Ценность денег: как разграничивать отношение к деньгам с жизненными ценностями?
Ценность денег: как разграничивать отношение к деньгам
с жизненными ценностями?
В
своей практической деятельности, психолог Линн Хорняк учит людей разграничивать
их отношение к деньгам с жизненными ценностями.
Линн
Хорняк - профессиональный экономист и психолог - работая с клиентами, она
помогает изменить понятия их веры в деньги, в их действенность, сохраняя
основанные на этих понятиях жизненные цели и ценности. По ряду причин, проблема
отношения к деньгам применительно к каждому человеку индивидуальна. «Моя
деятельность повышает «финансовый IQ» человека, или эмоциональный интеллект», -
говорит Хорняк. «Деньги могут быть способом показать любовь, могут означать
безопасность, а для некоторых даже власть» - уверяет Линн.
Преодоление предположений
«Многие
связывают наличие денег с неотъемлемой частью их жизни, придавая деньгам порой
духовный смысл. Однако на самом деле они говорят всего лишь о желании зарабатывать,
сохранять, вкладывать и тратить деньги в соответствии с собственными
ценностями» - утверждает Хорняк.
Ее
клиенты - от предпринимателей до мелких служащих, от актеров до домохозяек. Они
стремятся решить проблему отношения к деньгам как в личной жизни, так и в
бизнесе. Практика показывает, что к психологу людей ведут две основные
«денежные» проблемы: либо они чрезмерно бережливы, либо не могут остановиться в
растрате заработанного. Наибольшей же проблемой для человека является
расхождение его убеждений по поводу денег и реальных жизненных ценностей.
«Зачастую,
дети перенимают страхи своих родителей по поводу денег и уже в самостоятельной
жизни имеют трудности при принятии решений, связанных с деньгами», - говорит
Хорняк, - «Либо они наследуют совершенно другой вид проблемы – неспособность
контролировать трату денег»
При
работе с клиентами, психолога, в первую очередь, интересует то, как они
принимают решения связанные с большими денежными затратами. Некоторые способны
самостоятельно решить вопрос покупки. Для остальных же это более сложно.
Представителей
второй категории психолог просить соблюдать некоторые правила «денежных
отношениях» в течение определенного времени. Например, записывать, как в том
или ином случае цена повлияла на выбор; как принималось решение о покупке, кто
платил, к примеру, за обед. На следующем уроке психолог и клиент вместе
исследуют, каким образом эти действия отражают базовые мотивации и ожидания от
денег.
Иногда,
простейшие действия срабатывают куда эффективнее. Пример из практики: одна из
клиенток психолога не заглядывала в свою записную книжку, в которой были
отражены ее расходы в течение более чем трех лет, просто боясь их проверить.
Линн Хорняк предложила клиентке следующий выход: она помогла ей разработать
план регулярного ввода информации о своих расходах в простую компьютерную
программку. Эта простейшая процедура подняла сознание клиента в отношении
финансовой безопасности и самостоятельности. Таким образом, была создана
несложная система, помогающая избежания будущей паники. В итоге, когда клиентка
все же проверила свои записи, оказалось, что она потратила меньше денег, чем
предполагала.
Лечение или консультация экономиста
Иногда,
занятия психолога являются просто дополнением к рекомендации. Хорняк указывает
на множество клиентов, с которыми она проводила лечение. Вначале она работает
только как врач, постепенно переходя в качество преподавателя. Есть и
противоположные примеры, когда психолог работает в качестве преподавателя, и,
видя что его рекомендации не приводят к желаемым результатам, обнаруживая в
обратившемся некоторые психические расстройства – например, беспокойства или
депрессии - переходит к лечению, пока клиент не достигнет базового уровня.
«В
преподавании, отношения гораздо крепче, чем просто между партнерами по бизнесу:
клиент является твоим со-партнером в разработке целей. Преподавание основано на
предположении, что клиент имеет способность и потенциал к действию», - говорит
Хорняк. «Но при лечении, существуют только отношения врача с пациентом,
основанные на модели выздоровления».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru
|