Ценообразование в банках
смотреть на рефераты похожие на "Ценообразование в банках" Содержание.
Введение.
Понятие банковского маркетинга Маркетинг банковских услуг Маркетинговая политика: планирование и способы продвижения банковских
продуктов Цена и Прибыль
Доходность банковских услуг
Ценообразование на различных рынках
Правовая основа проведения операций окредитования
Список используемой литературы Понятие банковского маркетинга Основными элементами системы банковского маркетинга являются: исследование
рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной)
стратегии. Маркетинг (от английского market — рынок) — комплексная система
организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение
потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения
и прогнозирования рынка.
Применение банком маркетинга характеризуется наличием в его деятельности
следующих черт, являющихся сущностными признаками маркетинга:
• ориентация банка на потребности клиентов (маркетинговая философия);
• применение целой совокупности инструментов рыночной политики (маркетинг-
микс);
• планомерная координация всех видов деятельности в сфере сбыта
(маркетинговое управление).
Маркетинговое управление следует рассматривать с позиции преобразования
банковских рынков сбыта в рынки покупателя.
Сегодня понятие маркетинга в банковской сфере включает выявление
существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг; выбор сфер
наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение потребностей
клиентов в этих сферах; установление кратко- и долгосрочных целей для
развития существующих и создания новых видов услуг; предложения услуг таким
образом, чтобы привлечь внимание клиентов к их получению, при соблюдении
условия постоянного контроля со стороны банка за качественным их
выполнением и получением прибыли от их реализации.
Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского
продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления.
Банковский продукт (услуга) — разнообразные действия на финансовом рынке,
денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную
плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие
целью совершенствование и повышение эффективности банковского
предпринимательства (например, совершенствование организационной
структуры).
В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной
экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц,
предоставляя им около 270 видов различных услуг.
Особенности банковских услуг состоят в следующем: . они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции; . оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах; . абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений; . купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени.
Важной чертой продукта банка является его имидж. Имидж — это
распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных
либо же исключительных характеристиках продукта, придающих последнему
особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов. Имидж
продукта складывается под воздействием следующих факторов: . имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт; . качество продукта; . характеристики аналогичного продукта других банков; . критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользующихся указанным продуктом.
Имидж продукта не занимает пассивной позиции по отношению к отмеченным
факторам. Он сам, в свою очередь, оказывает на них существенное влияние,
что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь находятся в
активном взаимодействии и воздействуют как друг на друга, так и на всю
совокупность данных факторов.
В отличие от имиджа банка, обычно связанного с ролью, которую он играет в
жизни общества, экономике, с философией руководства банка, с его миссией,
особенностями конкурентной борьбы, с уникальностью решаемых им задач и
т.д., имидж продукта в концентрированном виде выражает отличительные
особенности продукта, выделяющие его в кругу аналогов, либо же наделяющие
его потребительские функции особыми, специфическими качествами.
В рыночной экономике коммерческий банк существует постольку, поскольку
имеется спрос на его товар (услуги). В зависимости от спроса банк
вырабатывает конкретную маркетинговую политику и придерживается ее в
процессе своей деятельности. Главное направление в стратегии развития банки
уделяют ныне разработке новых банковских продуктов (или их модернизации),
так как расценивают их как важнейшее средство обеспечения стабильности
своего функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Без
этого на современном рынке просто невозможно.
Для успешного внедрения нового продукта на рынок, он должен отвечать
следующим основным положениям: . самое главное — любой вид продукции должен полностью соответствовать запросам потребителей; . продукт должен опираться на сильные стороны деятельности банка или его подразделения; . продукция кредитного учреждения призвана быть лучше предложений его конкурентов; . любая новая продукция, которую банк предоставляет клиентам, должна пользоваться поддержкой его руководства; . разрабатываемые продукты (услуги) обязаны иметь упреждающий (стратегический) характер.
Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов — возможность
проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся
пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно
высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с
совершенно качественно новым продуктом, который другие банки пока не
использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает
возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот
период обычно невелик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать
упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную
услугу. Но и за короткое время можно, особенно в российских условиях,
сделать "большие деньге", а, главное, привлечь к себе новых клиентов,
существенно пополнить клиентскую базу.
Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может
быть реализован рентабельно. Указанные услуги предоставляются в такой
форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают
запросам клиентуры.
Процесс создания, внедрения и снятия банковского продукта (услуги) проходит
ряд этапов: . поисковые исследования, выработка идей нового или совершенствование существующего продукта; . отбор оригинальных идей; . маркетинговые исследования; . разработка нового или совершенствование существующего продукта; . испытание продукта в рыночных условиях и анализ результатов; . выведение продукта на рынок; . модернизация продукта или снятие его с рынка. Маркетинг банковских услуг
Процесс разработки или совершенствования банковского продукта (услуги)
начинается с выдвижения идеи. Объектом инновации могут являться банковский
продукт (услуга), технология его реализации, программное обеспечение, а
также применение известного ранее банковского продукта (услуги), технологии
и программного обеспечения по новому назначению. Сбор, регистрация
предложений, а также консультации по порядку их оформления проводят
специалисты соответствующих подразделений банка.
Следующим этапом в процессе создания, внедрения и изъятия с рынка
банковского продукта является маркетинговое исследование. Целью
маркетингового исследования является выявление возможностей банка занять
конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте путем
приспособления своих продуктов к спросу и требованиям клиентов.
Маркетинговое исследование нацелено на обеспечение более эффективного
приспособления выпускаемой продукции к запросам и требованиям рынка. Одной
из важнейших его задач является определение условий, при которых
достигаются оптимальные соотношения между спросом и предложением банковских
продуктов на рынке, а также оценка деятельности предприятий, выступающих на
рынке, их позиций, осуществляемых ими методов бизнеса, применяемой
коммерческой практики, характера рыночных отношений.
В зависимости от целей и задач маркетинговые исследования делятся на две
группы: разовые и текущие. Разовые исследования выполняются для разработки
конкретных проблем и принятия стратегических решений по вопросам разработки
новых банковских продуктов (услуг). Текущие маркетинговые исследования
ведутся непрерывно, обеспечивая обратную связь с рынком.
Основными источниками информации для проведения маркетинговых исследований
рынка выступают: статистические материалы, сведения, полученные от клиентов
— предприятий и частных лиц, данные из средств массовой информации, деловых
отчетов и рекламных материалов конкурентов.
Важнейшими инструментами маркетингового исследования являются: анализ
рынка; наблюдение за рынком; прогнозирование рынка. Анализ рынка
представляет собой выяснение рыночной ситуации и возможность сбыта на
текущий момент. Его основные задачи — определить конкурентную позицию
банка на рынке и провести сегментацию последнего.
Конкурентная позиция — это положение, которое тот или иной банк занимает на
рынках сбыта в соответствии с результатами своей деятельности, а также в
соответствии со своими достоинствами и недостатками по сравнению с другими
кредитными институтами.
Во всем мире коммерческим банкам в настоящее время приходится обращать
особое внимание на конкурентов, постигать законы конкурентной борьбы,
учиться правильно на них реагировать. Ключ к успеху на рынке, а,
следовательно, и к наращиванию прибыли лежит в ящике, на котором написано
"клиентура". Тщательное изучение клиентской базы, постоянное расширение
клиентуры, увеличение объемов предоставляемых услуг, последовательная
разработка и внедрение новых банковских продуктов в соответствии с
возрастающими потребностями клиентов, тщательное и систематическое изучение
рынка потребителей банковской продукции, более активное, разностороннее и
качественное обслуживание каждого клиента за счет тщательного изучения его
индивидуальных запросов и потенциала, неуклонное расширение ассортимента
предлагаемых банковских продуктов по каждому отдельному сегменту
клиентского рынка, систематическое изучение и использование возрастающих
возможностей современного банковского маркетинга — вот неполный перечень
проблем, стоящих ныне перед коммерческими банками в сфере реализации их
продуктов.
