 показал большой
профицит бюджета. Реальная ценность денежного предложения была разделена;
были установлены жесткие ограничения на кредиты, сопровождаемые повышением
месячной учетной ставки от 7 до 36%. Антиинфляционный налог на заработную
плату был установлен на безжалостном уровне. Правительство сделало шаг к
приватизации в массивном масштабе. Существует много мнений на счет реальных результатов этих мер.
Некоторые критики обращают внимание на почти 30%-ый спад индустриального
производства. Напротив, наиболее восторженные сторонники шоковой терапии
утверждают, что благосостояние на душу благосостояние не падало, приводя в
пример достижения в новом частном секторе. Фактически частный сектор не так уж и хорошо функционировал в этот
период. Игнорируя проблему выбора между преобразованием старого и созданием
нового, которая находится в центре эволюционной модели, сторонники шоковой
терапии преследовали своей целью скорость, которая как ни парадоксально
могла бы замедлить темп изменений. Рост нового частного сектора, двигателя
роста во время реформ, был временно замедлен неудавшейся попыткой
произвести быстрое изменение в государственном секторе. Программа шоковой терапии была воспринята в Польше как чрезвычайно
дорогостоящая. В первой половине года, программа проводилась, но не
продвигалась. Важно обратить здесь внимание на направление причинной связи
между политикой и обществом. Два из самых сильных существующих социальных
учреждений в Восточной Европе поддерживали программу шоковой терапии.
Напротив, видение шоковой терапии причинных сил в участии в реформе состоит
в том, что экономическая политика должна обойти существующее общество,
чтобы создать новый мир. Шоковая терапия была произведена формальными рычагами политики,
которыми непосредственно манипулировали в правительстве. Вне этих областей
политики, изменения проходили более медленно. Сторонник шоковой терапии
Министр финансов произвел всего лишь небольшие изменения в структуре
собственного Министерства. Реформы в налоговой системе, включая введение
налога на добавленную стоимость, были отложены. Банковская структура,
которая осуществляла жесткую денежную политику, была по существу
унаследована от коммунистов. Ни одно из государственных предприятий в тот
период не обанкротилось. Экспортный бум в 1990, о котором много заявлялось,
произошел, фактически, в значительной степени благодаря усилиям уже
существовавших корпораций по внешней торговле. Конечно, в сравнении с более ранними годами, изменения происходили
достаточно быстро. Это дало толчок к краху коммунистической дамбы и
внедрению демократии. Но преобразования в начале 1990 г. не соответствовали
модели шоковой терапии. Стратегическая концепция шоковой терапии – это то,
что радикальная политика, разработанная и осуществленная технократами,
могла бы быть автономным элементом социального перемен. Фактически,
радикальная политика осуществлялась при помощи экономических институтов.
Скорее существующее общество поддерживало политику, чем политика создавала
новое общество. Когда было понято, что шоковая терапия не собирается давать какие-то
волшебные результаты, программа подверглась серьезному нападению.
Постепенно, многие из элементов начальной программы были сняты или
ослаблены. Летом 1990 г. были направлены кредиты фермерам и повышены
расходы на жилье. Уровень кредит государственным предприятиям начал расти и
приближаться к прежнему уровню. К октябрю 1990 политика изменилась так, что
это стало достаточным для того, чтобы ведущие сторонники «быстрого скачка»
ушли из правительства в знак протеста. Дальнейшее отдаление от программы радикальных реформ произошло в
1991г. перед лицом массивной и открытой оппозиции правительственной
политики. Налоговая и денежные политики были значительно ослаблены. Дефицит
бюджета начал повышаться к уровню 1989г., и правительство подтвердило
политику предоставления выборочного кредита предприятиям. Торговая политика
в августе 1991г. была аннулирована, когда средние тарифы были увеличены от
5 до 18%, и когда была подтверждена выборочная поддержка. Подобное можно сказать и про предприятия государственного сектора,
которые перенесли главную тяжесть удара. Приватизация была массовой,
быстрой и выведенной из под контроля рабочих. Развитие предприятий государственного сектора противоречило намерениям
реформаторов. Судя по их поведению, предприятия скоро стали походить на
фирмы, управляемые рабочими, что было желательно для «Солидарности».
