Меню
Поиск



рефераты скачать Цели и виды аудита

p> СХЕМА ОРГАНИЗЩАЦИИ АУДИТОРСКИХ ФИРМ

С выходом в 1993 г. Указа Президента были определены подходы к регулированию аудиторской деятельности в нашей стране: были утверждены
Временные правила и в 1994 г. создана Комиссия. Общая схема организации и регулирования аудиторской деятельности в Российской
Федерации приобрела следующий вид 3 (рис. 1).

рис. 1
| | | | | | | | | | |
| |Аудиторская | |Аудитор | |Российская | |
| |фирма | | | |Федерация | |
| | | | | | | | | | |
| | |Временные правила аудиторской деятельности в | | |
| | |Российской Федерации. Приложение к Указу Президента | | |
| | |РФ от 22.12.93 г. № 2263 «Об аудиторской | | |
| | |деятельности в Российской Федерации» | | |
| | | | | | | | | | |
| |условия на право | |надзорные органы: | |
| |осуществления аудиторской | | | |
| |деятельности: | | | |
| | |аттес-| |лицензия | | | |Комиссия по | | |
| | |тация | | | | | |аудиторской | | |
| | | | | | | | |деятельности | | |
| | | | | | | | |при Президенте | | |
| | | | | | | | |РФ | | |
| | | | | | | | | | |
| |Аудиторским | |Аудиторам | | |Консультативный| | |
| |фирмам | |как частным | | |совет при | | |
| | | |предпринимат| | |Комиссии по | | |
| | | |елям без | | |аудиторской | | |
| | | |регистрации | | |деятельности | | |
| | | |в качестве | | |при Президенте | | |
| | | |юридического| | |РФ | | |
| | | |лица | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |

ВИДЫ АУДИТА

Внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.
Необходимость во внутреннем аудите обусловлена: усложнением организационной структуры предприятий; разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования; удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия; стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управление; повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита представлена в таблице 2 4. табл. 2
|Факторы |Внутренний аудит |Внешний аудит |
|1 |2 |3 |
|Поста-но|Определяется руководством |Определяется договором между |
|вка |исходя из потребностей |независимыми сторонами: |
|задач |управления как подразделениями|предприятием и аудиторской |
| |предприятия, так и |фирмой (аудитором) |
| |предприятием в целом | |
|Объект |Решение отдельных |Главным образом система учета и |
| |функциональных задач |отчетности предприятия |
| |управления, разработка и | |
| |проверка информационных систем| |
| |предприятия | |
|Цель |Определяется руководством |Определяется законодательством |
| |предприятия |по аудиту: оценка достоверности |
| | |финансовой отчетности и |
| | |подтверждение соблюдения |
| | |действующего законодательства |
|Средства|Выбираются самостоятельно |Определяются общепринятыми |
| |(либо определяются стандартами|аудиторскими стандартами |
| |внутреннего аудита) | |
|Вид |Исполнительская деятельность |Предпринимательская деятельность|
|деятельн| | |
|ости | | |
|Органи-з|Выполнение конкретных заданий |Определяется аудитором |
|ация |руководства |самостоятельно исходя из |
|работы | |общепринятых норм и правил |
| | |аудиторской проверки |
|Взаимо-о|Подчиненность руководству |Равноправное партнерство, |
|тношения|предприятия, зависимость от |независимость |
| |него | |
|Субъекты|Сотрудники, подчиненные |Независимые эксперты, имеющие |
| |руководству предприятия и |соответствующий аттестат и |
| |находящиеся в штате |лицензию на право заниматься |
| |предприятия |этим видом предпринимательства |
|Квалифи-|Определяется по усмотрению |Регламентируется государством |
|кация |руководства предприятия | |
|1 |2 |3 |
|Оплата |Начисление заработной платы по|Оплата предоставленных услуг по |
| |штатному расписанию |договору |
|Ответст-|Перед руководством за |Перед клиентом и перед третьими |
|венность|выполнение обязанностей |лицами, установленная |
| | |законодательными и нормативными |
| | |актами |
|Методы |Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач |
| |(например оценка достоверности информации). Имеются различия в |
| |степени точности и детальности. |
|Отчет-но|Перед руководством |Итоговая часть аудиторского |
|сть | |заключения может быть |
| | |опубликована, аналитическая часть|
| | |передается клиенту |

Функции внутреннего аудита могут выполнять не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом.

Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям.

Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль.
Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.
Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
Обязательный и инициативный аудит.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.


Первоначальный и согласованный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором
(аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Иными словами аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг, среди которых можно выделить: ведение бухгалтерского учета; восстановление бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в
ГНИ; модернизация действующей системы учета; консультации; проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтеров; обучение бухгалтеров; издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу и аудиту; автоматизация бухгалтерского учета.

С точки зрения развития аудит разделяется на три стадии и, соответственно, три вида:

1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);

2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

С точки зрения направленности аудит подразделяется на: общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно- правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, отдельные элементы данной области деятельности специалистов по учету, контролю и анализу ввиду их объективной необходимости в СССР и в России всегда имели место. В подавляющем большинстве случаев такие элементы были разрознены и не представляли систематизированного целого – аудитора как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Они и не именовались аудитом.

Те отдельные исследования и практические разработки, которые обычно выполняются на Западе аудиторскими фирмами и сопровождаются конкретными рекомендациями для администрации клиентов в области управления, учета и анализа хозяйственной деятельности, механизации и автоматизации учетно-аналитических работ, стали необходимы и новой
России. А годы перестройки первыми употребили эти термины аудиторы
Казахстана и Эстонии.

В России же аудиторская деятельность получила свое определение и применение относительно недавно и поэтому имеет характерные только для неё особенности: независимость (организационная, материально-техническая, интеллектуальная); хозяйственный анализ предприятия; финансовый анализ предприятия на основе проверки бухгалтерского учета; контроль порядка ведения бухгалтерского учета; контроль соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация; контроль полноты и точности финансовой информации; контроль соответствия отраженной финансовой отчетности реальной деятельности предприятия.

И, следовательно, главной его целью является определение достоверности и правдивости финансовой отчетности компании, которые определяются законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

В целом, организация и практика аудита в различных странах, в том числе и в России, имеет свои особенности. Они обусловлены спецификой каждой страны, системой ее государственного устройства, уровнем экономического развития, традициями общественного самоуправления и многими другими факторами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Аренс А., Лоббек Дж. Аудит / пер с англ. М.А. Терехова, ред. проф.
Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1995. - с. 7

2 Соколов Я.В., Скобара В.В., Островская О.Л.: Стандарты и нормы финансового контроля // Экономика и жизнь. - 1995. - № 33. - с. 20

3 Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 66

4 Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995. – с. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамс Р. Основы аудита / под ред. Я.В. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 1995. –
398 с.

2. Аренс А. Аудит пер с англ. М.А. Терехова, ред. Проф. Я.В. Соколов. -
М.: Финансы и статистика, 1995. – 560 с.

3. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. – М.: Инвест Фонд,
1994. – 192 с.

4. Временные правила аудиторской деятельности в Российской
Федерации. Приложение к Указу Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263 //
Российская газета. – 1993. - № 239.

5. Смекалов П. В., Терехов А.А., Терехов М.А. Теория и практика аудита. – СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ “Балтийский аудит”,
1995. – 218 с.

6. Соколов Я.В., Скобара В.В., Островская О.Л.: Стандарты и нормы финансового контроля // Экономика и жизнь. - 1995. - № 33. – с. 20-35

7. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 511 с.

8. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995.
– 240 с.

1 Аренс А. Аудит пер с англ. М.А. Терехова, ред. Проф. Я.В. Соколов. -
М.: Финансы и статистика, 1995. -с. 7

2 Периодика «Экономика и жизнь» 1995. - СПб. - № 33. - с. 20????

3

4



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.