Меню
Поиск



рефераты скачать Ценообразование на рынке ценных бумаг

p> 3. Факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг.

На ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние традиционные факторы (уровень предложения, конкуренция, затраты или издержки), так и специфические (тип, вид, разновидность, срок обращения, инвестиционные качества ценных бумаг; рейтинг и деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное местонахождения эмитента; инвестиционный климат и инвестиционная емкость сегмента рынка; вид фондовых операций; место и время ценообразования).

Наиболее важным фактором ценообразования на фондовом рынке является соотношение спроса и предложения. Для развития рынка ценных бумаг необходимо наличие предложения разнообразных ценных бумаг, с одной стороны, и реального спроса на них – с другой стороны.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к равновесию рыночных цен биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Равновесие спроса и предложения характеризуется таким уровнем рыночных цен на ценные бумаги, при котором полностью удовлетворяется спрос и реализуется предложение.
Неудовлетворенный спрос ведет к повышению, а избыточное предложение – к снижению цен на ценные бумаги.

Особое значение в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг имеет конкуренция, которая влияет на уровень цен понижательно (при монопольном развитии рынка) или повышательно (при наличии монопсонии на рынке).
Монополия при этом характеризуется преобладанием на рынке ценных бумаг отдельных эмитентов. Монопсония означает господство на фондовом рынке определенных инвесторов. В настоящее время рынок ценных бумаг России характеризуется одновременным наличием и монополии эмитентов и монопсонии инвесторов.

Уровень цен на рынке ценных бумаг также зависит от того, какие затраты
(издержки), связаны с выпуском, обращением и другими фондовыми операциями.
Структура традиционных факторов, влияющих на ценообразование на рынке ценных бумаг показано в таблице:

Традиционные факторы, влияющие на формирование уровня цен на фондовом рынке.
|Факторы спроса |Факторы предложения|Факторы издержек |Факторы |
| | | |конкуренции |
|Величина |Своевременность и |Затраты на эмиссию |Общее число |
|отложенного спроса|обоснованность |Маркетинговые |инвесторов |
|на фондовом рынке |объема и времени |издержки |Число аналогичных |
|Общая |предложения |Затраты на |фондовых |
|инвестиционная |Наличие аналогичных|проведение |предложений и |
|емкость фондового |предложений |конкретной фондовой|величина |
|рынка |Инвестиционные |операции |отложенного |
|Наличие |качества |Оплата услуг |инвестиционного |
|аналогичных |предлагаемых ценных|посредников |спроса |
|предложений |бумаг |Налогообложение |Цены на |
|Цены на другие |Соответствие цен |Ожидаемый доход |аналогичные |
|финансовые |предложения |(прибыль) |финансовые |
|инструменты |потенциальным | |инструменты у |
|Учет предпочтений |ожиданиям | |конкурентов |
|инвесторов |инвесторов | | |
|Мотивация действий| | | |
|инвесторов | | | |

Специфические факторы оказывают разнонаправленное влияние на различные виды цен. Например, тип, вид, разновидность ценной бумаги и срок обращения в основном учитываются при определении ее номинальной цены. Инвестиционные качества ценной бумаги имеют определяющее значение при установлении ее эмиссионной цены.

Рейтинг, деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное местонахождение эмитента во многом определяют уровень биржевой цены.
Инвестиционный климат и инвестиционная емкость рынка влияют на определение рыночной цены. Вид фондовой операции влияет на уровень цен посредством отражения различного уровня дополнительных затрат. Место и время ценообразования отражается на уровне биржевых цен.

4.4. виды цен, применяющиеся на рынке ценных бумаг

На рынке ценных бумаг применяются следующие виды цен:

1) номинальная – устанавливается при выпуске (эмиссии), фиксируется в проспекте эмиссии и обазначается на бланке ценной бумаги при документарной форме выпуска. Является неизменной для данного выпуска ценных бумаг. Уставной капитал акционерного общества определяется путем умножения номинальной цены одной акции на число акций;

2) эмиссионная – является ценой размещения выпуска ценных бумаг. Она зависит от определенных качеств ценной бумаги, условий размещения эмиссии. В отдельных случаях может приравниваться к номинальной цене;

3) биржевая – определяется на бирже в процессе торгов. Зависит от конъюнктуры биржевого рынка по торгуемым ценным бумагам.