Постепенно ультралиберальная политика в отношении государственного сектора
была ослаблена, с увеличивающейся ролью министерств. Крупномасштабные схемы
приватизации непрерывно приостанавливались одним за другим политическим
деятелем или коалицией. Когда происходила приватизация больших предприятий,
производились переговоры и совершалась сделка между государством,
менеджерами и рабочими. Политика была повернута назад. Международное сообщество осудило данный
факт. Международный валютный фонд приостановил индоссамент польской
политики в 1991г. Западная пресса и западные политические деятели, отмечая
откат от шоковой терапии, начали высказывать беспокойство то, что реформы
будут отменены. Но эта интерпретация была результатом неправильной
трактовки результатов достижений. Суммирая вышеизложенное, можно отметить, что политика, представленная
в январе 1990 была не чем иным как радикальным откатом от естественной
прогрессии, т.е. той политикой, которая ускорялась перед «большим скачком»
и перешла в медленную стадию, как общество восстанавливалось после шока.
Цель программы шоковой терапии состояла в том, чтобы изменить существующий
курс и вырвать политику из-под инфляционного влияния. Фактически польское
общество поворачивало реформы вспять. Это сущность того, что подход шоковой
терапии потерпел неудачу в Польше. Непрерывность не подразумевает статику, и отклонение радикальной
программы не означает остановку реформ. Изменения были неизбежны, был дан
толчок к краху коммунистического режима, который блокировал реформы,
необходимость которых не подвергается сомнению. Таким образом, финансовые меры в Польше сводились к следующему:
Жестко ограничительная монетарная политика, выражающаяся в резком
сокращении денежной эмиссии, а также в применении высоких процентных ставок
на кредиты. Одновременно были упорядочены кредитные отношения, введен
гибкий текущий процент во все договоры, заключенные в прошлом, и резко
ограничено применение льготных кредитов.
Ликвидация бюджетного дефицита, главным образом, за счет значительного
ограничения дотаций на продукты питания, сырье, средства производства,
энергоносители и т.д., а также отмены большинства налоговых льгот и
освобождений от уплаты налогов.
Либерализация основной массы цен (свыше 90% цен являются свободными) и
повышение цен, остающихся под административным контролем (энергоносители,
транспортные тарифы, квартплата и лекарства).
Введение частичной конвертируемости польской валюты – злотого – при ее
значительной девальвации, унификации курса на всех рынках и либерализации
внешней торговли.
Жестко ограничительная политика доходов, суть которой состоит, во-первых,
ликвидации всеобщей полной индексации заработной платы, введенной в июне
1989г., во-вторых, установлении высокого прогрессивного налога на рост
заработной платы на предприятиях, ограничивающую увеличение фонда
заработной платы по отношению к росту цен с применением корректирующего
коэффициента индексации, в-третьих, во введении уравнительного налога на
заработанную плату, превышающую среднюю в 1,4 раза. Таким образом, анализ опыта Польши, проводившей в начале переходного
периода жесткую антиинфляционную политику, показывает, что падение объема
выпуска и доли денег в валовом внутреннем продукте - неизбежные черты
начального периода постсоциалистического перехода. При проведении политики
устойчиво низких темпов роста денежной массы и максимального ограничения
денежного финансирования дефицита бюджета инфляционный скачек, порожденный
ликвидацией денежного навеса, удается быстро остановить. Локомотивом
экономического роста, как правило, выступает быстро формирующийся новый
частный сектор. При этом для переходного процесса характерны быстрые и
масштабные структурные сдвиги в производстве и занятости. Шоковая терапия в России Стадии хронологии реформы в России подобны таковым в Польше.
Российское общество было меньше подготовлено к осуществлению конструктивных
мер, необходимых для функционирования рыночной экономики. Не было
существенных предварительных реформ в течение коммунистического периода.
Страницы: 1, 2
|