Человеческий капитал
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей России в среднесрочной перспективе является выход на траекторию устойчивого развития за счет машиностроения и других высокотехнологичных отраслей. Другими словами, перед страной остро встала проблема производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Стоит проблема инициирования перетока капиталов из сырьевых отраслей в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Проблема трансформации доходов от экспорта природных ресурсов в качественный человеческий капитал, в эффективные производства с высокими технологиями, в развитии инфраструктуры.
Для решения этих проблем и задач необходимо осуществить диверсификацию промышленности, организовать и обеспечить материально и институционально стабильный рост и приток в Россию качественного человеческого капитала.
Термин «инвестиционно-инновационная стратегия» использован в данной курсовой работе не случайно. Инвестиционная стратегия должна быть тесно связана с инновационной стратегией и, собственно, инвестировать создание эффективной инвестиционной системы и реализации инноваций во всех сферах экономики.
К перечисленным инструментам реализации программы развития человеческого капитала необходимо добавить государственные и частные инвестиции в систему воспитания детей и школьников, в образование, в переподготовку специалистов, в науку, в обеспечение безопасности граждан, в здоровье, в обеспечение доступности информации, в информатизацию образования, науки, производства и населения. Эти направления развития человеческого капитала в той или иной мере отражены в частных стратегиях и программах развития РФ, но, к сожалению, пока не объединены в одной целостной и системной стратегии развития российского человеческого капитала. В то же время в Программе Правительства РФ четко заявлено, что развитие человеческого капитала – ее ключевая цель и задача, от решения которой зависит решение других частных задач.
РАЗДЕЛ 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
1.1. Национальное богатство и человеческий капитал: основные понятия
Национальное богатство – это совокупность накопленных физического и человеческого капитала, а также природного капитала страны в стоимостной оценке.[1]
Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но и материально и морально изнашиваться.
Доходность от инвестиций в человеческий капитал возрастает со временем. На него не распространяется закон убывающей отдачи при верно выбранной стратегии развития человеческого капитала.
Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны представлена на рис. 1.
Методы оценки стоимости ЧК как составляющей национального богатства
Методы оценки стоимости ЧК формируются в настоящее время. Существуют различные методические подходы к расчетам стоимости ЧК. В работах[2] приведен обзор работ по национальному богатству и методам оценки стоимости человеческого капитала.
Дж. Кендрик (американский экономист) предложил затратный метод расчета стоимости ЧК – на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Эта методика оказалась удобной для США, где имеются обширные и достоверные статистические данные[3]. Дж. Кендрик включил в инвестиции в ЧК затраты семьи и общества нам воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. В результате расчетов он получил, что ЧК в 1970 годах составлял более половины в накопленном национальном богатстве США (без учета государственных инвестиций).
Метод Кендрика позволил оценить накопления ЧК по его полной «восстановительной стоимости». Но не давал возможности расчета «чистой стоимости» ЧК (за минусом его «износа»). Этот метод не содержал методики выделения из общей суммы затрат части затрат, используемой на воспроизводство ЧК и реальное его накопление.
В работе Дж. Минсера[4] выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в ЧК. На базе статистики США 1980 годов Минсер получил зависимости эффективности ЧК от числа лет общего образования , профессиональной подготовки и возраста работника.
Значительный вклад в разработку расширительной концепции национального богатства (с учетом вклада ЧК) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других школ и авторов. В методике ВБ, в частности, учитываются накопленные знания и другие составляющие ЧК.
На рис. 2 изображены источники накопления элементов ЧК. Источники выбраны по группировкам затрат на соответствующие направления, приведенным в «Российском статистическом ежегоднике» и других российских источниках. Это наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение и т.д.