Если единой целью всех коммерческих банков является расширение клиентской
базы, увеличение сферы сбыта собственных услуг, завоевание новых позиций на
рынках и на этой основе неуклонное наращивание прибыли, то в сфере
маркетинга на первый план выходит расширение ассортимента банковских
продуктов, создание целостных их комплексов, чтобы клиент максимум услуг
мог получить в одном месте, но самое главное — постоянная разработка и
внедрение новых банковских продуктов, обеспечивая максимальное
удовлетворение потребностей потребителя как основу всей банковской
политики.
Отказ от навязывания своих продуктов и ориентация на реальные запросы
клиентов предопределяют все действия современного коммерческого банка. При
этом необходимо в полной мере учитывать, что клиентура банка не является
чем-то единым, усредненным, а состоит из множества разнородных сегментов и
сегментиков. И если банк хочет преуспевать, то обязан разрабатывать и
предлагать всем не единый стандартный набор банковских продуктов, а
специальные их системы, рассчитанные на реальные потребности конкретных
групп своих клиентов и в таком же порядке разрабатывать и внедрять в
практику новые виды банковских услуг, ориентированных на каждый участок
клиентского рынка.
Большое значение приобретает то обстоятельство, что помимо постоянной
работы по поиску и привлечению новых клиентов банки все больше внимания
призваны уделять более качественному и разностороннему удовлетворению
запросов уже имеющихся клиентов в частности за счет использования смежных
или дополнительных услуг.
Маркетинговое исследование предполагает необходимость тщательного выбора
объекта исследования — конкретного рынка или его сегмента. Специфика
разработки банковских продуктов состоит в том, что банку становится
невыгодным оказание услуг, рассчитанных на усредненный уровень требований.
Банк стремится выделить и должным образом проанализировать ту часть рынка,
те группы потребителей, на потребности которых намерен ориентировать свои
услуга.
В основе подобного метода изучения рынка, получившего название
"сегментация", лежит положение о том, что один банк не может удовлетворить
все разнообразие потребностей в различных услугах и должен сосредоточить
свои усилия на тех сегментах, которые являются для него предпочтительными с
точки зрения его производственных, финансовых и сбытовых возможностей. В
основе сегментации могут лежать самые разнообразные признаки: правовые,
экономические, географические, демографические, поведенческие и др.
Самым распространенным в европейской банковской практике является выделение
следующих целевых групп: предприятия, способные к эмиссии; средние и малые
предприятия; состоятельные частные лица, предъявляющие спрос на
индивидуализированные услуги; прочие частные лица, использующие услуги
массового ассортимента.
Для каждого выбранного тем или иным способом сегмента рынка определяются
его рыночно-производственные характеристики, на основании которых можно
будет выбрать перспективные для деятельности банка (целевые) сегменты.
Такие данные можно подразделить на четыре группы: рыночные характеристики;
показатели услуги; показатели конкуренции; характеристики среды.
Рыночные характеристики включают в себя: общий размер сегмента рынка; темпы
его роста; прогноз ожидаемых темпов роста; общее количество существующих и
потенциальных клиентов; важнейшие характеристики клиентов.
Основные параметры предлагаемой клиентам услуги необходимы для получения
целостного представления о банковской услуге и соотношения ее характеристик
с требованиями, предъявляемыми потребителями.
К показателям конкуренции на рассматриваемом сегменте рынка банковских
услуг относятся: количество конкурентов; данные об основных конкурентах;
относительные доли банка и его конкурентов на рассматриваемом сегменте
рынка; сравнительные характеристики.
