Меню
Поиск



рефераты скачать Цели и виды аудита

Цели и виды аудита

смотреть на рефераты похожие на "Цели и виды аудита"

Псковский Вольный университет

Р Е Ф Е Р А Т

ЦЕЛИ И ВИДЫ АУДИТА

студент 2-го курса оценка______________ факультет экономики и менеджмента ____________________
Amuse_me /подпись рук./
Рук.: Мельников Л.П. « «__________2000 г.

г.Псков

2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ……………………………………………………………… 3

1. Сущность аудита ……..……………………………………………… 4


Значение аудита в системе управления экономическими

субъектами …………………………………………………………… 6


4. Принципы аудита ………….………………………………………… 9

5. Сравнительная характеристика организации аудита в разных странах ……………………..………………………………………… 10

6. Схема организации аудиторских фирм ………………..…………... 12

7. Виды аудита …………………………………… ………………….. 13

4. Заключение ……………………………………………..…………… 19

5. Примечания ……………………………………………….……….. 20

11. Список используемой литературы ……………………………….. 21

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение аудита в первую очередь связано с разделеним интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия
(администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.
Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять.

Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала особого значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

СУЩНОСТЬ АУДИТА

Современный аудит - это особая организационная форма контроля.
Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России, т.е. отличительной его чертой является его принадлежность к инфраструктуре рынка.

Как правило, на Западе инициаторами проведения аудита выступают банки, налоговые органы, потенциальные инвесторы и сами собственники.
При этом каждый и пользователей аудиторских услуг, заботясь о своих интересах, объективно нуждается в функции засвидетельствования аудиторов.

Чтобы удовлетворить эти потребности, резко возрастает число присяжных или дипломированных общественных бухгалтеров. Многие из них выполняют функции аудиторов.

Далее необходимо более подробно определить сущность аудита. А она вытекает из тех задач, которые ставят перед ним законодатель и общество. Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают англо-американские специалисты, а также аудиторы континентальной
Европы. Этот подход отражает американскую и некоторую иную зарубежную практику аудита, причем резко отличающуюся от практики известной нам ревизии.

Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой
«независимое изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении любых правил, установленных действующим законодательством». А по действующим в РФ Временным правилам основной задачей аудиторской деятельности является определение достоверности отчетности экономических субъектов. Дословно (п. 5 Временных правил) это звучит следующим образом:

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основные показатели(содержание, объем и формы) принятой в Российской
Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия – нормативными актами Совета Министров – Правительства
Российской Федерации и в частности бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений – нормативными актами
Центрального банка Российской Федерации.

По Проекту закона данная основная задача, из формулировки которой, собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к определению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Однако в Проекте закона есть важная оговорка: аудитор подтверждает достоверность указанной отчетности во всех существенных аспектах. Следовательно, авторы Проекта закона отметили, что целью аудита не является и не может быть полное устранение информационного риска. Целью аудиторской деятельности в Проекте закона является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов во всех существенных аспектах, что более верно соответствует сущности и задачам аудита по международным нормам.

Приведенная выше оговорка чрезвычайно важна. Она связана с тем, что цивилизованный рынок определяет главные, основополагающие задачи аудита иначе, нежели это делается сейчас в России. И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как: процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации; процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными экономическими субъектами.

Таким образом, полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно. Такая цель просто нереальна.

И все же практика аудита в странах с развитой рыночной экономикой действительно очень обширна, а стоящие перед аудитором задачи – весомы и значительны. Это можно увидеть в одном из наиболее применяемых западных (США) определений аудита1 :