· инвестиции в безопасность населения и предпринимателей обеспечивают накопление всех других составляющих ЧК, обеспечивают реализацию творческого и профессионального потенциала человека, обеспечивают поддержание и рост качества жизни ;
· инвестиции в подготовку элиты общества;
· инвестиции в предпринимательскую способность и предпринимательский климат, государственные и частные инвестиции в малый бизнес и венчурный бизнес. Инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности обеспечивают его реализацию как экономического производительного ресурса страны;
· инвестиции в воспитание детей;
· инвестиции в изменение менталитета населения в положительную сторону – это инвестиции в культуру населения, которая определяет эффективность ЧК;
· инвестиции в институциональное обслуживание население институты страны должны способствовать раскрытию и реализации творческих и профессиональных способностей населения, повышать качество жизни населения, особенно в части снижения бюрократического давления на него;7
· инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают ЧК;
· инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда.
Результаты расчетов ЧК России и стран СНГ на базе затратного метода с использованием алгоритма специалистов Всемирного банка и схемы, представленной на рис. 2, приведены в табл. 1. Использовались оценки составляющих ЧК по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство российского ЧК. Для оценки величины реального накопления авторами работы использовался расчет показателя «истинное сбережение» по методике специалистов Всемирного банка.
ЧК, как следует из таблицы 1, в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика.
Оценки авторов этой работы мирового богатства, национальных богатств некоторых стран и групп стран, а также стоимости его структурных составляющих приведены в таблице 2.
Следует отметить, что изложенная выше методика оценки ЧК оценки ЧК по затратам достаточно корректна для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками, однако дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками. Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости ЧК разных стран. ЧК слаборазвитой страны и развитой страны имеет весьма разную производительность на единицу капитала, весьма разный уровень и качество.
В последние десятилетия наблюдается в развитых странах опережающий рост инвестиций в ЧК (табл. 3). ЧК рос более быстрыми темпами, чем физический. В 1990 г. суммарные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в США превышали производственные капиталовложения более чем в 3 раза.
Подталкивает к этому нарастающий разрыв доходов людей с высшим образованием мирового уровня и без него. По данным за 1990 г., у американцев с начальным образованием совокупный полученный в течение всей жизни доход составлял 756 тыс. долл., с высшим образованием – 1720 тыс. долл., т.е. американцы с высшим образованием имели средний доход на 1 млн долл. Больше. Высокая оплата квалифицированного и интеллектуального труда является одним из главных стимулов получения знаний в развитых странах и главным фактором их развития.
В свою очередь, высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новых экономик, экономик знаний порождает мощные синергетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного ЧК страны. Отсюда огромные преимущества развитых стран мира и проблемы для стран с «догоняющими» экономиками, пытающихся встать в их ряды.
Роль человеческого капитала в историческом развитии цивилизаций и стран мира
Исследования развития цивилизаций и стран в прошлых веках показывают, что ЧК и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других.
Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста ЧК, включая и образование, в средние века. В конце XVII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай и Индию по душевому ВВП и вдвое – по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стало главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.
Особенно показательно влияние ЧК на рост экономики на примере Японии. В стане Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень ЧК, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5,4 года, в Италии 4,8, в США 8,3 года, а средняя продолжительность жизни 51 год (примерно, как и в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1 – 1,2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового ЧК оказалась готовой в XX столетии совершить технологический рынок и войти в число передовых стран мира.
ЧК является самостоятельным экономическим ресурсом, иными словами, фундаментом роста ВВП в сочетании с НТП в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него неществование значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990 годов в ЧК вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал – только около 30% (табл. 4). Причем основную долю инвестиций в ЧК в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
Таблица 4
Изменение структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии
Год |
1800 г. |
1860 г. |
1913 г. |
1950 г. |
1973 г. |
1997-1998 г. |
Начало XXIвека |
Физический капитал |
78-80 |
77-79 |
67-69 |
52-53 |
43-44 |
31-33 |
20 |
Человеческий капитал |
20-22 |
21-23 |
31-33 |
47-48 |
56-57 |
67-69 |
80 |
Источник: Мельянцев В.Счастье от ума // Известия. 2000, 17 мая.