Поскольку к характеристикам среды относятся экономические, политические,
демографические тенденции, а также их существующее и ожидаемое влияние на
спрос на банковские услуги для рассматриваемого сегмента рынка, при
сегментации рынка банковских услуг могут использоваться самые различные
показатели и признаки. Конкретный их вид зависит от задач анализа рынка, а
также от наличия соответствующей информации, особенно по конкурирующим
банкам и другим финансовым институтам.
К количественным параметрам сегмента рынка относится емкость сегмента. При
расчете емкости сегмента определяют: количество банковских продуктов,
предложенных клиентам; общую стоимость их продажи; число потенциальных
потребителей.
Исходя из указанных параметров, выявляются: экспериментальные площадки,
ориентируемые на данный сегмент и размер сбытовой сети.
Таким образом, для обеспечения процесса группировки клиентов банк
осуществляет детальное сегментирование рынка, разделение последнего на
довольно значительное число отдельных участков, однородных сегментов, с
выделением группы клиентов с аналогичными или схожими запросами и
интересами.
Маркетинг банковских продуктов применительно к юридическим лицам,
компаниям, фирмам и т.д. чаще исходит из необходимости для кредитного
учреждения обеспечить группировку подобных клиентов по различным признакам.
Прежде всего, предприятия рационально ранжировать по уровню их финансовых
возможностей и объему потребляемых банковских услуг. Для конкретных банков
особое значение может иметь характер рыночной деятельности компании-клиента
особенности которой, в частности объемы и специфика оборота денежных
средств, способны открыть для банка дополнительные возможности, в том числе
и в сфере предоставления новых или обновленных банковских продуктов.
Если анализ рынка — это своего рода моментальный снимок, то наблюдение за
рынком представляет собой систематическое отслеживание рыночной ситуации в
целях выявления конъюнктурных изменений, рыночных тенденций и т.д.
Наблюдение за динамикой имущественного положения потребителей банковских
услуг позволяет выяснить, каковы размеры и периодичность возникающих в ходе
кругооборота излишков и недостатков денежных средств, и сделать выводы о
том, нужно ли данной целевой группе в первую очередь предлагать возможности
вложения свободного капитала или возможности привлечения заемных средств.
Наша банковская практика свидетельствует о том, что сектор домохозяйств
является сектором финансовых излишков (привлечение заемных средств здесь
имеет меньшее значение) и предъявляет спрос на услуги по вложению капитала.
Предпринимательский сектор, напротив, регулярно сталкивается с проблемой
дефицита финансирования и предъявляет спрос на услуги по кредитованию. В
результате банк, клиентами которого являются преимущественно частные лица,
будет своего рода инвестиционным институтом и окажется перед необходимостью
поиска вложения привлеченных капиталов; а банк, обслуживающий в основном
предприятия, будет финансирующим институтом, вынужденным искать возможности
привлечения финансовых ресурсов. В принципе обе эти задачи по
восстановлению финансового равновесия могут быть решены посредством
обращения к другим финансовым институтам, но тогда это будет искусственное
равновесие. Если руководство банка сочтет риски, связанные с эти
искусственным установлением равновесия, в долгосрочном аспекте
неприемлемыми, то оно должно разработать такую рыночную стратегию, которая
была бы нацелена на завоевание комплиментарного (дополняющего) сектора
рынка и тем самым на достижение естественного равновесия.
Еще одним важным инструментом маркетингового исследования банковского рынка
является прогнозирование, т.е. предположения относительно изменения
рыночной ситуации в будущем. Его задачи — оценить готовность потребителей
приобретать услуги именного данного банка, а не его конкурентов;
спрогнозировать реакцию потребителей на мероприятия банка по формированию
действительного спроса, а также предсказать изменения конъюнктуры.
Инструментами здесь являются прогнозирование на основе традиционных
математических методов (простой анализ тренда, статистический анализ, метод
стандартного распределения вероятностей и др.) и построение сценария на
основе отбора прогнозов и экспертных оценок.