Фиксируется минимальная, максимальная и средняя цена биржевых сделок. Ее уровень зависит от вида биржевых сделок;

4) рыночная (курсовая) – отражает соотношение спроса и предложения.

Рассчитывается как средняя по совершенным сделкам на вторичном рынке ценных бумаг;

5) балансовая – определяется на основании данных баланса путем деления общей стоимости имущества предприятия на число акций или суммы займа на число аблигаций;

6) учетная – является фиксированой, так как используется при регистрации (учете) сделок с ценными бумагами на вторичном рынке ценных бумаг;

7) дисконтированная, или текущая – определяется с учетом дисконтных множителей, норм инвестирования;

8) базисная – используется как фиксированная цена в контрактах на ценные бумаги.

5. критериальные признаки ценообразования на различные виды ценных бумаг

Выделяют следующие критериальные признаки ценообразования на различные виды ценных бумаг:

1) форма ценообразования – на законодательной основе (государственные ценные бумаги), по определенному регламенту (цены на фьючерсные контракты на бирже), произвольно (цены на акции на вторичном рынке);

2) органы ценообразования – Государственная дума (определение уровня цен в законах о выпуске государственных ценных бумаг), органы законодательной власти субъектов Федерации (определение уровня цен на ценные бумаги субъектов Федерации при принятии законов об их выпуске), органы местного самоуправления (при утверждении нормативно- правовых актов о выпуске в обращение муниципальных ценных бумаг), общее собрание акционеров акционерных обществ (при эмиссии акций);

3) процедура ценообразования –строго регламентированная (по корпоративным и государственным ценным бумагам) и произвольная (по опционам,. варрантам);

4) общий методический подход – ориентация на рыночное соотношение спроса и предложения, на конкуренцию или издержки;

5) информационная открытость («прозрачность») – процесс ценообразования может быть как открытым (государственные и корпоративные эмиссионные ценные бумаги), так и закрытым, конфеденциальным (неэмиссионные ценные бумаги).

4.6. Особенности ценообразования на государственные ценные бумаги

Процесс ценообразования на государственные ценные бумаги строго регулируется специальными законами об их выпуске. Общая сумма государственного займа, оформляемая конкретным выпуском государственных ценных бумаг, зависит от величины бюджетных потребностей, размера дифицита государственного бюджета. Цена государственной ценной бумаги, как правило, включает в себя номинал, доход в форме купона или скидки (дисконта) при покупке и курсовой (рыночной) надбавки. Уровень доходности зависит от срока до погашения (чем ближе срок погашения, тем выше доходность) и затрат по приобретению (оплата услуг брокеров, дилеров, консультантов и прочих участников рынка ценных бумаг).

Рыночная цена облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) складывается из суммы их номинала, накопленного купонного дохода и курсовой надбавки. Рыночная цена казначейских обязательств зависит от наминала, дисконта, с которым они размещались, а также от курсовой (рыночной) надбавки и установленной государством ставки доходности от наминала.
Рыночная цена облигаций внутреннего государственного валютного займа зависит от курса валюты, в которой определяется их номинал, установленной государством доходности (например, 3% от номинала) и курсовой (рыночной) надбавки.

Рыночная цена золотого сертификата зависит от стоимости эквивалента золотого обеспечения (по номиналу) и премии. Максимальный размер золотого обеспечения по этой ценной бумаге – 10 кг, минимальный – 100г. Золотые сертификаты обычно котируются на Лондонской фондовой бирже, а ежеквартальный доход по ним определяется Лондонской биржей драгоценных металлов. Как правило, наминал золотого сертификата расчитывается как отношение суммы государственного займа к числу выпускаемых золотых сертификатов.

Цена реализации облигаций Банка России (ОБР) определяется по итогам биржевых торгов. Рыночная цена государственных краткосрочных облигаций
(ГКО) определяется на торгах в уполномоченных банках, на биржах. Она зависит от доходности конкретного выпуска, серии (транша). Номинальная цена
ГКО устанавливается Государственной Думой в специальных законах об их выпуске. Доход по ГКО определяется как фиксированный процент от номинальной стоимости, выплачиваемый при погашении. Однако размер курсовой (рыночной) надбавки, рассчитываемой как процент к номиналу, весьма динамичен и зависит от конъюнктуры российского и мирового финансового рынка.