При низком уровне и качестве ЧК инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Сравнительно быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев (Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай и др.), корейцев, новых европейских развитых стран (Греция, Испания, Португалия) подтверждают вывод о том, что фундаментом для формирования ЧК является высокая культура основной массы населения этих стран.
РАЗДЕЛ 2. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
2.1. Детерминанты формирования и накопления человеческого капитала
Фундаментальный вклад в исследования влияния религии на менталитет населения и экономику выполнил М. Вебер (1864-1920)(основные работы – «Протестантская этика и дух капитализма» и «Три чистых типа легитимного правления»). Вебер связал успехи развития экономики европейской цивилизации с протестантской ментальностью.
Английский историк и социолог А.Д. Тойнби (1898-1975) выполнил анализ цивилизаций Востока с точки зрения влияния религий и активности части населения на их развитие. Движущей силой развития цивилизаций Тойнби считает творческое меньшинство, которое способно вести за собой народ и общество. Состояние творческого меньшинства и определяет, по Тойнби, расцвет или упадок страны.
Базой роста уровня и качества человеческого капитала является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала национальная религия. Этика труда, которая во многом определяет качество современного труда, человеческий потенциал нации, формировалась многими поколениями под воздействием того или иного религиозного мировоззрения. Отсюда и происходят различия в возможностях развития стран из различных цивилизаций.
А. Мень писал: «Религия, как мы отметили, оказывает воздействие не только на духовную жизнь общества, но и на экономику. Так, Макс Вебер установил, что условия для возникновения капитализма были еще в Античности и в Средневековье, но только с появлением протестантизма он стал развиваться бурно и быстро. Исследуя раннюю протестантскую литературу, Вебер заметил, что в самом мировоззрении лютеран находился тот идеологический импульс, который способствовал прогрессу капиталистического способа производства. Применяя
статистический метод, Вебер показал, что капитализм наиболее процветал именно в странах протестантизма. И наоборот у непротестантских наций он развивался значительно медленнее.
Протестантизм внес глубокие изменения в систему ценностей и породил новые традиции. Простота, рационализм во многом определил новое мышление миллионов людей различных стран мира. Для них жизнь стала осознанным долгом, а добродетелями – трудолюбие, бережливость, аккуратность, пунктуальность. Вера же стала глубоко индивидуальным делом.
В заключение подчеркнем, что менталитет нации пока не учитывался ни при оценках ИРЧП, ни при оценках человеческого капитала. Мешают этому на уровне мировых институтов, вероятно, этические проблемы. Вместе с тем это необходимо делать поскольку в противном случае, используемые методики, прежде всего для развивающихся и слаборазвитых стран, дают ложные результаты.
2.2. Российский человеческий капитал и проблемы его роста
Инвестиции в экономику и государство являются лишь необходимым фактором роста экономики и развития страны, но отнюдь недостаточным. В 1991 – 1992 гг. инвестиции в СССР достигали 35% ВВП, а прирост ВВП оказался отрицательным. И таких примеров много для стран СА неэффективными государственными и экономическими системами. Это является конкретным примером истощения действия экстенсивных факторов роста и неготовности страны и ее экономики к развитию за счет интенсивных факторов, включая ЧК[5].
Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда.
Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет распродаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет и его извечный патернализм.
Во многом с выводами экспертов ООН можно согласиться. Страна действительно живет в основном за счет доходов от продаж нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, леса и т.д. Сильно деградировала фундаментальная наука, причем во многом и за счет физической потери ЧК: лучшие ученые страны работают за границей. Соответственно, без науки деградировало образование, причем на всех уровнях.
Егоров С. пишет: «Российская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 405% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. С 1992 г. размеры расходов на науку и образование в России были уменьшены почти вдвое, однако механизмы разгосударствления образования пока развиты слабо. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы»[6].
Немалую роль в этом сыграло крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства. Быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные еще во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны.
В настоящее время в России существую две экономики, две культура, два типа образования и два слоя людей с противоположенным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. В тоже время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование и опыт, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Число студентов в России удвоилось. Граждане России стремятся учиться.