Структура маркетингового исследования определяется его целями и задачами и
предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: исследование конкретного
рынка и изучение собственных возможностей банка для выхода и закрепления
позиций на рынке.
Исследование рынка банковских продуктов (услуг) охватывает анализ:
потребностей потенциальных потребителей; конкурирующих предложений на
рынке; деятельности субъектов рынка; рекламы.
Изучение же внутренних возможностей банка включает в себя анализ:
хозяйственной деятельности банка; затрат на производство банковской
продукции; затрат на стимулирование и рекламу; будущих потребностей банка.
Важную роль при подготовке решения о внедрении той или иной формы
банковской услуги играют прошлые успехи или неудачи банков в смежных сферах
деятельности. Иными словами, выражение "на ошибках учатся" является одной
из особенностей банковского менеджмента.
Важно отметить, что точность исследований зависит от многих факторов, среди
которых отметим: объем информационной выборки; выбор репрезентативной
группы; способ сбора данных; методы установления контактов.
Сбор внутрибанковской информации состоит из следующих показателей:
финансовое положение клиентов банка; виды банковской продукции (услуг),
предоставляемой рынку; затраты на производство одной единицы банковской
продукции; объем прибыли, получаемой от продажи одной единицы банковской
продукции.
Следующий этап маркетинговых исследований — анализ собранной информации.
Изучение полученных данных предполагает систематизирование информации, ее
обработку математическими и статистическими методами с использованием
современной компьютерной техники, а также представление результатов
исследований в виде различных отчетов. На практике анализ собранной
информации осуществляется с помощью критериев, сформированных на основе
внутренних правил коммерческого банка.
Например, в современных условиях для банковского маркетинга одной из
первоочередных задач является исследование регионального рынка с целью
открытия филиала коммерческого банка. Проблема определения размеров
регионального рынка является сложной и специфической. Трудность заключается
в том, что для обследования каждого избранного региона необходимо собрать и
систематизировать обширный круг информации. Данная информация должна
отвечать уровню детализации, объективно отражающему экономическую
реальность. Короче говоря, прежде чем клиенты увидят на информационных
стендах в банковских офисах объявления о новых банковских продуктах,
происходит долгая и кропотливая работа банка по оценке различных факторов,
влияющих на возможный результат. Важнейшая роль в этом принадлежит
определению потенциального спроса на новую услугу со стороны клиентов.
Прогнозирование спроса на услуги банка проводится в целях выработки на
основе составленного прогноза рекомендаций для руководства банка по выбору
целевых сегментов, стратегии действия на них, ценовой политике, размещению
отделений банка и т.д. Для решения подобных задач необходимо: определить
состояние положения банка на различных сегментах его рынка, а также выявить
и спрогнозировать влияние на спрос различных внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам, непосредственно зависящим от деятельности банка
относятся: его репутация; уровень цен на услуги; набор предоставляемых
услуг и их качество; возможность предоставления новых услуг (нового
качества услуг) по сравнению с конкурентами; уровень обслуживания клиентов;
маркетинговая деятельность по продвижению услуг банка на рынке.
К внешним факторам относятся: мотивы поведения и предпочтения клиентов по
отношению к банковским услугам; структура их доходов по различным группам и
тенденции ее изменения; деятельность конкурентов; состояние и тенденции
изменения политической и экономической ситуации, банковского
законодательства и т.д.
При изучении предпочтений и мотивов поведения, существующих и потенциальных
клиентов банка, предстоит получить ответы на следующие вопросы: . из каких источников они узнали об услугах, предлагаемых банком; . по каким мотивам и с какими целями они обратились или хотели бы обратиться в банк; . какие виды банковских услуг в целом и услуг, предлагаемых данным банком, пользуются спросом; . какие новые виды (новое качество) банковских услуг они хотели бы получить; . каково будет их отношение к предлагаемым банком конкретным новым видам
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|