4.7. факторы, определяющие рыночную стоимость ценных бумаг

Рыночную стоимость, т.е. цену, за которую можно купить или продать определенный пакет ценных бумаг в данный момент времени с высокой степенью вероятности, определяют следующие факторы: вид ценных бумаг, их колличество, момент времени для сделки, форма и условия оплаты, вид сделки
(покупка, продажа, залог).

Существует целый ряд программ, позволяющих конструировать желаемую пропорцию активов различных типов, например, минимизирующую риск при заданном уровне ожидаемой прибыли или максимизирующую прибыль при заданном уровне риска. В качестве меры риска инвестиций можно выбрать отраслевое значение P/E (точнее, обратную величину, определяющую уровень ожидаемого рыночного дохода на инвестиции). Этот показатель отражает уровень
«раскрученности» на фондовом рынке акций компании выбранной отрасли, а следовательно, и степень их ликвидности, колеблемость курсов идр. На его основе можно расчитать уровень неопределенности получения дохода и величину стандартного отклонения доходности портфеля.

4.8. биржевое ценообразование

Биржевое ценообразование основано на оперативном учете основных свойств биржевого товара, конъюнктуры рынка, объемах аналогичного товара и зависит от большого числа факторов.

Ценообразование на бирже характеризуется рядом определенных понятий.
Под базисной ценой подразумевается цена биржевого товара стандартного качества со строго определенными свойствами.

Типичная (справочная) цена отражает стоимость единицы товара при типичных объемах продаж и условиях реализации.

Контрактная цена – этофактическая цена биржевой сделки.

Цена спроса – цена товара, предлогаемая покупателем.

Цена предложения – цена товара предлогаемая продавцом.

Спрэд – это разрыв между минимальной и максимальной ценой.

Маржа – страховочный платеж, вносимый клиентом биржи за купленный или проданный контракт или сумма фиксированного вознаграждения посреднику в биржевых торгах.

4. Вывод.

Подводя итог, можно отметить, следующее.

Ценообразование – тонкая материя. Небольшое отклонение от правильного курса может вызвать негативные последствия в несколько раз превышающие, даже самые худшие ожидания. Проводя ценовую политику нужно действовать осторожно и продуманно. Главным помощником в этом оказывается теория ценообразования. Переведя эту теорию в плоскость ценных отношений можно регулировать цены на ценные бумаги.

Ценные отношения сами по себе уже сложны и «особы», т.к. речь идет об инвестициях денежных средств, а в сочетании с наукой «ценообразование» становятся еще более сложными. В настоящее время в России вопрос о фондовом рынке стоит очень остро, тем более подчеркивая актуальность выбранной мной темы.

Литература

1. Инструкция Министерства финансов РФ (О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации( от 3 марта 1992 г.
№ 3.
2. Письмо Минфина РФ (Положение о порядке продажи, учета, совершения сделок и погашения именных Золотых сертификатов Министерства финансов Российской
Федерации выпуска 1993 г.( от 18 ноября 1993 г. № 134.
3. Письмо Минфина РФ (Положение о порядке размещения, обращения и погашения
Казначейских обязательств( от 21 октября 1994 г. № 140.
4. Письмо ЦБР (О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа( от 13 апреля 1994 г. № 87 (с изменениями от 5 сентября 1994 г.).
5. Письмо ЦБР (Организациям-дилерам на рынке ГКО и ОФЗ( от 5 сентября 1995 г. № 28-7-3/А-693.
6. Постановление Правительства РФ (О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов( от 21 марта 1996 г. № 316.
7. Постановление Правительства РФ (О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций( от 8 февраля 1993 г. № 107 (с изменениями от 27 сентября 1994 г.).
8. Постановление Правительства РФ (О выпуске казначейских обязательств( от
9 августа 1994 г. № 906.
9. Приказ Минфина РФ (О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации девятой серии( от 29 июля 199 г. № 70.
10. Условия выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом. Утверждены Минфином РФ 28 июня 1996 г. № 60.
11. Федеральный закон (О рынке ценных бумаг( от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.