Выше уже отмечалось, что в составе стартового ЧК России при переходе к рынку отсутствовала такая составляющая ЧК как предпринимательская способность
– важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д.
Из таблиц 5 следует, что Россия за счет высокого ЧК и природных ресурсов находится на первом месте в мире по национальному богатству на душу населения (400 тыс. долл.). ЧК, по данным оценкам, составляет 30 трлн. долл. И превосходит природный капитал, равный 24 трлн. долл. И много превосходит человеческий капитал, равный 6 трлн. долл.
Однако возникают вопросы по поводу достоверности оценки стоимости российского капитала. Авторы работы оценили стоимость подготовки одного работника к трудовой деятельности в России в 200 тыс. долл., взяв за основу стоимость обучения в странах ЕС (к 18-20 годам). Авторы мотивируют это тем обстоятельством, что труд специалистов из России в развитых странах оценивается на уровне местных специалистов.
Во-вторых, за границу в развитые страны на постоянную работу приглашаются (или сами пробиваются) только избранные, особо талантливые и известные специалисты, главным образом, в области естественных наук и инженерных профессий. А также молодые и пробивные таланты, которые составляют наибольшую долю российской молодежи.
Таким образом, авторами работы стоимость образования и воспитания как составляющей российского ЧК завышена в несколько раз.
Дополнительно необходимо учитывать отток ЧК в другие страны. Для России он велик. А это прямые потери значительной части инвестиций в ЧК, причем отток ЧК приводит также к потере части инвестиций в науку.
Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого качества российского ЧК и , соответственно, его низкой отдачи. Законы Российского государства копируются с законов развитых стран мира, но они не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать «по понятиям».
Увеличение государственных и частных инвестиций в ЧК и их эффективное использование только и может поправить положение и вывести Россию из глубокого полисистемного кризиса. И в первую очередь из кризиса духовного, кризиса нравственного. Даст возможность преодолеть перманентный раскол в российском обществе, противостояние государства и населения, которые в последние десятилетия усилились. Другого пути повышения качества жизни, эффективности экономики, формирования гражданского общества, формирования предпринимательской этики, возвращения населения к цивилизованным этическим нормам у страны просто нет.
Увеличение инвестиций в ЧК и поддержание их на высоком уровне в долях от ВВП, даже в ущерб другим сферам деятельности, является стратегически необходимым (наряду с другими)и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если такую задачу перед страной ставить), пусть в отдаленной перспективе. В монографии под редакцией академика Л. Абалкина[7] человеческий ресурс, человеческий потенциал, человеческое развитие рассматриваются не столько как факторы развития, сколько как цели этого развития. Однако в экономике знаний, в интеллектуальной экономике первенство будет за теми странами, которые используют человеческий капитал как фактор развития, который дает новый прирост как самому себе, так и качеству жизни населения.
2.2. Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала
Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в ЧК, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономики на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в ЧК со стороны частного бизнеса.
Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского ЧК невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.
Егоров считает главным условием роста ЧК в России рост заработной платы. Другим условием роста ЧК он считает высокие инвестиции в образование. Здесь он выделяет проблему «утечки мозгов»[8]. Очевидно, что эти проблемы необходимо решать комплексно, системно параллельно с решением проблемы декриминализации страны и обеспечения безопасности населения и бизнеса.