Аудит (auditing) – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ

Воспользуемся материалом Временных правил и исследуем основные задачи аудита в системе управления экономическими субъектами. Обоснуем соответствующую трактовку отдельных элементов приведенного выше определения сущности аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики применительно к соответствующим статьям Временных правил: а) компетентный – термин не встречается, но косвенно подразумевается, в том числе и через систему аттестации (п.8, 20-22); б) независимый работник – аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, третьей стороны, собственников и руководителей своей аудиторской фирмы (п.12); в) накапливает и оценивает – первый термин не встречается, а второй – встречается, но в очень широком контексте од «оценке активов и пассивов экономического субъекта» (п.9); г) аудиторские свидетельства - данные, полученные в ходе аудиторской проверки (п.14); д) информация, поддающаяся количественной оценке, - бухгалтерская (финансовая) отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов (п.3); е) специфическая хозяйственная система – экономические субъекты, т.е. предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность; к экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно (п.2); ж) заключение – заключение аудитора – это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов оно приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ (п.17); з) мнение – этот термин не встречается; и) степень соответствия этой информации установленным критериям – факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия финансового отчетности, влияющих на ее достоверность.
А также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно- финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц
(п.18»б»).

Как видим, по своей сущности отечественный аудит уже приближается к сущности аудита на Западе, хотя ни о выработке устоявшейся русской терминологии для аудита, ни о полном совадении этих понятий говорить пока не приходится: слишком рано. Значение и задачи аудита в условиях РФ, если рассматривать их в целом, еще кое в чем отличаются от аналогичных задач аудита в зарубежных системах управления хозяйствующими субъектами. Например, как подметили многие авторы, «существенным упущением определения, данного Временными правилами, является отсутствие обозначение результата проделанной аудиторской работы. Результатом аудита может быть только выражение мнения независимого аудитора о достоверности информации об объекте аудита, предоставленной организацией, в которой проводилась проверка»2
.

Анализ сущности, значения и задач аудита показывает, что это не просто «карающий меч» в руках «новой революции», а особо сложный социально нейтральный экономический инструмент.

Современный аудит начал свое бурное развитие примерно со второй половины XIX в. вместе с бурным развитием акционерных обществах формы капитала, адекватной крупной промышленности. Сельскому хозяйству и торговле. Это случилось в силу тех объективных обстоятельств, что в новых условиях система отношений инвестора с наемной администрацией акционерных обществ претерпела существенные, коренные изменения: имущественная дифференциация населения, а также развитие фиктивного капитала вызвали принципиальный сдвиг в составе и в самом облике инвесторов; принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, нередко приводило к отрицательным экономическим последствиям и даже к банкротствам некоторых акционерных обществ; потребовались особые специальные знания для людей, способных высказать профессиональное суждение о достоверности их отчетности; произошел существенный отрыв администрации акционерных обществ от непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа; объективно разделились интересы администрации компании как составителей отчетности и их инвесторов, а также других пользователей этой отчетности; началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной формы движения капитала.

Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам в российской экономике.

Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но тем не менее все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов. Именно поэтому ускоренное развитие аудиторская деятельность получила после кризиса 1929-1933 гг., когда у инвесторов пропало доверие к существующим финансовым структурам.

Современное положение в России удивительно напоминает описанную ситуацию. С одной стороны, происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, а с другой – уже имеется первый негативный опыт строительства финансовых пирамид, а также банкротств ряда финансовых институтов, использовавших преимущественно средства населения. Негативный опыт банкротств затронул интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.

Таким образом, к середине 90-х годов в нашей стране уже произошел подрыв доверия вкладчиков и акционеров ко всем существующим финансовым структурам, а необходимость процессов снижения информационного риска, функции засвидетельствования аудиторов была осознана очень многими пользователями бухгалтерской отчетности. В сложившихся условиях уже можно твердо сказать, что проблема создания в
России аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов, стала одной из основных на пути стабилизации экономики.

ПРИНЦИПЫ АУДИТА

Большинство стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе и Россия) имеют проверенные мировой практикой принципы ведения аудита:
1. Независимость аудита от государства, его различных министерств и ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор,
Государственная налоговая служба и Центральный банк России.

2. Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают уровень подготовки и моральные качества другого специалиста: с выдачей разрешения на право заниматься аудиторской деятельностью только тем лицам, которые способны подтвердить свою квалификацию; с обеспечением профессиональной защищенности аудиторов.