( ( (
1. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М. 1993.
2. Астахов В. П. Ценные бумаги. М. 1995.
3. Банк России снизил ставку по сделкам репо // Коммерсантъ-Daily от 5 ноября 1996.
4. Бюджетный кризис не даст погибнуть ГКО. Угроза госзаимствований вновь поднимает ставки // Эксперт от 21 октября 1996. № 40(59).
5. Для своих не жалко! Разрыв доходности рублевых и валютных гособлигаций и не думает сокращаться // Эксперт от 4 ноября 1996. № 42(61).
6. Кролли Л. А. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития // Бухгалтерский учет. № 1. 1996.
7. Кто поддержит рынок. Первичные дилеры предполагают помогать себе, а не
Минфину // Эксперт от 7 октября 1996. № 38(57).
8. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1992.
9. Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М. 1995.
10. Финансовый рынок // Эксперт от 28 октября 1996. № 41(60).
11. Т.Б. Бердникова. Рынок ценных бумаг, М.: 2000г

в

ЧАСТЬ 2 – ПРАКТИЧЕСКАЯ.

Рынок кофе

Из-за заморозков в Латинской Америке и в этом, как и в прошлом году цены на зеленый кофе растут. С началом 2000 г. почувствовали и российские потребители, покупающие в основном кофе растворимых сортов. Цены растут практически на все марки. Импортеры сейчас в один голос предрекают дальнейший рост цен, вплоть до конца года. Причем он будет носить постепенный характер (резкие колебания могут вывести рынок из равновесия). Масштабы грядущего повышения сопоставимы с ростом цен на зеленый кофе и могут достигнуть двух и более раз.
Естественно, что столь масштабные перемены не могут не сказаться на структуре внутреннего спроса. Например, скорее всего будет сломлена наметившаяся в последнее время тенденция роста объемов сбыта кофе качественных сортов (так называемого freeze dry, или сублимированного кофе, к которому относятся следующие марки - Nescafe Alta Rica, Gold,
Cup Colombia, Jacobs Kronung и др.).

Этот процесс особенно заметен в сопоставлении с 1991-1992 гг., когда на рынке преобладала продукция не самого высокого качества (Golden
Mocca, Santa-Fe и др.). Сейчас раскрутить дешевый кофе низких сортов практически невозможно. Пример - широко рекламирующаяся сейчас марка El Gusta, которая так и не вышла на запланированные для нее объемы продаж. Дешевый кофе идет в регионы. И здесь безусловным лидером является Pele.

В то же время крупные города все больше ориентируются на качественные сорта. Например, кофе Carte Noire по цене около 10 долл. за банку 200 г. в начале этого года стала бестселлером, в том числе и мелкооптового рынка. Там его умудрялись продавать даже по 80 тыс. руб.
Это говорит о наличии до сих пор пустующих ниш на нашем рынке, особенно в секторе элитных напитков. Но в еще большей степени это свидетельствует о смещении вектора потребительских предпочтений
(кофе успешно продавался не только в супермаркетах, но и на мелкооптовых рынках, где посетители не отличаются тугим кошельком).

Широко известно, что просвещенный Запад предпочитает молотый кофе. Но попытки вывести этот сорт на наш рынок до сих пор были безрезультатными. Сейчас медленно, но верно рынок поворачивается в эту сторону, хотя и не так заметно, как классе сублимированного кофе. Тем не менее уже сейчас в прайс-листах ведущих кофейных компаний можно отметить не только разнообразный ассортимент растворимого,но и заметно возросший ассортимент молотого кофе практически всех известных марок.

Рост цен на всю продукцию Jacobs в начале этого года (после повышения таможенных пошлин) не сказался на объемах его продаж, как предполагали аналитики. Более того, как только фирма перешла на централизованные поставки со 100% растаможиванием товара, продажи впервые вышли на плановые задания.

Поднялись цены на продукцию Tchibo, осенью ожидается подорожание кофе Pele в новых упаковках.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.