В целом для решения проблемы роста российского ЧК и необходимо следующее:
· разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского ЧК. Начало этой программы – решение государством задач перевода на современные принципы и базу воспитания и образования. Венец завершения программы – создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства;
· разработать общую идеологию государства;
· осуществить декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического государства решить проблему роста ЧК в принципе невозможно);
· кардинально увеличить прямые государственные и частные инвестиции в ЧК;
· предоставить льготы и преференции юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в ЧК;
· кардинально увеличить государственные инвестиции в дошкольное и школьное образование;
· увеличить целевые образовательные детские и юношеские пособия;
· осуществить компьютеризацию образования;
· реформировать систему образования в направлении подавления коррупции и закрытия слабых коммерческих вузов;
· опережающее увеличивать финансирование образования в области естественных наук;
· консолидировать научные и образовательные силы в области естественных наук на приоритетных направлениях, в которых сохранились еще передовые позиции России;
· опережающее увеличить финансирование фундаментальных естественных наук;
· целевым и адресным образом финансировать возврат ведущих российских ученых на родину;
· опережающее увеличивать финансирование труда эффективных научных работников;
· ускоренно создавать национальную инновационную и венчурную систему;
· создать эффективную государственную просветительскую систему, направленную на пропаганду знаний, рост авторитета профессионалов высокой квалификации, рост значимости образования по естественным специальностям и экономике. Использовать для этих целей государственные каналы телевидения и другие средства массовой информации;
· создавать технополисы, в том числе, на базе существующих академгородков и университетских городков;
· осуществить эффективную трансформацию медицинского обслуживания населения.
Некоторые из приведенных задач уже решаются, но необходим системный подход к решению проблемы развития ЧК. В развитии российского ЧК имеют место положительные тенденции, а именно:
· формирование новой элиты с рыночным мировоззрением;
· формирование слоя топ- менеджеров, в том числе получивших образование и опыт в развитых странах;
· появление значительного слоя молодых образованных людей с новым рыночным мировоззрением, способных к предпринимательству. Эти молодые люди прошли школу малого и среднего бизнеса и при условии выполнения государством своих обязанностей, способны постепенно формировать бизнес-элиту российского государства;
· ослабление влияния на население остатков советской идеологии;
· понимания ряда проблем, стоящих перед страной в высшем руководстве страны;
· благоприятная мировая ценовая конъюнктура на природные ресурсы;
· благодаря этому, наличие огромных свободных средств у российского государства в мировых валютах 9золотовалютные резервы, стабилизационный фонд, другие фонды и резервы);
· рост тяги населения к образованию, включая высшее образование;
· переход системы образования в экономике, в гуманитарных дисциплинах на стандарты, близкие к общепринятым в развитых странах;
· предоставление в этой сфере разнообразных образовательных продуктов и услуг, государственных и частных;
· быстрое развитие сферы платных медицинских услуг и приближение их качества к мировым уровням;
· постепенный переход на прозрачную отчетность юридических лиц по мировым стандартам;
· постепенное изменение менталитета населения в лучшую сторону в части его рыночных составляющих. Молодые россияне почти и не знают особенностей действительности советской эпохи и выросли в основном «рыночниками», насколько это возможно в российских условиях.
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Основные цели и задачи развития РФ на 2006 – 2009 гг.
Среднесрочная программа социально-экономического развития РФ определяет ключевые направления деятельности Правительства РФ на 2006 – 2009 г., обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны:
O повышение уровня и качества жизни населения;
O повышение эффективности государства, в том числе в сфере управления;
O обеспечение динамичного и устойчивого экономического роста;
O диверсификация экономики и создание постиндустриальной экономики;
O создание эффективных инновационного и информационного секторов экономики;
O развитие человеческого капитала;
O развитие образования, науки и высоких технологий;
O создание конкурентоспособной экономики.
Главным индикатором эффективности программы определенно удвоение ВВП за 10 лет. Должна быть решена задача резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих:
O человека;
O государственных институтов;
O бизнеса.
Программа содержит меры по повышению эффективности государственного управления, роста качества и условий предоставления государственных услуг, созданию условий и стимулов развития человеческого капитала, созданию и совершенствованию институтов и инфраструктуры, обеспечивающих конкурентоспособность национального бизнеса.
3.2. Приоритеты социально-экономического развития РФ в среднесрочной перспективе
В программе главным приоритетом являются реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения.
Человеческий капитал высокого уровня и качества – основное требование и условие самой возможности создания постиндустриальной экономики, инновационной экономики, современной национальной информационной системы. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. К ним относятся, в том числе состояние сферы образования, здравоохранение, жилье. К этим перечисленным в программе Правительства РФ составляющим человеческого капитала необходимо еще добавить еще науку, безопасность граждан и бизнеса, информационное обеспечение работников интеллектуального труда и доступность информации, воспитание, свободу перемещения труда, менталитет, идеологию государства и нации, направленную на созидание.