3. Финансовая независимость аудитора от клиента: достаточный размер уставного капитала и чистых активов; самострахование; безусловное соблюдение аудиторами и независимости собственной позиции, и коммерческих интересов клиента; оплата, поступающая из другого источника, от каждого клиента, должна иметь незначительный удельный вес в общем потоке доходов от уплаты услуг аудиторов; фирма ограничивает оказание других услуг клиенту, чтобы избежать конфликтов интересов.

4. Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена аудитора, что дает возможность избежать слишком глубокой зависимости аудиторов от клиента.

5. Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с высокотехнологичными системами клиента.

6. Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской фирмой) качества процессов аудита.

7. Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией для этих целей международного опыта к экономической реальности.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА В РАЗНЫХ СТРАНАХ

(табл. 1)

табл.1

| | Страна |Показатели |
| | |Основная цель аудита |Органы, |Системы |
| | | |регулирующие |подготовки |
| | | |аудиторскую |аудиторских |
| | | |деятельность |кадров |
|1|2 |3 |4 |5 |
|1|Англия |Контроль за |Комитет |Комитет |
| | |правильностью ведения|дипломирован-ных |дипломирован-ных |
| | |бух. учета, |бухгалтеров и |бухгалтеров и |
| | |составления |аудиторов |аудиторов |
| | |отчетности и | | |
| | |выражения мнения о | | |
| | |финансовой отчетности| | |
| | |предприятия | | |
|2|Фран-ция|Внешний финансовый |1. Орден |1. Орден |
| | |контроль |бухгалтеров-экспе|бухгалтеров-экспе|
| | |достоверности |ртов |ртов |
| | |финансовой отчетности|2. Национальная |2. Национальная|
| | |негосударственного |палата ревизоров |палата ревизоров |
| | |сектора экономики | | |
|3|США |Проверка финансовых |1. Федерация |1. Институт |
| | |отчетов независимыми |обществ аудиторов|дипломированных |
| | |аудиторами и | |аудиторов |
| | |экспертно-консультати|2. Институт |2. Институт |
| | |вная деятельность |внутренних |внутренних |
| | | |ревизоров |аудиторов |
| | | |3. Институт | |
| | | |бухгалтеров | |
|1|2 |3 |4 |5 |
|4|Швеция |Проверка финансовых |Комиссия по |1. Комиссия по |
| | |отчетов предприятий, |аудиторской |аудиторской |
| | |компаний, банков, |деятельности |деятельности |
| | |организаций и |2. Шведское |2. Институт |
| | |правильности |общество |повышения |
| | |отражения |аудиторов (SRS) |квалификации |
| | |хозяйственных | |аудиторов (UPEB) |
| | |операций на счетах | |3. Шведское |
| | |бухгалтерского учета | |общество |
| | | | |аудиторов (SRS) |
|5|Китай |Полный |Государственная |Подготовка |
| | |государственный |аудиторская |аудиторов через |
| | |контроль доходов и |администрация |систему |
| | |расходов всех | |государственных |
| | |министерств, ведомств| |вузов и др. |
| | |и их предприятий, | |учебных заведений|
| | |органов власти | | |
|6|Россия |Независимая экспертиза |Комиссия по |Учебно-методиче|
| | |бухгалтерской отчетности |аудиторской |ские центры |
| | |хозяйствующего субъекта |деятельности |ЦАЛАК МФ и ЦБ |
| | |путем проверки соблюдения |при Президенте |РФ |
| | |установленного порядка |РФ, ЦАЛАК МФ и | |
| | |ведения бухгалтерского |ЦБ РФ, | |
| | |учета, соответствия |Аудиторская | |
| | |хозяйственных и финансовых|палата России и| |
| | |операций законодательству |другие | |
| | |РФ, полноты и верности |общественные | |
| | |отражения показателей |аудиторские | |
| | |деятельности предприятий в|организации | |
| | |бухгалтерской отчетности | | |

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.