1. Образование. Поставлена задач повышения уровня и качества российского образования. С этой целью планируется реформировать всю систему образования.
Основные инструменты реформирования и повышения уровня и качества образования:
O усовершенствование образовательных программ и стандартов;
O информатизация образования;
O четкое определение обязательств государства и области образования на разных его уровнях;
O проведение реструктуризации сети образовательных организаций;
O совершенствование системы бюджетного и внебюджетного финансирования за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование;
O внедрение образовательных кредитов.
В 2005 году финансирование Министерство образования и науки составило 89 млрд, в 2006 г. – 122,3 млрд руб. (рост на 37%). За счет существенного роста финансирования в 2006 г. увеличилось, например, число преподавателей, ежегодно проходящих переподготовку, с 60 тыс. человек до 250-300 человек, возросло финансирование других направлений системы образования.
2. Здравоохранение. Планируется повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счет внедрения оптимальных финансовых механизмов обеспечения здравоохранения, способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат.
Инструменты реализации:
O конкретизация государственных гарантий в области здравоохранения;
O реорганизация системы оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами;
O модернизируется система образовательного медицинского страхования, внедряются новые организационно-правовые формы медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда медицинских работников.
3. Борьба с бедностью. Планируются и осуществляются следующие меры:
O повышается эффективность программ в области социальной политики в части совершенствования механизмов предоставления социальной помощи;
O создаются условия для вовлечения бедных трудоспособных граждан в экономическую деятельность;
O осуществляется предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи бедным;
O повышается внутрирегиональная и межрегиональная трудовая мобильность.
4. Повышение эффективности государства. Это одна из сложнейших и актуальнейших проблем России. Инструменты ее решения:
O повышение эффективности государства, отвечающего потребностям общества через реализацию административной реформы, а также реформы государственной службы;
O обеспечение публичности своей деятельности;
O эффективная регламентация деятельности;
O дальнейшее сокращение избыточных функций;
O переход к ориентации на достижение результатов;
O создание стимулов для привлечения квалифицированных работников, а также повышение качества их работы;
O реформирование системы социального обеспечения государственных служащих;
O реализация судебной реформы и реформы правоохранительных органов.
5. Создание инновационного сектора экономики. Решение данной задачи определяет возможности диверсификации российской экономики, создания собственных высоких технологий, создание конкурентоспособной экономики, повышения уровня и качества жизни населения, развитие науки и образования. Инструменты решения проблемы:
O повышение роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны и отдельных предприятий;
O превращение научного потенциала в один из основных ресурсов диверсификации и роста экономики;
O реформа науки и стимулирование инноваций должны быть нацелены на стимулирование роста предложения инновационной продукции и услуг;
O формирование рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере;
O развитие нормативно-правовой системы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты;
O расширение системы подготовки инновационных менеджеров и инженеров;
O развитие венчурного технологического бизнеса.
6. Развитие регионов. Планируется поддержка региональных стратегий социально-экономического развития, переход от «малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты федерации и муниципальные образования к мобилизации доступных им ресурсов экономического роста».
Инструменты решения региональных задач:
O повышение качества управления на субфедеральном уровне;
O содействие распространению лучшей практики;
O содействие формированию и развитию региональных экономических кластеров;
O увеличение ориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование реформ в регионах.
7. Развитие инфраструктуры. Развитие инфраструктуры должно способствовать повышению устойчивости развития экономики, способствовать росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики в пользу наукоемких отраслей. Поставлена задача расширения участия бизнеса и развития инфраструктуры.
8. Конкуренция. Необходимо создавать условия для перетока капитала из несырьевых секторов в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Основной инструмент – создание инвестиционной привлекательности этих отраслей и предприятий.
3.3. Развитие человеческого капитала в регионах
Развитие человеческого капитала в регионах – ключевой приоритет стратегии развития РФ. В предыдущих разделах уже делалась ссылка на работы А. Тойнби, в которых он доказал, что решающее значение для успехов нации имеют качество, энергия, активность и компетентность ее элиты.
Элита нации, элита регионов играет решающую роль в современной конкурентной борьбе в мировой политике и экономике, в национальной политике и экономике. Именно она руководит страной, регионами, нанимает и формирует команды технократов, которые разрабатывают программы и стратегии развития и реализуют их на практике.
В российской практике последних лет были унифицированы в условиях мониторинга Правительства РФ региональные законы, программы, концепции и стратегии развития. Однако этот процесс принял в некоторых регионах характерный и традиционный для России формально-бюрократический характер: все есть и ничто не работает. По внешним и формальным признакам в программах и других документах все элементы правительственных программ присутствуют, но они не работают, не реализуются, не приводят к повышению эффективности экономики и становлению гражданского общества.
В ХХ веке в Италии часто использовался специфический метод борьбы профсоюзов за свои права, который получил название «забастовки по-итальянски». Работники, например, железной дороги начинали буквально и скрупулезно исполнять все без исключения правила и инструкции. И это приводило к остановке движения поездов. Можно всегда найти несущественное или устаревшее отклонение от правил и инструкций и на основании его прекратить активную деятельность, хотя и присутствовать на работе.
Так и в некоторых регионах произвели массу программ и заполнили их инвестиционными проектами, не прошедшими качественную стандартную рыночную экспертизу и процедуру инвестиционного анализа и отбора. И смысл этих программ потерялся. Эти проекты не были лучшими, не были прибыльными и
не привели к росту экономики и развитию региона. В ряде случаев проекты оказались ложными или некачественными, и средства на них были потрачены крайне неэффективно.
Тем не менее прошедший этап трансформационного периода привел к унификации региональной законодательной, программной и нормативной базы. Это укрепило единое законодательное и экономическое пространство России. И это положительный результат. Далее предстоит гораздо более трудный этап – этап содержательного и реального наполнения этих документов и их эффективной реализации на практике, что возможно только при обновлении элиты многих регионов, где местные лидеры не способны к самообразованию, к обучению, к работе в новых условиях.
В связи с изложенным можно сказать, что одним из основных тормозов развития некоторых регионов РФ стало низкое качество и криминализация этих элит, которые определяют в значительной степени низкое качество совокупного человеческого капитала этих регионов. Процессы межрегионального обмена человеческим капиталом пока недостаточно развиты. В то же время клановость и коррумпированность региональной элиты одно из главных препятствий в РФ на пути создания эффективной экономики, эффективного государства и гражданского общества.
В программе Правительства РФ на 2006-2009 гг. для развития человеческого капитала в регионах определенны несколько направлений.
1. Переход на новые направления миграционной политики с целью активного привлечения мигрантов в экономику ряда регионов России.
2. Эффективная политика в области профессионального образования с учетом особенностей региона и потребностей страны в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я рассмотрела следующие вопросы:
· основные понятия национального богатства и человеческого капитала;
· методы оценки стоимости человеческого капитала как составляющей национального богатства;
· роль в историческом развитии цивилизаций и стран мира;
· детерминанты накопления и развития человеческого капитала;
· проблемы роста человеческого капитала;
· некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала;
· основные цели и задачи развития РФ на 2006 – 2009 гг.;
· приоритеты социально-экономического развития РФ в среднесрочной перспективе;
· развитие ЧК в регионах.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но и материально и морально изнашиваться.
Доходность от инвестиций в человеческий капитал возрастает со временем. На него не распространяется закон убывающей отдачи при верно выбранной стратегии развития человеческого капитала.
Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда.
Базой роста уровня и качества человеческого капитала является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала национальная религия. Этика труда, которая во многом определяет качество современного труда, человеческий потенциал нации, формировалась многими поколениями под воздействием того или иного религиозного мировоззрения. Отсюда и происходят различия в возможностях развития стран из различных цивилизаций.
Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в ЧК, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономики на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в ЧК со стороны частного бизнеса.
Таблица 1
Оценки человеческого капитала в ряде стран мира в конце ХХ века
Страны |
Общий объем,
трлн долл. |
Человеческий капитал, в % к: |
национальному богатству страны |
мировому итогу |
уровню США |
Мировой итог |
365 |
66 |
100 |
384 |
Страны «семерки» и ЕС |
215 |
78 |
59 |
226 |
Из них: |
США |
95 |
77 |
26 |
100 |
Страны ОПЕК |
45 |
47 |
12 |
47 |
Страны СНГ |
40 |
50 |
11 |
42 |
В том числе Россия |
30 |
50 |
8 |
32 |
Прочие страны |
65 |
65 |
18 |
68 |
В том числе Китай |
25 |
77 |
7 |
26 |
Бразилия |
9 |
74 |
2 |
9 |
Индонезия |
9 |
75 |
2 |
9 |
Мексика |
8 |
77 |
2 |
8 |
Индия |
7 |
58 |
2 |
7 |
Пакистан |
4 |
80 |
1 |
4 |
Источник: Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ, 2006. № 2; Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Юнити, 2007.
Таблица 2
Национально богатство мира на начало ХХ века
Страны |
Национальное богатство |
В том числе по видам капитала,
трлн. долл. |
всего,
трлн.
долл. |
на душу населения,
тыс. долл. |
человеческий |
природный |
физический |
Мировой итог |
550 |
90 |
365 |
90 |
95 |
Страны «семерки» и ЕС |
275 |
360 |
215 |
10 |
50 |
Страны ОПЕК |
95 |
195 |
45 |
35 |
15 |
Страны СНГ |
80 |
275 |
40 |
30 |
10 |
В том числе Россия |
60 |
400 |
30 |
24 |
6 |
Прочие страны |
100 |
30 |
65 |
15 |
20 |
Источник: Нестеров Л., . Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ, 2006. № 2.
Таблица 3
Соотношение «инвестиций в человека» и производственных инвестиций в США (социальные расходы, в % к производственным инвестициям)
Сферы |
1970 г. |
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
Образование |
50 |
42 |
45 |
55 |
Здравоохранение |
54 |
63 |
76 |
101 |
Социальное обеспечение |
90 |
107 |
123 |
162 |
Всего потрем отраслям |
194 |
212 |
244 |
318 |
Источник: Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. – М.: Аспект пресс, 2005.
Сферы экономики и жизнедеятельности страны и ее граждан |
Составляющие человеческого капитала и инвестиции в него |
Информационное обслуживание |
Инвестиции в непрерывное обучение |
Безопасность граждан и страны |
Интенсивность и качество труда |
Постиндустриальная и новая экономики |
Институциональный потенциал |
Эффективность государства |
Развитость и ответственность гражданского общества и демократия |
Рис. 1. Взаимосвязь развития человеческого капитала, экономики и уровня развития страны в блоке «Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство»
Институциональное обслуживание |
Предпринимательская способность и предпринимательский климат |
Информационное обслуживание |
[1] Нестеров Л., Ашерова Г. Национальное богатство и человеческий капитал//ВЭ. 2003, № 2.
[2] Экономическая теория. Трансформирующая экономика/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004; Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал// ВЭ 2003, № 2.
[3] Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. М.: Прогресс, 1976; Он же. Экономический рост и формирование капитала // Вопросы экономики. 1976, № 11.
[4] Mincer J. The Production of Human Capital and The Lifccycle of Earnings: Variations on Theme. – Working Paper of the NBER, No 48-38 (Aug. 1994).
[5] Корчагин Ю. А., Шамардин Д. Г. Человеческий капитал и рост экономики / «Промышленник России». 2004, № 4.
[6] Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. 2004, № 5.
[7] Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под. Ред. академика Л. Абалкина. – М.: Экзамен, 2004.
[8] Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. 2004, № 5.
|